ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-571/2021 от 04.03.2021 Советского районного суда г.Тулы (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

4 марта 2021 года г.Тула

Советский районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Наумкиной О.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Свечниковой А.В.,

с участием административного истца - Тульского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Глотовой Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело (производство № 2а-571/2021) по административному иску Тульского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах о признании информации, размещённой в сети Интернет на сайте: <данные изъяты>, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено,

у с т а н о в и л:

Тульский прокурор по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределённого круга лиц по вышеизложенным основаниям.

В обоснование своих требований прокурор указал, что Тульской прокуратурой по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах проведена проверка в сфере оборонно-промышленного комплекса в части вопросов соблюдения режима охраны информации, доступ к которой ограничен.

Проверкой установлено, что на сайте: <данные изъяты>, размещен текст государственного военного стандарта ГОСТ РВ «Комплексная система общих технических требований. Аппаратура, приборы, устройства и оборудование военного назначения. Требования к программам обеспечения надежности и стойкости к воздействию ионизирующих и электромагнитных излучений», инв. № отсутствует. Получение файла (текста документа) не требует дополнительной регистрации, а также введения пароля для входа на сайт, ознакомиться с содержанием размещенного материала и получить файл в формате PDF может любой Интернет-пользователь.

Указывая, что сайт содержит информацию, запрещенную законодательством, поскольку текст документа, размещенного на сайте ГОСТ РВ «Комплексная система общих технических требований. Аппаратура, приборы, устройства и оборудование военного назначения. Требования к программам обеспечения надежности и стойкости к воздействию ионизирующих и электромагнитных излучений», идентичен тексту находящегося в распоряжении ПАО «НПО «Стрела» военного стандарта ГОСТ РВ «Комплексная система общих технических требований. Аппаратура, приборы, устройства и оборудование военного назначения. Требования к программам обеспечения надежности и стойкости к воздействию ионизирующих и электромагнитных излучений», инв. , зарегистрированного в организации за номером в качестве документа, содержащего служебную тайну, прокурор просит признать информацию, размещенную в сети «Интернет» на сайте: <данные изъяты>, информацией, распространение которой запрещено на территории Российской Федерации, копию решения суда направить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тульской области для включения сайта в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В судебном заседании Тульский прокурор по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Глотова Н.И. доводы административного искового заявления поддержала, просила его удовлетворить.

Представитель заинтересованного лицаУправления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тульской области в судебное заседание не явился, в представленном ходатайстве руководитель Управления просил рассмотреть дело в их отсутствие, указал, что информация, расположенная на сайте, указанном заявителем, ранее не признавалась запрещенной решением суда, доступ к ней не ограничен.

Выслушав объяснения административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно статье 2 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2006г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

Сайт в сети Интернет это совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети Интернет.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в ходе проверки, проведенной Тульским прокурором по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах, установлен факт размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте: <данные изъяты>, текста государственного военного стандарта ГОСТ РВ «Комплексная система общих технических требований. Аппаратура, приборы, устройства и оборудование военного назначения. Требования к программам обеспечения надежности и стойкости к воздействию ионизирующих и электромагнитных излучений», текст которого, идентичен тексту находящегося в распоряжении ПАО «НПО «Стрела» военного стандарта военного стандарта ГОСТ РВ «Комплексная система общих технических требований. Аппаратура, приборы, устройства и оборудование военного назначения. Требования к программам обеспечения надежности и стойкости к воздействию ионизирующих и электромагнитных излучений», инв. , зарегистрированного в организации за номером в качестве документа, содержащего служебную тайну.

Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки интернет-сайта <данные изъяты>, от 05.02.2021, проведенной Тульским прокурором по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах, справкой от 05.02.2021 года.

При этом, пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 03.11.1994 № 1233 «Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергией и уполномоченном органе по космической деятельности» установлен запрет на разглашение (распространение) служебной информации, содержащейся в подготавливаемых в федеральных органах исполнительной власти проектах указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, других служебных документах.

Согласно п.1.2 вышеуказанного Положения к служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничение на распространение которой диктуются служебной необходимостью, а также поступившая в организации несекретная информация, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами.

На документах (в необходимых случаях и на их проектах), содержащих служебную информацию ограниченного распространения, в соответствии с п.1.4 Положения, проставляется пометка «Для служебного пользования».

В силу п.10 ст.4 Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» доступность информации о документах по стандартизации с учетом ограничений, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, определена одним из основных принципов стандартизации в Российской Федерации.

Согласно подп. «ж» и «ч» п.2 раздела I Положения № 1567,утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2016 № 1567 государственный военный стандарт является документом по стандартизации, утвержденным (принятым) федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации, устанавливающим требования к военной продукции, а также процессам и иным объектам стандартизации, связанным с такой продукцией, который распространяется путем предоставления в установленном порядке официальных изданий документов по стандартизации оборонной продукции.

Информационное обеспечение участников деятельности по стандартизации оборонной продукции, распространение указанных документов осуществляется Министерством обороны России и Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии посредством издания и распространения сводного перечня документов по стандартизации оборонной продукции (отдельных разделов по отраслевой тематике) и изменений указанного сводного перечня (подп. «л» раздела I и п.34 раздела VII Положения № 1567).

Статьей 13.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, за исключением случаев, предусмотренных ч.1 ст.14.33 КоАП РФ.

Таким образом, судом установлено, что информация на сайте: <данные изъяты>, противоречит требованиям вышеуказанного законодательства, интересам неопределенного круга лица.

В силу ст.4 Закона РФ от 27.12.1991 года № 2124-1 (в редакции от 18.04.2018 года «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний. Запрещается распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях информации, распространение которой запрещено федеральными законами.

В целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства в силу части 1 статьи 9 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» устанавливается ограничение доступа к информации.

Положениями пункта 2.1 статьи 9 указанного закона предусмотрено, что порядок идентификации информационных ресурсов в целях принятия мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, требования к способам (методам) ограничения такого доступа, применяемым в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также требования к размещаемой информации об ограничении доступа к информационным ресурсам определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В силу статьи 15 указанного закона, передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

В силу ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона РФ от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», - в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет".

Согласно ч. 2 ст. 15.1 вышеуказанного Федерального закона РФ в реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 года № 1101 утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». Этими Правилами определен порядок создания, формирования и ведения указанного реестра, а также основания для включения в единый реестр сайтов в сети Интернет.

Одним из оснований для включения в реестр указанных сведений является решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (часть 5 статьи 15.1 указанного закона).

В силу п.2 ч.5 ст.15.1 Федерального закона РФ от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

По делам о признании информации, размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению в Российской Федерации, юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на сайте в сети Интернет запрещенной информации. Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания информации, распространенной в сети Интернет, запрещенной.

При таких обстоятельствах суд полагает административные исковые требования Тульского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление Тульского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах о признании информации, размещённой в сети Интернет на сайте: <данные изъяты>, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, удовлетворить.

Признать информацию, размещенную в сети Интернет на сайте: <данные изъяты>, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Настоящее решение является основанием для включения сайта в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г. Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий

Мотивированное решение составлено 05.03.2021 года.

УИД № 71RS0028-01-2021-000669-54