ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5726/2023 от 20.12.2023 Таганрогского городского суда (Ростовская область)

61RS0022-01-2023-006756-47

дело № 2а-5726/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«20» декабря 2023 г. г. Таганрог

Таганрогский городской суд Ростовской области в составе

председательствующего судьи Фатыховой Е.М.,

при секретаре судебного заседания Копыловой Ю.В.,

при участии административного истца ФИО1, представителя административного ответчика НКО «Ростовский областной общественно полезный фонд содействия капитальному ремонту» ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, к Министерству ЖКХ Ростовской области, НКО «Ростовский областной общественно полезный фонд содействия капитальному ремонту», заинтересованное лицо ООО ГУП Росэнергопром о признании действия (бездействия) незаконным,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратился в Таганрогский городской суд с административным исковым заявлением к Министерству ЖКХ Ростовской области, НКО «Ростовский областной общественно полезный фонд содействия капитальному ремонту», заинтересованное лицо ООО ГУП Росэнергопром о признании действия (бездействия) незаконным, в обоснование иска, указав следующее.

Общим собранием собственников многоквартирного дома по адресу: Калужский проезд, д. 9 в г.Таганроге было принято решение, оформленное протоколом от 26.02.2023г об изменении способа формирования фонда капремонта, прекращении формирования фонда капитального ремонта на специальном счете и формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.

27.02.2023 года административным истцом, как председателем совета МКД на электронный адрес НКО «Ростовский областной общественно полезный фонд содействия капитальному ремонту», была направлена копия решения общего собрания собственников от 26.02.2023г.

В ответе от 20.03.2023г № 3262 НКО «Ростовский областной общественно полезный фонд содействия капитальному ремонту», потребовал на основании приказа Минстроя РФ №44/пр предоставления подлинников всех документов общего собрания собственников от 26.02.2023г и переноса сроков капремонта ХВС, водоотведения, системы теплоснабжения, фасада, фундамента, подвальных помещений на 2024г, а также заверения копии решения общего собрания собственников МКД в соответствии с ГОСТом.

Не желая обращаться в суд, административный истец выполнил все требования ФКР, выслал им почтой России 13.05.2023г заверенные копии протокола от 26.02.2023ги решений (бюллетеней) собственников. Документы получены ответчиком 09.06.2023г. Также 21.07.2023г направил документы общего собрания собственников от 20.07.2023г о переносе сроков капремонта, которые получены адресатом 02.08.2023г.

В ответах должностных лиц НКО «Ростовский областной общественно полезный фонд содействия капитальному ремонту» содержится недостоверная информация о том, что документы о переносе сроков капремонта не получены.

Таким образом, 09.06.2023г НКО «Ростовский областной общественно полезный фонд содействия капитальному ремонту», получил все истребуемые документы, 09.07.2023 гола решение собственников вступило в законную силу и в течение пяти дней региональный оператор, являющийся собственником спецсчета, обязан был перевести денежные средства на счет регионального оператора не позднее 14.07.2023г. Данными действиями административные ответчики нарушают права административного истца и всех собственником многоквартирного дома №9 по Калужксому проезду в г. Таганроге.

На основании изложенного, административный истец просит суд Обязать регионального оператора, НКО «Фонд капитального ремонта» РО, предоставить собственникам помещений МКД № 9, по Калужскому проезду, в г. Таганроге, предложения по каждому виду капремонта, в соответствии с ч.З, ст.189 ЖК РФ, п. 10, ст.8 Областного Закона РО от 11.06.2013 г. № 1101-ЗС, п.4, приложения №13, постановления Правительства РО от 28.06.2013 №421, а именно: перечень работ по каждому виду капремонта; объем работ по каждому виду капремонта; стоимость услуг и (или) работ по каждому виду капремонта, с учетом установленного Правительством Ростовской области размера предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которая может оплачиваться за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт.

В судебном заседании административный истец ФИО1, после отказа от части административного иска, изложенное административное требование поддержал, просил иск удовлетворить. Полагал направленное предложение от 20.10.2023г. несоответствующим нормам законодательства. Поскольку там содержится размер предельной стоимости работ. Полагал, что собственники МКД не могут провести общее собрание как раз таки в связи с отсутствием информации п капремонту, которую он и просит обязать предоставить.

Представитель административного ответчика НКО «Ростовский областной общественно полезный фонд содействия капитальному ремонту» ФИО2 в судебном заседании административные исковые требования не признала, предоставила письменные возражения на административный иск, в которых указала, что в соответствии с протоколом общего собрания от 26.02.2023 № 1 собственниками помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...> принято решение об изменении способа формирования фонда капитального ремонта со специального счета, владельцем которого избран региональный оператор на счет регионального оператора.

