Мотивированное решение составлено 12.03.2018 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 07.03.2018 Сысертский районный суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Тимофеева Е.В., при секретаре Телеповой К.С., с участием представителя административного истца ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-574/2018 по административному исковому заявлению ФИО2 к Администрации Сысертского городского округа о признании незаконным отказа о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, возложении обязанности устранить указанные нарушения, взыскании судебных расходов, УСТАНОВИЛ: ФИО2 обратился в суд с иском к Администрации Сысертского городского округа о признании незаконным отказа о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, возложении обязанности устранить указанные нарушения, взыскании судебных расходов. В обоснование заявленных исковых требований указано, что согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ в собственности истца находится земельный участок с кадастровым номером №40817810604900317040 площадью 556 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, КС «Северный», категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для коллективного садоводства. Согласно сведениям из муниципальной геоинформационной системы обеспечения градостроительной деятельности Сысертского городского округа, градостроительным регламентом установлено, что указанный земельный участок находится в территориальной зоне ДС (зона дачного хозяйства и ведения садоводства), условно разрешенным видом использования в которой установлен в числе прочих – для индивидуального жилищного строительства (2.1.). ДД.ММ.ГГГГ за №40817810604900317040 в соответствии со статьей 39 Градостроительного кодекса истцом было подано заявление (по форме, размещенной на сайте Администрации Сысертского городского округа) о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования – для жилищного строительства, в отношении принадлежащего ему участка с кадастровым номером 66:25:2901013:25. ДД.ММ.ГГГГ Администрация направила истцу уведомление об отказе в предоставлении разрешения на условно-разрешенный вид использования указанного земельного участка на основании п. 2.7 административного регламента, утвержденного постановлением Главы Сысертского городского округа №40817810604900317040 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому основанием для отказа в предоставлении разрешения на условно-разрешенный вид использования является несоответствие запрашиваемого вида разрешенного использования Генеральному плану Сысертского городского округа. Полагает отказ ответчика, выраженный в уведомлении от 25.01.2018 №25-0034 не соответствующим закону. Решение об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка может быть принято только органом местного самоуправления и только на основании результатов публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования. Вынесение такого вопроса на публичные слушания закреплено и в пункте 8 части 3 статьи 16 Устава Сысертского городского округа. Между тем публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования в отношении земельного участка с кадастровым номером №40817810604900317040 не проводились, в связи с чем, отказ истцу, выраженный в уведомлении №40817810604900317040 от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует закону и нарушает его права, предусмотренные ст.85 Земельного кодекса, ст.ст. 37, 39 Градостроительного кодекса РФ. Постановлением Главы Сысертского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№40817810604900317040 был утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «предоставление муниципальной услуги «Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства на территории Сысертского городского округа», ссылка на пункт 2.7. которого имеется в уведомлении об отказе, направленном истцу ответчиком. Административный регламент должен соответствовать всем вышестоящим нормативным правовым актам. Приведенное в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ№40817810604900317040 основание для отказа в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования как то: несоответствие запрашиваемого вида разрешенного использования земельного участка градостроительной документации — генеральному плану, предусмотренное в пункте 2.7. Административного регламента, утвержденного постановлением Главы Сысертского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№40817810604900317040, а равно иные положения Регламента (п.3.3.5, п.3.3.7,п.3.4.2 и пр.) в совокупности, позволяющие в нарушение ст.39 Градостроительного кодекса РФ без проведения публичных слушаний и иных императивно предусмотренных законом процедур принимать решения (направлять уведомления об отказе) относительно предоставления разрешений на условно разрешенные виды использования земельных участков, не могут быть приняты во внимание, поскольку противоречат федеральному закону. На дату рассмотрения дела истцом были понесены следующие расходы: на оплату услуг представителя – 6 000 руб. (подготовка искового заявления, участие представителя в судебном заседании); на оплату государственной пошлины – 300 руб. Административный истец ФИО2 просил признать незаконным отказ Администрации Сысертского городского округа в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером №40817810604900317040, расположенного в городе Сысерть, КС «Северный», участок №40817810604900317040, выраженный в Уведомлении №40817810604900317040 от ДД.ММ.ГГГГ. Обязать Администрацию Сысертского городского округа устранить нарушения. Взыскать с Администрации Сысертского городского округа в пользу ФИО2 судебные расходы в размере 6300 рублей. Административный истец ФИО2 в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, причина неявки неизвестна. Представитель административного истца ФИО2 – ФИО1, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, выданной сроком на три года, в судебном заседании требования поддержала в полном объеме, просила признать незаконным отказ Администрации Сысертского городского округа в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 66:25:2901013:25, расположенного в городе Сысерть, КС «Северный», участок №40817810604900317040, выраженный в Уведомлении №40817810604900317040 от ДД.ММ.