Дело № 2а-573/2023
УИД 65RS0003-01-2023-000621-56
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 августа 2023 года г. Анива Сахалинской области
Анивский районный суд Сахалинской области в составе:
председательствующего: судьи Невидимовой Н.Д.
с участием представителя административного истца Герасимовой Е.В.
представителя административного ответчика ФИО1
при ведении протокола помощником судьи Рафальской Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Анивского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Анивский городской округ» о возложении обязанности принять меры к сносу аварийного многоквартирного дома,
у с т а н о в и л:
30 июня 2023 года прокурор Анивского района обратился в суд с исковым заявлением, в котором указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления муниципального образования «Анивский городской округ» требований жилищного законодательства.
В ходе проверки установлено, что распоряжением администрации муниципального образования «Анивский городской округ» (далее – администрация МО «Анивский городской округ») от 07 марта 2018 года № 181-ра многоквартирный дом № 2В по ул. Советская в с. Огоньки Анивского района Сахалинской области признан аварийным и подлежащим сносу.
Данный аварийный дом расселен и отключен от коммунальных ресурсов, однако вопреки требованиям статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 37 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ «О безопасности» до настоящего времени не снесен.
Администрацией Анивского городского округа локальный сметный расчет в целях установления сметной стоимости снова указанного многоквартирного дома не составлялся. Денежные средства в муниципальной программе «Обеспечение населения МО «Анивский городской округ» качественным жильем», утвержденной постановлением администрации МО «Анивский городской округ» от 31 июля 2014 года № 1154-па, не предусмотрены.
Непринятием органом местного самоуправления должных мер к сносу расселенного аварийного многоквартирного дома создается реальная угроза безопасности населения, проживающего на территории муниципального образования, а значит, создается опасность для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, проживающих в городском округе.
Изложив указанные в заявлении обстоятельства, прокурор Анивского района просит обязать администрацию МО «Анивский городской округ» принять меры к сносу расселенного жилого дома, расположенного по адресу: <...> в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Протокольным определением от 27 июля 2023 года суд перешел к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.
В судебном заседании представитель административного истца - помощник прокурора Анивского района Герасимова Е.В. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика администрации МО «Анивский городской округ» ФИО1, действующая на основании доверенности, в судебном заседании с административными исковыми требованиями не согласилась, пояснив, что признанный аварийным многоквартирный дом по адресу: <...> до настоящего времен не снесен, в связи с отсутствием в местном бюджете достаточных денежных средств на указанные цели, и что после поступления в бюджет муниципального образования субсидии из областного бюджета, которое запланировано на 2024-2025 годы, работы по сносу дома будут выполнены.
Представитель заинтересованного лица на стороне административного ответчика Департамента по управлению муниципальным имуществом «Анивский городской округ» (далее – ДУМИ МО «Анивский городской округ») в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен.
В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотрение административного дела в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктами 2, 4 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений; стимулируют жилищное строительство.
Согласно статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2010 года № 39 «О безопасности», основными принципами обеспечения безопасности являются: соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина; законность; системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности; приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности; взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 28 декабря 2010 года № 39 «О безопасности» органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают исполнение законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности.
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.
Свободный доступ граждан в аварийные многоквартирные дома может привести к причинению вреда их жизни и здоровью, что необходимо предотвратить.
Согласно пунктам 3, 8 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.
В соответствии с пунктами 3, 8, 10, 14 части 1 статьи 7 Устава МО «Анивский городской округ» к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, участие в профилактике терроризма и экстремизма в границах городского округа, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Росийской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.
В соответствии с пунктом 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 к компетенции органа местного самоуправления отнесено принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Согласно п. 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
Из системного толкования указанных выше норм права следует, что определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц, выполнение работ и мероприятий по сносу расселенных многоквартирных жилых домов, признанных аварийными и непригодными для постоянного проживания относится к компетенции органа местного самоуправления.
Согласно пункту 4 статьи 3 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», противодействие терроризму – деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма.
При этом пунктом 3 статьи 5 названного закона органы местного самоуправления обязаны принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления. Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, принадлежащих муниципальному образованию на праве собственности.
Из материалов дела следует, что в результате проведения прокурорской проверки в феврале, марте 2023 года были выявлены нарушения действующего жилищного законодательства, выразившиеся в невыполнении органом местного самоуправления надлежащим образом полномочий в сфере жилищных отношений.
Распоряжением администрации МО «Анивский городской округ» от 07 марта 2018 года № 182-ра на основании заключения межведомственной комиссии по оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от 07 февраля 2018 года № 01, пункта 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, многоквартирный дом № 2В по ул. Советская в с. Огоньки Анивского района Сахалинской области признан аварийным и подлежащим сносу; установлен срок отселения жителей до 31 декабря 2020 года.
Сроки мероприятий по сносу данного дома указанным распоряжением не установлены.
Постановлением администрации МО «Анивский городской округ» от 31 июля 2014 года № 1154-па (с учетом изменений, внесенных постановлением от 27 августа 2021 года № 2012-па) утверждена муниципальная программа «Обеспечение населения муниципального образования «Анивский городской округ» качественным жильем на 2015-2020 годы», которая предусматривает расселение, ликвидацию аварийного и непригодного для проживания жилищного фонда.
Из Приложения № 2 указанной муниципальной программы (с учетом внесенных изменений) следует, что многоквартирный аварийный дом, расположенный по адресу: <...> подлежал расселению уже в 2022 году.
Представителем административного ответчика суду представлено соглашение о предоставлении субсидии бюджету МО «Анивский городской округ» Сахалинской области из областного бюджета на обеспечение населения Сахалинской области качественным жильем № 23/16 от 01 февраля 2023 года, заключенное с Министерством строительства Сахалинской области, согласно которому предоставление субсидии на снос ветхого и аварийного жилья запланировано на 2023-2024 годы.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что указанный многоквартирный дом на 01 июня 2023 года расселен, однако до настоящего времени не демонтирован, что создает угрозу возникновения пожаров и возможность совершения террористических актов.
В адрес администрации МО «Анивский городской округ» прокуратурой Анивского района выносилось представление об устранении нарушений законодательства о жилищных правах граждан, которые выполнены не были, несмотря на возложение на административного ответчика в силу закона данной обязанности.
Обязанность по надлежащему содержанию, охране и принятию мер, предупреждающих причинение вреда населению, в том числе мер, препятствующих несанкционированному доступу людей в здания или сооружения в период, когда они не эксплуатируются, обеспечения безопасности населения должна быть возложена на администрацию МО «Анивский городской округ», поскольку непринятие своевременных мер по сносу (демонтажу) аварийного дома создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований прокурора Анивского района о возложении на администрацию МО «Анивский городской округ» обязанности принять меры к сносу аварийного многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>.
В силу положений статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, учитывая, что проведение мероприятий по сносу многоквартирных аварийных домов потребует значительных финансовых и временных затрат, суд считает необходимым установить срок – 10 месяцев с момента вступления решения в законную силу, в течение которого административный ответчик обязан принять меры к сносу многоквартирного дома, признанного аварийным и непригодным для постоянного проживания.
Руководствуясь статьями 175, 177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление прокурора Анивского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Возложить на администрацию муниципального образования «Анивский городской округ» (ИНН <***>, ОГРН <***>) обязанность принять меры к сносу расселенного аварийного многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...> в течение 10 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Анивский районный суд в течение месяца со дня принятия судом решения в мотивированной форме.
Решение в мотивированной форме изготовлено 22 августа 2023 года.
Председательствующий: судья Н.Д. Невидимова