ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5761/20 от 18.08.2020 Вологодского городского суда (Вологодская область)

Дело № 2а-5761/2020

УИД 35RS0010-01-2020-010713-84

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Вологда «18» августа 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена 18 августа 2020 года.

Мотивированное решение изготовлено 28 августа 2020 года.

Вологодский городской суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Бондаренко Е.В.

при секретаре Смирнове С.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Вологодской области к Некоммерческому партнерству «Вологодская ассоциация профессиональных риэлторов» о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,

установил:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Вологодской области (далее также - Управление) обратилось в суд с административным иском к Некоммерческому партнерству «Вологодская ассоциация профессиональных риэлторов» (далее – ВАПРИ), просит ликвидировать ВАПРИ и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ).

В обоснование заявленных требований указано, что в отношении ВАПРИ, зарегистрированного 19 июня 2003 года, Управлением в период с 20 августа 2019 года по 16 сентября 2019 года проведена плановая документарная проверка соответствия деятельности, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества целям, предусмотренным учредительным документам и законодательству Российской Федерации. Установить соответствие деятельности указанным целям не представилось возможным ввиду непредоставления ВАПРИ необходимых документов на проверку. Постановлением мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 67 от 20 сентября 2019 года председатель ВАПРИ ФИО1 привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). Одновременно в результате проверки были выявлены множественные грубые нарушения, допускаемые ВАПРИ в своей деятельности. 16 сентября 2019 года в адрес руководителя административного ответчика вынесено письменное предупреждение с требованием в срок до 08 ноября 2019 года устранить нарушения законодательства и положений устава. Однако в установленный срок выявленные нарушения устранены лишь частично. 05 сентября 2019 года общим собранием членов ВАПРИ принято решение о ликвидации организации в добровольном порядке. 11 и 18 ноября 2019 года в адрес ликвидатора ВАПРИ Свистуновой И.К. вынесены повторные письменные предупреждения с требованием устранить нарушения. В связи с неустранением нарушений постановлениями мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 67 от 06 февраля 2020 года, от 14 мая 2020 года ликвидатор ВАПРИ Свистунова И.К. привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 19.4 КоАП РФ. До настоящего времени часть грубых нарушений законодательства и положений устава, выявленных в ходе проверки, ВАПРИ не устранена. Ликвидатор ВАПРИ Свистунова И.К. обратилась в Управление с просьбой оказать содействие в ликвидации организации ввиду отсутствия денежных средств для добровольной ликвидации.

В судебное заседание представитель административного истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Вологодской области не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя.

В судебное заседание представитель административного ответчика ВАПРИ на основании прав по должности, являющаяся также заинтересованным лицом по делу, ликвидатор ВАПРИ Свистунова И.К. административные исковые требования признала.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России № 11 по Вологодской области не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, причины неявки суду не известны.

Суд, заслушав представителя административного ответчика и заинтересованное лицо, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации закреплено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Подпунктом 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Исходя из положений пункта 4.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1313, пунктов 2, 3, 5, 6 Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 года № 705, пункта 96 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста России от 30 декабря 2011 года № 456, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Вологодской области наделено полномочиями по осуществлению контроля за соблюдением некоммерческими организациями требований действующего законодательства и по обращению в суд с административным иском об их ликвидации.

Из материалов дела следует, что ВАПРИ зарегистрировано 19 июня 2003 года (ОГРН 1033500065554, ИНН 3525128800).

ВАПРИ создано в целях координации деятельности его членов на рынке недвижимости, представления и защиты общих имущественных и неимущественных интересов путем объединения граждан и юридических лиц, принимающих участие в рынке недвижимости для создания цивилизованного рынка недвижимости в Вологодской области (пункт 3.1 устава, утвержденного собранием учредителей 23 апреля 2003 года № 1).

ВАПРИ по решению общего собрания членов от 05 сентября 2019 года находится в процессе ликвидации, ликвидатором назначена Свистунова И.К.