Указанный протокол зарегистрирован Фондом 09.06.2023 вх. №4104.

Решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта МКД расположенного по адресу: <...> на специальном счете, владельцем которого является региональный оператор и формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора принято фондом и вступило в силу, о чем сообщено собственникам МКД письмом № 13353 от 24.10.2023. В Информационной базе ЖКХ в разделе «Система актуализации региональной программы капитального ремонта» внесены изменения о выбранном способе накопления - счет регионального оператора. В рамках региональной программы в 2024 году по вышеуказанному адресу запланирован капитальный ремонт фасада, фундамента, подвальных помещений и внутри домовых инженерных систем теплоснабжения, холодного, горячего водоснабжения, водоотведения.

В соответствии с ч.З ст. 189 Жилищного кодекса Российской Федерации, ч. 10 ст. 8 Областного закона от 11.06.20 В № 1101 -ЗС «О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах на территорий Ростовской области». Постановлением Правительства Ростовской области от 26.12.2013 № 803 «Об утверждении региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области на 2014 - 2049 годы» Фонд письмом № 13433 от 26.10.2023 направил собственникам помещений предложение о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта (далее - Предложение).

Истец после получения Предложения направил в Фонд обращение от 30.10.2023, 03.11.2023 о пояснении объема, видов работ и расчета их стоимости.

Фондом письмом от 10.11.2023 № 1.4278 разъяснено истцу, что сведения о характеристиках дома (этажность, количество подъездов, год постройки, общая площадь, площадь фасада) для расчета предельной стоимости работ предоставляются органом местного самоуправления г. Таганрога, порядок расчета стоимости работ установлен постановлением Правительства Ростовской области от 28.06.2013 № 421, а также указан подробный расчет предельной стоимости работ. Ранее направленное Предложение (письмо № 13433 от 26.10.2023) соответствует требованиям ч.3 ст. 189 ЖК РФ содержит срок начала капитального ремонта, перечень и объем услуг и (или) работ, их стоимость, источник финансирования капитального ремонта, порядок принятия решения на общем собрании и оформление его протоколом, а также последствия не принятия такого решения.

Истец также проинформирован о размещении на официальном сайте Фонда формы бланка протокола общего собрания собственников о проведении капитального ремонта.

Из обращений истца от 30.10.2023, 03.11.2023, а также уточнений административных исковых требований усматривается требование истца фактически дополнить Предложение сметным расчетом. Как указывалось выше, Фонд направил собственникам помещений МКД расположенного но адресу: <...> Предложение в котором указан необходимый перечень, и объем услуг и (или) работ, их стоимость. Расчет произведен исходя из предельной стоимости работ, размер которой установлен в Приложении № 20 постановления Правительства Ростовской области от 28.06.2013 № 421. Предложение должно быть рассмотрено на общем собрании собственниками помещений и принято решение о проведении капитального ремонта. В случае отсутствия ответа на Предложение орган местного самоуправления принимает решение о проведении такого капитального ремонта и утверждает его постановлением.

Далее, в соответствии с п.п. 8, 9 Приложения № 7 постановления Правительства Ростовской области от 28.06.2013 № 421 Фонд представляет в Министерство ЖКХ Ростовской области Предложение для формирования краткосрочного плана реализации Региональной программы, в соответствии с которой будет выполняться капитальный ремонт

В целях выполнения Региональной программы Ростовской области по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ростовской области на 2015 - 2049 годы Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области от 29.06.2022 № 148 утверждена Техническая политика проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ростовской области (далее - Техническая политика), которая регламентирует единые подходы и требования к производству работ.

Согласно п. 9.1 Технической политики: Заказчик (Фонд) составляет ведомости объемов работ в соответствии с краткосрочным планом реализации Программы.

Составление ведомости объемов предполагает выезд на объект специалиста совместно с уполномоченным лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, с целью определения типа застройки» визуального осмотра состояния конструктивных элементов мест общего пользования, в зависимости от предполагаемого вида капитального ремонта, определение перечня необходимых видов и объемов работ.

Сметная документация по капитальному ремонту общего имущества в МКД подлежит прохождению экспертизы в организации, уполномоченной на проведение проверки достоверности сметной стоимости (достоверности сметных нормативов). По результатам проверки данная организация выдает положительное заключение о достоверности определения сметной стоимости (достоверности сметных нормативов) на каждый вид работ (п. 9.5. Раздела 9 Технической политики).