ГГГГ. Обязать Администрацию Сысертского городского округа устранить нарушения. Взыскать с Администрации Сысертского городского округа в пользу ФИО2 судебные расходы в размере 6300 рублей.. Пояснила, что у административного истца в собственности имеется земельный участок с видом разрешенного использования – для садоводства, находится данный участок в зоне коллективного садоводства, в данной зоне участки имеют условно-разрешенный вид использования ИЖС, административный истец обратился в Администрацию Сысертского городского округа, для изменения назначения категории данного участка, но администрация отказала. Данный отказ считают незаконным, так как не были проведены публичные слушания, ссылаясь только на нормы административного регламента. Административный ответчик ссылаются на свои нормативные акты административного регламента, которые противоречат Закону – Градостроительному кодексу РФ, который обладает более высокой юридической силой. Действия администрации, полагает, были незаконные, просит удовлетворить их требования в полном объеме. Истцом были понесены расходы на юридические услуги, договор на сумму 6 000 руб., имеется в материалах дела, а также оплата госпошлины на сумму 300 руб., квитанция также имеется в материалах дела. Представитель административного ответчика – Администрации Сысертского городского округа в судебное заседание не явился, направил в суд отзыв на административное исковое заявление, согласно которого в соответствии с «п» 2.7 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства на территории Сысертского городского округа», утвержденного постановлением Главы Сысертского городского округа от 01.08.2016 № 1995, а именно: несоответствие запрашиваемого вида разрешенного использования земельного участка градостроительной документации генеральному плану Сысертского городского округа применительно к территории города Сысерть от 08.08.2013 № 222. Согласно генеральному плану Сысертского городского округа земельный участок с кадастровым номером расположен в функциональной зоне коллективных садов и дачи в функциональной зоне общего пользования. В соответствии с ч. 2 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, градостроительные регламенты устанавливаются, в том числе с учетом функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований. Из системного толкования положений п. 2, 5, 6, 7 и 8 ст. 1, п. 1 ч. 2 ст. 33 ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренные для соответствующей функциональной зоны. Содержание приведенных федеральных норм во взаимосвязи с положениями ч. 3 ст. 9, ч. 9 и 10 ст. 31, п. 2 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ свидетельствует о том, что градостроительным законодательством закреплен принцип первичности генерального плана поселения как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки. Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану, является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие. Считает уведомление об отказе в подготовлено в соответствии с действующим законодательством. Просит отказать истцу в удовлетворении требований, рассмотреть дело в их отсутствие. С учетом мнения представителя административного истца, на основании ч. 7 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело при данной явке. Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ в собственности ФИО2 находится земельный участок с кадастровым номером №40817810604900317040, площадью 556 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, КС «Северный», категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для коллективного садоводства, о чем в ЕГРП сделана запись регистрации №40817810604900317040. Согласно Правилам землепользования и застройки Сысертского городского округа, указанный земельный участок находится в территориальной зоне ДС (зона дачного хозяйства и ведения садоводства), условно разрешенным видом использования в которой установлен в числе прочих — «для индивидуального жилищного строительства» (п. 2.1.). ДД.ММ.ГГГГ за №40817810604900317040 в соответствии со статьей 39 Градостроительного кодекса РФ истцом было подано заявление (по форме, размещенной на сайте Администрации Сысертского городского округа) о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования — для жилищного строительства, в отношении принадлежащего ему участка с кадастровым номером №40817810604900317040 ДД.ММ.ГГГГ Администрация направила ФИО2 уведомление об отказе в предоставлении разрешения на условно-разрешенный вид использования указанного земельного участка на основании п. 2.7 административного регламента, утвержденного постановлением Главы Сысертского городского округа №1995 от 01.08.2016, согласно которому основанием для отказа в предоставлении разрешения на условно-разрешенный вид использования является несоответствие запрашиваемого вида разрешенного использования Генеральному плану Сысертского городского округа. Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. В соответствии с п. п. 2, 3 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительный регламент для каждой территориальной зоны устанавливается Правилами землепользования и застройки индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования. Пунктом 1 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлены виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые делятся на: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне и указываются в градостроительном регламенте (п. 2 ст. 37, п. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Согласно п. 6 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ), предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса. Статьей 39 ГрК РФ определен порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства. Так, физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее – разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию (часть 1 статьи 39 ГрК РФ). Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи (часть 2 статьи 39 ГрК РФ). Заключение о результатах публичных слушаний носит рекомендательный характер. На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации (часть 8 статьи 39 ГрК РФ). Частью 9 статьи 39 ГрК РФ предусмотрено, что на основании указанных в части 8 данной статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения. Таким образом, решение об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка может быть принято только органом местного самоуправления и только на основании результатов публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования. Вынесение такого вопроса на публичные слушания закреплено и в пункте 8 части 3 статьи 16 Устава Сысертского городского округа. Единственным случаем, когда решение вопроса о предоставлении условно-разрешенного вида использования земельного участка возможно без проведения публичных слушаний предусмотрен п. 11 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ, согласно которому в случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства включен в градостроительный регламент в установленном для внесения изменений в правила землепользования и застройки порядке после проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по инициативе физического или юридического лица, заинтересованного в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования такому лицу принимается без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний. Доказательств того, что условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства включен в градостроительный регламент в установленном для внесения изменений в правила землепользования и застройки порядке после проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по инициативе физического или юридического лица, в материалах дела не имеется. Судом установлено, что публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования в отношении земельного участка с кадастровым номером №40817810604900317040 не проводились, в связи с чем, отказ истцу ФИО2, выраженный в уведомлении №40817810604900317040 от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует закону и нарушает его права, предусмотренные ст.85 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.ст.37, 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Постановлением Главы Сысертского городского округа от 01.08.2016 №1995 был утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «предоставление муниципальной услуги «Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства на территории Сысертского городского округа», ссылка на пункт 2.7. которого имеется в уведомлении об отказе, направленном истцу ФИО2 ответчиком Администрацией Сысертского городского округа. Согласно Федеральному закону от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» административный регламент – нормативный правовой акт, устанавливающий порядок и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги, которой является деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения (п.п.2, 4 ст.2 закона). Соответственно административный регламент является подзаконным нормативным правовым актом и находится на нижнем уровне иерархии нормативных правовых актов, устанавливающих требования к административным процедурам. Таким образом, административный регламент должен соответствовать всем вышестоящим нормативным правовым актам. Приведенное в уведомлении от 25.01.2018 № 25-00434 основание для отказа в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования как то: несоответствие запрашиваемого вида разрешенного использования земельного участка градостроительной документации — генеральному плану, предусмотренное в пункте 2.7. Административного регламента, утвержденного постановлением Главы Сысертского городского округа от 01.08.2016 № 1995, а равно иные положения Регламента (п.3.3.5, п.3.3.7,п.3.4.2 и пр.) в совокупности, позволяющие в нарушение ст.39 Градостроительного кодекса РФ без проведения публичных слушаний и иных императивно предусмотренных законом процедур принимать решения (направлять уведомления об отказе) относительно предоставления разрешений на условно разрешенные виды использования земельных участков, не могут быть приняты во внимание, поскольку противоречат федеральному закону. С учетом изложенного, суд приходит к выводу о неправомерности принятия решения об отказе в разрешении на условно-разрешенный вид использования земельного участка. В связи с чем, имеются основания для удовлетворения требований истца о признании незаконным отказа о предоставлении разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка, возложении обязанности устранить указанные нарушения. Кроме того, административным истцом ФИО2 заявлены требования о взыскании судебных расходов на услуги представителя в размере 6 000 руб. В соответствии с ч. 1 ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. Издержки, связанные с рассмотрением административного дела, включают расходы на оплату услуг представителей (п. 4 ст. 106 КАС РФ). Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ст. 107 и ч. 3 ст. 109 настоящего Кодекса (ч. 1 ст. 111 КАС РФ). Правила, установленные ч. 1 настоящей статьи, относятся также к распределению судебных расходов, понесенных сторонами в связи с ведением дела в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях. Согласно ст. 112 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Судом установлено, что административным истцом ФИО2 понесены судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 6 000 руб., что подтверждается договором об оказании юридических услуг от ДД.ММ.ГГГГ, а так же квитанцией об оплате услуг представителя №40817810604900317040. Кроме того, истцом понесены расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб., что подтверждается чеком-ордером от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, с административного ответчика Администрации Сысертского городского округа в пользу административного истца ФИО2 следует взыскать судебные расходы в размере 6 300 руб. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Административное исковое заявление ФИО2 к Администрации Сысертского городского округа о признании незаконным отказа о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, возложении обязанности устранить указанные нарушения, взыскании судебных расходов удовлетворить. Признать незаконным отказ Администрации Сысертского городского округа в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, с кадастровым номером №40817810604900317040, расположенного в <адрес>, к/с «Северный», участок №40817810604900317040, выраженный в уведомлении №40817810604900317040 от ДД.ММ.ГГГГ. Обязать Администрацию Сысертского городского округа устранить допущенные нарушения при принятии отказа в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, с кадастровым номером №40817810604900317040, расположенного в <адрес>, к/с «Северный», участок №40817810604900317040. Взыскать с Администрации Сысертского городского округа в пользу ФИО2 судебные расходы в размере 6300 (шесть тысяч триста) руб. Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи жалобы через Сысертский районный суд Судья: Е. В. Тимофеев. |