Управлением в период с 20 августа 2019 года по 16 сентября 2019 года проведена плановая документарная проверка соответствия деятельности ВАПРИ, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества целям, предусмотренным учредительным документам и законодательству Российской Федерации. Установить соответствие деятельности указанным целям не представилось возможным ввиду непредоставления ВАПРИ необходимых документов на проверку.

Постановлением мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 67 от 20 сентября 2019 года председатель ВАПРИ ФИО1 привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 19.4 КоАП РФ (неповиновение законному требованию должностного лица органа государственного надзора о предоставлении документов, необходимых для проведения проверки).

Одновременно в результате проверки были выявлены множественные грубые нарушения, допускаемые ВАПРИ в своей деятельности.

16 сентября 2019 года в адрес руководителя административного ответчика вынесено письменное предупреждение с требованием в срок до 08 ноября 2019 года устранить нарушения законодательства и положений устава. Однако в установленный срок выявленные нарушения устранены лишь частично.

05 сентября 2019 года общим собранием членов ВАПРИ принято решение о ликвидации организации в добровольном порядке.

11 и 18 ноября 2019 года в адрес ликвидатора ВАПРИ Свистуновой И.К. вынесены повторные письменные предупреждения с требованием устранить нарушения.

В связи с неустранением нарушений постановлениями мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 67 от 06 февраля 2020 года, от 14 мая 2020 года ликвидатор ВАПРИ Свистунова И.К. привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 19.4 КоАП РФ.

До настоящего времени часть грубых нарушений законодательства и положений устава, выявленных в ходе проверки, ВАПРИ не устранена, а именно:

ВАПРИ в нарушение статьи 8 Федерального закона от 29 ноября 2007 N 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 года № 620 «Об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета» не исполняет обязанность по представлению в полном объеме в территориальный орган государственной статистики (Вологдастат) статистической отчетности;

ВАПРИ в нарушение статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации не представила в налоговый орган налоговую декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2018 год;

в Уставе ВАПРИ в нарушение пункта 2 статьи 139 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» не содержится сведений о предмете ее деятельности, порядке распределения имущества, оставшегося после ликвидации организации;

в нарушение пункта 2 статьи 65.3, пункта 1 статьи 123.10 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 6.2.8 Устава к исключительной компетенции органа ВАПРИ не отнесены следующие вопросы: определение порядка приема в состав участников корпорации иисключения из числа ее участников; досрочное прекращение полномочийпредседателя организации; принятие решений о создании корпорацией других юридических лиц, об участии корпорации в других юридическихлицах; принятие решений о порядке определения размера и способа уплаты членских взносов, о дополнительных имущественных взносахчленов ассоциации (союза) в ее имущество и о размере их субсидиарнойответственности по обязательствам ассоциации (союза);

пункт 3.4 Устава, содержащий открытый перечень основных видов деятельности, не соответствует статье 24 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

в нарушение пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» ВАПРИ имеет исполнительный орган вместо единоличного и (или) коллегиального исполнительного органа;

ВАПРИ в нарушение пункта 5 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» имеет символику, описание которой отсутствует в Уставе.

Кроме того, ВАПРИ не представила в Управление отчетность за 2016-2019 годы, установленную статьей 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Ликвидатором ВАПРИ Свистуновой И.К. не соблюдается порядок и срок добровольной ликвидации, предусмотренные статьей 63 Гражданского кодекса Российской Федерации. 23 марта 2020 года Свистунова И.К. обратилась в Управление с просьбой оказать содействие в ликвидации организации ввиду отсутствия денежных средств для добровольной ликвидации.

Доказательств наличия уважительных причин, объективно препятствующих исполнению предупреждений и устранению нарушений действующего законодательства, административным ответчиком также не представлено.

Таким образом, имеются предусмотренные подпунктом 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 10 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» основания для ликвидации ВАПРИ и исключения его из Единого государственного реестра юридических лиц.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административные исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Вологодской области удовлетворить.

Ликвидировать Некоммерческое партнерство «Вологодская ассоциация профессиональных риэлторов» (ОГРН 1033500065554, ИНН 3525128800) и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.В. Бондаренко