ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-576/2022 от 14.04.2022 Чусовского городского суда (Пермский край)

Дело № 2а-576/2022

59RS0044-01-2022-000551-70

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

город Чусовой 14 апреля 2022 года

Чусовской городской суд Пермского края в составе: председательствующего судьи С.В. Азановой,

с участием прокурора Нисковских В.В.,

при ведении протокола помощником судьи Львовой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием средств аудиопротоколирования административное дело по иску Чусовского городского прокурора Пермского края в интересах неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

у с т а н о в и л :

... Чусовской городской прокурор Пермского края обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц с требованием о признании информации, размещенной в сети «Интернет» на сайтах: ... информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

На основании определения Чусовского городского суда Пермского края от 14.04.2022 производство по делу в части требований о признании информации, размещенной в сети «Интернет» на сайте ... распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, прекращено в связи с отказом прокурора от исковых требований.

В обоснование заявленных требований в административном исковом заявлении прокурор указал, что в ходе проведения проверки исполнения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, в ходе мониторинга информационно-телекоммуникационной сети Интернет выявлены факты размещения информации об оказании услуг по обналичиванию денежных средств посредством совершения сделок и составления документов, которые обладают признаками мнимости и фиктивности, на сайтах со следующими URL-адресами: ...размещена информация о способах легализации денежных средств, добытых преступным путём, способах ведения криминального бизнеса, способах оформления платежных карт на подставных лиц. Предоставление услуг по обналичиванию денежных средств носит криминогенный характер, может способствовать финансированию террористических организаций. Доступ на перечисленные сайты свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и скопировать информацию в электронном варианте может любой пользователь. Сведения на этих сайтах распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен. Ограничение на передачу, копирование и распространение отсутствует.

Установлено, что на момент проведенной 02.03.2022 прокуратурой проверки данные сайты в единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" отсутствуют. Владельцев сайтов установить не представляется возможным, поскольку IP адреса зарегистрированы за пределами Российской Федерации.

Заинтересованное лицо Управление Роскомнадзора по Пермскому краю просили рассмотреть дело в отсутствие представителя, указали, что могут поддержать исковые требования органа прокуратуры при наличии на заявленных интернет-страницах информации, указанной в пункте 6 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ.

Суд, заслушав пояснения пом. прокурора Нисковских В.В., исследовав материалы дела, в том числе письменные доказательства, приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон № 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч. 5 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ).

В силу положений ч. 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В соответствии со ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в РФ запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено (реестр).

В силу п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ основанием для включения в реестр вышеуказанных сведений, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Полномочия по созданию, формированию и ведению Единого реестра отнесены к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее – Роскомнадзор) в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 № 228.

Анализ содержания положений ч. 6 ст. 10 и ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что информация, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды (экстремистская информация), так и иная информация, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность, является информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Ограничение доступа к информации в том и другом случае, требуется в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, обеспечения законопослушного поведения граждан Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ) одним из основных принципов противодействия терроризму является системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму.

Статьей 3 Федеральный закон № 35-ФЗ определено понятие терроризма. Терроризм - идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ) доходы, полученные преступным путем, - денежные средства или иное имущество, полученные в результате совершения преступления; легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, - придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления.

Под финансированием терроризма понимается предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо для финансирования или иного материального обеспечения лица в целях совершения им хотя бы одного из указанных преступлений, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования или преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений.

Статьей 5 Федерального закона № 115-ФЗ установлен перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а статьей 6 установлен обязательный контроль по операциям с денежными средствами или иным имуществом.

В статье 5 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее – Федеральный закон № 395-1) к банковским операция и другим сделкам кредитной организации, в том числе, относятся привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок); открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц; осуществление переводов денежных средств по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам; инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц; купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах; осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе электронных денежных средств (за исключением почтовых переводов) и иные. Все банковские операции и другие сделки осуществляются в рублях, а при наличии соответствующей лицензии Банка России - и в иностранной валюте. Правила осуществления банковских операций, в том числе правила их материально-технического обеспечения, устанавливаются Банком России в соответствии с федеральными законами.

Статьей 172 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за осуществление незаконной банковской деятельности.

В силу положений ст. 13 Федерального закона № 395-1 осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Лицензии, выдаваемые Банком России, учитываются в реестре выданных лицензий на осуществление банковских операций.

Под обналичиванием понимается операция по переводу денежных средств из безналичной формы в наличную форму путем их снятия с банковского счета физического или юридического лица. При поступлении денежных средств на банковский счет на основании мнимых сделок и фиктивных документов, их обращение в наличную форму путем получения неучтенных наличных денег, является незаконным.

Таким образом, размещенная на страницах сайтов:

...

...

... информация размещена по состоянию на 14.04.2022, не соответствует вышеприведенным нормам законодательства и требует запрета к ее распространению в целях защиты прав неопределенного круга лиц, пресечения возможного нарушения прав граждан.

С учётом положений пункта 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», частей 3 и 4 статьи 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд направляет решение для немедленного исполнения в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.

Руководствуясь статьями 178-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

р е ш и л:

административный иск Чусовского городского прокурора Пермского края удовлетворить.

Признать информацию, содержащуюся в сети Интернет на сайтах: ... запрещенной к распространению в сети «Интернет» на всей территории Российской Федерации.

Решение является основанием для включения указателей страниц сайтов ... в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Чусовской городской суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: С.В. Азанова