ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-574/2023 от 14.08.2023 Вяземского районного суда (Смоленская область)

дело № 2а-574/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Вяземский районный суд Смоленской области в составе:

председательствующего – судьи Вяземского районного суда Смоленской области Красногирь Т.Н.,

при секретаре Зуевой С.А.,

с участием представителя административного истца – Вяземского межрайонного прокурора Смоленской области Ковалевой С.И.,

заинтересованного лица Козлова Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Вяземского межрайонного прокурора Смоленской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Смоленской области, УМВД России по Смоленской области о понуждении к совершению определенных действий,

УСТАНОВИЛ:

Вяземский межрайонный прокурор Смоленской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Смоленской области, УМВД России по Смоленской области о понуждении к совершению определенных действий.

Требования мотивированы тем, что Вяземской межрайонной прокуратурой в ходе обращения Козлова Е.А., поступившего с личного приема прокурора Смоленской области, выявлены грубые нарушения, допущенные должностными лицами отделения ОЛРР УФСВНГ РФ по Смоленской области (в настоящее время отделение лицензионно-разрешительной работы по Вяземскому, Угранскому, Темкинскому, Гагаринскому, Новодугинскому, Сычевскому районам Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Смоленской области) (далее – Росгвардия).

В ходе проведенной Вяземской межрайонной прокуратурой проверки установлено, что на основании лицензии серии ХХХ от 19 сентября 2017 года, выданной отделением ОЛРР УФСВНГ РФ по Смоленской области, расположенному по адресу: г. Вязьма, ул. Просвещения, д. 11, Козлов Е.А. приобрел в ЗАО «Терминал-Финанс» (юридический адрес: г. Москва, ул. Бауманская, д. 43/1) огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие <данные изъяты>.

Указанная лицензия и приобретенное ружье 22 сентября 2017 года с заявлением о постановке на учет выдачи разрешения на хранение и ношение оружия представлено Козловым Е.А. в отделение ОЛРР в УФСВНГ РФ по Смоленской области, расположенное по вышеуказанному адресу.

Должностными лицами отделения ОЛРР проведена проверка оружия и документов, представленных Козловым Е.А., для получения соответствующего разрешения, в ходе которой каких-либо нарушений при предоставлении документов и отраженных в них сведениях не выявлено, в связи с чем инспектором ОЛРР УФСВНГ РФ вынесено заключение о возможности выдачи разрешения Козлову Е.А.

По результатам проведенной проверки Козлову Е.А. выдано разрешение от 4 октября 2017 года серии ХХХ на хранение и ношение огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия <данные изъяты>

На момент получения Козловым Е.А. вышеназванного разрешения действовал приказ МВД России от 27 апреля 2012 года ХХХ «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного длинноствольного гладкоствольного оружия, охотничьего пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения и патронов к нему» (далее – Административный регламент).

Пунктами 25.1 и 26 Административного регламента установлено, что сотрудник Росгвардии при рассмотрении заявления о выдаче разрешения на оружие проверяет правильность оформления заявления, наличие у заявителя необходимых документов (паспорт, дубликат лицензии, технический паспорт при наличии нарезного ствола), сверяя сведения о марке, модели, калибре, номере и года выпуска оружия и сведения о юридическом лице – поставщике, указанные в дубликате лицензии, со сведениями, указанными в заявлении и документах. Для вынесения заключения о возможности выдачи разрешения сотрудником проводится проверка полноты и достоверности сведений, указанных в заявлении и документах (дубликате лицензии).

В заявлении от 22 сентября 2017 года на получение разрешения на оружие Козловым Е.А. отражено, что его поставщиком является ЗАО «Терминал-Финанс». При этом в приложенном к заявлению дубликате лицензии ХХХ от 19 сентября 2017 года имеется печать указанного Общества и подпись его представителя о продаже охотничьего ружья <данные изъяты>

Вместе с тем, установлено, что согласно выписке из ЕГРЮЛ юридическое лицо – ЗАО «Терминал-Финанс» прекратило свою деятельность 4 июня 2007 года, следовательно, на момент приобретения в 2017 года Козловым Е.А. указанного оружия данная организация деятельность не осуществляла.

При этом указанной организации лицензия на осуществление частной охранной деятельности, лицензия на хранение, торговлю, коллекционирование, экспонирование оружия и его основных частей и патронов, разрешения на ввоз их в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации, разрешения на перевозку, транспортирование и использование оружия на стрелковых объектах, иные лицензии и разрешения на осуществление деятельности, связанной с оборотом оружия и патронов, не выдавались, что подтверждается информацией, полученной из Главного управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по г. Москве (центр лицензионно-разрешительной работы).

