Дело № 2А-574/18
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи - Седых Н.А.,
при секретаре – Мельниковой В.А.,
с участием административного истца ФИО1, его представителя ФИО2, представителя административных ответчиков ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании незаконным решения администрации города Южно-Сахалинска от 18 ноября 2016 года № об отказе в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
19 сентября 2017 года ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения администрации города Южно-Сахалинска от 18 ноября 2016 года № об отказе в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, возложении обязанности принять решение о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на основании заявления от 09 ноября 2016 года на земельном участке с кадастровым номером №.
В обоснование заявленных требований указал, что является арендатором земельного участка, расположенного по <адрес>, в связи с чем обратился в администрацию г. Южно – Сахалинска с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого. Однако, своим письмом от 18 ноября 2016 года орган местного самоуправления отказал ему в выдаче испрашиваемого документа, в связи с нахождением земельного участка в границах пойменных территорий, подверженных затоплению паводком. По его мнению, такой отказ является незаконным и нарушает его права, поскольку вместе с заявлением им был предоставлен раздел проектной документации «Схема планировочной организации земельного участка. Мероприятия по исключению затопления паводком <данные изъяты>», в соответствии с которым в процессе осуществления строительства индивидуального жилого дома предусматривались противопаводковые мероприятия. Кроме того полагает, что оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство не имелось, поскольку земельный участок располагается в зоне подтопления, а не затопления. Также обращает внимание на то, что незаконность отказа подтверждается ответом Агентства архитектуры и градостроительства Сахалинской области от 28 декабря 2016 года и представлением прокурора г.Южно-Сахалинска от 24 мая 2017 года в адрес мэра г.Южно-Сахалинска.
Определением суда от 21 ноября 2017 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен Департамент архитектуры и градостроительства г.Южно-Сахалинска.
Административный истец ФИО1 и его представитель ФИО2 в судебном заседании заявленные требования поддержали по изложенным в иске основаниям, одновременно просили восстановить срок на обращение в суд с настоящим иском, полагая его пропущенным по уважительной причине в связи с оспариванием отказа в иных органах.
Представитель административных ответчиков ФИО3 в судебном заседании с требованиями ФИО1 не согласился.
Выслушав стороны, допросив специалистов, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (часть 1).
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (часть 2).
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами (часть 4).
В целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка;
3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства (часть 9).
Не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов (часть10).
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (часть13).
Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке (часть14).
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании договора аренды земельного участка от 11 сентября 2015 года арендодатель Департамент архитектуры, градостроительства и землепользования города Южно-Сахалинска сдал, а арендатор ФИО4 приняла в пользование на условиях аренды с 11 сентября 2015 года по 10 сентября 2020 года земельный участок, относящийся к категории земель населенных пунктов с кадастровым номером № площадью <адрес>
Соглашением от 24 февраля 2016 года к указанному договору права аренды земельного участка были переданы ФИО1
09 ноября 2016 года ФИО1 обратился в администрацию города Южно-Сахалинска с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером №.
К данному заявлению административным истцом были приложены: правоустанавливающие документы – договор аренды земельного участка № от 11 сентября 2015 года и соглашение к нему № от 24 мая 2016 года, градостроительный план земельного участка № от 28 апреля 2016 года, подготовленный специалистом ДАГИЗ г. Южно – Сахалинска, согласование строительства Министерством имущественных и земельных отношений Сахалинской области от 06 июня 2016 года, кадастровый паспорт земельного участка, а также проектная документация со схемой планировочной организации земельного участка.
Своим письмом от 18 ноября 2016 года № администрация г. Южно – Сахалинска уведомила заявителя об отказе в выдаче разрешения на строительство на основании части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации со ссылкой на не предоставление схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства, а также на нахождение земельного участка в границах пойменных территорий, подверженных затоплению паводком <данные изъяты>.
Давая оценку обоснованности принятого решения, суд исходит из следующего.
Как установлено частями 2 и 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации на карте градостроительного зонирования, являющейся составной частью правил землепользования и застройки, в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий. Границы указанных зон и территорий могут отображаться на отдельных картах.
Согласно пункту 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к зонам с особыми условиями использования территорий относятся, в том числе зоны затопления, подтопления.
В соответствии с частью 1 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
В градостроительном плане земельного участка содержится информация, в том числе об ограничениях использования земельного участка, в том числе если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий; о границах зон с особыми условиями использования территорий, если земельный участок полностью или частично расположен в границах таких зон (часть 3 статьи 57.3).
Решением городского Собрания городского округа "Город "Южно-Сахалинск" от 30 января 2013 года N 744/44-13-4 утверждены Правила землепользования и застройки на территории городского округа "Город "Южно-Сахалинск". Неотъемлемой частью Правил является карта градостроительного зонирования территории городского округа, содержащая сведения о границах зон затопления, подтопления.
