ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5773/2015 от 22.09.2015 Кировского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

Дело № 2а - 5773/2015

Изготовлено ДД.ММ.ГГГГ г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ярославль

22 сентября 2015 года

Кировский районный суд города Ярославля в составе:

председательствующего судьи Бабиковой И.Н.,

при секретаре Юрьевой О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ярославского межрайонного природоохранного прокурора о признании недействующими в части пунктов 3.7 и 4.5 Положения о сносе и пересадке зеленых насаждений на территории города Ярославля, утвержденного постановлением мэрии города Ярославля от 17.06.2010 № 2409,

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением мэрии города Ярославля от 17.06.2010 № 2409 утверждено «Положение о сносе и пересадке зеленых насаждений на территории города Ярославля» (далее по тексту - Положение).

В соответствии с п.3.7 Положения определение восстановительной стоимости всех элементов озеленения осуществляется согласно методике оценки стоимости зеленых насаждений и исчисления величины ущерба, вызываемого их уничтожением и повреждением на территории города Ярославля, утверждаемой муниципальным правовым актом заместителя мэра - директора департамента городского хозяйства мэрии города Ярославля.

В соответствии с п.4.5 Положения департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля при выявлении фактов самовольного сноса зеленых насаждений или их полного или частичного повреждения определяет восстановительную стоимость зеленых насаждений в соответствии с пунктом 3.7 Положения и осуществляет все предусмотренные законодательством действия, направленные на взыскание восстановительной стоимости с виновного лица, в том числе в судебном порядке.

Ярославский межрайонный транспортный прокурор обратился с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов 3.7 и 4.5 Положения в части наделения заместителя мэра-директора департамента городского хозяйства мэрии города Ярославля полномочием по утверждению методики оценки стоимости зеленых насаждений и исчисления величины ущерба, вызываемого их уничтожением и повреждением на территории города Ярославля. Требования прокурора мотивированы следующим. Положения пунктов 3.7 и 4.5 Положения противоречат действующему федеральному законодательству. К вопросам местного значения органов местного самоуправления относится регулирование права использования растениями (древесно-кустарниковой растительности), находящимися (произрастающими) на муниципальных земельных участках. Вышеуказанная древесно-кустарниковая растительность является объектом преступления, предусмотренного ст.260 УК РФ (незаконная рубка лесных насаждений). Примечанием к статье 260 УК РФ установлено, что требуемый для уголовно-правовой квалификации ущерб, причиненный лесным насаждениям и не отнесенным к ним деревьям и кустарникам, исчисляется только по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам. В соответствии с пунктом 5 Методики исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства для исчисления ущерба, причиненного лесным насаждениям, произрастающим на лесных участках, находящихся в муниципальной собственности, применяются ставки платы за единицу объема лесных ресурсов, установленные органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст.84 Лесного кодекса РФ, в отношении вывозки древесины на расстояние до 10 км. Для деревьев и кустарников, не произрастающих на лесных землях, в соответствии с разделом II Такс для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, заготовка древесины которых допускается, за уничтожение или повреждение деревьев и кустарников, не отнесенных к лесным насаждениям, взыскивается 5-кратный размер затрат, связанных с выращиванием деревьев и кустарников до возраста уничтоженных или поврежденных дерева или кустарника - за каждые уничтоженные или поврежденные дерево и кустарник. Пунктом 13 Методики исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, установлено при исчислении размера ущерба, причиненного не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, применяются действующие на момент совершения правонарушения установленные уполномоченными органами исполнительной власти цены и нормативы затрат, которые непосредственно связаны с выращиванием деревьев, кустарников и лиан, а также с уходом за ними до возраста уничтоженных или поврежденных. Пунктом 3 ст.77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено, что вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе, упущенной выгоды. В соответствии с пунктами 5.2, 5.2.44 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.05.2008 № 404, Минприроды России на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает нормативные правовые акты, устанавливающие таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного окружающей среде. В этой связи, разработка и принятие методик и такс исчисления размера вреда, причиненного окружающей среде деятельностью хозяйствующих субъектов, относится к исключительной компетенции Министерства природных ресурсов Российской Федерации. Кроме того, примечанием к ст.260 УК РФ (незаконная рубка лесных насаждений) установлено, что требуемый для уголовно-правовой квалификации ущерб, причиненный не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам, исчисляется только по утвержденным Правительством РФ таксам. Таким образом, решение органа местного самоуправления в части, определяющей методику расчета ущерба, причиняемого незаконным уничтожением (повреждением) зеленых насаждений, является незаконным. Методика оценки стоимости зеленых насаждений и исчисления величины ущерба, вызываемого их уничтожением и повреждением на территории города Ярославля, является обязательным для исполнения неопределенным кругом лиц, рассчитано на неоднократное применение в течении е периода действия постановления, действует независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, им предусмотренные, в связи с чем, также является нормативным правовым актом. Положением о департаменте городского хозяйства мэрии города Ярославля, утвержденным решением муниципалитета г.Ярославля от 06.07.2007 № 492, директор департамента городского хозяйства не наделен полномочиями по изданию нормативных правовых актов.

