45RS0004-01-2021-001164-06 дело № 2а-571/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Далматовский районный суд Курганской области в составе: председательствующего судьи Рахимовой А.В.,
при секретаре Никитиной В.С.,
с участием представителя административного истца ФИО1, помощника прокурора Далматовского района Возрожденного Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Далматово Курганской области 20 декабря 2021 года
административное дело по административному исковому заявлению Администрации Далматовского района Курганской области к МОСП по ИОИП УФССП России по Курганской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
установил:
Администрация Далматовского района Курганской области обратилась в суд с административным иском к МОСП по ИОИП УФССП России по Курганской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора, указав, что решением Далматовского районного суда Курганской области от 07.07.2021, вступившим в законную силу 02.09.2021 на административного истца возложена обязанность предоставить ФИО2 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, расположенное на территории города Далматово, соответствующее санитарно-эпидемиологическим требованиям, общей площадью не менее 15 кв.м., приобретенное за счет средств бюджета Курганской области и переданное в муниципальную собственность. Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Курганской области от 29.10.2021 по исполнительному производству № 55368/21/45028-ИП, возбужденному 20.10.2021, с Администрации Далматовского района Курганской области взыскан исполнительский сбор в размере 50000 руб. Решение суда Администрацией Далматовского района было исполнено 08.11.2021, исполнить требования исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок не представилось возможным по независящим от Администрации Далматовского района обстоятельствам, поскольку обеспечение граждан жилыми помещениями из числа детей-сирот осуществляется при условии передачи жилых помещений из государственной собственности Курганской области в муниципальную собственность Далматовского района. На момент вступления решения суда в законную силу в Администрации Далматовского района не имелось жилых помещений для предоставления детям-сиротам по договорам найма специализированного жилого помещения. Кроме того, указывают, что постановление судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства в адрес Администрации Далматовского района не поступало. В связи с этим Администрация Далматовского района Курганской области просила освободить её от взыскания вышеуказанного исполнительского сбора.
В судебном заседании представитель административного истца Администрации Далматовского района ФИО1 поддержал доводы, изложенные в административном иске. Обратил внимание на то, что в распоряжение Администрации Далматовского района квартира поступила 03.11.2021, который являлся предпраздничным и сокращенным, в связи с чем в первый рабочий день, то есть 08.11.2021 квартира была передана ФИО2
Административный ответчик МОСП по ИОИП УФССП России по Курганской области, УФССП России по Курганской области в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени рассмотрения дела надлежаще извещены.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель МОСП по ИОИП УФССП России по Курганской области ФИО3 в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени рассмотрения дела надлежаще извещена, проси о рассмотрении дела в её отсутствии.
Представители заинтересованных лиц - Управления имущественных и земельных отношений Администрации Далматовского района, Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области, Главного управления социальной защиты населения Курганской области, Финансового управления Курганской области в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени рассмотрения дела надлежаще извещены.
Заинтересованное лицо ФИО2 в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени рассмотрения дела надлежаще извещена.
Помощник прокурора Далматовского района Возрожденный Е.Е. против удовлетворения требований административного искового заявления не возражал.
На основании ст. 150 КАС РФ административное дело рассмотрено судом в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав явившихся лиц, исследовав представленные письменные доказательства, суд пришёл к следующему.
Статьёй 30 Федерального закона 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что в постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона (часть 11). Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12).
В соответствии с ч. 1 ст. 105 Федерального закона 02.10.2007 № 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Положениями статьи 112 названного Федерального закона предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа (часть 1). Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (часть 2). В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей (часть 3).
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П указал, что исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера. Данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
В соответствии с п. 6 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном данным законом обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Решением Далматовского районного суда Курганской области от 07.07.2021, вступившим в законную силу 02.09.2021, удовлетворены исковые требования прокурора Далматовского района, на Администрацию Далматовского района возложена обязанность предоставить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, расположенное на территории города Далматово, соответствующее социальным и санитарно - техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв.м., приобретенное за счет средств бюджета Курганской области и переданное в муниципальную собственность.
