Дело №2а-572/2022
УИД: 04RS0004-01-2022-000852-43
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Гусиноозерский городской суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Ринчино Е.Н.,
при секретаре Намдаковой А.Т.,
с участием административного ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Республике Бурятия к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам, пени,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной налоговой службы по Республике Бурятия обратилось в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просит взыскать с ответчика ФИО1 задолженность по земельному налогу за 2017 г. и 2018 г. в размере 4 752 руб., пени 48,96 руб.
Требования мотивированы тем, что налогоплательщику направлено налоговое уведомление № от 17.08.2018 г., в котором исчислен земельный налог за 2017 г. в размере 1 376 руб., налоговое уведомление № от 01.08.2019 г., в котором исчислен земельный налог за 2018 г. в размере 2 376 рублей.
По истечении срока уплаты налогов должнику направлены требования об уплате налога и пени: № по состоянию на 31.01.2019 г. с указанием добровольной уплаты задолженности до 19.03.2019 г., № по состоянию на 30.12.2019 г. с указанием срока добровольной уплаты задолженности до 31.01.2020 г.
Однако требования должником не исполнены.
30.12.2021 г. вынесено определение об отмене судебного приказа от29.06.2020 г. в связи с поступившими возражениями должника.
В судебном заседании административный ответчик ФИО1 требования не признала, суду пояснила, что земельные участки в декабре 2017 г. переданы Н., являющейся взыскателем по исполнительному производству. Кроме того, считает, что административным истцом пропущен срок исковой давности.
Представитель административного истца УФНС по Республике Бурятия в судебном заседании отсутствовал, будучи надлежаще извещенным о дате, времени и месте рассмотрения дела, при подаче иска представитель административного истца ФИО2 просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного истца.
Суд полагал возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца.
Суд, заслушав административного ответчика, изучив материалы административного дела, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
Неисполнение обязанности лицом уплатить законно установленные налоги и сборы влечет ущерб Российской Федерации в виде не полученных бюджетной системой денежных средств.
В силу пункта 1 статьи 23 и статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. При этом налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Пунктом 6 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом.
Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (статья 69 Налогового кодекса Российской Федерации).
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании данных Единого государственного Реестра недвижимости ФИО1 на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества: земельный участок площадью кв. м (кадастровый №), земельный участок площадью кв. м (кадастровый №), земельный участок площадью кв. м (кадастровый номер №), земельный участок площадью кв. м (кадастровый номер №).
Межрайонной ИФНС России N 8 по Республике Бурятия начислен земельный налог за 2017 год в размере 2 376 рублей, за 2018 года-2 376 рублей.
Проверяя доводы административного ответчика о том, что имущество выбыло из ее владения с 2017 г. в связи с передачей по исполнительному производству нереализованного в принудительном порядке арестованного имущества взыскателю, суд приходит к следующему.
Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (пункт 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации).
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации).
Исходя из положений пункта 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации, органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года и (или) за иные периоды, определенные взаимодействующими органами (организациями, должностными лицами).
Статьей 1 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (часть 5).
Также согласно части 6 названной статьи государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1, 164 ГК РФ.
Из приведенных положений закона, наличие обязанности по уплате налога на имущество физических лиц связывается с фактом регистрации имущества за конкретным лицом, в связи с чем не оснований полагать, что ФИО1 должна быть освобождена от уплаты налогов в связи с передачей их во владение другого лица, в отсутствие государственной регистрации перехода права собственности.
Налоговые органы, определяя налоговую базу для исчисления сумм земельного налога, руководствуются данными о правах на объекты недвижимости, зарегистрированных в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Прекращение взимания налога возможно только в случае снятия с кадастрового учета объекта недвижимости. Иных оснований для прекращения взимания указанных налогов законодательством о налогах и сборах не установлено.
Совершение исполнительных действий не является основанием для признания права собственности на недвижимое имущество в ином порядке, поскольку переход имущественных прав связан с совершением регистрационных действий.
Вместе с тем, заслуживают внимания доводы административного ответчика об истечении срока исковой давности.
Согласно части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
В силу положений пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, подлежащей применению к спорным правоотношениям), заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В пункте 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Как следует из материалов дела, налоговым органом в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление № от 17.08.2018 г. и № от 01.08.2019 г. об уплате налогов до 03.12.2018 г. и 02.12.2019 г. соответственно.
В связи с неисполнением обязанности по уплате налога ФИО1 выставлены требования об уплате недоимки по налогам по состоянию на 31.01.2019 г. со срок оплаты до 19.03.2019 г. на сумму 2 376 рублей и пени 35,34 рублей, и на 30.12.2019 г. –со сроком исполнения до 31.01.2020 г. на сумму недоимки 2 376 рублей и пени 13,62 рублей.
С настоящим административным исковым заявлением в суд УФНС России по Республике Бурятия обратилось 30.06.2022 г., что подтверждается почтовым штемпелем на конверте.
Из материалов дела также следует, что ранее судебным приказом мирового судьи судебного участка №1 Селенгинского района Республики Бурятия от 29.06.2020 г. с ФИО1 была взыскана задолженность по земельному налогу в размере 4 752 рублей, пени 48,96 рублей. 30.12.2021г. определением мирового судьи судебный приказ был отменен на основании поступивших возражений должника.
Вместе с тем, исходя из положений пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговый орган должен был обратиться в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда сумма задолженности превысила 3 000 рублей, то есть со дня, когда истек срок уплаты налога по уведомлению №-02.12.2019 г. (02.12.2019 г.+6 мес.), то есть до 02.06.2020 г.
С заявлением о выдаче судебного приказа налоговый орган обратился лишь 26.06.2020 г.
При этом предшествующее обращение с заявлением о вынесении судебного приказа (08.06.2020 г.) с нарушением правил подсудности на судебный участок №2 Селенгинского района Республики Бурятия течение данного срока не прерывает.
Как усматривается из материалов настоящего дела, налоговый орган о восстановлении пропущенного срока суд не просил, доказательств уважительности причин пропуска срока не представил.
В соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении административного искового заявления к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам, пени.
Руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Управления Федеральной налоговой службы по Республике Бурятия к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам, пени без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Гусиноозерский городской суд Республики Бурятия.
Судья Ринчино Е.Н.
Решение в окончательной форме принято 14 сентября 2022 г.