ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5737/2015 от 30.11.2015 Ленинскогого районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

Дело № 2а-5737/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 ноября 2015 года г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска, в составе

судьи Богомолова С.В.,

при секретаре Аитовой Д.Р.,

с участием представителей административного истца: Куринного А.В., действующего на основании протокола ЦК КПРФ от ДД.ММ.ГГГГ, Замалетдинова Р.Л. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, Веретенникова В.А., допущенного на основании устного заявления; представителей административного ответчика: Травкина П.Д. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, Крашенинникова А.А. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ; старшего помощника прокурора Ленинского района г. Ульяновска Карабанова А.С.; помощника прокурора Ленинского района г. Ульяновска Абдюшева И.Р.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Избирательного объединения «УЛЬЯНОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» к Ульяновской городской избирательной комиссии об отмене протоколов об итогах голосования и постановления об общих результатах выборов,

УСТАНОВИЛ:

Избирательное объединение «УЛЬЯНОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» обратилось в суд с административным иском к Ульяновской городской избирательной комиссии об отмене протоколов об итогах голосования и постановления об общих результатах выборов.

В обоснование административного иска указали, что Решением Ульяновской Городской Думы от 24.06.2015 года №61 на 13 сентября 2015 года назначены выборы депутатов Ульяновской Городской Думы пятого созыва.

В соответствии с частью 1 статьи 44 Устава муниципального образования «город Ульяновск» муниципальным органом, организующим подготовку и проведение муниципальных выборов на территории муниципального образования «город Ульяновск» является Ульяновская городская избирательная комиссия.

В соответствии с абзацем 3 части 1 статьи 81 Закона Ульяновской области от 01.08.2007 года №109-ЗО «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области» (далее по тексту - Закон Ульяновской области №109-ЗО) при проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования по смешанной избирательной системе участковая избирательная комиссия оформляет свои решения об итогах голосования двумя протоколами об итогах голосования на соответствующем избирательном участке: протоколом об итогах голосования по одномандатному (многомандатному) избирательному округу (протокол №1 об итогах голосования) и протоколом об итогах голосования по единому избирательному округу (протокол №2 об итогах голосования).

Абзацем 6 части 1 статьи 84 Закона Ульяновской области №109-ЗО установлено, что решение окружной избирательной комиссии об итогах голосования по единому избирательному округу на территории одномандатного (многомандатного) избирательного округа оформляется протоколом окружной избирательной комиссии об итогах голосования.

Согласно абзацу 3 части 1 статьи 85 Закона Ульяновской области №109-ЗО о результатах выборов депутатов представительного органа муниципального образования по единому избирательному округу избирательной комиссией муниципального образования составляется протокол о результатах выборов.

В соответствии с частью 2 статьи 86 Закона Ульяновской области №109-ЗО при применении на выборах смешанной избирательной системы избирательная комиссия муниципального образования на основании протокола о результатах выборов по единому избирательному округу и протоколов о результатах выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, составленных окружными избирательными комиссиями, не позднее чем через две недели со дня голосования устанавливает общие результаты выборов. Указанное решение подлежит официальному опубликованию не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

14 и 15 сентября 2015 года участковыми избирательными комиссиями избирательных участков №№3406-3439, 3501-3630, 3701-3746, 3801-3849, 3905-3949 составлены протоколы №2 об итогах голосования по единому избирательному округу по выборам депутатов Ульяновской Городской Думы пятого созыва 13 сентября 2015 года (далее по тексту - Протоколы УИК об итогах голосования).

Постановлением Ульяновской городской избирательной комиссии от 22.06.2015 года №56/262-3 «О возложении полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Ульяновской Городской Думы пятого созыва на Ульяновскую городскую избирательную комиссию» полномочия окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Ульяновской Городской Думы пятого созыва возложены на Ульяновскую городскую избирательную комиссию (далее по тексту - Избирательная комиссия).

15 сентября 2015 года Избирательной комиссией составлен и подписан протокол окружной избирательной комиссии об итогах голосования по единому избирательному округу на территории Железнодорожного одномандатного округа №1 (далее по тексту - Протокол по округу №1).

15 сентября 2015 года Избирательной комиссией составлен и подписан протокол окружной избирательной комиссии об итогах голосования по единому избирательному округу на территории Железнодорожного одномандатного округа № 2 (далее по тексту - Протокол по округу №2).

15 сентября 2015 года Избирательной комиссией составлен и подписан протокол окружной избирательной комиссии об итогах голосования по единому избирательному округу на территории Железнодорожного одномандатного округа №3 (далее по тексту - Протокол по округу №3).

15 сентября 2015 года Избирательной комиссией составлен и подписан протокол окружной избирательной комиссии об итогах голосования по единому избирательному округу на территории Железнодорожного одномандатного округа №4 (далее по тексту - Протокол по округу №4).

15 сентября 2015 года Избирательной комиссией составлен и подписан протокол окружной избирательной комиссии об итогах голосования по единому избирательному округу на территории Заволжского одномандатного округа №5 (далее по тексту - Протокол по округу №5).

15 сентября 2015 года Избирательной комиссией составлен и подписан протокол окружной избирательной комиссии об итогах голосования по единому избирательному округу на территории Заволжского одномандатного округа №6 (далее по тексту - Протокол по округу №6).

15 сентября 2015 года Избирательной комиссией составлен и подписан протокол окружной избирательной комиссии об итогах голосования по единому избирательному округу на территории Заволжского одномандатного округа №7 (далее по тексту - Протокол по округу №7).

15 сентября 2015 года Избирательной комиссией составлен и подписан протокол окружной избирательной комиссии об итогах голосования по единому избирательному округу на территории Заволжского одномандатного округа №8 (далее по тексту - Протокол по округу №8).

15 сентября 2015 года Избирательной комиссией составлен и подписан протокол окружной избирательной комиссии об итогах голосования по единому избирательному округу на территории Заволжского одномандатного округа №9 (далее по тексту - Протокол по округу №9).

15 сентября 2015 года Избирательной комиссией составлен и подписан протокол окружной избирательной комиссии об итогах голосования по единому избирательному округу на территории Заволжского одномандатного округа № 10 (далее по тексту - Протокол по округу № 10).

