Дело № 2а-5735/2023
22RS0065-02-2023-004564-31
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 ноября 2023 года г.Барнаул
Центральный районный суд г.Барнаула в составе:
председательствующего судьи Церковной Н.В.,
при секретаре Строковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к судебному приставу-исполнителю межрайонного отдела судебных приставов по взысканию административных штрафов по г.Барнаулу и Новоалтайску Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю, Главному управлению Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю о признании постановлений незаконными,
установил:
ФИО3 обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконными постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ и постановление судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ№ о взыскании исполнительского сбора.
В обоснование заявленных требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ из открытых источников на сайте службы судебных приставов ему стало известно о возбуждении исполнительного производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты>. В качестве реквизитов исполнительного документа указано постановление судебного пристава-исполнителя ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ№ о взыскании исполнительского сбора. Полагает, что постановление о взыскании исполнительского сбора незаконно, поскольку вынесено до истечения срока на добровольное исполнение требований исполнительного документа. Указанный срок исчисляется с даты получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства. Постановление о возбуждении исполнительного производства в его адрес не направлялось, иным способом не вручалось. Кроме того указывает, что с 2011 года проживает по адресу: .....
В ходе рассмотрения дела судом к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены начальник отделения судебных приставов по взысканию административных штрафов по г.Барнаулу и г.Новоалтайску Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю (далее – ОСП по ВАШ по г.Барнаулу и г.Новоалтайску ГУФССП России по Алтайскому краю) ФИО7, судебные приставы-исполнители ОСП по ВАШ по г.Барнаулу и г.Новоалтайску ГУФССП России по Алтайскому краю ФИО6, ФИО8 в качестве заинтересованного лица УГИБДД МВД по Республике Алтай.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежаще.
В соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Исследовав материалы административного дела, исполнительных производств №№-ИП, №, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 121 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон «Об исполнительном производстве») постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Статьей 2 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
В силу положений статей 12, 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации», в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель: принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов. Судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Согласно части 1 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (часть 2 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
В силу части 3 той же статьи исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя.
Согласно Методическим рекомендациям о порядке взыскания исполнительского сбора, утвержденным ФССП России 7 июня 2014 года (далее – Методические рекомендации), исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Постановление о взыскании исполнительского сбора выносится в случае неисполнения должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, а также неисполнения должником требований исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
При этом обязательным условием является уведомление должника в установленном порядке о возбуждении в отношении него исполнительного производства. Документы, подтверждающие факт уведомления, приобщаются к материалам исполнительного производства.
В силу требований закона для принятия решения о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель или руководитель группы принудительного исполнения устанавливает наличие одновременно следующих обстоятельств:
- истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа;
- документальное подтверждение факта получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения;
- требования исполнительного документа должником не исполнены;
- должником не представлены доказательства того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, на основании постановления по делу об административном правонарушении ГАФАП ГИБДД МВД по Республике Алтай от ДД.ММ.ГГГГ№, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по ВАШ по г.Барнаулу и г.Новоалтайску ГУФССП России по Алтайскому краю ФИО9 возбуждено исполнительное производство №-ИП о взыскании с ФИО3 административного штрафа в размере 500 руб.
Данным постановлением должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по ВАШ по г.Барнаулу и г.Новоалтайску ГУФССП России по Алтайскому краю вынесено постановление № о взыскании исполнительского сбора в размере <данные изъяты>.
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство №-ИП окончено, в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по ВАШ по г.Барнаулу и г.Новоалтайску ГУФССП России по Алтайскому краю ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство №-ИП о взыскании с ФИО3 исполнительского сбора в размере <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ФИО6 вынесено постановление об окончании исполнительного производства №-ИП, в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа.
Разрешая требования административного искового заявления о признании незаконным постановления № от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора, суд приходит к следующему.
Согласно части 11 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий.
Согласно части 17 статьи 30 указанного Федерального закона копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства или постановление в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя, вынесшего данное постановление, не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Установлено, что постановление от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении исполнительного производства №-ИП направлено ФИО3 по адресу: .... (ШПИ №), что подтверждается скришотом программного комплекса «АИС ФССП России», списком внутренних почтовых отправлений № № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором № с официального сайта «Почта России», ДД.ММ.ГГГГ – неудачная попытка вручения почтового отправления, ДД.ММ.ГГГГ - выслано обратно отправителю, ДД.ММ.ГГГГ – получено отправителем.
