ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-576/20 от 27.05.2020 Волжского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело № 2а-576/2020

64RS0043-01-2018-005356-69

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 мая 2020 года город Саратов

Волжский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Титовой А.Н.,

при секретаре Лацковой И.С.,

с участием помощника прокурора Волжского района города Саратова Корабель Д.И.,

административного истца Панфиловой О.П., представителя административного истца Идиатуллиной Э.И., представителя административного ответчика администрации муниципального образования «Город Саратов» Степанова А.А., представителя заинтересованных лиц прокуратуры города Саратова и Прокуратуры Саратовской области Горина И.А., представителя заинтересованного лица Управления по культуре администрации муниципального образования «Город Саратов» Ефименко С.А., представителя комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования «Город Саратов» Захаровой В.В., представителя Управления по физической культуре и спорту администрации муниципального образования «Город Саратов» Григорьевой Н.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Панфиловой ФИО к администрации муниципального образования «Город Саратов», заинтересованные лица Управление по культуре администрации муниципального образования «Город Саратов», Управление по физической культуре и спорту муниципального образования «Город Саратов», Правительство Саратовской области, Прокурор города Саратова, Прокурор Саратовской области, комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования «Город Саратов», о признании нормативного правового акта недействующим,

установил:

Панфилова О.П. обратилась в суд с административным иском, уточненным в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, к администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании постановления администрации муниципального образования «Город Саратов» от 09.06.2015 года № 1411 "Об утверждении Положения о порядке отбора участников для размещения аттракционов в целях проведения спортивных, культурных и иных массовых мероприятий на территории муниципального образования "Город Саратов" не соответствующим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению со дня внесения изменений Постановлением Правительства РФ от 30.04.2016 года № 385, введенным в действие с 13.05.2016 года, в Перечень объектов, виды которых утверждены Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 года № 1300.