15 сентября 2015 года Избирательной комиссией составлен и подписан протокол окружной избирательной комиссии об итогах голосования по единому избирательному округу на территории Заволжского одномандатного округа №11 (далее по тексту - Протокол по округу №11).

15 сентября 2015 года Избирательной комиссией составлен и подписан протокол окружной избирательной комиссии об итогах голосования по единому избирательному округу на территории Заволжского одномандатного округа №12 (далее по тексту - Протокол по округу №12).

15 сентября 2015 года Избирательной комиссией составлен и подписан протокол окружной избирательной комиссии об итогах голосования по единому избирательному округу на территории Заволжского одномандатного округа №13 (далее по тексту - Протокол по округу №13).

15 сентября 2015 года Избирательной комиссией составлен и подписан протокол окружной избирательной комиссии об итогах голосования по единому избирательному округу на территории Заволжского одномандатного округа №14 (далее по тексту - Протокол по округу №14).

15 сентября 2015 года Избирательной комиссией составлен и подписан протокол окружной избирательной комиссии об итогах голосования по единому избирательному округу на территории Засвияжского одномандатного округа №15 (далее по тексту - Протокол по округу №15).

15 сентября 2015 года Избирательной комиссией составлен и подписан протокол окружной избирательной комиссии об итогах голосования по единому избирательному округу на территории Засвияжского одномандатного округа №16 (далее по тексту - Протокол по округу №16).

15 сентября 2015 года Избирательной комиссией составлен и подписан протокол окружной избирательной комиссии об итогах голосования по единому избирательному округу на территории Засвияжского одномандатного округа №17 (далее по тексту - Протокол по округу №17).

15 сентября 2015 года Избирательной комиссией составлен и подписан протокол окружной избирательной комиссии об итогах голосования по единому избирательному округу на территории Засвияжского одномандатного округа №18 (далее по тексту - Протокол по округу №18).

15 сентября 2015 года Избирательной комиссией составлен и подписан протокол окружной избирательной комиссии об итогах голосования по единому избирательному округу на территории Засвияжского одномандатного округа №19 (далее по тексту - Протокол по округу №19).

15 сентября 2015 года Избирательной комиссией составлен и подписан протокол окружной избирательной комиссии об итогах голосования по единому избирательному округу на территории Засвияжского одномандатного округа №20 (далее по тексту - Протокол по округу №20).

15 сентября 2015 года Избирательной комиссией составлен и подписан протокол окружной избирательной комиссии об итогах голосования по единому избирательному округу на территории Засвияжского одномандатного округа №21 (далее по тексту - Протокол по округу №21).

15 сентября 2015 года Избирательной комиссией составлен и подписан протокол окружной избирательной комиссии об итогах голосования по единому избирательному округу на территории Засвияжского одномандатного округа №22 (далее по тексту - Протокол по округу №22).

15 сентября 2015 года Избирательной комиссией составлен и подписан протокол окружной избирательной комиссии об итогах голосования по единому избирательному округу на территории Засвияжского одномандатного округа №23 (далее по тексту - Протокол по округу №23).

15 сентября 2015 года Избирательной комиссией составлен и подписан протокол окружной избирательной комиссии об итогах голосования по единому избирательному округу на территории Засвияжского одномандатного округа №24 (далее по тексту - Протокол по округу №24).

15 сентября 2015 года Избирательной комиссией составлен и подписан протокол окружной избирательной комиссии об итогах голосования по единому избирательному округу на территории Ленинского одномандатного округа №25 (далее по тексту - Протокол по округу №25).

15 сентября 2015 года Избирательной комиссией составлен и подписан протокол окружной избирательной комиссии об итогах голосования по единому избирательному округу на территории Ленинского одномандатного округа №26 (далее по тексту - Протокол по округу №26).

15 сентября 2015 года Избирательной комиссией составлен и подписан протокол окружной избирательной комиссии об итогах голосования по единому избирательному округу на территории Ленинского одномандатного округа №27 (далее по тексту - Протокол по округу №27).

15 сентября 2015 года Избирательной комиссией составлен и подписан протокол окружной избирательной комиссии об итогах голосования по единому избирательному округу на территории Ленинского одномандатного округа №28 (далее по тексту - Протокол по округу №28).

15 сентября 2015 года Избирательной комиссией составлен и подписан протокол окружной избирательной комиссии об итогах голосования по единому избирательному округу на территории Ленинского одномандатного округа №29 (далее по тексту - Протокол по округу №29).

15 сентября 2015 года Избирательной комиссией составлен и подписан протокол окружной избирательной комиссии об итогах голосования по единому избирательному округу на территории Ленинского одномандатного округа №30 (далее по тексту - Протокол по округу №30).

15 сентября 2015 года Избирательной комиссией составлен и подписан протокол Ульяновской городской избирательной комиссии о результатах выборов по единому избирательному округу (далее по тексту - Протокол о результатах выборов).

Постановлением Избирательной комиссии от 15 сентября 2015 года №102/759-3 (далее по тексту - Решение о результатах выборов) установлены общие результаты выборов депутатов Ульяновской Городской Думы пятого созыва.

Избирательное объединение «УЛЬЯНОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» считает Протоколы УИК об итогах голосования, Протоколы по округу №1-30, Протокол о результатах выборов, Решение о результатах выборов подлежащими отмене по следующим основаниям:

Постановлениями Избирательной комиссии от 09 августа 2015 года №81/600-3 и № 81/597-3 зарегистрированы списки кандидатов в депутаты Ульяновской Городской Думы пятого созыва, выдвинутые избирательными объединениями «Политическая партия КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ» (далее по тексту - КПСС) и «Политическая партия КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ» (далее по тексту - Коммунисты России) соответственно.

Пунктом 1 статьи 63 Федерального закона от 12.06.2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон «Об основных гарантиях») установлено, что для участия в голосовании на выборах избиратель получает бюллетень.

При проведении голосования за списки кандидатов в бюллетене размещаются в порядке, определяемом жеребьевкой, краткие наименования избирательных объединений, а также фамилии, имена, отчества не менее чем первых трех кандидатов из списка и (или) его соответствующей региональной части и эмблемы избирательных объединений (в одноцветном исполнении) (пункт 6 той же статьи). Аналогичные нормы содержит Закон Ульяновской области №109-ЗО (части 1,7 статьи 77).