В соответствии с фрагментом карты градостроительного зонирования из вышеуказанных Правил земельный участок с кадастровым номером № располагается на пойменной территории, подверженной затоплению паводком <данные изъяты> обеспеченности.
Решением городского Собрания городского округа "Город "Южно-Сахалинск" от 04 июля 2012 года N 603/38-12-4 утвержден Генеральный план города Южно-Сахалинска, приложением к которому является карта административных границ, границ территорий и земель, функциональных зон и ограничений использования территорий, также содержащая данные о границах тех же зон затопления, подтопления.
Согласно фрагменту данной карты земельный участок с кадастровым номером № располагается в зоне риска затопления пойменной территории <данные изъяты>.
Из материалов дела следует, что градостроительный план земельного участка с кадастровым номером №, представленный ФИО1 в целях получения разрешения на строительство, отображает информацию, содержащуюся в Правилах землепользования и застройки, о расположении участка в зоне с особыми условиями использования - зоне затопления, подтопления.
Согласно статье 9 Федерального закона N 384 от 30 декабря 2009 года "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", здание или сооружение, на территории, на которой возможно проявление опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий, должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения опасные природные процессы и явления и (или техногенные воздействия), не вызывали последствий указанных в статье 7 настоящего Федерального закона, и (или) иных событий создающих угрозу причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений.
Таким образом, строительство зданий и сооружений в зонах подверженных затоплению допускается, но с соблюдением строительных норм и правил.
Согласно статье 67.1 Водного кодекса Российской Федерации в целях предотвращения негативного воздействия вод (затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания) и ликвидации его последствий проводятся специальные защитные мероприятия в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами (часть 1).
Согласно части 2 указанной статьи размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления, подтопления запрещаются.
Вместе с тем, исходя из буквального толкования части 2 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, в ней не содержится безусловного запрета на строительство объектов капитального строительства в зонах затопления, подтопления, а указано лишь на невозможность такого строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон, обязанность проведения которых в силу положений статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации возлагается на собственника водного объекта.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что само по себе отнесение земельного участка к зоне затопления, подтопления не препятствует осуществлению на нем строительства в случае проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах таких зон.
Судом установлено, что ФИО1 вместе с заявлением о выдаче разрешения на строительство предоставлена проектная документация «Схема планировочной организации земельного участка. Мероприятия по исключению затопления паводком 1% обеспеченности», которой предусмотрено проведение противопаводковых мероприятий в процессе строительства жилого дома.
Поскольку ФИО1 представлены доказательства самостоятельного проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод, суд приходит к выводу о том, что имеется реальная возможность размещения на этом земельном участке объекта недвижимости без риска затопления паводком 1% обеспеченности.
При этом следует отметить, что реализация заявителем прав арендатора земельного участка, в том числе на осуществление его застройки в соответствии с разрешенным использованием, не может быть поставлена в зависимость от бездействия уполномоченного органа по выполнению требований статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации.
Также суд находит необоснованным отказ административного ответчика в выдаче разрешения на строительство в связи с непредоставлением схемы планировочной организации земельного участка.
Судом установлено и не оспаривалось стороной административных ответчиков, что ФИО1 представлена схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства, которая соответствует требованиям градостроительного плана земельного участка.
Соответствие представленной административным истцом документации градостроительным требованиям для получения разрешения на строительство в судебном заседании также подтвердили допрошенные судом специалисты ФИО5 и ФИО6
Отсюда следует вывод, что у администрации г. Южно-Сахалинска законных оснований для отказа ФИО1 в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома не имелось.
Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований в связи с пропуском срока на обращение в суд с административным исковым заявлением и отсутствием оснований для его восстановления.
В соответствии с частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно части 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Частью 7 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела, оспариваемое решение принято администрацией г.Южно-Сахалинска 18 ноября 2016 года.
При этом, с настоящим административным исковым заявлением ФИО1 обратился в суд лишь 19 сентября 2017 года, то есть с пропуском установленного законом срока.
Доказательств уважительности причин пропуска этого срока в нарушение статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административным истцом суду не представлено.
Обстоятельства, приведенные ФИО1 в обоснование ходатайства о восстановлении срока на обращение в суд с настоящим иском, о том, что после получения отказа администрации г. Южно-Сахалинска им предпринимались меры для получения разрешения на строительство во вне судебном порядке путем обращения в прокуратуру г. Южно-Сахалинска, а также в Агентство архитектуры и градостроительства Сахалинской области, не могут быть отнесены к числу уважительных причин пропуска этого срока, поскольку обращение в иные надзорные органы за защитой своих нарушенных прав не лишало его возможности наряду с этим своевременно оспорить решение органа местного самоуправления в судебном порядке.
При таких данных, суд отказывает ФИО1 в удовлетворении административных исковых требований.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 о признании незаконным решения администрации города Южно-Сахалинска от 18 ноября 2016 года № об отказе в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, возложении обязанности устранить допущенные нарушения - отказать.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий судья Н.А. Седых