В обоснование заявленных требований административный истец указала, что указанным нормативным правовым актом определен порядок и условия размещения аттракционов физическими и юридическими лицами на территории муниципального образования "Город Саратов". Согласно данному постановлению размещение аттракционов на землях и земельных участках, находящихся в собственности муниципального образования «Город Саратов», без предоставления земельных участков и установления сервитута, возможно только при соблюдении следующих условий и порядка: на период и в целях проведения спортивного, культурного и иного массового мероприятия на территории муниципального образования "Город Саратов", проводимых администрациями районов и администрацией муниципального образования «Город Саратов» в соответствии со своими планами работ и мероприятий; победы в конкурсной процедуре - отборе, проводимом администрациями районов и администрацией муниципального образования «Город Саратов» в соответствии с разработанной ими документацией, регламентирующей порядок конкурсной процедуры; размещение аттракционов производится на основании распоряжения о согласовании размещения аттракционов, изданного главой администрации района муниципального образования "Город Саратов", на территории которого предполагается размещение аттракционов, или распоряжения о согласовании размещения аттракционов администрации муниципального образования "Город Саратов" в случае размещения аттракционов на Театральной площади. Таким образом, постановление регламентирует порядок и условия размещения аттракционов на территории муниципального образования «Город Саратов» в случае использования земель и земельных участков без их предоставления и установления сервитутов. Однако, 03.12.2014 г. постановлением N 1300 Правительства Российской Федерации утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Постановление №1300). Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2016 г. N 385, введенным в действие с 13.05.2016 г., в перечень объектов, виды которых утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 г. N 1300, внесены изменения, в том числе он дополнен пунктами: 19. Нестационарные объекты для организации обслуживания зон отдыха населения, в том числе на пляжных территориях в прибрежных защитных полосах водных объектов (теневые навесы, аэрарии, солярии, кабинки для переодевания, душевые кабинки, временные павильоны и киоски, туалеты, питьевые фонтанчики и другое оборудование, в том числе для санитарной очистки территории, пункты проката инвентаря, медицинские пункты первой помощи, площадки или поляны для пикников, танцевальные, спортивные и детские игровые площадки и городки), для размещения которых не требуется разрешения на строительство; 24. Сезонные аттракционы; 26. Спортивные и детские площадки. В соответствии со ст. 39.36 Земельного Кодекса РФ полномочия по правовому регулированию отношений по размещению на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов объектов, перечень видов которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014г. N1300 отнесены к полномочиям субъекта РФ. Таким образом, определен единственный, наделенный соответствующими полномочиями на территории субъекта РФ Саратовской области, регулятор данных правоотношений - это Правительство Саратовской области, которое реализовало данные полномочия посредством издания постановления Правительства Саратовской области от 27.02.2015г. № 79-П, которым утверждено «Положение о Порядке и условиях размещения на территории Саратовской области объектов Постановления №1300 на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов». Соответственно, администрация муниципального образования «Город Саратов», являющаяся органом местного самоуправления, не наделена полномочиями по правовому регулированию отношений по размещению на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов объектов, перечень видов которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014г. N 1300, не вправе регулировать данные отношения посредством издания нормативно-правовых актов, не имеет права принимать муниципальные правовые акты, устанавливающие положения, порядок и условия размещения данных объектов в случае использования земельных участков без их предоставления. Также указала, что решением Саратовского областного суда от 28.02.2019 года, вступившим в законную силу, признан недействующим и не подлежащим применению с 13.05.2016 года п. 1.7 Положения об использовании земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования муниципального образования «Город Саратов», утвержденного решением Саратовской городской Думы от 27.05.2010 года № 51-606, таким образом, с указанной даты Саратовская городская Дума не наделяет администрацию муниципального образования «Город Саратов» полномочиями, во исполнение которых было принято оспариваемое постановление. По отношению к истцу Панфиловой О.П. обжалуемый нормативный акт был применен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в Постановлениях по делам №А57-28129/2016 от 03.07.2018 и №А57-17824/2018 от 03.07.2018г. В указанных судебных актах суд указал, что порядок и условия размещения на территории муниципального образования «Город Саратов» объектов, перечень видов которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014г. N 1300, на размещение которых соответствии со ст.39.36 ЗК РФ и Постановлением №79-П, испрашивала разрешение предприниматель у Администрации муниципального образования «Город Саратов», регулируется постановлением администрации муниципального образования №1411, которое является действующим, не утратило силу, не отменено и затрагивает права и законные интересы ИП Панфиловой О.П. Таким образом, постановление администрации муниципального образования «Город Саратов» №1411 не соответствует: положениям статей 39.33, 39.36 Земельного Кодекса Российской Федерации, Постановлению Правительства Саратовской области №79-П, так как администрация муниципального образования «Город Саратов» не вправе регулировать данные отношения посредством издания нормативно-правовых актов. Также, постановление администрации муниципального образования «Город Саратов» №1411 нарушает права и законные интересы ИП Панфиловой О.П., поскольку создает препятствия в предпринимательской деятельности. Просит суд признать постановление администрации муниципального образования «Город Саратов» N 1411 от 09.06.2015 г. «Об утверждении Положения о порядке отбора участников для размещения аттракционов в целях проведения спортивных, культурных и иных массовых мероприятий на территории муниципального образования "Город Саратов" - не соответствующим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению со дня внесения изменений Постановлением Правительства РФ от 30.04.2016 г. N 385, введенным в действие с 13.05.2016 г., в Перечень объектов, виды которых утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. N 1300, т.е. с 13.05.2016 г.

Административный истец и его представитель в судебном заседании административные исковые требования поддержали по доводам, изложенным в иске с учетом уточнений, просили их удовлетворить.

Представитель административного ответчика полагал, что основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют, в обоснование возражений привел доводы, изложенные в письменных возражениях на иск.

Представитель Прокуратуры города Саратова и Прокуратуры Саратовской области полагал, что имеются все основания для удовлетворения заявленных истцом требований, о чем предоставил отзывы на исковое заявление, которые были приобщены к материалам дела.

Представители заинтересованных лиц Управления по культуре администрации муниципального образования «Город Саратов», Управления по физической культуре и спорту муниципального образования «Город Саратов», комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования «Город Саратов» в судебном заседании считали административный иск не подлежащим удовлетворению, поддержав позицию административного ответчика.

Представитель заинтересованного лица Правительства Саратовской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причина неявки неизвестна.

Суд счел возможным рассмотреть возникший спор в отсутствие лиц, не пожелавших явиться в суд.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (часть 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации).

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (часть 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации).

Исходя из положений статей 1, 7, 14, 34, 47 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

В соответствии со статьями 1, 23, 24, 44 и 44.1 Устава муниципального образования "Город Саратов", принятого решением Саратовской городской Думы от 18.12.2005 года N 67-649, город Саратов является городским поселением, наделенным законом Саратовской области статусом городского округа, в пределах которого осуществляется местное самоуправление.

По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

При этом муниципальным правовым актом является решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер (статья 2 Закона N 131-ФЗ).