Постановлением Избирательной комиссии от 10 августа 2015 года №82/623-3 утверждён Порядок проведения жеребьевки для размещения кратких наименований и эмблем избирательных объединений, зарегистрировавших списки кандидатов, в избирательном бюллетене для голосования на выборах депутатов Ульяновской Городской Думы пятого созыва 13 сентября 2015 года по единому избирательному округу (далее по тексту - Порядок проведения жеребьёвки).

Согласно пунктам 6-8 Порядка проведения жеребьёвки указанная жеребьевка проводится методом случайной выборки номеров с применением конвертов, содержащих листы бумаги с номерами. Конверты заверяются оттисками печати Ульяновской городской избирательной комиссии, проставляемыми на лицевой стороне конвертов. Использованные в ходе жеребьевки конверты в дальнейшем хранению не подлежат.

Жеребьевка проводится в последовательности, соответствующей уведомлению Ульяновской городской избирательной комиссии о выдвижении списков кандидатов в депутаты Ульяновской Городской Думы избирательными объединениями (приложение), путем извлечения уполномоченным представителем соответствующего избирательного объединения конверта.

В случае отсутствия уполномоченного представителя избирательного Объединения при проведении жеребьевки конверт за него извлекается членом Ульяновской городской избирательной комиссии с правом решающего голоса.

После извлечения номер демонстрируется присутствующим на жеребьевке лицам и вносится в протокол.

Извлеченные из конвертов номера соответствуют последовательности, в которой будут размещаться краткие наименования, эмблемы избирательных объединений в избирательном бюллетене для голосования на выборах депутатов Ульяновской Городской Думы пятого созыва по единому избирательному округу

По смыслу Федерального закона «Об основных гарантиях» при проведении жеребьёвки для размещения кратких наименований и эмблем избирательных объединений в избирательном бюллетене должны соблюдаться принципы равенства и беспристрастности.

Вместе с тем, проведённая Избирательной комиссией 11 августа 2015 года жеребьёвка указанным принципам противоречит и нарушает права Административного истца.

В соответствии с Порядком проведения жеребьёвки, установлена следующая последовательность участия в жеребьёвке: 1) Политическая партия КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ; 2) КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ; 3) Ульяновское региональное отделение ЛДПР; 4) Региональное отделение ПАРТИИ «РОДИНА» в Ульяновской области; 5) Ульяновское городское местное отделение Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ; 6) Ульяновское региональное отделение Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»; 7) УЛЬЯНОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ КПРФ; 8) Партия «ЯБЛОКО» в Ульяновской области.

Избирательной комиссией для проведения жеребьёвки изготовлены 8 конвертов, в которые вложены порядковые номера, соответствующие номеру размещения наименования и эмблемы избирательного объединения в избирательном бюллетене. На каждом из 8 конвертов проставлена печать Избирательной комиссии.

Вместе с тем, на трёх из восьми конвертах печать Избирательной комиссии наклонена влево, что является недопустимым. Именно в этих конвертах содержались номера 1,2 и 3. Более того, именно эти конверты, после долгого визуального исследования, были выбраны представителями первых трёх избирательных объединений, участвовавших в жеребьёвке: КПСС, Коммунисты России, ЛДПР.

Проведение Избирательной комиссией такой спецоперации по экспроприации голосов электората КПРФ привело к ошибочному волеизъявлению ряда избирателей, отдавших свои голоса за партии со сходным наименованием (10 007 голосов; 6,9%), т.к. избиратели не имея представления об указанных партиях, её кандидатах, предвыборных программах партий, голосуют за них исключительно по невнимательности (в наименовании указанных партий имеется словосочетание «Коммунистическая партия»).

На протяжении всей избирательной кампании на территории муниципального образования «город Ульяновск» реализовывался проект «Диалог».

В рамках данного проекта всем лицам, обладающим активным избирательным правом, бесплатно раздавались приглашения на концерт группы «Руки вверх», певца Михаила Бублика, певицы Леры Массква. Указанные приглашения бесплатно обменивались непосредственно на билеты в помещениях для голосования после того, как избиратель проголосовал на избирательном участке. Вместе с указанными приглашениями раздавались печатные агитационные материалы Избирательного объединения «Ульяновское региональное отделение Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» (далее по тексту - Единая Россия) и его кандидатов. Указанные обстоятельства могут быть подтверждены свидетельскими показаниями.

В соответствии с пунктом 2 статьи 56 Федерального закона «Об основных гарантиях» кандидатам, избирательным объединениям, их доверенным лицам и уполномоченным представителям, инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума и их уполномоченным представителям, а также иным лицам и организациям при проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума запрещается осуществлять подкуп избирателей, участников референдума: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей избирателей, участников референдума, агитационную работу); производить вознаграждение избирателей, участников референдума, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение; проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании, кампании референдума; предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей, участников референдума посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Таким образом, Единой Россией абсолютно открыто осуществлялся подкуп избирателей.

Вместе с тем, Избирательной комиссией не было пресечено нарушение избирательного законодательства. Более того, Избирательная комиссия изготовила и распространила приглашения на выборы, исполненные в рамках той же дизайнерской мысли (идентичные цветовая гамма и узор). Указанные действия Единой России и Избирательной комиссии являются незаконными ввиду воздействия на волеизъявление избирателя путём помещения в подсознание избирателей потока необходимой информации посредством нейролингвистического программирования. Следует также отметить, что проведение такой акции Единой России было согласовано Избирательной комиссией 04 августа 2015 года постановлением №76/511-3.

Также следует отметить, что проект Единой России «Диалог» не финансировался за счёт средств избирательного фонда Единой России, что является самостоятельным снованием для отмены решения Избирательной комиссии о результатах выборов.

На протяжении всей избирательной кампании Единой Россией и её кандидатами использовались преимущества должностного и служебного положения.

В частности, практически ежедневно в помещениях муниципальных предприятий и учреждений проводились встречи с избирателями, которые в принудительном порядке «загонялись» на указанные мероприятия.