Также прокурор просил направить вынесенное по делу решение в редакцию газеты «Городские новости» для его опубликования.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля.

В судебном заседании прокурор Л.А.Н. доводы административного искового заявления поддержал.

Представитель административного ответчика мэрии города Ярославля В.Н.В., действующая на основании доверенности, с требованиями прокурора не согласилась, подтвердила обстоятельства, изложенные в письменных возражениях на административное исковое заявление.

Согласно возражениям наделение заместителя мэра-директора департамента городского хозяйства мэрии города Ярославля полномочиями на принятие муниципальных правовых актов по данному вопросу основаны на положениях части 1 ст.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст.96,97 Устава города Ярославля, постановления мэрии города Ярославля от 14.01.2010 № 58 «Об утверждении должностных инструкций заместителей мэра города Ярославля» (п.13.2 постановления). Постановление Правительства РФ № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения земельного законодательства» распространяется только на отношения, связанные с причинением вреда вследствие нарушения лесного законодательства, регулирующего отношения, предметом которых являются леса, лесные насаждения (деревья, кустарники, лианы в лесах)-статья 1 Лесного кодекса РФ, а также на отношения, связанные с установлением признаков преступлений, предусмотренных статьями 191.1, 260 и 261 УК РФ. В качестве правового основания принятия постановления Правительства № 273 указаны Лесной кодекс РФ, а также статьи 191.1, 260 и 261 УК РФ. Постановлением мэрии города Ярославля от 17.06.2010 № 2409 утверждено «Положение о сносе и пересадке зеленых насаждений на территории города Ярославля» принято в целях реализации полномочий, закрепленных за мэрией города Ярославля пунктом 25 ч.1 ст.16 Закона о местном самоуправлении, статьями 7,10 Федерального закона «Об охране окружающей среды», Уставом города Ярославля, Правилами благоустройства территории города Ярославля, утвержденными решением муниципалитета города Ярославля от 30.01.2004 № 306, и направлено на регулирование порядка сноса или пересадки зеленых насаждений и травянистой растительности как искусственного, так и естественного происхождения, произрастающих на территории города Ярославля (за исключением зеленых насаждений, произрастающих на земельных участках, находящихся в федеральной собственности, в собственности субъекта Российской Федерации -Ярославской области, в частной собственности), а также порядка определения восстановительной стоимости при сносе, пересадке или уничтожении зеленых насаждений на территории города Ярославля. Согласно разделу 3 оспариваемого Положения восстановительная стоимость, утверждаемая распоряжением заместителя мэра-директора департамента городского хозяйства мэрии, применяется для случаев сноса, пересадки зеленых насаждений с разрешения уполномоченного органа. Для случаев самовольного сноса зеленых насаждений в пункте 4.5 Положения закреплено правило о принятии уполномоченным органом мер по определению восстановительной стоимости элементов озеленения и взысканию ее с виновного лица в судебном порядке, что соответствует статье 1064 ГК РФ. В Правилах благоустройства территории города Ярославля установлено различное регулирование отношений, направленных на защиту от посягательств произрастающих на территории города зеленых насаждений. В подпункте 7.3.4 пункта 7 раздела 7 Правил благоустройства регулируются отношения, связанные со сносом и пересадкой зеленых насаждений на территории города Ярославля, в том числе закрепляется правило о взыскании полной восстановительной стоимости за самовольный снос, действия, повлекшие гибель деревьев и кустарников, уничтожение или повреждение газонов и цветников, с виновных лиц; устанавливаются полномочия мэрии города Ярославля на определение порядка расчета восстановительной стоимости. В подпункте 7.3.5 регулируются отношения, объектом которых выступают городские леса, и закрепляется правило о наступлении ответственности за ущерб, причиненный городским лесам, в соответствии с Лесным кодексом РФ. В связи с изложенным мэрия города Ярославля просит в удовлетворении заявленных прокурором требований отказать.

