ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-571/2020КОПИ от 09.06.2020 Ленинградского районного суда (Краснодарский край)

Административное дело № 2а-571/2020 КОПИЯ

УИД 23RS0030-01-2020-000919-91

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 июня 2020 года ст. Ленинградская

Ленинградский районный суд Краснодарского края в составе: председательствующего судьи Минко В.В.,

рассмотрев единолично в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Центрального банка Российской Федерации (Банк России) в лице Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации (Южное ГУ Банка России) к Сельскохозяйственному потребительскому кредитному кооперативу «Поддержка», Крестьянскому (фермерскому) хозяйству «Теплый Стан», Крестьянскому (фермерскому) хозяйству «Аякс», Крестьянскому (фермерскому) хозяйству «Тихое» о ликвидации Сельскохозяйственного потребительского кредитного кооператива «Поддержка»,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с административным исковым заявлением о ликвидации Сельскохозяйственного потребительского кредитного кооператива «Поддержка» (местонахождение: <адрес>, ИНН № <...> ОГРН № <...> дата государственной регистрации в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ, регистрирующий орган Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 16 по Краснодарскому краю). В обосновании требований указывает, что СПКК «Поддержка» не выполнил требования закона «О сельскохозяйственной кооперации», а именно не вступил в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы и никогда не являлся членом ни одной саморегулируемой организации. На основании изложенного просит суд ликвидировать СПКК «Поддержка», обязать его учредителей произвести в шестимесячный срок все необходимые действия, связанные с ликвидацией кооператива.

Представитель истца Центрального банка Российской Федерации (Банк России) в судебное заседание не явился, от него поступило ходатайство, в котором он просит суд заявленные административные требования удовлетворить в полном объеме, дело рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Представитель ответчика КФХ «Тихое», глава КФХ «Тихое» ФИО1 в судебное заседание не явился, от него поступило заявление, в котором он просит рассмотреть дело в его отсутствие, в упрощенном порядке рассмотрения дела не возражает, заявленные административные требования признает, в удовлетворении заявленных требований истца не возражает. Просит так же приобщить к материалам дела протокол № <...> Общего внеочередного собрания членов СПКК «Поддержка» Ленинградского района Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ о ликвидации кооператива и назначении ликвидатора кооператива.

Представители ответчиков СПКК «Поддержка», КФХ «Теплый Стан», КФХ «Аякс» в судебное заседание не явились, хотя о дате, времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, заявлений об отложении судебного заседания от них не поступало, доказательств уважительных причин не явки суду не предоставили.

Представитель заинтересованного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Краснодарскому краю в судебное заседание так же не явился, от него поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Согласно ч. 7 ст. 150 КАС РФ если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 КАС РФ.

В данном случае суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле в порядке упрощенного (письменного) производства.

Исследовав доказательства по административному делу в письменной форме, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 1 ч.3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке административного судопроизводства рассматривают и разрешают подведомственные им дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, а также о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра.

Аналогичные нормы так же содержатся в главе 27 КАС РФ, регулирующей рассмотрение административных исковых заявлений, в том числе о ликвидации иной некоммерческой организации.

В соответствии с п. 9.1 ст. 4, ст. 76.5 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами, проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами меры.

Согласно п.17 ст. 76.1 ФЗ от 10.07.2002 года № 86-ФЗ лица, осуществляющие деятельность кредитных потребительских кооперативов, признаются некредитными финансовыми организациями.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственной регистрации СПКК «Поддержка», ИНН № <...>, ОГРН № <...>

В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ предоставленной МИФНС № 16 по Краснодарскому краю – СПКК «Поддержка» является действующим юридическим лицом, следовательно, данный кооператив является организацией поднадзорной Банку России.

Ответчики КФХ «Теплый Стан», КФХ «Аякс», КФХ «Тихое» являются учредителями (участниками) СПКК «Поддержка».

Согласно под.3 п.1 ст. 40.2 Федерального закона от 08.12.1995 года № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» Банк России осуществляет контроль и надзор за соблюдением кредитными кооперативами требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России с учетом особенностей, установленных ст. 40.3 настоящего Федерального закона.

В соответствии с под. 1 п. 1 ст. 40.3 ФЗ № 193-ФЗ кредитные кооперативы, за исключением кредитных кооперативов последующих уровней, вступают в саморегулируемые организации в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы (далее СРО), в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 13.07.2015 № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» и принятыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России.

Таким образом, СКПК вступает в СРО в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 223-ФЗ, в сроки, предусмотренные Федеральным законом № 193-ФЗ, то есть в течении девяносто дней, следующих за днем получения некоммерческой организацией статуса СРО, при отсутствии до указанного дня СРО.

Вместе с тем согласно п. 2 ст. 18 Федерального закона от 03.07.2016 года № 292-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации требования ч.1 и 4 ст. 8 Федерального закона № 223-ФЗ (в редакции ФЗ № 292-ФЗ) в отношении СКПК применяются с ДД.ММ.ГГГГ.

Представленными письменными материалами дела установлено, что истцом, Южным ГУ Банка России в адрес СПКК «Поддержка» в электронном виде с электронной подписью через личный кабинет участника информационного обмена направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> с указанием на необходимость соблюдения СКПК с ДД.ММ.ГГГГ требований под.1 п.1 ст. 40.3 ФЗ № 193-ФЗ.

Однако, в соответствии с запросом Южного ГУ Банка России в СРО объединяющие СПКК от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> о предоставлении информации о членстве в них СПКК «Поддержка», а так же из сведений Государственного реестра сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов установлено, что СПКК «Поддержка» не является и никогда не являлось членом ни одной саморегулируемой организацией.

