ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-571/2023 от 19.12.2023 Хангаласского районного суда (Республика Саха (Якутия))

дело № 2а-571/2023 г.

Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации

г. Покровск 19 декабря 2023 года

Хангаласский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Никиенко Н.К., при секретаре Кузьминой Н.А. рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора Хангаласского района Ноговицына А.К. в порядке ст. 39 КАС РФ в интересах неопределенного круга лиц к наслежной администрации муниципального образования «Качикатский наслег» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить нарушения,

у с т а н о в и л:

прокурор Хангаласского района РС(Я) Ноговицын А.К. обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к наслежной администрации Муниципального образования «Качикатский наслег» (далее МО) и просит признать бездействие МО по непринятию мер по опубликованию отчета об исполнении бюджета за 3 квартал 2023 г. незаконным и возложить обязанность обеспечить опубликование отчета об исполнении бюджета за 3 квартал 2023 г. на официальном сайте МО до 31 декабря 2023 г.

При этом указали, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения бюджетного законодательства, а также законодательства в сфере обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления и установлено, что в нарушение ст. 28 и ст. 36 Бюджетного кодекса РФ, ст.6 и ст. 13 ФЗ №8 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», ст. 52 ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п. 28 Приказа № 145н «Методические рекомендации по представлению бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов и отчетов об их исполнении в доступной для граждан форме» наслежной администрацией МО «Качикатский наслег» не опубликован отчет об исполнении бюджета за 3 квартал 2023 г. на официальном сайте МО. 20 ноября 2023 г. по данному факту прокуратурой района внесено представление №28-2023/Прдп256-23-20980033, по результатам рассмотрения которого нарушения не устранены. Бездействие МО нарушает право неопределенного круга лиц на получение полной и достоверной информации о деятельности администрации МО.

В судебном заседании представитель истца Стрежнев Л.А. поддержал исковые требования.

Представитель ответчика МО «Качикатский наслег» не явились, просят рассмотреть дело в их отсутствие, в связи с их загруженностью, суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, прозрачности (открытости) и достоверности бюджета.

Принцип прозрачности (открытости) означает обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований.

Федеральный закон от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее – ФЗ № 8-ФЗ), регулирующий отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией, в том числе граждан, организаций и общественных объединений, к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (п. 3 ст. 1, ч. 1 ст. 2), закрепляет основные принципы обеспечения доступа к такой информации, относя к ним, в частности, ее открытость и доступность, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (п. 1 ст. 4).

Одним из способов обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, согласно ч. 2 ст. 6 ФЗ № 8-ФЗ, является размещение органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети «Интернет».

Частью 1 ст. 10 ФЗ № 8-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть "Интернет", в которой создают официальный сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети «Интернет», указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.

Статьей 13 ФЗ № 8-ФЗ установлен перечень необходимой информации о деятельности органов местного самоуправления, размещаемой в сети «Интернет», в том числе, статистическая информация о деятельности органа местного самоуправления, сведения об использовании государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств.

Согласно ч.ч. 7, 8 ст. 14 ФЗ № 8-ФЗ перечни информации о деятельности органов местного самоуправления утверждаются в порядке, определяемом органами местного самоуправления. При утверждении перечней информации о деятельности органов местного самоуправления определяются периодичность размещения информации в сети «Интернет», сроки ее обновления, обеспечивающие своевременность реализации и защиты пользователями информацией своих прав и законных интересов, а также иные требования к размещению указанной информации.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08 декабря 2011 года № 1624-О-О, такое законодательное регулирование направлено на создание условий (гарантий), обеспечивающих максимальную информационную открытость государственных органов и органов местного самоуправления для граждан и иных субъектов гражданского общества, и согласуется с принятой Советом Европы 27 ноября 2008 года Конвенцией о доступе к официальным документам (преамбула, ст. 3), в которой подчеркивается особое значение прозрачности деятельности государственных органов в плюралистическом и демократическом обществе и которая вместе с тем не исключает ограничений права на доступ к официальным документам при условии, что эти ограничения четко установлены законом, являются необходимыми и соразмерными целям защиты общепризнанных в демократическом обществе ценностей.

Согласно ч. 1 ст. 52 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее – ФЗ № 131-ФЗ) каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет ).

Частью 2 данной статьи предусмотрено, что составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом РФ.

В соответствии с нормами ч. 6 ст. 52 ФЗ № 131-ФЗ проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических расходов на оплату их труда подлежат официальному опубликованию и, согласно ч. 2 ст. 5 БК РФ, решение о бюджете подлежит официальному опубликованию не позднее 10 дней после его подписания в установленном порядке.

В целях реализации принципа прозрачности (открытости) бюджетной системы РФ путем обеспечения информирования граждан о бюджетах субъектов РФ и местных бюджетах, согласно п.28 Методических рекомендации по представлению бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и отчетов об их исполнении в доступной для граждан форме, утвержденные Приказом Минфина России от 22.09.2015 № 145н бюджеты для граждан подлежат опубликованию в сети Интернет, в том числе в виде брошюр либо в виде сведений, размещаемых на официальном сайте публично-правового образования, финансового органа публично-правового образования или ином информационном ресурсе на усмотрение финансового органа публично-правового образования, на едином портале бюджетной системы РФ.

16 ноября 2023 г. заместителем прокурора Хангаласского района Постниковой А.Р. было принято решение о проведении проверки в наслежной администрации МО «Качикатский наслег» о соблюдении бюджетного законодательства, а также законодательства в сфере обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления. В связи с установлением нарушений ст. 28 и ст. 36 Бюджетного кодекса РФ, ст.6 и ст. 13 ФЗ №8 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», ст. 52 ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п. 28 Приказа № 145н «Методические рекомендации по представлению бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов и отчетов об их исполнении в доступной для граждан форме», а именно в виду не опубликования наслежной администрацией МО «Качикатский наслег» отчета об исполнении бюджета за 3 квартал 2023 г. на официальном сайте МО, в адрес МО «Качикатский наслег» внесено представление об устранении нарушений.

Согласно ответа от 21 ноября 2023 г. Администрация МО «Качикатский наслег» следует, что в настоящее время в виду наличия техническим проблем разместить сведения об исполнении бюджета за соответствующие кварталы 2023 г. не представляется возможным.

При таких обстоятельствах, поскольку до настоящего времени не устранены нарушения федерального законодательства и представленные истцом доказательства в совокупности подтверждают несоблюдение ответчиком установленных требований закона, доводы иска нашли свое подтверждение, ответчиком возражения не заявлены, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л:

исковые требования прокурора Хангаласского района Ноговицына А.К. в порядке ст. 39 КАС РФ в интересах неопределенного круга лиц к наслежной администрации муниципального образования «Качикатский наслег» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить нарушения удовлетворить.

Признать бездействие наслежной администрации Муниципального образования «Качикатский наслег» по непринятию мер по опубликованию отчета об исполнении бюджета за 3 квартал 2023 г. незаконным и возложить обязанность обеспечить опубликование отчета об исполнении бюджета за 3 квартал 2023 г. На официальном сайте Муниципального образования до 31 декабря 2023 г.

Настоящее решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

-

-

Судья: Н.К. Никиенко

Решение изготовлено в окончательной форме19 декабря 2023 года