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (статья 7).

В соответствии с статьи 16 подпунктами 17, 20 пункта 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры, а также создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения.

Аналогичная позиция закреплена в статье 6 Устава муниципального образования "Город Саратов", принятого решением Саратовской городской Думы от 18.12.2005 года N 67-649, согласно которой к вопросам местного значения города относится создание условий для массового отдыха жителей города и организация обустройства мест массового отдыха населения (пункт 20).

По смыслу пункта 5 части 4 статьи 36, части 1 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" исполнительно-распорядительные функции по решению вопросов местного значения осуществляются главой муниципального образования и местной администрацией.

Статьей 33 Устава муниципального образования "Город Саратов" установлено, что администрация города является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города федеральными законами и законами Саратовской области.

Частью 1 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", частью 1 статьи 43 Устава муниципального образования "Город Саратов" установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Оспариваемое постановление является нормативным (муниципальным) правовым актом.

Таким образом, администрация муниципального образования "Город Саратов" наделена полномочиями по изданию нормативных правовых актов, регулирующих создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры, а также создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения, в частности, Положения о порядке отбора участников для размещения аттракционов в целях проведения спортивных, культурных и иных массовых мероприятий на территории муниципального образования "Город Саратов".

В связи с чем, в рамках представленных полномочий постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 09.06.2015 года N 1411 было утверждено Положение о порядке отбора участников для размещения аттракционов в целях проведения спортивных, культурных и иных массовых мероприятий на территории муниципального образования "Город Саратов".

Статья 44.1 Устава муниципального образования "Город Саратов" определяет порядок издания, официального опубликования и вступления в силу муниципальных правовых актов администрации города.

В соответствии с пунктом 6 статьи 44.1 Устава, постановления администрации города, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования.

Официальным опубликованием постановлений администрации города считается первая публикация их полного текста в газете "Саратовская панорама" или первое размещение (опубликование) на официальном сайте администрации города (www.saratovmer.ru).

Согласно сведениям, размещенным на официальном сайте Администрации муниципального образования "Город Саратов", первая публикация оспариваемого нормативного правового акта произведена 11.06.2015 г.

Постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 14.09.2015г. N 2504 "О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования "Город Саратов" от 09.06.2015 г. N 1411 "Об утверждении Положения о порядке отбора участников для размещения аттракционов в целях проведения спортивных, культурных и иных массовых мероприятий на территории муниципального образования "Город Саратов" внесены изменения в указанный нормативный правовой акт, которые опубликованы на Сайте администрации муниципального образования "Город Саратов" http://saratovmer.ru/, 16.09.2015г., в Спецвыпуске, N 64, 17.09.2015 г. "Саратовская панорама".

Постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 23.12.2015 N 3738 "О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования "Город Саратов" от 09.06.2015 г. N 1411 "Об утверждении Положения о порядке отбора участников для размещения аттракционов в целях проведения спортивных, культурных и иных массовых мероприятий на территории муниципального образования "Город Саратов" также внесены изменения в оспариваемый нормативный правовой акт, которые опубликованы на Сайте администрации муниципального образования "Город Саратов" http://saratovmer.ru/, 25.12.2015 г.

Постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 28.01.2016 N 138м "О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования "Город Саратов" от 09.06.2015 г. N 1411 "Об утверждении Положения о порядке отбора участников для размещения аттракционов в целях проведения спортивных, культурных и иных массовых мероприятий на территории муниципального образования "Город Саратов" также внесены изменения в приведенный нормативный правовой акт, которые опубликованы на Сайте администрации муниципального образования "Город Саратов" http://saratovmer.ru/, 28.01.2016 г.

Приведенные постановления Администрации муниципального образования «Город Саратов» направлены для включения в Регистр муниципальных нормативных правовых актов.

При таких обстоятельствах, порядок издания, официального опубликования и вступления в силу оспариваемого постановления административным ответчиком был соблюден.

Суд не соглашается с доводами административного истца о том, что оспариваемое постановление противоречит требованиям ст. 39.33, 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, чем нарушает права Панфиловой О.П., так как спорное Положение, утвержденное постановлением администрации от 09.06.2015 г. №1411, не регулирует вопросы землепользования, не содержит условий, указывающих на предоставление земельных участков. Из буквального содержания пунктов Положения не следует, что речь идет о передаче земельных участков.