Согласно п. 9,7. Технической политики сметная стоимость не должна превышать предельную стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД.

Таким образом, формирование Предложения и сметной стоимости осуществляется на разных этапах подготовки к капитальному ремонту, в связи с чем суждение истца о необходимости: включения в Предложение сметного расчета является ошибочным и противоречит действующим регламентам и требованиям проведения капитального ремонта.

У Фонда нет обязанности и возможности производить в текущем году сметные расчеты на выполнение работ по капитальному ремонту в МКД, запланированные на 2024 год. В текущем году Фонд обязан выполнить Региональную программу и Краткосрочный план на 2023 год.

В Региональную программу по проведению капитального ремонта включаются около 2 000 МКД и 5 000 систем, расположенных на территории Ростовской области, порядок подготовки к капитальному ремонту и его проведение регламентируется указанными нормативными актами, преференции законом не предусмотрены. Учитывая, что предполагаемое нарушение прав административного истца, за защитой которых он обратился в суд, в процессе рассмотрения дела устранено административным ответчиком и перестало затрагивать права свободы и законные интересы административного истца, просила в соответствии с ч. 2 ст. 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации производство по делу прекратить.

Административный ответчик представитель Министерства ЖКХ Ростовской области в судебное заседание не явился, направил письменные возражения на административное исковое заявление, в котором указал, что согласно имеющейся в министерстве информации, 28.02.2023 в адрес НКО «Фонд капитального ремонта» (далее — Фонд) предоставлена скан-копия протоколе общего собрания собственников помещений дома № 9 по Калужскому проезду в г. Таганроге от 26.02.2023 № 1 об изменении способа формирования фонда капитального ремонта в указанном многоквартирном доме. Доказательств предоставления в адрес Фонда надлежащим образом заверенной копии в министерстве не имеется.

В отношении министерства требования административным истцом не заявлены и не конкретизированы, в связи с чем не могут быть удовлетворены. Каким образом удовлетворение требований к министерству может повлечь восстановление прав и интересов заявителя, в административном иске не указано.

Областным законом от 11.06.2013 № 1101-ЗС «О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области» и Положением о министерстве, утверждённым постановлением Правительства Ростовской области от 18.11.2011 № 135 к компетенции министерства полномочия по изменению способа формирования фонда капитального ремонта на счёт регионального оператора, а также какие-либо иные функции, связанные с восстановлением прав и интересов заявителя в связи с обстоятельствами, приведёнными административным истцом, не отнесены. Изменение способа формирования фонда капитального ремонта относится к исключительному праву собственников помещений многоквартирного дома. Незаконных действий (бездействия), которые бы нарушали либо ограничивали данное право, министерство не совершало, ввиду чего в удовлетворении требований к министерству должно быть отказано.

Заинтересованное лицо ООО ГУП Росэнергопром в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

Дело рассмотрено в отсутствии неявившихся лиц в порядке ст. 150 КАС РФ.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено и следует из материалов дела, что в соответствии с протоколом общего собрания от 26.02.2023 № 1 собственниками помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...> принято решение об изменении способа формирования фонда капитального ремонта со специального счета, владельцем которого избран региональный оператор на счет регионального оператора. Указанный протокол зарегистрирован Фондом 09.06.2023 вх. №4104.

Решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта МКД расположенного по адресу: <...> на специальном счете, владельцем которого является региональный оператор и формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора принято фондом и вступило в силу, о чем сообщено собственникам МКД письмом № 13353 от 24.10.2023.

Фонд письмом № 13433 от 26.10.2023 направил собственникам помещений предложение о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта.

Фондом письмом от 10.11.2023 № 1.4278 разъяснено истцу, что сведения о характеристиках дома (этажность, количество подъездов, год постройки, общая площадь, площадь фасада) для расчета предельной стоимости работ предоставляются органом местного самоуправления г. Таганрога, порядок расчета стоимости работ установлен постановлением Правительства Ростовской области от 28.06.2013 № 421., а также указан подробный расчет предельной стоимости работ. Ранее направленное Предложение (письмо № 13433 от 26.10.2023) соответствует требованиям ч.3 ст. 189 ЖК РФ содержит срок начала капитального ремонта, перечень и объем услуг и (или) работ, их стоимость, источник финансирования капитального ремонта, порядок принятия решения на общем собрании и оформление его протоколом, а также последствия не принятия такого решения. Предложение должно быть рассмотрено на общем собрании собственниками помещений и принято решение о проведении капитального ремонта. В случае отсутствия ответа на Предложение орган местного самоуправления принимает решение о проведении такого капитального ремонта и утверждает его постановлением.