Как следует из выписки из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ предоставленной МИФНС № 16 по Краснодарскому краю, СПКК «Поддержка» от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о добровольной ликвидации и назначении ликвидатора в лице председателя правления кооператива – ФИО2, о чем в ЕГРЮЛ свидетельствует запись от ДД.ММ.ГГГГ ГРН № <...>

Согласно п. 11 ч.1 ст. 40.2 Федерального закона от 08.12.1995 года № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» Банк России вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива, в случае нарушения кредитным кооперативом требования об обязательном членстве в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы, которое установлено Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка".

На основании п. 2 ч.3 ст. 61 ГК РФ требование о ликвидации юридического лица должно быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что СПКК «Поддержка» допущены нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности кредитных кооперативов, которые подтверждаются необходимым и достаточным количеством имеющихся в деле доказательств, в связи с чем у суда имеются все основания для удовлетворения заявленного требования о ликвидации кооператива, в качестве меры, направленной на защиту прав и законных интересов других лиц, охраняемых законом публичных интересов.

Пунктом 5 ч.1 ст. 61 ГК РФ решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

Согласно п. 7 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> «О некоторых вопросах применения статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации» в случае возложения обязанности по ликвидации юридического лица на участников (учредителей) юридического лица либо на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, в решении суда о ликвидации юридического лица указываются, в частности сроки завершения ликвидационной процедуры.

Суд, так же считает возможным возложить обязанности по осуществлению ликвидации СПКК «Поддержка» на его учредителей (участников): КФХ «Теплый Стан», КФХ «Аякс», КФХ «Тихое» и ликвидатора СПКК «Поддержка» в лице председателя правления кооператива ФИО2, произвести действия, связанные с его ликвидацией в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

Нахождение СПКК «Поддержка» в настоящее время на стадии ликвидации, не исключает его принудительную ликвидацию по решению суда, поскольку действующее законодательство не содержит подобного запрета.

Согласно п. 7 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.01.2000 года № 50 «Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций», в котором указанно, что решение о добровольной ликвидации юридического лица не исключает возможности обращения в суд с иском о его принудительной ликвидации, если указанное решение не выполняется, и имеются основания для принудительной ликвидации.

Судом, с учетом требований ст. 84 КАС РФ дана оценка всем предоставленным сторонами в материалы дела доказательствам, которые свидетельствуют о наличии оснований для удовлетворения административного искового заявления в полном объеме.

В силу ч.1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Согласно пп.3 п.1 ст. 333.19 НК РФ размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с административных ответчиков в доход государства составляет 6000 рублей.

Согласно разъяснениям, данным в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», при предъявлении иска совместно нескольким истцам или к нескольким ответчикам (процессуальное соучастие) распределение судебных издержек производится с учетом особенностей материального правоотношения, из которого возник спор, и фактического процессуального поведения каждого из них (ст. 40 ГПК РФ).

Учитывая, что ответчики не являются солидарными должниками, с административных ответчиков подлежи взысканию государственная пошлина в доход государства в равных долях по 1500 рублей 00 копеек с каждого.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 - 178, 180, 264, 290, 293 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Центрального банка Российской Федерации (Банк России) в лице Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации (Южное ГУ Банка России) к Сельскохозяйственному потребительскому кредитному кооперативу «Поддержка» (ИНН № <...>, ОГРН № <...>), Крестьянскому (фермерскому) хозяйству «Теплый Стан» (ИНН № <...>), Крестьянскому (фермерскому) хозяйству «Аякс» (ИНН № <...>), Крестьянскому (фермерскому) хозяйству «Тихое» (ИНН № <...>) о ликвидации Сельскохозяйственного потребительского кредитного кооператива «Поддержка» - удовлетворить.

Ликвидировать Сельскохозяйственный потребительский кредитный кооператив «Поддержка», местонахождение: <адрес>, <адрес> ИНН № <...>, ОГРН № <...>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ.

Возложить обязанности по осуществлению ликвидации Сельскохозяйственного потребительского кредитного кооператива «Поддержка» (ИНН № <...> ОГРН № <...> на его учредителей (участников): Крестьянское (фермерское) хозяйство «Теплый Стан» (ИНН № <...>), Крестьянское (фермерское) хозяйство «Аякс» (ИНН № <...>), Крестьянское (фермерское) хозяйство «Тихое» (№ <...>) и ликвидатора Сельскохозяйственного потребительского кредитного кооператива «Поддержка» в лице председателя правления кооператива ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>.

Обязать учредителей (участников) Сельскохозяйственного потребительского кредитного кооператива «Поддержка» (ИНН № <...>, ОГРН № <...>): Крестьянское (фермерское) хозяйство «Теплый Стан» (ИНН № <...>), Крестьянское (фермерское) хозяйство «Аякс» (ИНН № <...>), Крестьянское (фермерское) хозяйство «Тихое» (№ <...>) и ликвидатора Сельскохозяйственного потребительского кредитного кооператива «Поддержка» в лице председателя правления кооператива ФИО2 произвести действия, связанные с его ликвидацией в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с административных ответчиков Сельскохозяйственного потребительского кредитного кооператива «Поддержка» (ИНН № <...>, ОГРН № <...>), Крестьянского (фермерского) хозяйства «Теплый Стан» (ИНН № <...>), Крестьянского (фермерского) хозяйства «Аякс» (ИНН № <...>), Крестьянского (фермерского) хозяйства «Тихое» (№ <...>) государственную пошлину в доход государства в размере 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей 00 копеек с каждого.

Копию решения направить в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 16 по Краснодарскому краю для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о принятии судом решения о ликвидации Сельскохозяйственного потребительского кредитного кооператива «Поддержка» (ИНН № <...>, ОГРН № <...>).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Ленинградский районный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья

Ленинградского районного суда: подпись В.В. Минко