Данный акт не регламентирует порядок предоставления земельных участков под размещение аттракционов. Его пределы ограничиваются лишь регулированием порядка отбора участников для размещения аттракционов в целях проведения спортивных, культурных и иных массовых мероприятий на территории муниципального образования "Город Саратов".

В соответствии с пунктом "в" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Правовое регулирование использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута предусмотрено Земельным кодексом Российской Федерации.

В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статьей 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации регламентировано использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года N 1300.

Порядок и условия размещения на территории Саратовской области объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов утвержден постановлением Правительства Саратовской области от 27 февраля 2015 года N 79-П "Об утверждении Положения о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов".

В соответствии с подпунктами 17, 20 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры, а также создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения. Аналогичные положения предусмотрены и статьей 6 Устава муниципального образования "Город Саратов", принятого решением Саратовской городской Думы от 18 декабря 2005 года N 67-649, предусматривающей, что к вопросам местного значения города относится создание условий для массового отдыха жителей города и организация обустройства мест массового отдыха населения (пункт 20). Статьей 33 Устава муниципального образования "Город Саратов" установлено, что администрация города является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города, наделенным Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города федеральными законами и законами Саратовской области.

Частью 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в 10 Российской Федерации", частью 1 статьи 43 Устава муниципального образования "Город Саратов" установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

9 июня 2015 года администрацией муниципального образования "Город Саратов" принято постановление N 1411, которым в целях удовлетворения потребностей населения в спортивных, культурных и иных мероприятиях массового характера, а также организации свободного времени жителей были утверждены: Положение о порядке отбора участников для размещения аттракционов в целях проведения спортивных, культурных и иных массовых мероприятий на территории муниципального образования "Город Саратов" (приложение N 1) (далее - Положение) и Перечень мест для размещения аттракционов на территории муниципального образования "Город Саратов" (приложение N 2) (далее - Перечень).

Согласно пункту 1.1 Положения настоящий Порядок разработан в целях осуществления отбора участников для размещения аттракционов для проведения спортивных, культурных и иных массовых мероприятий на территории муниципального образования "Город Саратов".

Размещение аттракционов осуществляется в целях создания условий для массового отдыха жителей района, включая обустройство мест массового отдыха населения, вызвано необходимостью в проведении спортивных, культурных и иных массовых мероприятий, а также в целях организации свободного времени жителей и согласно пункту 1.6 Положения допускается только в местах, определенных перечнем мест для их размещения (приложение N 2).

Поскольку порядок и условия размещения на территории Саратовской области объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, были утверждены названным выше постановлением правительства Саратовской области от 27 февраля 2015 года N 79-П во исполнение требований статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 2 Закона Саратовской области "О земле", то в целях реализации положений указанного постановления правительства Саратовской области администрация муниципального образования "Город Саратов" была вправе утвердить оспариваемое положение о порядке отбора участников для размещения аттракционов в целях проведения спортивных, культурных и иных массовых мероприятий на территории муниципального образования "Город Саратов" (приложение 1) и конкретный перечень мест для их размещения на территории названного муниципального образования (приложение 2). При этом, как усматривается из текста этого постановления, порядок и условия размещения аттракционов на земельных участках оспариваемым муниципальным нормативным правовым актом не устанавливались.

Согласно пункту 1.1. указанного постановления настоящий Порядок разработан в целях осуществления отбора участников для размещения аттракционов в целях проведения спортивных, культурных и иных массовых мероприятий на территории муниципального образования «Город Саратов».

Пунктом 1.2. Положения предусмотрено, что аттракцион - это техническое устройство (оборудование, приспособление) для коллективного или индивидуального пользования в развлекательных целях, отвечающее установленным требованиям и нормативам, а также спортивные тренажеры, детские игровые площадки, живые уголки, лошади (пони) или иные вьючные или верховые животные, гужевые повозки (сани) (далее - аттракционы).

Спортивное, культурное и иное массовое мероприятие на территории муниципального образования "Город Саратов" - это развлекательное и иное спортивное, культурное мероприятие, предполагающее массовое скопление населения в закрытых помещениях и на открытых площадках, призванное способствовать проведению досуга различных возрастных групп населения, удовлетворению духовных запросов, способствующее физическому и интеллектуальному развитию (далее - массовое мероприятие).

В соответствии с пунктами 1.3, 1.4 Положения размещение аттракционов на территории муниципального образования "Город Саратов" осуществляется на период проведения массовых мероприятий по результатам отбора.