Представитель заинтересованного лица департамента городского хозяйства мэрии города Ярославля в судебное заседание не явился, о времени, дате и месте рассмотрения административного искового заявления извещен надлежащим образом.

Суд с согласия участников судебного заседания определил рассмотреть дело при имеющейся явке.

Выслушав прокурора и административного ответчика, исследовав письменные материалы административного дела, суд находит административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению.

Согласно п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования. Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.

В соответствии с п.18 названного Постановления Пленума ВС РФ при проверке соблюдения компетенции органом или должностным лицом, принявшими нормативный правовой акт, необходимо выяснять, относятся ли вопросы, урегулированные в оспариваемом акте или его части, к предмету ведения Российской Федерации, полномочиям Российской Федерации или полномочиям субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, к ведению субъектов Российской Федерации или к вопросам местного значения. Если акт или его часть изданы без нарушения конституционных положений о разграничении компетенции Российской Федерации, ее субъектов и местного самоуправления, следует проверять полномочия органа или должностного лица, издавших оспариваемый акт, на осуществление правового регулирования данного вопроса. Если судом будет установлено, что оспариваемый акт или его часть приняты по вопросу, который не мог быть урегулирован нормативным правовым актом данного уровня, или приняты с нарушением полномочий органа, издавшего этот акт, то оспариваемый акт или его часть признаются недействующими.

Суд находит оспариваемые прокурором нормативные положения не противоречащими законодательству, имеющему большую юридическую силу.

В соответствии со ст.ст.7, 82 Устава города Ярославля, утвержденного Решением муниципалитета города Ярославля от 16 октября 1995 года № 42, мэр города Ярославля –высшее должностное лицо, глава города, возглавляет мэрию города Ярославля.

В соответствии с п.10 ч.2 ст.87 Устава города Ярославля мэр города Ярославля, как высшее должностное лицо города, издает в пределах своих полномочий нормативно-правовые акты мэрии города Ярославля по вопросам, отнесенным к полномочиям мэрии города, по вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам городского самоуправления федеральными законами и законами Ярославской области.

На основании ч.1 ст.7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты по вопросам местного значения.

В соответствии с п.25 ч.1 ст.16 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.

Указанные положения повторены в пункте 26 статьи 9 Решения муниципалитета г.Ярославля от 16.10.1995 № 42 «Об Уставе города Ярославля» (далее-Устав города Ярославля).

В соответствии с пунктом 4.1 раздела II Регламента мэрии города Ярославля, утвержденного постановлением мэра города Ярославля от 24.09.2003 № 3311, по вопросам, отнесенным к его компетенции Уставом города Ярославля в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другими федеральными законами, мэр города Ярославля издает постановления и распоряжения мэра (далее - правовые акты мэра).

Указанные постановления подлежат официальному опубликованию в газете «Городские новости» (п.4.10 Регламента).

Оспариваемое прокурором постановление мэрии города Ярославля от 17.06.2010 № 2409 является муниципальным нормативным правовым актом, принято мэрией г. Ярославля в рамках ее компетенции, опубликовано в установленном порядке в газете «Городские новости» № 50 от 26.06.2010 г..

Согласно ч.4 ст.7 названного Федерального закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Обращаясь с заявлением в суд, прокурор оспаривает Положение в части наделения заместителя мэра города Ярославля директора департамента городского хозяйства мэрии города в противоречие федеральному законодательству полномочием по утверждению методики оценки стоимости зеленых насаждений и исчисления величины ущерба, вызываемого их уничтожением, ссылаясь на то, что, во-первых, директор департамента городского хозяйства мэрии города Ярославля не наделен полномочиями по изданию нормативных правовых актов, во-вторых, установление методики определения величины ущерба относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации.

В соответствии с п.1.1 Положения о департаменте городского хозяйства мэрии города Ярославля, утвержденного Решением муниципалитета города Ярославля от 06.07.2007 № 492, департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля (далее - Департамент) является структурным подразделением мэрии города Ярославля, осуществляющим полномочия мэрии города Ярославля по решению вопросов местного значения в сфере городского хозяйства, в том числе благоустройства территории города, в области лесных и водных отношений, охраны окружающей среды.

