ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-576/2022 от 17.03.2022 Вяземского районного суда (Смоленская область)

Дело № 2а-576/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Вяземский районный суд Смоленской области в составе:

председательствующего, судьи Перегонцевой Н.В.,

при секретаре Поморцевой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области к ведущему судебному приставу-исполнителю ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области Шишковой Н. Н., ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области, УФССП России по Смоленской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области (далее - Администрация) обратилась в суд с указанным административным иском в обоснование которого указала, что решением Вяземского районного суда Смоленской области от 14 апреля 2021 года по делу № 2а-674/2021 отказано в удовлетворении административного иска Костяковой Г.Е. к Администрации о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании земельного участка и утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 10 августа 2021 года указанное решение отменено и принято новое решение, которым признано незаконным решение Администрации от 18 декабря 2020 года № 2078/02-57 об отказе Костяковой Г.Е. в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении на кадастровом плане территории схемы расположения земельного участка площадью 1099 кв.м. из земель, государственная собственность на которые не разграничена, расположенного по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства; на Администрацию возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Костяковой Г.Е. о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении на кадастровом плане территории схемы расположения земельного участка.

11 января 2021 года Администрацией подана кассационная жалоба на указанное апелляционное определение, которая принята к производству, судебное заседание назначено на 27 декабря 2021 года. До настоящего времени результат рассмотрения кассационной жалобы неизвестен, судебный акт в адрес Администрации не поступал.

3 февраля Администрация обратилась с заявлением о выдаче судебного акта.

В связи с отсутствием судебного акта Администрация не может провести действия по предоставлению земельного участка в соответствии со ст. 39.18 ЗК РФ.

Постановлением судебного пристава-исполнителя от 1 декабря 2021 года в отношении должника Администрации возбуждено исполнительное производство.

Постановлением судебного пристава-исполнителя от 3 февраля 2022 года на Администрацию был наложен исполнительский сбор в размере 50 000 рублей. Указанное постановление поступило в Администрацию 7 февраля 2022 года.

Полагает, что со стороны Администрации отсутствует вина (умысел или неосторожность) по неисполнению обязательств возложенных судом. Сумма 50 000 рублей является существенной и могла бы частично покрыть расходы по исполнению решения суда. Считает нецелесообразным уплату исполнительского сбора, так как денежные средства при уплате исполнительского сбора переходят из одного бюджета в другой внутри одной бюджетной системы, что является нерациональным и не способствует решению вопросов местного значения, указанные денежные средства могли бы быть направлены на исполнение судебных решений.

Просит суд освободить администрацию от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, взысканного на основании постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области от 3 февраля 2022 года в рамках исполнительного производства № 109280/21/67020-ИП.

В судебном заседании представитель административного истца – администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области Цуркова Е.В. заявленные требования поддержала по основаниям изложенным в административном иске. Дополнила, что Администрация предпринимает меры по исполнению решения суда: опубликовано информационное сообщение в газету «Вяземский вестник» о приеме заявлений граждан по возможному предоставлению в аренду земельных участков. По истечении срока на подачу заявок 30 дней и при отсутствии заявок от других лиц, будет вынесено постановление о предварительном согласовании земельного участка и утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории.

Административный ответчик – ведущий судебный пристав-исполнитель ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области Шишкова Н.Н., представитель административного ответчика - ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие, позиции по существу спора не высказали.

Представитель административного ответчика - УФССП России по Смоленской области, заинтересованное лицо Костякова Г.Е. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, позиции по существу спора не высказали.

Представитель заинтересованного лица Костяковой Г.Е.Ильин А.В. возражал против удовлетворения заявленного требования, указав, что в действиях администрации имеется злостное неисполнение решения суда.

Заинтересованное лицо Борисов Б.Б. возражал против удовлетворения заявленного требования, указав, что Администрация затягивает исполнение судебного решения.

Согласно ч. 2 ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ неявка лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде.

Заслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы настоящего дела, материалы административного дела № 2а-674/2021, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 16 КАС РФ вступившие в законную силу судебные акты (решения, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 2 октября 2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - ФЗ № 229-ФЗ) принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

Частями 1, 11 статьи 30 названного федерального закона установлено, что судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 12 ст. 30 ФЗ № 229-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 105 ФЗ № 229-ФЗ, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (ч. 1 ст. 112 ФЗ № 229-ФЗ).

В силу ч. 3 ст. 112 ФЗ № 229-ФЗ, в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

Судом установлено, что решением Вяземского районного суда Смоленской области от 14 апреля 2021 года отказано в удовлетворении административного иска Костяковой Г.Е. к администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории (дело № 2а-674/2021 л.д. 37-40).