Как следует из адресной справки Управления по вопросам миграции ГУМВД России по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 зарегистрирован по адресу: ...., что также подтверждается копией паспорта административного истца.
В материалах исполнительного производства отсутствуют сведения о направлении постановления о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ по указанному адресу регистрации ФИО3, а также в форме электронного документа путем размещения на Едином портале государственных и муниципальных услуг.
Доказательств того, что административному истцу стало известно о возбуждении в отношении него исполнительного производства №-ИП ранее чем за 5 дней до вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора также не представлено.
Таким образом, постановление о взыскании исполнительского сбора было вынесено судебным приставом-исполнителем ОСП по ВАШ по г.Барнаулу и г.Новоалтайску ГУФССП России по Алтайскому краю ФИО10ДД.ММ.ГГГГ без наличия к тому оснований.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу о том, что имеются основания для признания незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку в момент его вынесения у судебного пристава-исполнителя не было доказательств, подтверждающих получение административным истцом копии постановления о возбуждении исполнительного производства.
Разрешая требования административного искового заявления о признании незаконным постановления от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении исполнительного производства №-ИП, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 6 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» основанием для возбуждения исполнительного производства среди прочих является вынесенное в процессе принудительного исполнения исполнительного документа постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.
Между тем, поскольку постановление о взыскании с ФИО3 исполнительского сбора признано незаконным, возбуждение на его основании исполнительного производства №-ИП и, как следствие, само постановление от ДД.ММ.ГГГГ, также является незаконным.
Возврат исполнительского сбора осуществляется на основании заявления, представляемого должником в структурное подразделение Федеральной службы судебных приставов или в структурное подразделение территориального органа Федеральной службы судебных приставов, в котором был взыскан исполнительский сбор (пункт 3 Правил возврата должнику исполнительского сбора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№).
Проверяя срок на обращение с административным исковым заявлением в суд, суд исходит из следующего.
Согласно части 3 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В административном исковом заявлении ФИО3 оспаривает постановления от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении исполнительного производства №-ИП, постановление от ДД.ММ.ГГГГ№ о взыскании исполнительского сбора. При этом указывает, что ДД.ММ.ГГГГ из сайта ФССП России ему стало известно о возбуждении исполнительного производства № №-ИП.
Из материалов дела следует, что постановление о взыскании исполнительского сбора № вынесено ДД.ММ.ГГГГ. Согласно скриншоту программного комплекса «АИС ФССП России», постановление направлено должнику посредством ЕПГУ ДД.ММ.ГГГГ в 02:27:15, получено - ДД.ММ.ГГГГ в 15:03:49.
Постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП вынесено ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ в 12:26:37 постановление направлено ФИО1 посредством ЕПГУ, получено – ДД.ММ.ГГГГ в 17:56:38, что подтверждается скриншотом программного комплекса «АИС ФССП России».
С административным исковым заявлением ФИО3 обратился в Индустриальный районный суд г.Барнаула ДД.ММ.ГГГГ, то есть с пропуском срока на обжалование постановления от ДД.ММ.ГГГГ.
Определением Индустриального районного суда г.Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ административное дело направлено в Центральный районный суд г.Барнаула для рассмотрения по подсудности.
Вместе с тем, учитывая изложенные обстоятельства, отсутствие явной недобросовестности со стороны административного истца, принимая во внимание осуществление принципа доступа граждан и юридических лиц к правосудию, гарантированного статьей 46 Конституцией Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что срок на обращение с административным исковым заявлением подлежит восстановлению.
С учетом установленных выше обстоятельств, требования административного истца подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
административные исковые требования ФИО3 удовлетворить.
Признать незаконными постановление судебного пристава-исполнителя отделения судебных приставов по взысканию административных штрафов по г.Барнаулу и г.Новоалтайску Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю ФИО12 от ДД.ММ.ГГГГ№ о взыскании с ФИО3 исполнительского сбора в размере <данные изъяты>, вынесенное в рамках исполнительного производства №-ИП, постановление судебного пристава-исполнителя отделения судебных приставов по взысканию административных штрафов по г.Барнаулу и г.Новоалтайску Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении исполнительного производства №-ИП.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г.Барнаула в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Н.В. Церковная
Мотивированное решение изготовлено 23 ноября 2023 года.