Согласно п.2.3 Положения о департаменте городского хозяйства мэрии города Ярославля одной из основных задач департамента является организация благоустройства территории города (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, осуществление муниципального лесного контроля, использование и охрана водных объектов, находящихся в муниципальной собственности города Ярославля.

В целях решения возложенных на департамент задач разделом 3.1 Положения о департаменте городского хозяйства мэрии города Ярославля определен перечень осуществляемых департаментом функций, который не является закрытым. В соответствии с подп. 45 п.3.1 Положения о департаменте городского хозяйства мэрии города Ярославля департамент в соответствии с возложенными на него задачами кроме прямо указанных в п.3.1 выполняет иные полномочия в соответствии с правовыми актами мэрии города.

На основании ст.96 Устава города Ярославля заместители мэра, заместители мэра - руководители структурных подразделений мэрии, руководители отраслевых (функциональных) и территориальных структурных подразделений мэрии, обладающих правами юридического лица, являются должностными лицами городского самоуправления. Указанные должностные лица осуществляют деятельность по трудовому договору и наделены исполнительно-распорядительными полномочиями по решению соответствующих вопросов местного значения.

Согласно ст.97 Устава города Ярославля должностные лица городского самоуправления издают распоряжения и приказы по вопросам, отнесенным к полномочиям мэрии города Ярославля, в пределах, установленных положениями о структурных подразделениях мэрии, должностными инструкциями. Муниципальные правовые акты должностных лиц городского самоуправления вступают в силу со дня их подписания, если иное не установлено в самом правовом акте. Муниципальные правовые акты должностных лиц городского самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Доводы прокурора о ненаделении заместителя мэра города Ярославля директора департамента городского хозяйства мэрии города Ярославля полномочиями по изданию нормативных правовых актов в соответствующей области деятельности опровергаются вышеприведенными нормами.

Более того, наделения заместителя мэра города Ярославля – директора департамента городского хозяйства мэрии города Ярославля пунктом 3.7 оспариваемого Положения полномочиями по изданию муниципального нормативного правового акта достаточно для вывода об издании директором департамента городского хозяйства мэрии города Ярославля такого акта в пределах имеющихся у него полномочий.

Что касается наличия полномочий по изданию нормативного акта, определяющего методику оценки стоимости зеленых насаждений и исчисления величины ущерба, вызываемого их уничтожением и повреждением на территории города Ярославля, суд соглашается с доводами административного ответчика о непротиворечии этой нормы законодательству, имеющему большую юридическую силу.

Прокурор считает п.3.7 и п.4.5 Положения противоречащими федеральному законодательству, исходя из анализа ст.260 УК РФ, ст.77 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст.100 Лесного кодекса РФ, Постановления Правительства РФ от 29.05.2008 № 404, которым утверждено Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Постановления Правительства РФ от 08.05.2007 № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства».

В силу ч.1 ст.3 Лесного кодекса РФ лесное законодательство регулирует лесные отношения.

Согласно ст.100 Лесного кодекса РФ лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Примечанием к статье 260 УК РФ ущерб, причиненный лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, исчисляется по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам и методике.

Согласно ч.3 ст.77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

На основании ч.1 ст.78 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Согласно ст.1 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.

В соответствии с п.5.2.44 Постановления Правительства РФ от 29.05.2008 № 404 «О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации» министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности, в частности, утверждает таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного окружающей среде.

Во исполнение имеющихся у него полномочий Минприроды РФ принят ряд нормативных правовых актов, определяющих методики исчисления размера ущерба некоторым объектам охраны, таким как почва, водные ресурсы, охотничьи ресурсы и др.

Минприроды РФ не определялись методики исчисления размера ущерба, причиненного зеленым насаждениям.

08.05.2007 Правительством РФ принято Постановление № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства», которым утверждены таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, заготовка древесины которых допускается; таксы для исчисления размера ущерба, причиненного деревьям и кустарникам, заготовка древесины которых не допускается; методика исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства; таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, за исключением ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам.

Указанное Постановление принято, согласно его преамбуле, в соответствии со статьей 100 Лесного кодекса Российской Федерации, статьями 191.1, 260 и 261 Уголовного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

То есть, данное постановление регулирует вопросы определения размера ущерба при совершении уголовного преступления, предусмотренного статьями 191.1, 260 и 261 УК РФ, а также вопросы, возникшие в сфере лесных правоотношений.