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 10 августа 2021 года решение Вяземского районного суда Смоленской области от 14 апреля 2021 года отменено. Принято новое решение, которым признано незаконным решение Администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области № 2078/02-57 от 18 декабря 2020 года об отказе Костяковой Г.Е. в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении на кадастровом плане территории схемы расположения земельного участка площадью 1099 кв.м. из земель, государственная собственность на которые не разграничена, расположенного по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства; на Администрацию возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Костяковой Г.Е. о предварительном согласовании предоставления и утверждении на кадастровом плане территории схемы расположения указанного земельного участка; с Администрации в пользу Костяковой Г.Е. взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей (дело № 2а-674/2021 л.д. 68-70).

21 октября 2021 года на основании апелляционного определения выписан исполнительный лист серии ФС № 033890120, который был получен административным истцом Костяковой Г.Е. (дело № 2а-674/2021 справочный лист).

1 декабря 2021 года постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области Шишковой Н.Н. возбуждено исполнительное производство № 109280/21/67020-ИП в отношении должника – администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области, установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления.

6 декабря 2021 года Администрацией в адрес ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области направлено письмо с просьбой о приостановлении исполнительских действий в связи с подачей Администрацией 11 ноября 2021 года во Второй кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобы на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 10 августа 2021 года.

Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 27 декабря 2021 года апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 10 августа 2021 года оставлено без изменения, кассационная жалобы администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области – без удовлетворения (дело № 2а-674/2021 л.д. 111-118).

Поскольку исполнительный документ должником – Администрацией в установленный для добровольного исполнения срок не исполнен, 3 февраля 2022 года ведущим судебным приставом-исполнителем ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области Шишковой Н.Н. вынесено постановление о взыскании с Администрации исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, которое поступило в Администрацию 7 февраля 2022 года.

15 февраля 2022 года административный истец посредством электронного обращения направил в суд настоящий административный иск об освобождении от уплаты исполнительского сбора.

В соответствии с частями 1-3,6,7 ст. 112 ФЗ № 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Из разъяснений, содержащихся в п. 74 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» следует, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного ч. 3 ст. 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

По смыслу действующего законодательства освобождение от уплаты исполнительского сбора возможно при наличии уважительных причин и исключительных обстоятельств.

В силу п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).

По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера; должен применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности. Взыскание с должника исполнительского сбора на основании Федерального закона «Об исполнительном производстве» производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен им без уважительных причин.

Следовательно, для применения такой меры ответственности как исполнительский сбор должно быть установлено, что должник, имевший возможность в установленный срок исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил. Основанием для взыскания исполнительского сбора является совокупность двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин такого неисполнения.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 75 постановления Пленума от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», должники по исполнительному производству могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Освобождение должника от исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).

Из представленных доказательств следует, что в номере газеты «Вяземский вестник» от 3 марта 2022 года № 8 (18102) опубликовано информационное сообщение о приеме заявлений граждан по возможному предоставлению в аренду, в том числе земельного участка площадью 1099 кв.м., расположенного в <адрес>, при этом срок подачи заявлений 30 дней со дня опубликования извещения. На момент рассмотрения административного иска указанный срок не истек. Таким образом, в настоящее время решение суда частично исполнено.

Поскольку должником предпринимались необходимые меры, направленные на исполнение судебного акта, суд приходит к выводу об отсутствии виновного противоправного бездействия в неисполнении исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок, отсутствия умысла или неосторожности, направленных на неисполнение в срок судебного акта, что является основанием для освобождения административного истца от уплаты исполнительного сбора.

Также необходимо отметить, что согласно статьи 11 БК РФ федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований.

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет), который предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается (ст. 15 БК РФ).

Источником финансирования затрат на выполнение решений судов является бюджет Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области.

С учетом установленных по делу обстоятельств, а также принципов справедливости, соразмерности и адекватности, суд удовлетворяет заявленные администрацией требования об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Также суд полагает необходимым отметить, что освобождение должника от исполнительского сбора не предусматривает собой неисполнение в дальнейшем вступившего в законную силу судебного акта.

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области удовлетворить.

Освободить администрацию муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей, взысканного постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области от 3 марта 2022 года в рамках исполнительного производства № 109280/21/67020-ИП.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Вяземский районный суд Смоленской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Н.В. Перегонцева

Вынесена резолютивная часть решения 17.05.2022

Изготовлено мотивированное решение 30.03.2022

Решение вступает в законную силу 05.05.2022