В частности: ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 30 минут в <данные изъяты>; ДД.ММ.ГГГГ в 18 часов 00 минут в <данные изъяты>; ДД.ММ.ГГГГ в 16 часов 00 минут в <данные изъяты>; ДД.ММ.ГГГГ в 08 часов 30 минут в <данные изъяты>; ДД.ММ.ГГГГ в 18 часов 00 минут, 19 часов 00 минут в <данные изъяты>.

Возможность участия кандидатам от иных избирательных объединений предоставлена не была, равно как и не производилось уведомление других кандидатов о проведении таких встреч.

На протяжении всего периода избирательной кампании Единой Россией активно производился подкуп избирателей. В частности, произведён ремонт внутридомовых дорог между домами <адрес>; произведён ремонт тротуара у домов по <адрес> произведён ремонт внутридомовой дороги по адресу: <адрес>; произведён ремонт внутридомовой дороги между домами по <адрес> произведён ямочный ремонт внутридомовой дороги по адресу: <адрес>; в каждом дворе избирательного округа была проведена акция «Поезд здоровья» с выездом медицинских специалистов. Предлагались бесплатные услуги по измерению кровяного давления, роста, веса и т.д.; произведён ремонт и частичное благоустройство пешеходной дорожки по <адрес>; произведён ремонт метеных проездов и тротуаров у домов <адрес>; произведён ямочный ремонт местного проезда к домам <адрес>; выполнены работы по устройству заездного кармана для автомобилей во дворе дома по <адрес>; установлены детская горка, качели, песочница, перевес во дворе домов <адрес>; выполнены работы по устройству пешеходной дорожки от <адрес>; выполнены работы по замене внутридомового дорожного покрытия около домов <адрес>; выполнены работы по замене внутридомового дорожного покрытия около <адрес>; выполнены работы по замене дорожного покрытия на проезжей части от перекрёстка <адрес>; выполнены работы по замене дорожного покрытия проезжей части от перекрёстка <адрес>; построены детские площадки: <адрес>; выполнены работы по замене внутридомового дорожного покрытия около <адрес>; выполнены работы по замене внутридомового дорожного покрытия около <адрес>; выполнены работы по замене внутридомового дорожного покрытия около <адрес>; выполнены работы по замене внутридомового дорожного покрытия около <адрес>; выполнены работы по замене внутридомового дорожного покрытия между школой и детским са<адрес>; выполнены работы по замене внутридомового дорожного покрытия около <адрес>; выполнены работы по замене внутридомового дорожного покрытия около домов <адрес>; выполнены работы по замене внутридомового дорожного покрытия около <адрес>; выполнены работы по спиливанию сучьев деревьев внутри двора <адрес>; выполнены работы по замене внутридомового дорожного покрытия около <адрес>; выполнены работы по замене дорожного покрытия проезжей части <адрес> от <адрес> до <адрес>; выполнены работы по замене дорожного покрытия проезжей части <адрес>; выполнены работы по замене внутридомового дорожного покрытия около домов <адрес>; выполнены работы по замене внутридомового дорожного покрытия около <адрес>; выполнены работы по замене дорожного покрытия проезжей части <адрес>; асфальтирование тротуаров и местного проезда около домов <адрес>; установлены детские площадки у Дома культуры в <адрес>, <адрес>; установленные декоративные ограждения в <адрес>; установлены 4 комплекта антивандальных тренажеров <адрес> установлены 5 детских горок <адрес> установлены тренажеры на территории школы в <адрес>; открыт <адрес>; выполнены работы по замене дорожного покрытия проезжей части по <адрес>; выполнены работы по замене внутридомового дорожного покрытия в <адрес> выполнены работы по замене внутридомового дорожного покрытия в <адрес> выполнены работы по замене дорожного покрытия проезжей части в <адрес>; создана дорога (вторая) из <адрес> на объездную дорогу - <адрес> выполнены работы по замене внутридомового дорожного покрытия дороги нижней части <адрес>; выполнены работы по асфальтированию дороги в <адрес> к школе ; выполнены работы по асфальтированию дороги в <адрес> около <адрес> (обещано, что такой же асфальт будет положен у домов <адрес>); в <адрес> установили песочницу, качалку, качели и скамейку; организовано шоу по открытию <адрес>; выполнены работы по асфальтированию дороги, пешеходной дорожки по <адрес> вдоль домов <адрес> выполнены работы по асфальтированию дороги, пешеходной дорожки по <адрес>; выполнены работы по асфальтированию дороги, пешеходной дорожки по <адрес>);выполнены работы по асфальтированию дороги <адрес> от <адрес>; выполнены работы по замене асфальта на <адрес>; выполнены работы по замене внутридомового дорожного покрытия по <адрес> около домов <адрес> выполнены работы по ремонту внутридворовой пешеходной дорожки <адрес>; выполнены работы по замене дорожного покрытия по <адрес>; возведены детские площадки во дворах <адрес>; возведены спортивные площадки во дворах <адрес> по Бульвару Киевскому, <адрес>; выполнены работы по замене дорожного покрытия внутридворовой территории <адрес> по проспекту Ленинского Комсомола; выполнены работы по замене дорожного покрытия внутридворовой территории <адрес>; выполнены работы по возведению парковочного кармана во дворе <адрес>; организована бесплатная коллективная автобусная экскурсия для избирателей в <адрес> организована бесплатная коллективная автобусная экскурсия от <адрес>; организована ежедневные бесплатные коллективные автобусные экскурсии для избирателей <адрес> с предоставлением участникам бесплатного питания.

Указанные обстоятельства могут быть подтверждены показаниями свидетелей.

В соответствии с пунктом 6 статьи 50 Федерального закона «Об основных гарантиях» при проведении выборов сведения о размере (в валюте Российской Федерации) и других условиях оплаты эфирного времени, печатной площади должны быть опубликованы соответствующей организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.

Невыполнение указанного требования приводит к невозможности участия указанных организаций в избирательном процессе.

Следует отметить, что ни одна организация телевещания не приняла решения об участии в избирательной кампании по выборам депутатов Ульяновской Городекой Думы пятого созыва.

Вместе с тем, кандидатам от Единой России был предоставлен постоянный доступ к освещению своей деятельности на каналах телевещания.

