№ 2а-573/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Боровичи Новгородской области 22 мая 2020 года
Боровичский районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Кудрявцевой Е.М.,
при секретаре Партанской Г.С.,
с участием представителя административного истца-Администрации Боровичского муниципального района Корнеевой О.А.,
административного ответчика- судебного пристава-исполнителя ОСП Боровичского, Любытинского и Мошенского районов УФССП России по Новгородской области Беляевой Л.А.,
представителя административных ответчиков - ОСП Боровичского, Любытинского и Мошенского районов УФССП России, УФССП России по Новгородской области Василенко Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации Боровичского муниципального района к судебному приставу-исполнителю ОСП Боровичского, Любытинского и Мошенского районов УФССП России по Новгородской области Беляевой Л.А., отделу судебных приставов Боровичского, Любытинского и Мошенского районов УФССП России по Новгородской области, к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Новгородской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
установил:
Администрация Боровичского муниципального района обратилась с вышеназванным административным иском, в обоснование указав, что является должником по исполнительному производству №-ИП, возбужденному постановлением административного ответчика от 12 августа 2019 г. на основании исполнительного листа №2а- 1134/2019 от 07.08.2019 г., выданного Боровичским районным судом по делу № 2а-1134/2018, по вступившему в законную силу решению 07.08.2019 г., предмет исполнения: обязать Администрацию Боровичского муниципального района осуществить строительство общественного колодца на территории <адрес><адрес>; обязать Администрацию Боровичского муниципального района принять меры к организации водоснабжения населения посредством организации подвоза питьевой воды населению <адрес> по нормам, определенным Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 года №644, до момента начала функционирования общественного колодца на территории деревни. Решение в части обязания Администрации Боровичского муниципального района обеспечить жителей привозной питьевой водой обращено к немедленному исполнению.
Административный ответчик постановлением от 11.03.2020 г. установил административному истцу исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.
МКУ «Служба заказчика Боровичского муниципального района» заключен муниципальный контракт на выполнение работ по строительству питьевого колодца общего пользования в <адрес>. Работы по вышеуказанному муниципальному контракту выполнены в полном объеме. Информация о строительстве колодца и вводе в эксплуатацию направлялась ответчику. Поскольку разбор воды в колодце жителями не осуществляется, МКУ «Служба заказчика Боровичского муниципального района» в период с 19 по 22 марта 2020 года будет осуществляться откачка воды, после чего будет проведен отбор проб воды из вышеуказанного колодца на предмет соответствия санитарным правилам и нормам, предъявляемым к питьевой воде.
Административный истец полагает, что принял меры по исполнению судебного акта.
Ссылаясь на положения ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», Администрация Боровичского муниципального района просит суд освободить ее от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением от 11.03.2020 года.
По инициативе суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Пытайчук С.П.-взыскатель по исполнительному производству.
В судебном заседании представитель административного истца-Администрации Боровичского муниципального района Корнеева О.А. поддержала заявленные требования по вышеизложенным основаниям, дополнительно пояснила, что поскольку колодец в деревне был построен в кратчайшие сроки, подвоз питьевой воды в деревню не осуществлялся. Однако весной 2020 г. обнаружили, что вода в колодце не соответствует санитарным нормам, уровень воды упал. 18 марта 2020 г. подрядчику, выполнявшему работы по строительству колодца, направлена претензия, содержащая требование благоустроить территорию вокруг колодца, восстановить подъемный механизм.
Представитель административных ответчиков- ОСП Боровичского, Мошенского и Любытинского районов и УФССП России по Новгородской области Василенко Н.А. возражала против удовлетворения заявленных требований, полагала, что постановление о взыскании исполнительского сбора вынесено судебным приставом-исполнителем обоснованно.
Административный ответчик - судебный пристав-исполнитель ОСП Боровичского, Мошенского и Любытинского районов УФССП по Новгородской области Беляева Л.А. также возражала против удовлетворения иска, поскольку исполнительное производство возбуждено на основании выданного Боровичским районным судом исполнительного листа об обязании Администрации Боровичского муниципального района обеспечить жителей <адрес> привозной питьевой водой. Питьевая вода в деревню не доставлялась и не доставляется. Таким образом, для взыскания исполнительского сбора имелись достаточные основания, его размер установлен в соответствии с требованиями Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Заинтересованное лицо Пытайчук С.П. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил заявление, в котором просит в удовлетворении исковых требований отказать, так как решение суда до настоящего времени надлежащим образом не исполнено.
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно ч.ч. 1, 2, 6, 7 ст. 112 Федерального закона от 02 октября 2007 № 29-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии с ч. 3 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 указанной статьи. При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора ( ст. 112 Федерального закона « Об исполнительном производстве»).
Как следует из п. 75 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.11.2015 г. № 50 « О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора, судам следует исходить из того, что за исключением субъектов предпринимательской деятельности, иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 30.07.2001 N 13-П «По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, и его взыскание производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен должником без уважительных причин, установленный размер взыскания исполнительского сбора представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу части 1 статьи 34, частей 1 - 3 статьи 35 и части 3 статьи 35 Конституции РФ недопустимо.
В ходе рассмотрения дела установлено, что решением Боровичского районного суда от 07.08.2019 года на Администрацию Боровичского муниципального района возложена обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу осуществить строительство общественного колодца на территории <адрес>-<адрес>; принять меры к организации водоснабжения посредством организации подвоза питьевой воды населению <адрес> по нормам, определенным Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 года № 644, до момента начала функционирования общественного колодца на территории деревни.
Решение в части обязания Администрации Боровичского муниципального района обеспечить жителей <адрес> Боровичского района привозной питьевой водой обращено к немедленному исполнению.
12.08.2019 года возбуждено исполнительное производство №-ИП на основании исполнительного листа № 2а-1134/2019 от 07.08.2019 года, выданного Боровичским районным судом по делу № 2а-1134/2019.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП Боровичского, Любытинского и Мошенского районов УФССП России по Новгородской области Беляевой Л.А. от 11.03.2020 года с Администрации Боровичского муниципального района взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей по причине неисполнения решения суда в установленный законом срок.
Материалами дела подтверждается, и представителем Администрации не оспаривается, что в период с 07.08.2019 года до настоящего времени водоснабжение населения д.Рябиновка Кончанско-Суворовского сельского поселения Боровичского района путем подвоза питьевой воды не осуществляется, возведенный во исполнение того же решения суда колодец не функционирует.
Неоднократные предупреждения и требования судебного пристава-исполнителя ОСП Боровичского, Любытинского и Мошенского районов УФССП России по Новгородской области Беляевой Л.А. об исполнении вступившего в законную силу решения суда оставлены должником без исполнения.
Согласно п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
Принимая во внимание, что административным истцом не представлены какие-либо доказательства принятия мер по исполнению решения суда в части организации водоснабжения путем подвоза питьевой воды населению д.Рябиновка до начала функционирования общественного колодца, основания для освобождения Администрации Боровичского муниципального района от взыскания исполнительского сбора отсутствуют, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 173-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Администрации Боровичского муниципального района к судебному приставу-исполнителю ОСП Боровичского, Любытинского и Мошенского районов УФССП России по Новгородской области Беляевой Л.А., отделу судебных приставов Боровичского, Любытинского и Мошенского районов УФССП России по Новгородской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Новгородской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора, -отказать
Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Боровичский районный суд Новгородской области в течение месяца в апелляционном порядке.
Судья Е.М.Кудрявцева
Мотивированное решение изготовлено 29 мая 2020 года