Порядок и сроки проведения массовых мероприятий определяются в соответствии с планами работы администраций районов муниципального образования "Город Саратов", утверждаемыми распоряжениями глав администраций районов муниципального образования "Город Саратов", в соответствии с Положениями об администрациях районов муниципального образования "Город Саратов", за исключением массовых мероприятий, проводимых на Театральной площади города Саратова.

Порядок и сроки проведения массовых мероприятий на Театральной площади определяются в соответствии с планом мероприятий, утверждаемым постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов".

Согласно пункту 2.18 Положения, по результатам отбора глава администрации района муниципального образования "Город Саратов", на территории которого предполагается размещение аттракционов, в течение пяти рабочих дней со дня получения итогового протокола издает распоряжение о согласовании размещения аттракционов.

В случае размещения аттракционов на Театральной площади распоряжение о согласовании размещения аттракционов издается администрацией муниципального образования "Город Саратов" в течение пяти рабочих дней со дня получения итогового протокола.

Участники проведения отбора являются физические и юридические лица, располагающие на праве собственности либо на ином вещном праве аттракционами, подавшие заявки на участие в отборе (пункт 1.5.).

Размещение аттракционов осуществляется в целях создания условий для массового отдыха жителей района, включая обустройство мест массового отдыха населения, вызвано необходимостью в проведении спортивных, культурных и иных массовых мероприятий, а также в целях организации свободного времени жителей, и, согласно пункту 1.6 Положения, допускается только в местах, определенных перечнем мест для их размещения (приложение № 2).

При этом, порядок и последовательность проведения отбора участников установлен разделом 2 Положения о порядке отбора участников для размещения аттракционов в целях проведения спортивных, культурных и иных массовых мероприятий на территории муниципального образования "Город Саратов".

Так, согласно пункту 2.1 Положения, решение о проведении отбора принимается главой администрации района муниципального образования "Город Саратов", на территории которого предполагается размещение аттракционов, и оформляется распоряжением главы администрации района, а в случае размещения аттракционов на Театральной площади решение о проведении отбора принимается главой администрации муниципального образования "Город Саратов" и оформляется распоряжением администрации муниципального образования "Город Саратов". Распоряжение о проведении отбора принимается не позднее чем за два месяца до дня проведения массового мероприятия, с указанием в нем сроков размещения аттракциона.

Решение о проведении отбора и извещение подлежит опубликованию на официальном сайте администрации муниципального образования "Город Саратов" не менее чем за 30 дней до даты проведения отбора. При этом, извещение о проведении отбора должно содержать следующую информацию: предмет отбора: место размещения аттракциона, срок и условия размещения аттракциона; почтовый адрес и контактные телефоны комиссии; требования к участникам отбора; требования к аттракционам, в том числе их соответствие Национальному стандарту РФ ГОСТ Р 53130-2008; форму и требования к заявке; сроки проведения отбора; способ, место и сроки подачи заявок; дату проведения отбора; критерии определения победителя отбора (пункты 2.5, 2.6 Положения).

На основании пункта 2.2 Положения отбор осуществляет постоянно действующая комиссия по отбору участников в целях размещения аттракционов, созданная распоряжением главы администрации района муниципального образования "Город Саратов", на территории которого предполагается размещение аттракционов, а в случае размещения аттракционов на Театральной площади отбор осуществляет постоянно действующая комиссия, созданная распоряжением администрации муниципального образования "Город Саратов".

Отбор проводится в соответствии с документацией по проведению отбора, которая разрабатывается администрацией района муниципального образования "Город Саратов", на территории которого предполагается размещение аттракционов. В случае размещения аттракционов на Театральной площади разработка документации по проведению отбора осуществляется управлением по культуре администрации муниципального образования "Город Саратов". Документация по проведению отбора разрабатывается не позднее чем за 35 дней до даты начала проведения отбора. Документация по проведению отбора содержит процедуру проведения отбора, порядок и сроки проведения массовых мероприятий и иную информацию, необходимую для формирования заявок участников (пункты 2.3, 2.4 Положения).

При этом, деятельность комиссии регламентирована пунктами 2.7-2.14 Положения о порядке отбора участников для размещения аттракционов в целях проведения спортивных, культурных и иных массовых мероприятий на территории муниципального образования "Город Саратов".

Пункт 2.15 Положения предусматривает, что результаты отбора оформляются итоговыми протоколами, которые подлежат размещению на официальном сайте администрации муниципального образования "Город Саратов" в течение двух рабочих дней со дня подведения итогов отбора.