В частности: в эфире телеканала ГТРК Волга в программах: «Вести - Ульяновск» 14.08, 17.08, 18.08, 24.08, 01.09, 03.09, 07.09, 08.09; «Первые лица» 22.08, 29.08; «Вести Ульяновск. События недели» 06.09.

Закон запрещает проведение агитации с использованием преимуществ своего должностного или служебного положения. Неоднократное использование преимуществ должностного или служебного положения является основанием для отмены решения о результатах выборов.

Кроме того, расходы на проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума осуществляются исключительно за счет средств соответствующих избирательных фондов, фондов референдума в установленном законом порядке. Агитация за кандидата, избирательное объединение, оплачиваемая из средств избирательных фондов других кандидатов, избирательных объединений, запрещается (пункт 5 статьи 48 Федерального закона «Об основных гарантиях»).

Однако оплата указанной выше агитации Единой Россией не производилась.

По указанным фактам в Избирательную комиссию было подано более 50 жалоб.

В соответствии с пунктом 1 статьи 67 Федерального закона «Об основных гарантиях» участковая комиссия оформляет свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке.

Протокол об итогах голосования должен содержать (пункт 2 статьи 67 Федерального закона «Об основных гарантиях»: а) номер экземпляра; б) название выборов, референдума, дату голосования; в) слово «Протокол»; г) адрес помещения для голосования с указанием номера избирательного участка, участка референдума; д) строки протокола в следующей последовательности: строка 1: число избирателей, участников референдума, внесенных в список на момент окончания голосования; строка 2: число бюллетеней, полученных участковой комиссией; строка 3: число бюллетеней, выданных избирателям, участникам референдума, проголосовавшим досрочно, в том числе отдельной строкой 4 - в помещении территориальной комиссии (избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии); строка 5: число бюллетеней, выданных избирателям, участникам референдума в помещении для голосования в день голосования; строка 6: число бюллетеней, выданных избирателям, участникам референдума, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования; строка 7: число погашенных бюллетеней; строка 8: число бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования; строка 9: число бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования; строка 10: число недействительных бюллетеней; строка 11: число действительных бюллетеней; строка 12 и последующие строки: число голосов избирателей по каждой из позиций, содержащихся во всех избирательных бюллетенях, а на выборах в органы местного самоуправления по каждой из позиций, включая позицию «Против всех кандидатов» («Против всех списков кандидатов»), число голосов участников референдума по позициям «Да» и «Нет» («За» и «Против»), содержащимся в бюллетенях для голосования на референдуме.

Если законом предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям, в протокол об итогах голосования вносятся также строки: строка 11а: число открепительных удостоверений, полученных участковой комиссией; строка 11б: число открепительных удостоверений, выданных участковой комиссией избирателям, участникам референдума на избирательном участке, участке референдума до дня голосования; строка 11 в: число избирателей, участников референдума, проголосовавших по открепительным удостоверениям на избирательном участке, участке референдума; строка 11 г: число погашенных на избирательном участке, участке референдума открепительных удостоверений; строка 11д: число открепительных удостоверений, выданных территориальной комиссией (избирательной комиссией муниципального образования, окружной избирательной комиссией) избирателям, участникам референдума; строка 11е: число утраченных открепительных удостоверений.

Для внесения сведений, получаемых в случае, предусмотренном пунктом 22 статьи 68 Федерального закона «Об основных гарантиях», протокол об итогах голосования должен также содержать следующие строки: строка 11ж: число утраченных бюллетеней; строка 11з: число бюллетеней, не учтенных при получении; е) сведения о количестве поступивших в участковую комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей, участников референдума жалоб (заявлений), прилагаемых к протоколу; ж) фамилии и инициалы председателя, заместителя председателя, секретаря и других членов участковой комиссии с правом решающего голоса и их подписи; з) дату и время подписания протокола; и) печать участковой комиссии (для протокола, составленного на бумажном носителе).

Пунктом 27 статьи 68 Федерального закона «Об основных гарантиях» установлено, что протокол об итогах голосования заполняется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (час с минутами) его подписания.

По требованию члена участковой комиссии, наблюдателя, иных лиц, участковая комиссия немедленно после подписания протокола об итогах голосования (в том числе составленного повторно) обязана выдать указанным лицам заверенную копию протокола об итогах голосования.

В соответствии с толковым словарём русского языка Ожегова под копией понимается точное воспроизведение, повторение чего-нибудь.

Вместе с тем все, выданные наблюдателям и членам участковых избирательных комиссий с правом совещательного голоса от КПРФ копии первого экземпляра протокола об итогах голосования на избирательных участках не соответствуют закону, т.к. не имеют обязательных реквизитов и не воспроизводят в точном соответствии первые экземпляры протоколов, с которых делались соответствующие копии.

Указанные нарушения носят системный характер, не позволяя наблюдателям и членам участковых комиссий с правом совещательного голоса полноценно реализовывать свои права.

Сегодня можно смело констатировать, что выборы депутатов Ульяновской Городской Думы пятого созыва будут отмечены как одни из самых грязных в истории Ульяновской области. Низкий уровень организации избирательного процесса вкупе с дилетантизмом референтных лиц привели к массовому нарушению прав граждан, гарантированных Основным законом нашего государства.

Последние две недели перед днём голосования изобиловали массовыми информационными выбросами в СМИ несоответствующих действительности сведений о зарегистрированных в составе списка кандидатов от КПРФ, унижающих честь и достоинство последних.

Так на портале 73online.ru были размещены публикации: «Долгов не прощает. Алексей Куринный включил в «тройку» КПРФ крупного ростовщика» и «Похититель трафика. В списке КПРФ обнаружился еще один кандидат с уголовным прошлым», в которых преобладают негативные сведения о кандидатах от КПРФ, не соответствующие действительности. Также аналогичные материалы распространялись в газетах «73 online» и «Жесть», в эфире программ радиовещания.

Учитывая посещаемость указанного информационного ресурса (более 26 тыс. уникальных посетителей в сутки), размещение такой информации (которая является незаконной агитацией) не могло не повлиять на истинное волеизъявление избирателей.

