РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 мая 2020 года г.Киреевск
Киреевский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Ткаченко И.С.,
при секретаре Орловой Н.Н.,
с участием представителя административного истца Киреевского межрайонного прокурора Тульской области – помощника Киреевского межрайонного прокурора Гришиной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело № 2а-571/20 по административному исковому заявлению Киреевского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Киреевский район о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным, понуждении к передаче объектов муниципальной собственности в пользование в соответствии с требованиями законодательства о концессионных соглашениях,
установил:
Киреевский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации МО Киреевский район о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным, понуждении к передаче объектов муниципальной собственности в пользование в соответствии с требованиями законодательства о концессионных соглашениях, указывая в обоснование заявленных требований на то, что Киреевской межрайонной прокуратурой Тульской области проведена проверка исполнения администрацией МО Киреевский район законодательства Российской Федерации о собственности, бюджетного законодательства и законодательства о защите конкуренции. Проверка показала, что на основании протокола внеочередного заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности администрации муниципального образования Киреевский район от 21.08.2017 г. № между администрацией муниципального образования Киреевский район и ООО «Теплотехник» 02.09.2017 г. заключен договор хранения муниципального имущества, согласно которому хозяйствующему субъекту безвозмездно переданы на хранение с правом эксплуатации объекты теплоснабжения, находящиеся в муниципальной собственности - теплотрассная сеть, протяженностью 5150 м, расположенная в пос. Шварцевский Киреевского района Тульской области; нежилое здание (котельная с подземными коммуникациями), расположенное по адресу: <...>; сооружение (воздушная теплотрасса на 10-ти металлических опорах от тепловой камеры до котельной), протяженностью 82 м, расположенное по адресу: <...>. Между тем срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию вышеуказанных объектов теплоснабжения и датой заключения договора, составляет более пяти лет, следовательно, администрация муниципального образования Киреевский район вправе передать юридическому лицу данное имущество только по концессионному соглашению. Проверкой установлено, что необходимость заключения договора хранения была вызвана отсутствием возможности у администрации муниципального образования Киреевский район заключить концессионное соглашение. Обстоятельства, явившиеся основаниями для заключения договора хранения с ООО «Теплотехник» без проведения торгов, не являлись чрезвычайной ситуацией, предоставление ООО «Теплотехник» муниципального имущества без проведения торгов являлось нарушением запрета, установленного частью 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Предоставление ООО «Теплотехник» права владения и пользования муниципальным имуществом без проведения конкурсных процедур противоречит действующему законодательству. В целях устранения нарушений закона Киреевским межрайонным прокурором 10.06.2019 г. на имя главы администрации муниципального образования Киреевский район внесено представление, которое рассмотрено. Однако нарушения не устранены. С октября 2019 г. объекты теплоснабжения, находящиеся в муниципальной собственности - теплотрассная сеть, протяженностью 5150 м, расположенная в пос. Шварцевский Киреевского района Тульской области; нежилое здание (котельная с подземными коммуникациями), расположенное по адресу: <...>; сооружение (воздушная теплотрасса на 10-ти металлических опорах от тепловой камеры до котельной), протяженностью 82 м, расположенное по адресу: <...> безвозмездно эксплуатируются теплоснабжающей организацией – ООО «ЭнергоГазИнвест-Тула». При этом между сторонами концессионное соглашение не заключено. Между тем в силу требований федерального законодательства администрация муниципального образования Киреевский район вправе передать юридическому лицу данное имущество только по концессионному соглашению. На основании изложенного административный истец просит признать бездействие администрации МО Киреевский район по передаче прав на объекты теплоснабжения в соответствии с требованиями законодательства о концессионных соглашениях незаконным; обязать администрацию МО Киреевский район обеспечить передачу права пользования объектами недвижимого имущества: - теплотрассная сеть, протяженностью 5150 м, расположенная в пос.Шварцевский Киреевского района Тульской области; - нежилое здание (котельная с подземными коммуникациями), расположенное по адресу: <...>; - сооружение (воздушная теплотрасса на металлических опорах от тепловой камеры до котельной), протяженностью 82 м, расположенное по адресу: <...> для осуществления теплоснабжения населения муниципального образования Киреевский район в соответствии с требованиями законодательства о концессионных соглашениях в срок до 31.12.2020 г.
Представитель административного истца Киреевского межрайонного прокурора Тульской области – помощник Киреевского межрайонного прокурора Гришина Н.В. заявленные административные исковые требования поддержала, подтвердив вышеизложенное, просила их удовлетворить, считая законными и обоснованными.
Административный ответчик администрация МО Киреевский район в судебное заседание представителя не направила, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещалась. В материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя и вынесении решения на усмотрение суда в соответствии с нормами действующего законодательства.
Заинтересованное лицо ООО «ЭнергоГазИнвест-Тула» район в судебное заседание представителя не направило, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещалось.
Суд счел возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 212 ГК РФ в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.
На основании ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
В силу ст. 15 Бюджетного кодекса РФ каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет.
Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.
В соответствии со ст. 215.1 Бюджетного кодекса РФ исполнение местного бюджета обеспечивается местной администрацией муниципального образования.
На основании пункта 3 статьи 41, статьи 47 Бюджетного кодекса РФ доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, относятся к собственным неналоговым доходам бюджетов.