На основании исполнительного листа серия ФС № 036098189, выданного в целях исполнения указанного судебного акта, постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Курганской области от 20.10.2021 возбуждено исполнительное производство №55368/21/45028-ИП в отношении Администрации Далматовского района, должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Указанное постановление было направлено в адрес Администрации Далматовского района Курганской области 20.10.2021, тип доставки – система электронного документа оборота. В связи с чем, ссылка административного истца о не направлении постановления о возбуждении исполнительного производства в адрес Администрации Далматовского района Курганской области, не нашла своего подтверждения.
В связи с неисполнением в установленный срок требований исполнительного документа, судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по Курганской области ФИО3 29.10.2021 вынесено постановление о взыскании с Администрации Далматовского района Курганской области исполнительского сбора в размере 50000 руб.
Оценивая доводы административного иска, суд принимает во внимание следующее.
Согласно ч. 7 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Пунктом 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
При применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).
Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.
На основании ст. 2 Закона Курганской области от 05.10.2007 № 288 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству, а также по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» (далее – Закон) полномочия по опеке и попечительству, полномочия по обеспечению жилыми помещениями передаются органам местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов Курганской области (далее - органы местного самоуправления).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 4 указанного Закона органы местного самоуправления при осуществлении полномочий по обеспечению жилыми помещениями имеют право на финансовое обеспечение этих полномочий.
В п. 1 ч. 2 ст. 6 Закона предусмотрено, что органы государственной власти Курганской области, обеспечивающие осуществление органами местного самоуправления полномочий по обеспечению жилыми помещениями, обязаны обеспечивать передачу органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления таких полномочий.
В соответствии со ст. 8 Закона финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления полномочий по обеспечению жилыми помещениями осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из бюджета Курганской области (ч. 1). Материальные ресурсы в виде жилых помещений, необходимые для осуществления полномочий по обеспечению жилыми помещениями, приобретаются органом исполнительной власти Курганской области, уполномоченным осуществлять управление государственным имуществом Курганской области, и передаются в муниципальную собственность в порядке, установленном действующим законодательством (ч. 3).
Таким образом, обеспечение граждан жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Далматовского района осуществляется при условии передачи жилых помещений из государственной собственности Курганской области в муниципальную собственность Далматовского района.
В материалы дела представлена справка Управления имущественных и земельных отношений Администрации Далматовского района Курганской области от 17.12.2021, согласно которой по состоянию на 02 ноября 2021 года в муниципальной собственности Далматовского района Курганской области не имелось свободных жилых помещений для предоставления по договорам найма специализированных жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Распоряжением Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области от 03.11.2021 в муниципальную собственность Далматовского района Курганской области передано жилое помещение, расположенное по адресу: Адрес Обезличен. Указанное жилое помещение было предоставлено ФИО2 по договору найма специализированного жилого помещения 08.11.2021.
На момент взыскания исполнительского сбора Администрация Далматовского района Курганской области не располагала достаточными материальными ресурсами в виде жилых помещений, которые могут быть переданы обозначенной категории граждан с учетом отсутствия свободного жилья в муниципальной собственности Далматовского района и особенности порядка его предоставления названной категории граждан, предусматривающего предварительное приобретение жилых помещений органами государственной власти Курганской области.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении судебного акта в установленный судебным приставом-исполнителем срок, поскольку поведение Администрации Далматовского района Курганской области нельзя признать уклонением от исполнения решения суда ввиду наличия объективных обстоятельств, не зависящих от административного истца.
Поскольку у суда нет оснований расценивать неисполнение Администрацией Далматовского района Курганской области в установленный судебным приставом-исполнителем срок обязанности по предоставлению жилого помещения ФИО2 в качестве противоправного виновного поведения должника, за которое могли быть применены дополнительные меры публично-правовой ответственности в связи с совершенным им в процессе исполнительного производства правонарушением, административный истец подлежит освобождению от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 руб., установленного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Курганской области ФИО3 от 29.10.2021 в рамках исполнительного производства № 55368/21/45028-ИП.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
административные исковые требования Администрации Далматовского района Курганской области удовлетворить.
Освободить должника Администрацию Далматовского района Курганской области от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Курганской области ФИО3 от 29 октября 2021 года в рамках исполнительного производства №55368/21/45028-ИП.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Курганского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом с подачей жалобы через Далматовский районный суд Курганской области.
Судья А.В. Рахимова
Мотивированное решение изготовлено 20 декабря 2021 года.