Протоколы УИК об итогах голосования, Протоколы по округу №1-30, Протокол о результатах выборов, Решение о результатах выборов нарушают права Административного истца на равенство прав участников избирательного процесса: права на честные выборы.

Допущенные нарушения избирательного законодательства не позволяют выявить действительную волю избирателей.

Постановлением Избирательной комиссии от 07 августа 2015 года №79/557-3 «О регистрации списка кандидатов в депутаты Ульяновской Городской Думы пятого созыва, выдвинутого избирательным объединением УЛЬЯНОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ КПРФ» зарегистрирован выдвинутый КПРФ список кандидатов в депутаты Ульяновской Городской Думы пятого созыва.

Согласно пункту 15 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может обратиться, в том числе, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации как демократическом правовом государстве является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления; высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (преамбула; статья 1, часть 1; статья 3, части 1 - 3).

Конституция Российской Федерации закрепляет право граждан Российской Федерации участвовать в управлении делами государства, в том числе через своих представителей, и право избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления (статья 32, части 1 и 2).

Приведенным конституционным положениям корреспондируют статья 3 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод и пункт «b» статьи 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, согласно которым каждый гражданин должен иметь без какой-либо дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей.

Признавая высшей ценностью человека, а также его права и свободы, которые определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием, включая право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, Конституция Российской Федерации гарантирует каждому государственную, в том числе судебную, защиту его прав и свобод, возможность обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц (статья 2; статья 17, часть 1; статьи 18 и 45; статья 46, части 1 и 2).

Просят: Отменить протоколы №2 участковых избирательных комиссий избирательных участков №№ 3406-3439, 3501-3630, 3701-3746, 3801-3849, 3905-3949 об итогах голосования по единому избирательному округу по выборам депутатов Ульяновской Городской Думы пятого созыва 13 сентября 2015 года; Отменить протоколы окружных избирательных комиссий от 15.09.2015 об итогах голосования по единому избирательному округу на территории Железнодорожных одномандатных округов №№1-4 по выборам депутатов Ульяновской Городской Думы пятого созыва 13 сентября 2015 года; Отменить протоколы окружных избирательных комиссий от 15.09.2015 об итогах голосования по единому избирательному округу на территории Заволжских одномандатных округов №№5-14 по выборам депутатов Ульяновской Городской Думы пятого созыва 13 сентября 2015 года; Отменить протоколы окружных избирательных комиссий от 15.09.2015 об итогах голосования по единому избирательному округу на территории Засвияжских одномандатных округов №№15-24 по выборам депутатов Ульяновской Городской Думы пятого созыва 13 сентября 2015 года; Отменить протоколы окружных избирательных комиссий от 15.09.2015 года об итогах голосования по единому избирательному округу на территории Ленинских одномандатных округов №№25-30 по выборам депутатов Ульяновской Городской Думы пятого созыва 13 сентября 2015 года; Отменить протокол Ульяновской городской избирательной комиссии от 15.09.2015 о результатах выборов по единому избирательному округу по выборам депутатов Ульяновской Городской Думы пятого созыва 13 сентября 2015 года; Отменить постановление Ульяновской городской избирательной комиссии от 15.09.2015 №102/759-3 «Об общих результатах выборов депутатов Ульяновской Городской Думы пятого созыва».

В судебном заседании представители административного истца требования поддержали, приведя доводы, в целом аналогичные изложенным в административном исковом заявлении.

Представители административного ответчика в судебном заседании требования не признали, в представленных суду письменных возражениях указали, что заявленные заявителем доводы о нарушении проведения жеребьевки по размещению кратких наименований, эмблем избирательных объединений в избирательном бюллетене для голосования на выборах депутатов Ульяновской Городской Думы пятого созыва по единому избирательному округу являются несостоятельными.

Данный вопрос по существу был рассмотрен на заседании избирательной комиссии Ульяновской области 18 августа 2015 года, о чем принято постановление № 81/775-5 «О заявлениях ФИО10 и ФИО17».

Постановлением резюмируется, что утверждения и мнения заявителей не подтверждаются пояснениями иных лиц, присутствовавших при проведении данной жеребьевки.

Объективных доказательств, свидетельствующих о взаимосвязи установленного в ходе проведения жеребьевки размещения кратких наименований и эмблем избирательных объединений, зарегистрировавших списки кандидатов, в избирательном бюллетене для голосования на выборах депутатов Ульяновской Городской Думы пятого созыва 13 сентября 2015 года по единому избирательному округу и маркировки использованных при проведении жеребьевки конвертов не имеется.

Заявленные доводы о взаимосвязи проекта «Диалог», организуемого Ульяновским региональным отделением Союза машиностроителей России, и проведения в рамках проекта акции «Город - это МЫ!» с агитационной кампанией Избирательного объединения Ульяновское региональное отделение Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» не подтверждены документально, а значит ссылка на пункт 2 статьи 56 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) не состоятельна.

Довод заявителя о том, что Ульяновская городская избирательная комиссия (далее - УГИК) изготовила и распространила приглашения на выборы, исполненные в рамках той же дизайнерской мысли (идентичные цветовая гамма и узор) не поддерживается, поскольку УГИК не может запретить использовать похожие цвета на информационных материалах избирательных объединений, выдвинувших кандидатов, списки кандидатов в депутаты Ульяновской Городской Думы пятого созыва, а также на печатных и аудиовизуальных материалах иных общественных объединений и организаций, в том числе не связанных с проведением выборов.

В ходе избирательной кампании избирательными комиссиями не получено жалоб относительно использования преимуществ должностного и служебного положения кандидатами выдвинутыми избирательным объединением Ульяновское региональное отделение Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», следовательно, считают данный довод необоснованным.

В ходе избирательной кампании избирательными комиссиями не получено жалоб относительно подкупа избирателей по указанным в заявлении пунктам. Кроме того, не представлено доказательств взаимосвязи указанных в заявлении актов выполнения работ, в том числе по благоустройству города Ульяновска, с проведением агитационной кампании Избирательного объединения Ульяновское региональное отделение Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ». Считают данный довод необоснованными.