Должностными лицами отделения лицензионно-разрешительной работы в нарушение требований федерального законодательства надлежащая проверка сведений, отраженных в представленных Козловым Е.А. документах с заявлением на получение разрешения, не проведена.

Разрешение от 4 октября 2017 года серии ХХХ незаконно предоставлено Козлову Е.А. на основании недостоверных данных о реализации оружия ЗАО «Терминал-Финанс» не осуществляющего деятельность на момент приобретения оружия, и не имеющей лицензии на осуществление деятельности, связанной с оборотом оружия и патронов.

Кроме того, по факту обнаружения нарезов в нижнем стволе оружия, принадлежащего Козлову Е.А., а также по факту возможного незаконного сбыта огнестрельного гладкоствольного длинноствольного ружья <данные изъяты>, должностными лицами МО МВД России «Вяземский» проводились первоначальные и дополнительные проверочные мероприятия в рамках сообщения о преступлении, зарегистрированного КУСП № 8907 от 1 сентября 2021 года.

В рамках проведенной доследственной проверки огнестрельное гладкоствольное длинноствольное ружье <данные изъяты>, изъято у Козлова Е.А., о чем составлен соответствующий протокол изъятия оружия, боеприпасов и патронов к оружию. В последующем на основании приемного акта № 7 от 27 января 2022 года указанное ружье принято на склад вооружения ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Смоленской области», где находится в настоящее время.

По результатам проведенной дополнительной проверки старшим дознавателем ОД МО МВД России «Вяземский» 27 января 2023 года вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, в связи с отсутствием в действиях Козлова Е.А. состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 222 УК РФ, на основании п. 1 ч. 1 ст. 24 УКПК РФ в связи с отсутствие события преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 222 УК РФ (в редакции Федеральных законов от 8 декабря 2003 года № 162-ФЗ, от 28 декабря 2010 года № 398-ФЗ).

В связи с изложенным, огнестрельное гладкоствольное длинноствольное ружье <данные изъяты>, источник приобретения/происхождения которого не установлен, незаконно введено в легальный оборот оружия на территории Российской Федерации, в соответствии с требованиями Закона об оружии разрешение на указанное оружие подлежат аннулированию, что в свою очередь является основанием для его изъятия.

Таким образом, незаконное нахождение в легальном обороте огнестрельного гладкоствольного длинноствольного ружья <данные изъяты>, нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку способствует совершению преступлений и административных правонарушений, связанных с незаконным оборотом оружия, что в свою очередь создает угрозу безопасности граждан и общества и препятствует уполномоченным органам исполнительной власти надлежащим образом осуществлять контроль за оборотом оружия на территории Российской Федерации.

В рамках досудебного урегулирования спора межрайонной прокуратурой в адрес начальника управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Смоленской области 24 ноября 2022 года через прокуратуру Смоленской области внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства об оружии.

По результатам рассмотрения указанного представления Вяземской межрайонной прокуратуры Управлением Росгвардии по Смоленской области нарушений в действиях подчиненных сотрудников не установлено.

Ссылаясь на данные обстоятельства, нормы права, уточнив административные требования (л.д.244-245 том № 1), просит: признать действия отделения лицензионно-разрешительной работы по Вяземскому, Угранскому, Темкинскому, Гагаринскому, Новодугинскому, Сычевскому районам Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Смоленской области по выдаче разрешения от 4 октября 2017 года серии ХХХ на хранение и ношение огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия <данные изъяты> незаконными; обязать Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Смоленской области разрешить судьбу огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия <данные изъяты> в соответствии с требованиями пункта 82 постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации»; обязать УМВД России по Смоленской области хранить огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие <данные изъяты> до разрешения его судьбы Управлением Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Смоленской области в соответствии с требованиями пункта 82 постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации».

Протокольным определением Вяземского районного суда Смоленской области от 17 мая 2023 года (л.д.237 том № 1) по настоящему делу в качестве заинтересованного лица привлечено МО МВД России «Вяземский» Смоленской области.

В судебном заседании представитель административного истца – Вяземского межрайонного прокурора Смоленской области Ковалева С.И. уточненные административные требования поддержала по основаниям и доводам, изложенным в уточненном административном иске.

Представитель административного ответчика – Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Смоленской области не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, которое просит рассмотреть в свое отсутствие (л.д.7-10 том № 2), в ранее представленных возражениях от 16 мая 2023 года (л.д.233-234 том № 1) полагал удовлетворить административные требования. Согласно возражениям, поданным 4 августа 2023 года (л.д.7-10 том № 2), просит отказать в удовлетворения требований административного истца в части возложения на Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Смоленской области обязанности разрешить судьбу огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия <данные изъяты> в соответствии с требования пункта 82 постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации», поскольку при рассмотрении материала КУСП № 10323 от 11 октября 2021 года, гладкоствольное длинноствольное оружие <данные изъяты> проходило как объект, который был изъят в соответствии с протоколом изъятия оружия, боеприпасов и патронов от 1 сентября 2021 года, в отношении которого проводилась баллистическая экспертиза, в связи с чем разрешение судьбы данного оружия в рамках Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не представляется возможным, поскольку рассматривается в ином судебном порядке. В соответствии с требованиями пункта 82 постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» проведение историко-культурной и искусствоведческой экспертизы организуется Министерством культуры Российской Федерации, а не подразделениями Росгвардии. Кроме того, просит признать факт приобретения Козловым Е.А. огнестрельного гладкоствольного длинноствольного вышеназванного оружия незаконным, а выданное на срок до 4 октября 2022 года Козлову Е.А. разрешение на хранение и ношение оружия серии ХХХ недействительным Также указал, что 29 августа 2017 года в ОЛРР Управления от Козлова Е.А. через портал государственных услуг поступило заявление № 210325258 о выдаче лицензии на приобретение спортивного или охотничьего огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, охотничьего пневматического оружия и спортивного пневматического оружия с дульной энергией свыше 7,5 Дж. и патронов к нему. По результатам рассмотрения, в соответствии с требованиями приказа Росгвардии от 18 августа 2017 года ХХХ «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации лицензии на приобретение спортивного или охотничьего огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, охотничьего пневматического оружия и спортивного пневматического оружия с дульной энергией свыше 7,5 Дж. и патронов к нему», на имя Козлова Е.А. 19 сентября 2019 года оформлена лицензия серии ХХХ, которая получена Козловым Е.А. в ОЛРР Управления. 22 сентября 2017 года в ОЛРР Управления от Козлова Е.А. через портал государственных услуг поступило заявление № 217734604 о выдаче разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного длинноствольного гладкоствольного оружия, охотничьего пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения <данные изъяты> На момент подачи заявления на получение указанного разрешения действовал Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного длинноствольного гладкоствольного оружия, охотничьего пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения и патронов к нему, утвержденный приказом МВД России от 27 апреля 2012 года ХХХ (далее – Административный регламент). Козловым Е.А. вместе с заявлением о выдаче разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного длинноствольного гладкоствольного оружия, спортивного огнестрельного длинноствольного гладкоствольного оружия, охотничьего пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения были представлены все необходимые документы, предусмотренные подпунктом 9.1 пункта 9 Административного регламента, в том числе дубликат лицензии, в которой было указано, что Козлов Е.А. приобрел огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие <данные изъяты> в ЗАО «Терманил-Финанс», эта же информация была отражена в самом заявлении. По результатам рассмотрения представленных документов 4 октября 2017 года на имя Козлова Е.А. оформлено разрешение на хранение и ношение оружия серии ХХХ на срок до 4 октября 2022 года, которое было им получено в ОЛРР Управления. В дальнейшем при рассмотрении заявления Козлова Е.А. 1 сентября 2021 года сотрудниками ОЛРР осуществлен осмотр охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия <данные изъяты> и было установлено, что в одном из гладкоствольных стволов оружия возможно присутствуют нарезы, было принято решение о необходимости проведения исследования, в связи с чем данная информация дд.мм.гггг. зарегистрирована в КУСП МО МВД России «Вяземский» за номером 8907 для проведения проверки и принятия решения в соответствии с законом. В рамках проведения проверки по данному факту, принадлежащее Козлову Е.А. огнестрельное оружие <данные изъяты>, изъято 1 сентября 2021 года сотрудниками полиции МО МВД России «Вяземский». На указанный момент лицензия на приобретение одной единицы огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия серии ХХХ сроком действия с 19 сентября 2017 года до 19 марта 2018 года считалась использованной с момента приобретения оружия – 22 сентября 2017 года. Также, в ходе проведенной вышеуказанной проверки установлено, что лицензия на торговлю оружием и патронами ЗАО «Терминал-Финанс» (г. Москва, ул. Бауманская, д. 43/1) не выдавалась. Таким образом, вышеуказанное оружие приобретено Козловым Е.А. незаконно. Данная информация 11 октября 2021 года зарегистрирована в КУСП МО МВД России «Вяземский» за номером 10323 для проверки законности и приобретения/сбыта вышеуказанного огнестрельного оружия и принятия решения в соответствии с законом. Таким образом, Козлов Е.А. незаконно приобрел огнестрельное оружие <данные изъяты>, после чего предоставил в отделение ЛРР дубликат лицензии с заведомо ложной информацией о приобретенном оружии. Предоставив при этом все необходимые документы, предусмотренные Административным регламентом.

Представитель административного ответчика – УМВД России по Смоленской области не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 11 том № 2), в ранее представленном возражении на административное исковое заявление (л.д.73-74 том № 1), ссылаясь на п. 6 ст. 34 Федерального закона от 3 июля 2016 года №226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», просил в удовлетворении административных требований отказать, поскольку передача спорного огнестрельного оружия до принятия территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, соответствующего решения либо до оборудования специального помещения для хранения оружия не представляется возможным. В представленном отзыве на уточненные административные требования (л.д.11 том № 2), ссылаясь на п. 6 ст. 34 Федерального закона от 3 июля 2016 года №226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», просил в удовлетворении административных требований отказать, поскольку до оборудования в территориальных органах федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, помещений для хранения оружия полицией осуществляются функции по хранению изъятого, добровольно сданного и найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ, в связи с чем отсутствует необходимость в повторной возложении обязанности по хранению спорного оружия.

Заинтересованное лицо Козлов Е.А. оставил разрешение спора на усмотрение суда, пояснив, что приобрел оружие на законных основаниях, предоставив сотрудникам отделения ЛЛР (Росгвардии) все необходимые документы, предусмотренные Административным регламентом.

Представитель заинтересованного лица – МО МВД России «Вяземский» Смоленской области не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом (л.д.13-14 том № 2), позиции по существу спора не высказал.

Заслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, в том числе светокопии отказных материалов № 3050 КУСП № 8907 от 1 сентября 2021 года и № 3473 КУСП № 10323 от 11 октября 2021 года, суд приходит к следующему.

Согласно положениям части 1 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Оборот оружия, боеприпасов и патронов к нему на территории Российской Федерации урегулирован Федеральным законом от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии» (далее – Закон об оружии), положения которого, согласно его преамбуле, направлены на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности, охрану природы и природных ресурсов, обеспечение развития связанных с использованием спортивного оружия видов спорта, укрепление международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия.

Свободный оборот оружия на территории Российской Федерации ограничен.

В силу статьи 9 Закона об оружии, в редакции на момент возникновения спорных правоотношений, приобретение, экспонирование и коллекционирование оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации подлежат лицензированию, за исключением случаев, установленных частью шестой настоящей статьи.

Лицензии на приобретение, экспонирование и коллекционирование оружия и патронов к нему выдаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальными органами на основании заявлений граждан Российской Федерации. Срок действия лицензии на приобретение, экспонирование и коллекционирование оружия и патронов к нему - шесть месяцев со дня выдачи лицензии.

Заявление о выдаче лицензии рассматривается указанными органами в течение месяца со дня его подачи. В заявлении указываются сведения о видах оружия, которое планируется приобрести, и мерах, принятых для обеспечения учета и сохранности оружия. Заявитель также обязан представить учредительные документы юридического лица или документы, удостоверяющие личность гражданина, и другие предусмотренные настоящим Федеральным законом документы. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган запрашивает также в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, выписку из единого государственного реестра юридических лиц (сведения, содержащиеся в ней), если указанная выписка не была представлена заявителем по собственной инициативе.

Основаниями для отказа в выдаче лицензии являются: непредставление заявителем необходимых сведений либо представление им неверных сведений; невозможность обеспечения учета и сохранности оружия либо необеспечение этих условий; другие предусмотренные настоящим Федеральным законом основания.

В случае отказа в выдаче лицензии указанные органы обязаны в письменной форме проинформировать об этом заявителя с указанием причин отказа. Отказ в выдаче лицензии и нарушение сроков рассмотрения заявления могут быть обжалованы заявителем в судебном порядке.

Согласно статье 9.2 Закона об оружии, введенной Федеральным законом от 28 июня 2021 года № 231-ФЗ, в целях осуществления учета и контроля за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, формируются и ведутся в электронном виде реестры лицензий и разрешений.

Реестры лицензий и разрешений включают в себя сведения о выданных (предоставленных) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом, лицензиях, предусмотренных статьей 9 настоящего Федерального закона, и разрешениях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Судом установлено и следует из материалов дела, 19 сентября 2017 года Козлову Е. А., дд.мм.гггг. года рождения, ОЛРР УФСВНГ РФ по Смоленской области, расположенному по адресу: г. Вязьма, ул. Просвещения, д. 11, выдан дубликат лицензии серии ХХХ на приобретение одной единицы огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, сроком действия до 19 марта 2018 года (л.д. 13 оборот том № 1).

22 сентября 2017 года от Козлова Е.А. в ОЛРР УФСВНГ РФ по Смоленской области поступило заявление о выдаче разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного длинноствольного гладкоствольного оружия, охотничьего пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения и патронов к нему, а именно <данные изъяты>, приобретенного 2 сентября 2017 года в ЗАО «Терминал-Финанс», расположенному по адресу: г. Москва, ул. Бауманская, д. 43/1, по лицензии серии ХХХ, выданной 19 сентября 2017 года ОЛРР УФСВНГ РФ по Смоленской области (л.д. 13, 14 том № 1).

Из акта осмотра оружия от 22 сентября 2017 года, составленного инспектором ОЛРР УФСВНГ РФ по Смоленской области О.В. в присутствии Козлова Е.А. (л.д.15 том № 1), следует, что проведен осмотр приобретенного оружия и патронов к нему, а также осуществлена сверка вида, модели, серии, номера и года выпуска оружия с учетными данными. В результате сверки <данные изъяты> расхождений не выявлено.

По результатам рассмотрения представленных документов 4 октября 2017 года в ОЛРР УФСВНГ по Смоленской области на имя Козлова Е.А., проживающего по адресу: <адрес>, выдано разрешение серии ХХХ на хранение и ношение охотничьего огнестрельного пневматического или огнестрельного оружия ограниченного поражения и патронов к нему – <данные изъяты> (л.д. 16).

1 сентября 2021 года старшим инспектором ОЛРР по Вяземскому, Угранскому, Темкинскому, Гагаринскому, Новодугинскому, Сычевскому районам Управления Росгвардии по Смоленской области О.В. в адрес начальника МО МВД России «Вяземский» подан рапорт (л.д.17 том № 1), в котором просит дать указание подчиненным сотрудникам организовать и провести проверку с целью проведения исследования охотничьего огнестрельного трехствольного оружия иностранного производства ХХХ, принадлежащего Козлову Е.А., дд.мм.гггг. года рождения, в связи с визуальным обнаружением нарезов в нижнем стволе указанного оружия; данный материал занести в КСПУ для дальнейшей проверки и принятия решения.

Также, 1 сентября 2021 года УУП МО МВД России «Вяземский» на основании вышеназванного рапорта старшего инспектора, КУСП 8907 от 1 сентября 2021 года, составлен протокол изъятия у Козлова Е.А. оружия - <данные изъяты> При осмотре оружия установлено, что на нем присутствуют незначительные потертости, деревянные части оружия без видимых дефектов с ремнем черно-оранжевого цвета; оружие в чехле коричневого цвета марки «Хольстер». Оружие зарегистрировано ОЛРР Управления Росгвардии по Смоленской области, разрешение ХХХ, действительно до 4 октября 2022 года (л.д. 18-19 том № 1).

23 сентября 2021 года Центром лицензионно-разрешительной работы Главного управления Росгвардии по г. Москве сообщено в адрес ОЛРР Управления Росгвардии по Смоленской области (л.д.26 том № 1) о том, что Главное управление Росгвардии по г. Москве не располагает сведениями о получении ЗАО «Терминал-Финанс», зарегистрированном по адресу: г. Москва, ул. Бауманская, д. 43/1 (ОГРН 1027739741700), лицензий на осуществление частной охранной деятельности, лицензий на хранение, торговлю, коллекционирование, экспонирование оружия и его основных частей и патронов, разрешений на ввоз их в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации, разрешений на перевозку, транспортирование и использование оружия на стрелковых объектах, иных лицензий и разрешений на осуществление деятельности, связанной с оборотом оружия и патронов, а также сведениями о наличии у указанного юридического лица гражданского оружия и патронов к нему.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (л.д.31-35 том № 1) ЗАО «ТЕРМИНАЛ-ФИНАНС» (ОГРН 1027739741700), расположенное по адресу: г. Москва, ул. Бауманская, д. 43/1, к. 1, 4 июня 2007 года прекратило деятельность юридического лица путем реорганизации в форме слияния (л.д. 31-35); правопреемник ЗАО «АМЕГА» (ОГРН 5077746872979).

Из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, размещенной в свободном доступе в сети интернет в отношении ЗАО «АМЕГА», расположенного по адресу: г. Москва, Измайловский пр-кт, д. 63, следует, что данное юридическое лицо, основным видом деятельности которого являлоаь «деятельность агентов по оптовой торговле универсальным ассортиментом товаров», прекратило свою деятельность 11 июля 2016 года.

На основании постановления о назначении экспертизы от 1 октября 2021 года, вынесенного и.о. дознавателем МО МВД России «Вяземский» по материалам проверки КУСП 10323 от 11 октября 2021 года, Экспертно-криминалистическим центром УМВД России по Смоленской области проведена баллистическая экспертиза в отношении охотничьего огнестрельного оружия <данные изъяты>, и составлено заключение № 1261р, 1262р (л.д. 21-25 том № 1), согласно выводам которого:

1. Предмет, представленный на экспертизу, является гладкоствольным трехствольным комбинированным охотничьим ружьем модели <данные изъяты> верхние стволы 16 калибра, нижний ствол калибра 9,3х72R. Данное ружье относится к гражданскому огнестрельному гладкоствольному длинноствольному оружию.

2. Данное ружье производства Германия, изготовлено заводским способом.

3. Конструктивных изменений в данном ружье не обнаружено.

4 Данное ружье пригодно для производства выстрелов из верхних стволов 16 калибра. Решить вопрос пригодно ли ружье для стрельбы из нижнего ствола не представляется возможным, ввиду отсутствия в ЭКЦ УМВД России по Смоленской области патронов данного калибра.

5. Данное ружье является гладкоствольным трехствольным комбинированным охотничьим ружьем модели <данные изъяты>

6. Ружье имеет два верхних ствола 16 калибра, один нижний ствол калибра 9,3х72R, в районе дульного среза имеет участок со сверловкой типа «парадокс» изготовленной промышленным способом.

7. Заводской номер ружья, расположенный на левой щечке колодки состоит из трех цифр, первая цифра (7), вторая цифра не пропечатана и читается частично, третья цифра (9). Маркировочные обозначения заводского номера на колодке ружья уничтожению не подвергались. Каких-либо еще маркировочных обозначений заводского номера обнаружено не было.

27 января 2022 года оружие - <данные изъяты>, иностранного производства, от МО МВД России «Вяземский» на основании приемного акта № 7 было принято на склад вооружения ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Смоленской области» (л.д. 36-37 том № 1).

Из ответа Управления Росгвардии по Смоленской области от 16 ноября 2022 года (л.д.28 том № 1) на запрос МО МВД России «Вяземский» следует, что при проверке по базе данных сервиса централизованного учета оружия Росгвардии охотничьего огнестрельного оружия <данные изъяты>, принадлежащего Козлову Е.А., установлено совпадение по модели и номеру с оружием, ранее состоявшим на учете в подразделении лицензионно-разрешительной работы г. Новосибирска. Разрешений на ввоз указанного оружия на территорию Российской Федерации и вывоз за пределы Российской Федерации Управлением Росгвардии по Смоленской области не выдавалось. Одновременно сообщено, что согласно данных центра лицензионно-разрешительной работы Главного управления Росгвардии по г. Москве ЗАО «Терминал-Финанс», где Козловым Е.А. приобретено указанное оружие, лицензия на торговлю оружием и патронами не выдавалась.

Из ответа Смоленской области от 8 декабря 2022 года на запрос МО МВД России «Вяземский» (л.д.30 том № 1) следует, что Смоленская таможня не располагает сведениями о декларировании огнестрельного оружия модели <данные изъяты> по установленным параметрам.

Из объяснений, данных 24 ноября 2022 года старшим инспектором ОЛРР Управления Росгвардии по Смоленской области в г. Вязьма О.В. заместителю Вяземского межрайонного прокурора Смоленской области (л.д. 41-44 том № 1), следует, в числе прочего, что работает в должности старшего инспектора ОЛРР Управления Росгвардии по Смоленской области в г. Вязьма. В должностные обязанности входит: прием и рассмотрение заявлений, поданных гражданами и юридическими лицами на получение лицензий на приобретение и разрешений на хранение и ношений оружия. В 2017 году занимала должность инспектора ОЛРР УФСВНГ РФ по Смоленской области, и на тот момент также относилась к Росгвардии, осуществляла аналогичные обязанности, но руководствовалась в своей деятельности приказами МВД, которые действовали в то время. Кто именно в 2017 году принимал заявление с документами от Козлова Е.А. и осуществлял осмотр его оружия ей (О.В.) не известно. Однако в заявлении о выдаче разрешения на хранение и ношение оружия – ружье марки <данные изъяты>, поданное Козловым Е.А. 22 сентября 2017 года, имеется заключение о возможности выдать разрешение Козлову Е.А., где указана ее должность, фамилия и инициалы, а также проставлена подпись. Пояснила, что данная подпись ей не принадлежит, она ее не проставляла, кто именно расписался от ее имени ей неизвестно. Также в регистрационном деле о выдаче Козлову Е.А. разрешения на оружие – ружья марки <данные изъяты> имеется акт осмотра оружия, который составлен от ее (О.В.) имени, однако она указанное оружие не осматривала, акт не составляла, подписи в указанном акте ей не принадлежат. Кто мог составить от ее имени данный акт, ей неизвестно. Согласно данному акту каких-либо недостатков в ходе осмотра не выявлено.

24 ноября 2022 года заместителем Вяземского межрайонного прокурора в связи с рассмотрением обращения Козлова Е.А., поступившего с личного приема прокурора Смоленской области, составлен акт проведения проверки соблюдения должностными лицами отделения лицензионно-разрешительной работы по Вяземскому, Угранскому, Темкинскому, Гагаринскому, Новодугинскому, Сычевскому районам Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Смоленской области требований федерального законодательства об оружии (л.д.45-46 том № 1). В ходе проведения проверки выявлены нарушения в действиях должностных лиц Росгвардии требований действующего ранее пунктов 25.1 и 26 Административного регламента (Приложение к приказу МВД России от 27 апреля 2012 года ХХХ), требующих принятия мер прокурорского реагирования.

Так в ходе указанной проверки установлено, что в заявлении от 22 сентября 2017 года на получение разрешения на оружие Козловым Е.А. отражено, что поставщиком является ЗАО «Терминал-Финанс». При этом в приложении к заявлению дубликате лицензии серии ХХХ от 19 сентября 2017 года имеется печать Общества и подпись его представителя о продаже охотничьего ружья <данные изъяты> Вместе с тем, установлено, что согласно выписке из ЕГРЮЛ юридическое лицо – ЗАО «Терминал-Финанс» прекратило свою деятельность 4 июня 2007 года, в связи с чем на момент приобретения в 2017 году Козловым Е.А. указанного оружия данное Общество деятельность не осуществляло, при этом указанной организации лицензия на торговлю оружием и патронами не выдавалась. Таким образом, разрешение на оружие от 4 октября 2017 года серии ХХХ предоставлено Козлову Е.А. на основании недостоверных данных о реализации ружья несуществующим и не имеющим лицензии на предоставление разрешения и дубликате лицензии, с нарушением п. 25.1 и п. 26 Административного регламента без надлежащей проверки указанных в них сведений со стороны ответственного сотрудника разрешительной системы. В связи с изложенным, огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие <данные изъяты> незаконно введено в легальный оборот оружия на территории Российской Федерации.

Также, 24 ноября 2022 года начальнику Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Смоленской области внесено представление и.о. Вяземского межрайонного прокурора Смоленской области об устранении нарушений федерального законодательства об оружии (л.д. 47-50 том № 1) по факту предоставления Козлову Е.А. разрешения на оружие от 4 октября 2017 года серии ХХХ на основании недостоверных данных о реализации ружья несуществующим и не имеющим лицензии ЗАО «Терминал-Финанс», отраженным в заявлении на предоставление разрешения и дубликате лицензии, с нарушением п. 25.1 и п. 26 Административного регламента без надлежащей проверки указанных в них сведений со стороны ответственного сотрудника разрешительного органа; предписано безотлагательно рассмотреть настоящее представление, приняв меры к незамедлительному устранению выявленных нарушений и недопущению подобных нарушений впредь, а также устранению причин и условий, им способствующих; принять меры к аннулированию лицензии серии ХХХ от 19 сентября 2017 года и разрешения серии ХХХ от 4 октября 2017 года; рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц, допустивших нарушения уголовно-процессуального законодательства.

12 января 2023 года Управлением Росгвардии по Смоленской области исполняющему обязанности Вяземского межрайонного прокурора Смоленской области направлен ответ о результатах рассмотрения представления (л.д. 51-52 том № 1), согласно которому по фактам, изложенным в представлении, Управлением Росгвардии по Смоленской области проведена проверка, по результатам которой нарушений сотрудниками Управления Росгвардии по Смоленской области требований пункта 25.1 и 26 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного длинноствольного гладкоствольного оружия, охотничьего пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения и патронов к нему, утвержденного приказом МВД России от 27 апреля 2012 года № 373, не установлено. Аннулировать лицензию серии ХХХ от 19 сентября 2017 года и разрешение на хранение и ношение оружия серии ХХХ от 4 октября 2017 года не представляется возможным, так как лицензия серии ХХХ от 19 сентября 2017 года считается использованной, а срок действия разрешения на хранение и ношение оружия серии ХХХ от 4 октября 2017 года истек 4 октября 2022 года.

На момент возникновения спорных правоотношений действовал Приказ МВД России от 27 апреля 2012 года ХХХ «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного длинноствольного гладкоствольного оружия, охотничьего пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения и патронов к нему» (далее – Административный регламент), согласно пункту 25.1 которого сотрудник при получении заявления устанавливает личность заявителя по предъявляемому им паспорту, после чего, кроме прочего, сверяет сведения о марке, модели, калибре, номере и годе выпуска оружия и сведения о юридическом лице - поставщике, УЛРР МВД России или территориальном органе МВД России (в случае получения оружия непосредственно от предыдущего владельца), указанные в дубликате лицензии, со сведениями, указанными в заявлении и документа.

При этом для вынесения заключения о возможности выдачи разрешения сотрудником проводится проверка полноты и достоверности сведений, указанных в заявлении и документах, в том числе путем сопоставления со сведениями, содержащимися в АИПС «Оружие-МВД» (пункт 26 Административного регламента).

Исходя из установленных по настоящему делу названных обстоятельств, правовых норм, проанализировав представленными сторонами доказательства в их совокупности по правилам главы 6 КАС РФ, суд приходит к выводу, что должностными лицами отделения лицензионно-разрешительной работы в нарушение требований вышеназванного Административного регламента, а также федерального законодательства, надлежащая проверка сведений, отраженных в представленных Козловым Е.А. документами с заявлением на получение разрешения на хранение и ношение огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия <данные изъяты>, не проведена, в связи с чем подлежат признанию незаконными действия отделения лицензионно-разрешительной работы по Вяземскому, Угранскому, Темкинскому, Гагаринскому, Новодугинскому, Сычевскому районам Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Смоленской области по выдаче разрешения от 4 октября 2017 года серии ХХХ на хранение и ношение огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия <данные изъяты>.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 2, пункта 24 части 1 статьи 9 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» на войска национальной гвардии Российской Федерации возлагается выполнение задач по федеральному государственному контролю (надзору) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия, в рамках которого войска национальной гвардии Российской Федерации наделены полномочиями по изъятию в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, оружия, боеприпасов, патронов к оружию, основных частей к ним и специальных средств.

Из взаимосвязанных положений статьи 9 и статьи 26 Закона об оружии следует, что лицензия на приобретение оружия и разрешение на его хранение и использование изымаются в случае предоставления заявителем неверных сведений. В свою очередь в соответствии со статьей 27 Закона об оружии, аннулирование лицензии и разрешения на оружие является основанием для его изъятия.

Из содержания пунктов 78 и 79 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года № 814, следует, что изъятие оружия и патронов производится в случаях, установленных федеральным законодательством; оружие и патроны изымаются Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации, ее территориальными органами, органами внутренних дел и другими уполномоченными на то федеральным законодательством органами; изъятые либо конфискованные оружие и патроны подлежат передаче в территориальные органы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации либо в органы внутренних дел; об изъятии оружия и патронов составляется протокол (акт), в котором указываются вид, тип, модель, калибр, серия и номер изымаемого оружия, а также вид и количество патронов либо делается соответствующая запись в протоколах об административном правонарушении, о досмотре вещей или административном задержании в случаях, предусмотренных федеральным законодательством; протокол (акт) составляется в порядке, установленном федеральным законодательством.

В соответствии с пунктом 82 названных Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации изъятое или конфискованное оружие и патроны к нему, а также копии (реплики) оружия подлежат историко-культурной и искусствоведческой экспертизе, организуемой Министерством культуры Российской Федерации, к осуществлению которой могут привлекаться специалисты других федеральных органов исполнительной власти, а также юридических лиц, имеющих лицензии на производство, коллекционирование или экспонирование оружия. По результатам экспертизы оружие и патроны направляются на реализацию или уничтожение. Оружие, признанное по результатам экспертизы имеющим культурную ценность либо в отношении которого необходимо создание особых условий хранения, подлежит передаче на хранение в специально уполномоченные органы и организации, определенные Министерством культуры Российской Федерации.

В связи с изложенным выше нормами, Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Смоленской области обязано разрешить судьбу огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия <данные изъяты>.

Как ранее указывалось, оружие - <данные изъяты> от МО МВД России «Вяземский» на основании приемного акта № 7 было принято на склад вооружения ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Смоленской области», в связи с чем оно обязано храниться в указанном учреждении до разрешения его судьбы Управлением Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Смоленской области в соответствии с требования пункта 82 постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации».

Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, уточненные требования административного истца подлежат полному удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Вяземского межрайонного прокурора Смоленской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Смоленской области, УМВД России по Смоленской области о понуждении к совершению определенных действий удовлетворить.

Признать незаконными действия отделения лицензионно-разрешительной работы по Вяземскому, Угранскому, Темкинскому, Гагаринскому, Новодугинскому, Сычевскому районам Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Смоленской области по выдаче разрешения от 4 октября 2017 года серии ХХХ на хранение и ношение огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия <данные изъяты>.

Возложить на Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Смоленской области обязанность разрешить судьбу огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия <данные изъяты> в соответствии с требованиями пункта 82 постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации».

Возложить на УМВД России по Смоленской области обязанность хранить огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие <данные изъяты> до разрешения его судьбы Управлением Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Смоленской области в соответствии с требованиями пункта 82 постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации».

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Смоленский областной суд через Вяземский районный суд Смоленской области.

Судья Т.Н. Красногирь