Протоколом №5 внеочередного общего собрания собственников помещений МКД, расположенного по адресу: <...> от 30 ноября 2023 года утвержден перечень работ по капремонту, проводимому в 2024 году систем ХВС, ВО, теплоснабжения, фасада, фундамента, подвальных помещений в соответствии с приложением №19 Постановления Правительства РО от 28.06.2013г № 421.; утвержден размер предельно допустимой стоимости услуг и работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которая может оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капремонт.

Пунктом 6.1 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.

Вопросы проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на федеральном уровне регламентированы главой 18 Жилищного кодекса Российской Федерации, включающей статью 189, устанавливающую порядок принятия решения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с частью 1 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.

Собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, регионального оператора либо по собственной инициативе (часть 2 статьи 189).

Не менее чем за шесть месяцев (если иной срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации) до наступления года, в течение которого должен быть проведен капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с региональной программой капитального ремонта, лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, либо региональный оператор (в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора) представляет таким собственникам предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта, в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 189).

Собственники помещений в многоквартирном доме не позднее чем через три месяца с момента получения предложений, указанных в части 3 настоящей статьи (если более продолжительный срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации), обязаны рассмотреть указанные предложения и принять на общем собрании решение в соответствии с частью 5 настоящей статьи (часть 4 статьи 189).

П. 10 ст. 8 Областного закона Ростовской области от 11.06.2013 N 1101-ЗС (ред. от 23.01.2023) «О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области» предусмотрено, что не менее чем за четыре месяца до наступления года, в течение которого должен быть проведен капитальный ремонт в соответствии с региональной программой капитального ремонта, лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, либо региональный оператор (в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора) представляет собственникам помещений в многоквартирном доме предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта.

Постановлением Правительства РО от 28.06.2013 N 421 (ред. от 13.11.2023) «О некоторых вопросах, связанных с организацией проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области» установлено, что не менее чем за четыре месяца до наступления года, в течение которого должен быть проведен капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с региональной программой по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области, лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее - управляющая организация), либо региональный оператор (в случае если собственники помещений в многоквартирном доме формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора) представляет таким собственникам предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта (далее - предложение о проведении капитального ремонта).

В соответствии с п.4 того же Постановления Предложение о проведении капитального ремонта по каждому многоквартирному дому должно содержать:

срок начала капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (далее также - капитальный ремонт) в соответствии с краткосрочным планом реализации региональной программы;

необходимый перечень и объем услуг и (или) работ по капитальному ремонту в соответствии с краткосрочным планом реализации региональной программы;

стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту с учетом установленного Правительством Ростовской области размера предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которая может оплачиваться за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт;

порядок и источники финансирования капитального ремонта.

20.10.2023г. в адрес административного истца было направлено предложение о проведении в 2024 году капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме с указанием срока, перечня и объема услуг, порядка и источников финансирования капитального ремонта (л.д.62).

Таким образом, требования административного истца были удовлетворены.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС Российской Федерации, оспариваемые решения, действия (бездействия) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца возлагается на лицо, обратившееся в суд.

Поскольку необходимая правовая совокупность по административному иску в настоящее время отсутствует, то оснований для удовлетворения требований административного иска и установления в решении способа защиты права административного истца не имеется.

При этом следует разъяснить административному истцу, что согласно ч. 6 ст. 189 ЖК РФ в случае, если в срок, указанный в части 4 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирном доме, формирующие фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, не приняли решение о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме, орган местного самоуправления в течение месяца со дня истечения указанного срока принимает решение о проведении такого капитального ремонта в соответствии с региональной программой капитального ремонта, уведомив собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятом решении, в том числе с использованием системы.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административные исковые требования ФИО1, к Министерству ЖКХ Ростовской области, НКО «Ростовский областной общественно полезный фонд содействия капитальному ремонту», заинтересованное лицо ООО ГУП Росэнергопром о признании действия (бездействия) незаконным, обязании регионального оператора НКО Фонд капитального ремонта предоставить собственникам помещений МКД 9 по Калужскому проезду в г.Таганроге предложения по каждому виду капремонта а именно: перечень объем и стоимость работ по каждому виду капремонта - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд.

Председательствующий /подпись/ Фатыхова Е.М.

Решение в окончательной форме изготовлено 28.12.2023