Итоговые протоколы с результатами отбора передаются главе администрации района муниципального образования «Город Саратова», а в случае размещения аттракционов на Театральной площади – главе администрации муниципального образования «город Саратов» не позднее 5-ти рабочих дней со дня проведения итогов отбора (пункт 2.17).

По результатам отбора глава администрации района муниципального образования "Город Саратов", на территории которого предполагается размещение аттракционов, а в случае размещения аттракционов на Театральной площади - администрация муниципального образования "Город Саратов", в течение пяти рабочих дней со дня получения итогового протокола издает распоряжение о согласовании размещения аттракционов. При этом, в случае, если не подана ни одна заявка либо поданные заявки не соответствуют требованиям и условиям отбора, отбор признается несостоявшимся (пункты 2.18, 2.19 Положения).

С учетом того, что сама процедура проведения отбора участников для размещения аттракционов в целях проведения спортивных, культурных и иных массовых мероприятий на территории муниципального образования "Город Саратов" детально описана в разделе 2 Положения (в частности, пункт 2.1 устанавливает конкретный срок принятия распоряжения о проведении отбора, пункты 2.3, 2.4. предусматривают конкретные сроки и обязанность по разработке документации по проведению отбора, пункты 2.5, 2.6 определяют сроки опубликования решения и извещения о проведении отбора, требования к содержанию извещения, пункт 2.11 разъясняет механизм реализации прав граждан и организаций на участие в отборе), доводы административного истца о том, что в нормативном правовом акте не определены административные процедуры, а также отсутствует четкая регламентация прав граждан и организаций, то есть оспариваемые положения не отвечают требованиям формальной определенности, не соответствует обстоятельствам дела.

Судом установлено, что содержание оспариваемого акта является определенным, не вызывает неоднозначное толкование и неопределенность по порядку проведения административной процедуры отбора участников для размещения аттракционов в целях проведения спортивных, культурных и иных массовых мероприятий на территории муниципального образования "Город Саратов".

Указанное выше Положение вынесено в пределах компетенции администрации, как органа местного самоуправления, которой к вопросам местного значения в силу пунктов 17, 20 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ отнесены, в том числе, создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры, а также создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения.

Решением Саратовского областного суда от 28.02.2019 года, вступившим в законную силу, признан недействующим и не подлежащим применению с 13.05.2016 года п. 1.7 Положения об использовании земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования муниципального образования «Город Саратов», утвержденного решением Саратовской городской Думы от 27.05.2010 года № 51-606. Вместе с тем, оспариваемое постановление администрации муниципального образования «Город Саратов» от 09.06.2015 года № 1411 издано в целях реализации полномочий по созданию условий для массового отдыха жителей города и организации обустройства мест массового отдыха населения в соответствии с подпунктами 17, 20 пункта 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 6 Устава муниципального образования «Город Саратов», принятого решением Саратовской городской Думы от 18.12.205 года № 67-649, согласно которого к вопросам местного значения города относится создание условий для массового отдыха жителей города и организации обустройства мест массового отдыха населения. Таким образом, оспариваемое постановление определяет порядок отбора участников для размещения аттракционов в целях проведения спортивных, культурных и иных массовых мероприятий, в то время как решение Саратовской городской Думы от 27.05.2010 года № 51-606 «Об использовании земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования муниципального образования «Город Саратов» разработано в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, Земельным кодексом РФ, решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 года № 27-280 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» и регулирует использование земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании такого нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

При таких обстоятельствах, учитывая, что постановление администрации муниципального образования «Город Саратов» от 09.06.2015 года № 1411 "Об утверждении Положения о порядке отбора участников для размещения аттракционов в целях проведения спортивных, культурных и иных массовых мероприятий на территории муниципального образования "Город Саратов" принято органом муниципального образования в пределах предоставленных законом полномочий, с соблюдением предусмотренной формы и вида нормативного правового акта, установленной процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, правил введения нормативного правового акта в действие и соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд не находит оснований для признания данного нормативного правового акта не действующим полностью.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-181, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Панфиловой ФИО к администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании постановления администрации муниципального образования «Город Саратов» от 09.06.2015 года № 1411 "Об утверждении Положения о порядке отбора участников для размещения аттракционов в целях проведения спортивных, культурных и иных массовых мероприятий на территории муниципального образования "Город Саратов" не соответствующим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению – отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Волжский районный суд г. Саратова в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 10 июня 2020 года.

Судья А.Н. Титова