По существу заявленных доводов относительно проведения агитации в эфире канала ГТРК Волга сообщают, что в избирательные комиссии поступило пять жалоб (на программу «Вести - Ульяновск» выпуски от 17.08, 18.08, 24.08, 01.09 и программу «Первые лица» выпуск от 22.08). Все жалобы рассмотрены на заседаниях УГИК. Установлено, что содержание указанных сюжетов не содержит призывов голосовать за кандидата, не содержит выражения предпочтения кандидату, не содержит описания возможных последствий в случае, если кандидат будет избран или не будет избран, не содержит распространения информации, в которой явно преобладают сведения о кандидате в сочетании с позитивными либо негативными комментариями, не содержит распространения информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей, не создает положительного отношения избирателей к кандидату. Сюжеты являются информационным.

Содержание указанных сюжетов не является предвыборной агитацией, поскольку не содержит ее признаков. Следовательно, довод заявителя считают необоснованным.

Довод заявителя на отсутствие в копиях протоколов избирательных комиссий об итогах голосования каких-либо обязательных реквизитов считают несостоятельным, поскольку все выдаваемые копии соответствуют Федеральному закону и полностью содержат всю необходимую информацию для однозначного понимания и трактования итогов голосования на соответствующих территориях. Нарушения избирательных прав наблюдателей и членов участковых избирательных комиссий с правом совещательного голоса по указанным основаниям не выявлено.

В соответствии с пунктом 2 статьи 77 Федерального закона основанием для отмены судом решения избирательной комиссии о результатах выборов являются такие нарушения, которые не позволяют выявить действительную волю избирателей.

В силу отраженной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2013 года № 8-П правовой позиций, судебная защита должна быть доступной для избирателей и эффективной не только в случаях, когда нарушения избирательных прав, включая право избирать в органы государственной власти, органы местного самоуправления, возникают в период избирательной кампании до начала или непосредственно в ходе голосования, но и на следующих стадиях избирательного процесса, направленных на определение результатов выборов. Вместе с тем судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права. Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории.

Данный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 15 января 2002 года № 1-П, и имеет значение применительно к формированию конкретных юрисдикционных процедур, инициирование которых должно быть обусловлено наличием веских оснований полагать, что при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов волеизъявление избирателей было действительно искажено.

Между тем, заявителем не указано ни одного обоснованного и законного основания для отмены решения об итогах голосования и о результатах выборов.

Выслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении административного иска отказать, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.

В соответствии с ч. 2 ст. 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

С административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности, инициативная группа по проведению референдума и (или) ее уполномоченные представители, в установленных законом случаях прокурор (ч. 15 ст. 239 КАС РФ).

Согласно ч. 1, 2 ст. 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) органом государственной власти, органом местного самоуправления, общественным объединением, избирательной комиссией, комиссией референдума, должностным лицом, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если пропущен срок обращения в суд и отсутствует возможность его восстановления или если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.

Решением Ульяновской городской Думы от 24 июня 2015 года № 61 назначены выборы депутатов Ульяновской Городской Думы пятого созыва на 13 сентября 2015 года.

Постановлением Избирательной комиссии от 07 августа 2015 года №79/557-3 «О регистрации списка кандидатов в депутаты Ульяновской Городской Думы пятого созыва, выдвинутого избирательным объединением УЛЬЯНОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ КПРФ» зарегистрирован выдвинутый КПРФ список кандидатов в депутаты Ульяновской Городской Думы пятого созыва.

По итогам состоявшегося 13.09.2015 голосования участковыми и окружными избирательными комиссиями утверждены оспариваемые протоколы об итогах голосования. Кроме того, 15.09.2015 Ульяновской городской избирательной комиссией утвержден протокол о результатах выборов по единому избирательному округу. Постановлением Ульяновской городской избирательной комиссии от 15.09.2015 принято постановление «об общих результатах выборов депутатов Ульяновской Городской Думы пятого созыва».

Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" устанавливает - в развитие предписаний Конституции Российской Федерации и международно-правовых актов, являющихся в силу ее статьи 15 (часть 4) частью правовой системы Российской Федерации, - условия, правила и процедуры, которые призваны надлежащим образом обеспечивать гражданам Российской Федерации участие в выборах и референдумах, проводимых на ее территории.

Определяя порядок реализации гражданами активного избирательного права, названный Федеральный закон предусматривает, что голосование на выборах как его важнейшая составляющая осуществляется, по общему правилу, посредством заполнения избирателем избирательного бюллетеня в день голосования (статья 63). Одновременно, учитывая возможность возникновения исключительных обстоятельств, существенным образом влияющих на волеизъявление избирателей, данный Федеральный закон наделяет избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата, полномочиями аннулировать регистрацию кандидата в связи с его смертью и дать указания нижестоящим избирательным комиссиям вычеркнуть в бюллетенях сведения о нем (пункт 17 статьи 63 и пункт 2 статьи 76), а также устанавливает возможность судебного обжалования решения избирательной комиссии об итогах голосования с целью проверки законности и своевременности действий избирательной комиссии в указанном случае, при этом решение об итогах голосования подлежит отмене, если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей (подпункт "б" пункта 1.2 статьи 77). Цель такого регулирования заключается в том, чтобы обеспечить подлинное и равное волеизъявление избирателей, что, однако, исходя из указанных выше конституционных положений, несовместимо с возможностью внесения изменений (вычеркивание, изменение сведений) в избирательные бюллетени в день выборов в ходе голосования. В то же время не любые, а только существенные нарушения законодательства, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2013 года N 8-П).

Согласно ч. 2 ст. 77 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов в случае установления им одного из следующих обстоятельств:

а) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, израсходовали на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом;

б) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, осуществляли подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;

в) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, при проведении агитации вышли за рамки ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона, что не позволяет выявить действительную волю избирателей;

г) кандидат, признанный избранным, руководитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, использовали преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;

д) признание после дня голосования незаконным отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, если это нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;

е) установление иных нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.

Фактически в данном административном исковом заявлении административным истцом заявлено о нарушениях законодательства Российской Федерации о выборах, которые не позволяют выявить действительную волю избирателей.

Довод о нарушении проведения жеребьевки по размещению кратких наименований, эмблем избирательных объединений в избирательном бюллетене для голосования на выборах депутатов Ульяновской Городской Думы пятого созыва по единому избирательному округу являются несостоятельными.

Данные обстоятельства не нашли своего объективного подтверждения в ходе судебного разбирательства.

Постановлением Ульяновской городской избирательной комиссии от 10 августа 2015 года № 82/623-3 утвержден Порядок проведения жеребьевки для размещения кратких наименований и эмблем избирательных объединений, зарегистрировавших списки кандидатов, в избирательном бюллетене для голосования на выборах депутатов Ульяновской Городской Думы пятого созыва 13 сентября 2015 года по единому избирательному округу.

Согласно п. 6 Порядка жеребьевка проводится методом случайной выборки номеров с применением конвертов, содержащих листы бумаги с номерами. Конверты заверяются оттисками печати Ульяновской городской избирательной комиссии, проставляемыми на лицевой стороне конвертов. Использованные в ходе жеребьевки конверты в дальнейшем хранению не подлежат.

Данный Порядок не содержит иных требований к оформлению конвертов и не конкретизирует расположение оттиска печати.

Таким образом, довод о нарушении законодательства о выборах в ходе жеребьевки является необоснованным. Доказательств нарушения каких-либо конкретных положений законодательства о выборах при проведении указанной жеребьевки со стороны истца не представлено.

Данный вопрос по существу был рассмотрен на заседании избирательной комиссии Ульяновской области 18 августа 2015 года, о чем принято постановление № 81/775-5 «О заявлениях ФИО10 и ФИО17».

Постановлением резюмируется, что утверждения и мнения заявителей не подтверждаются пояснениями иных лиц, присутствовавших при проведении данной жеребьевки.

Объективных доказательств, свидетельствующих о взаимосвязи установленного в ходе проведения жеребьевки размещения кратких наименований и эмблем избирательных объединений, зарегистрировавших списки кандидатов, в избирательном бюллетене для голосования на выборах депутатов Ульяновской Городской Думы пятого созыва 13 сентября 2015 года по единому избирательному округу и маркировки использованных при проведении жеребьевки конвертов не имеется.

Довод о взаимосвязи проекта «Диалог», организуемого Ульяновским региональным отделением Союза машиностроителей России, с агитационной кампанией Избирательного объединения Ульяновское региональное отделение Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» не подтверждены документально.

Ссылка на визуальное оформление схожее с оформлением агитационных материалов Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» является субъективным, прямых доказательств проведения данного проекта Ульяновским региональным отделение Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в рамках предвыборной агитации не имеется.

Показания свидетелей, указавших на распространение в рамках проекта «Диалог» календарей с эмблемой «ЕДИНАЯ РОССИЯ» не могут служить допустимыми доказательствами проведения данного проекта указанным политическим объединением.

Довод о подкупе избирателей в рамках проекта «Диалог» также является голословным.

Во-первых, со стороны административного истца не представлено доказательств, что проект «Диалог» проводился в рамках предвыборной агитации Ульяновского регионального отделения Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ».

Во-вторых, является недоказанным тот факт, что пригласительные и билеты на концерты распространялись между избирателями при условии их участия в голосовании за конкретных кандидатов или избирательные объединения.

Довод о том, что в ходе избирательной кампании использовалось преимущество должностного и служебного положения кандидатами выдвинутыми избирательным объединением Ульяновское региональное отделение Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», также является голословным.

Административным истцом не приведено ни одного конкретного выражения либо факта демонстрации агитационного материала, анализ которых позволил бы установить суду факт агитации с использованием служебного положения. Все доводы административного иска в этой части являются обобщенными и не содержат конкретных обстоятельств, исходя из которых можно сделать вывод о значительном нарушении законодательств о выборах, которое не позволило установить истинную волю избирателей.

Аналогично является необоснованным довод о подкупе избирателей путем проведения работ по ремонту дорог, благоустройству территорий, проведению оздоровительных и культурных мероприятий.

Согласно п. 2 ст. 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» кандидатам, избирательным объединениям, их доверенным лицам и уполномоченным представителям, инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума и их уполномоченным представителям, а также иным лицам и организациям при проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума запрещается осуществлять подкуп избирателей, участников референдума: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей избирателей, участников референдума, агитационную работу); производить вознаграждение избирателей, участников референдума, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение; проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании, кампании референдума; предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей, участников референдума посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Исполнение должностных обязанностей должностными лицами органов государственной власти и местного самоуправления в понимании вышеуказанной нормы закона не является подкупом избирателей.

Довод об использовании кандидатами от избирательного объединения Ульяновское региональное отделение Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» эфирного времени в средствах массовой информации с целью агитации является также необоснованным.

Со стороны административного истца не приведено ни одного конкретного выражения фразы, либо факта распространения (демонстрации) иного агитационного материала конкретным кандидатом (кандидатами) в средствах массовой информации, которым суд смог бы дать соответствующую оценку.

По сути, доводы административного истца в данной части сводятся к общим формулировкам, что не позволяет дать им соответствующую правовую оценку.

Довод о вручении административному истцу ненадлежащих копий протоколов об итогах голосования судом также отклоняется, поскольку факт вручения (либо не вручения) данных протоколов в принципе не может влиять на действительную волю избирателей.

Довод о распространении в средствах массовой информации сведений о кандидатах, не соответствующих действительности, также не может повлечь отмену решений об итогах голосования и результатах выборов.

Статьей 29 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода мысли и слова.

Согласно ст. 3 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 13.07.2015) «О средствах массовой информации» цензура массовой информации, то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, - не допускается.

Создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации, - не допускается.

Размещение в средствах массовой информации сведений о кандидатах, при отсутствии доказательств заинтересованности кого-либо из кандидатов или избирательных объединений, по мнению суд нельзя признать незаконной агитаций.

Анализ представленных доказательств и доводов не позволяет суду сделать вывод о наличии в ходе выборной кампании нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, которые бы не позволяли выявить действительную волю избирателей, следовательно в удовлетворении иска следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Избирательного объединения «УЛЬЯНОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» к Ульяновской городской избирательной комиссии об отмене протоколов об итогах голосования и постановления об общих результатах выборов, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение пяти дней.

Судья С.В. Богомолов.