На основании части 1 ст. 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.
При этом, в силу части 3 статьи 28.1 Федерального закона № 190-ФЗ в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Как установлено частью 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 указанного закона.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки, проведенной Киреевской межрайонной прокуратурой установлено, что на основании протокола внеочередного заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности администрации муниципального образования Киреевский район от 21.08.2017 г. № между администрацией муниципального образования Киреевский район и ООО «Теплотехник» 02.09.2017 г. заключен договор хранения муниципального имущества, согласно которому хозяйствующему субъекту безвозмездно переданы на хранение с правом эксплуатации объекты теплоснабжения, находящиеся в муниципальной собственности - теплотрассная сеть, протяженностью 5150 м, расположенная в пос. Шварцевский Киреевского района Тульской области; нежилое здание (котельная с подземными коммуникациями), расположенное по адресу: <...>; сооружение (воздушная теплотрасса на 10-ти металлических опорах от тепловой камеры до котельной), протяженностью 82 м, расположенное по адресу: <...>.
Между тем срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию вышеуказанных объектов теплоснабжения и датой заключения договора, составляет более пяти лет, следовательно, администрация муниципального образования Киреевский район вправе передать юридическому лицу данное имущество только по концессионному соглашению.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
Проверкой также установлено, что необходимость заключения договора хранения была вызвана отсутствием возможности у администрации муниципального образования Киреевский район заключить концессионное соглашение. Таким образом, обстоятельства, явившиеся основаниями для заключения договора хранения с ООО «Теплотехник» без проведения торгов, не являлись чрезвычайной ситуацией.
Учитывая изложенное, предоставление ООО «Теплотехник» муниципального имущества без проведения торгов являлось нарушением запрета, установленного частью 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», согласно которой заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
Статьей 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов (пункт 4).
Таким образом, предоставление ООО «Теплотехник» права владения и пользования муниципальным имуществом без проведения конкурсных процедур противоречит федеральному законодательству.
В целях устранения нарушений закона Киреевским межрайонным прокурором 10.06.2019 г. на имя главы администрации муниципального образования Киреевский район внесено представление, которое рассмотрено.
До настоящего времени требования прокурора не исполнены. Доказательств обратного суду не представлено.
С октября 2019 г. объекты теплоснабжения, находящиеся в муниципальной собственности - теплотрассная сеть, протяженностью 5150 м, расположенная в пос. Шварцевский Киреевского района Тульской области; нежилое здание (котельная с подземными коммуникациями), расположенное по адресу: <...>; сооружение (воздушная теплотрасса на 10-ти металлических опорах от тепловой камеры до котельной), протяженностью 82 м, расположенное по адресу: <...> безвозмездно эксплуатируются теплоснабжающей организацией – ООО «ЭнергоГазИнвест-Тула». При этом между сторонами концессионное соглашение не заключено.
Между тем в силу требований федерального законодательства администрация муниципального образования Киреевский район вправе передать юридическому лицу данное имущество только по концессионному соглашению.
Сложившаяся ситуация препятствует эффективному и законному вовлечению муниципального имущества в оборот, развитию конкуренции, приводит к ненадлежащему содержанию муниципального имущества, нарушает права и законные интересы юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных участников правоотношений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности путем ограничения их участия в предусмотренных законом конкурсных мероприятиях на право заключения соответствующих договоров, а также свидетельствует о создании незаконной преференции обществу.
Выявленные нарушения создают благоприятную почву для коррупционных проявлений в сфере распоряжения муниципальной собственностью со стороны должностных лиц администрации муниципального образования Киреевский район.
В соответствии подп. «а» п. 2 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под противодействием коррупции понимается, в том числе деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).
Согласно статье 7 названного закона одним из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции является совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения.
Таким образом, непринятие административным ответчиком мер к передаче права пользования объектами жилищного-коммунального хозяйства в соответствии с требованиями федерального законодательства нарушает права неопределенного круга лиц – жителей муниципального образования Киреевский район на бесперебойное теплоснабжение, подачу коммунальных услуг надлежащего качества в объемах, необходимых потребителям.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования Киреевского межрайонного прокурора Тульской области к администрации МО Киреевский район о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным, понуждении к передаче объектов муниципальной собственности в пользование в соответствии с требованиями законодательства о концессионных соглашениях являются обоснованными, а, следовательно, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Киреевского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Киреевский район о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным, понуждении к передаче объектов муниципальной собственности в пользование в соответствии с требованиями законодательства о концессионных соглашениях - удовлетворить.
Признать бездействие администрации МО Киреевский район по передаче прав на объекты теплоснабжения в соответствии с требованиями законодательства о концессионных соглашениях незаконным.
Обязать администрацию МО Киреевский район обеспечить передачу права пользования объектами недвижимого имущества: - теплотрассная сеть, протяженностью 5150 м, расположенная в пос.Шварцевский Киреевского района Тульской области; - нежилое здание (котельная с подземными коммуникациями), расположенное по адресу: <...>; - сооружение (воздушная теплотрасса на металлических опорах от тепловой камеры до котельной), протяженностью 82 м, расположенное по адресу: <...> для осуществления теплоснабжения населения муниципального образования Киреевский район в соответствии с требованиями законодательства о концессионных соглашениях в срок до 31.12.2020 г.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Киреевский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий