Дело № 2а-575/18
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
26 октября 2018 года с. Кызыл-Мажалык
Барун-Хемчикский районный суд Республики Тыва в составе: председательствующего Манчыылай С.Ш., при секретаре Сувакбут Ч.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес>Н.А.А., действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации сельского поселения <адрес> о признании незаконным бездействия по осуществлению деятельности по принятию муниципального акта, устанавливающего порядок разработки и утверждению административных регламентов, утверждению порядка формирования, ведению реестра, утверждению реестра муниципальных услуг и размещению на официальном сайте информации о перечне и административных регламентах оказания муниципальных услуг,
с участием заместителя прокурора <адрес>Т.Л.А.,
у с т а н о в и л :
прокурор <адрес>Н.А.А., действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным административным иском к Администрации сельского поселения <адрес>, указывая на то, что по результатам проведенной проверки исполнения органами местного самоуправления законодательства в сфере предоставления муниципальных услуг выявлены нарушения. В частности в нарушение требований ст.ст. 5, п. 4 ст. 9, 11, 12, ч. 15 ст. 13, ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», п. 1 ст. 4, ч. 1 ст. 10, ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», ст. 3 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» Администрацией <адрес> ненадлежащим образом исполняется обязанность по размещению на официальном сайте администрации <адрес><данные изъяты> информации о своей деятельности, в частности информации о предоставляемых муниципальных услугах, а также административных регламентов оказания муниципальных услуг. Органом местного самоуправления не принят муниципальный правовой акт, устанавливающий порядок разработки и утверждения административных регламентов, предоставления муниципальных услуг, не утвержден порядок формирования и ведения реестра муниципальных услуг, не утвержден реестр муниципальных услуг, оказываемых администрацией муниципального образования, не размещен на официальном сайте муниципального района перечень предоставляемых муниципальных услуг, а также административные регламенты оказания муниципальных услуг. По результатам данной проверки в адрес председателя администрации муниципального образования 15 мая 2018 года внесено представление. Однако, по состоянию на 28 сентября 2018 года в прокуратуру района информация об устранении указанных нарушений не поступала. Проведенная контрольная проверка показала, чоо нарушения закона не устранены. Просит признать незаконным бездействие администрации сельского поселения <адрес> по отсутствию деятельности, направленной на принятие муниципального акта, устанавливающего порядок разработки и утверждения административных регламентов, утверждение порядка формирования, ведения реестра, утверждение реестра муниципальных услуг и размещение на официальном сайте информации о перечне и административных регламентах оказания муниципальных услуг; возложить обязанность на администрацию сельского поселения <адрес> осуществить деятельность по принятии муниципального акта, устанавливающего порядок разработки и утверждения административных регламентов, утверждению порядка формирования, ведения реестра, утверждению реестра муниципальных услуг и размещению на официальном сайте муниципального района <адрес> с доменным именем <данные изъяты> информации о перечне и административных регламентах оказания муниципальных услуг.
В судебном заседании заместитель прокурора административное исковое заявление поддержала по основаниям, указанным в нем.
Представитель Администрации сельского поселения <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял.
Выслушав прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ), суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В силу ч.1 ст.62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Исходя из содержания данной правовой нормы, для удовлетворения заявления об оспаривании действия (бездействия) органа местного самоуправления необходима совокупность двух обязательных условий, одним из которых является несоответствие оспариваемого действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а вторым - нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц либо реальная угроза их нарушения.
В соответствии с Федеральным законом от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" одним из основных принципов муниципальной службы является доступность информации о деятельности муниципальных служащих.
В соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273 "О противодействии коррупции" противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на основных принципах, в том числе, публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Согласно ст. 47 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ, порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
В силу ст. 6 Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться следующими способами:
1) обнародование (опубликование) государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в средствах массовой информации;
2) размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети "Интернет";
3) размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в помещениях, занимаемых указанными органами, и в иных отведенных для этих целей местах;
4) ознакомление пользователей информацией с информацией о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в помещениях, занимаемых указанными органами, а также через библиотечные и архивные фонды;
5) присутствие граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, на заседаниях коллегиальных государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления, а также на заседаниях коллегиальных органов государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления;
6) предоставление пользователям информацией по их запросу информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;7) другими способами, предусмотренными законами и (или) иными нормативными правовыми актами, а в отношении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления - также муниципальными правовыми актами.
При этом статьей 10 вышеуказанного закона предусмотрено, что органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть "Интернет", в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети "Интернет", указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района. Информация о деятельности органов местного самоуправления внутригородских районов может размещаться на официальном сайте городского округа с внутригородским делением.
Также статьей 13 указанного закона предусмотрено, что в сети «Интернет» органом местного самоуправления размещается информация, в том числе нормативные правовые акты, изданные государственным органом, муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации; административные регламенты, стандарты государственных и муниципальных услуг.
При этом статьей 5 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предусмотрено, что при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги; получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме.
В соответствии со статьями 11, 12, 13, 15 вышеуказанного закона, предоставление муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами, разработку административного регламента осуществляет орган, предоставляющий муниципальную услугу, порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг устанавливается местной администрацией, местной администрацией устанавливается порядок формирования и ведения реестра муниципальных услуг.
Кроме этого согласно статье 9 вышеуказанного закона, перечни услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг, размещаются на официальных сайтах органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, на сайтах организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, а также в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на едином портале государственных и муниципальных услуг.
Из вышеуказанных норм законодательства следует, что администрацией муниципального образования осуществляется деятельность по размещению административных регламентов, стандартов муниципальных услуг в официальный сайт в сети «Интернет». При этом муниципальные услуги предоставляются в соответствии с административными регламентами, порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг устанавливается местной администрацией, местной администрацией устанавливается порядок формирования и ведения реестра муниципальных услуг.
Вместе с тем, согласно представлению, вынесенному прокурором <адрес>Н.А.А. 29 мая 2018 года на основании задания из прокуратуры <адрес> от 30 января 2018 года в адрес администрации сельского поселения <адрес>, по результатам проведенной проверки установлено, что администрацией муниципального образования не утвержден порядок формирования и ведения реестра муниципальных услуг, из чего следует, что также не утвержден реестр муниципальных услуг, перечни предоставляемых муниципальных услуг, а также административные регламенты не размещены на официальном сайте администрации <адрес> в разделе <адрес>. Требует безотлагательно рассмотреть представление и принять меры по устранению нарушений федерального законодательств, а также недопущению их впредь. О результатах рассмотрения представления и принятых мерах направить ответ в письменном виде прокурору района в установленный месячный срок.
Согласно справке, составленной заместителем прокурора района Т.Л.А., в ходе проведения контрольной проверки исполнения органами местного самоуправления законодательства в сфере предоставления муниципальных услуг установлено, что администрацией муниципального образования не утвержден порядок формирования и ведения реестра муниципальных услуг, из чего следует, что также не утвержден реестр муниципальных услуг, перечни предоставляемых муниципальных услуг, а также административные регламенты не размещены на официальном сайте администрации <адрес>.
Представленными материалами прокурора установлено, что администрацией муниципального образования не исполняются возложенные на нее обязанности по принятию муниципального акта, устанавливающего порядок разработки и утверждению административных регламентов, утверждению порядка формирования, ведению реестра, утверждению реестра муниципальных услуг и размещению на официальном сайте информации о перечне и административных регламентах оказания муниципальных услуг.
Таким образом, судом установлено, что администрация сельского поселения <адрес>, не исполняя возложенные законом на нее обязанности, не обеспечила доступ неограниченному кругу лиц к муниципальным услугам, предоставляемым органом местного самоуправления неограниченному кругу лиц.
Поскольку в судебном заседании установлено, что ответчиком не выполняется возложенная законном обязанность по обеспечению доступа к муниципальным услугам, предоставляемым органом местного самоуправления, то требования прокурора обоснованы, полагая, что ненадлежащее исполнение ответчиком указанных обязанностей влечет ущемление прав и интересов неопределенного круга лиц на публичность и открытость деятельности органов местного самоуправления, а также на реализацию своих прав через муниципальные услуги, предоставляемые органом местного самоуправления.
При таких обстоятельствах, суд признает бездействие администрации муниципального образования незаконным и возлагает обязанность по принятию муниципального акта, устанавливающего порядок разработки и утверждению административных регламентов, утверждению порядка формирования, ведению реестра, утверждению реестра муниципальных услуг и размещению на официальном сайте информации о перечне и административных регламентах оказания муниципальных услуг.
Исковые требования заявлены прокурором в интересах неопределенного круга лиц – граждан, имеющих право на публичность и открытость деятельности органов местного самоуправления.
С учетом изложенного, суд полагает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
Для реального исполнения решения суда суд считает необходимым установить срок исполнения в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу, считая данный срок разумным для устранения выявленных нарушений.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л :
административное исковое заявление прокурора <адрес>Н.А.А., действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации сельского поселения <адрес> о признании незаконным бездействия по осуществлению деятельности по принятию муниципального акта, устанавливающего порядок разработки и утверждению административных регламентов, утверждению порядка формирования, ведению реестра, утверждению реестра муниципальных услуг и размещению на официальном сайте информации о перечне и административных регламентах оказания муниципальных услуг – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации сельского поселения <адрес>, выразившееся в отсутствии деятельности по принятию муниципального акта, устанавливающего порядок разработки и утверждению административных регламентов, утверждению порядка формирования, ведению реестра, утверждению реестра муниципальных услуг и размещению на официальном сайте информации о перечне и административных регламентах оказания муниципальных услуг.
Возложить на Администрацию сельского поселения <адрес> обязанность:
- по принятию муниципального правого акта, устанавливающего порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг;
- по утверждению порядка формирования и ведения реестра муниципальных услуг;
- по утверждению реестра муниципальных услуг, оказываемых администрацией муниципального образования;
- по размещению на официальном сайте муниципального района <адрес> с доменным именем <данные изъяты> перечня предоставляемых муниципальных услуг, а также административных регламентов оказания муниципальных услуг.
Сообщить об исполнении решения суду им прокурору <адрес> в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Барун-Хемчикский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 02 ноября 2018 года (с учетом выходных дней 27 и 28 октября 2018 года).
Судья С.Ш. Манчыылай