Согласно п.1.1 оспариваемого Положения Положение о сносе и пересадке зеленых насаждений на территории города Ярославля разработано в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об охране окружающей среды», Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Правилами благоустройства территории города Ярославля.

Согласно п.1.2 Положения Положение определяет единый порядок сноса или пересадки зеленых насаждений, произрастающих на территории города Ярославля, за исключением зеленых насаждений, произрастающих на земельных участках, находящихся в федеральной собственности, в собственности субъекта Российской Федерации - Ярославской области, в частной собственности, а также порядок определения восстановительной стоимости при сносе, пересадке или уничтожении зеленых насаждений на территории города Ярославля.

Зеленые насаждения - древесная, древесно-кустарниковая, кустарниковая и травянистая (в том числе цветники, клумбы, розарии, газоны и т.д.) растительность как искусственного, так и естественного происхождения.

Уничтожение зеленых насаждений - прекращение существования зеленых насаждений, произведенное посредством раскапывания (газона), выкапывания цветочно-декоративных растений, кустарников, деревьев или вырубки (спиливания) деревьев, а также повреждение зеленых насаждений, повлекшее за собой единовременное прекращение их роста, жизнедеятельности и гибель.

Восстановительная стоимость зеленых насаждений - стоимость зеленых насаждений, которая устанавливается для исчисления их ценности при их сносе, пересадке и уничтожении.

В соответствии с п.3.1 Положения компенсация стоимости зеленых насаждений осуществляется в денежной форме в виде оплаты восстановительной стоимости зеленых насаждений.

Согласно п.7.3.4 Правил благоустройства территории города Ярославля, утвержденных Решением муниципалитета города Ярославля от 30.01.2004 № 306, снос и пересадка зеленых насаждений, произрастающих на территории города Ярославля, за исключением зеленых насаждений, произрастающих на земельных участках, находящихся в федеральной собственности, в собственности субъекта Российской Федерации - Ярославской области, в частной собственности, осуществляется в исключительных случаях, определяемых мэрией города, на основании разрешения, выдаваемого уполномоченным структурным подразделением мэрии города. При выдаче разрешения, за исключением случаев, определенных мэрией города, взимается восстановительная стоимость зеленых насаждений, порядок расчета которой устанавливается мэрией города. За самовольный снос зеленых насаждений, действия, повлекшие гибель деревьев и кустарников, уничтожение или повреждение газонов и цветников, виновные лица несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Согласно п.7.3.5 Правил за ущерб, причиненный городским лесам, ответственность наступает в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации.

Согласно оспариваемому пункту 3.7 Положения по данному пункту заместитель мэра - директор департамента городского хозяйства наделен полномочиями по утверждению методики оценки стоимости зеленых насаждений и исчисления величины ущерба, вызываемого их разрешенным в установленном порядке уничтожением и повреждением на территории города Ярославля. То есть, эта методика вводится в действие не для случаев совершения преступления, предусмотренного ст.260 УК РФ.

Эта же методика подлежит применению и в случае выявления фактов самовольного сноса зеленых насаждений или их полного или частичного повреждения –п.4.5 Положения. Однако в случае если такими действиями причинен ущерб городским лесам, указанная методика в силу п.7.3.5 Правил благоустройства территории города Ярославля не применяется, а ущерб определяется в соответствии с правилами, установленными ст.100 Лесного кодекса РФ, ст.260 УК РФ (при наличии признаков состава данного преступления), Постановлением Правительства РФ № 273.

Величина ущерба, причиненного иным объектам охраны, определенным Федеральным законом № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», определяется методиками и таксами, утвержденными Минприроды РФ.

То есть, пересечения сфер регулирования оспариваемыми нормами и нормами федерального законодательства не усматривается. Соответственно, пункты 3.7 и 4.5 Положения не противоречат законодательству, имеющему большую юридическую силу.

Настоящее решение в силу п.2 ч.4 ст.215 КАС РФ подлежит опубликованию в газете «Городские новости» в течение месяца со дня вступления его в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.175, 177-180, 215 КАС РФ, суд

решил:

Отказать в удовлетворении административного искового заявления Ярославского межрайонного природоохранного прокурора о признании недействующими в части пунктов 3.7 и 4.5 Положения о сносе и пересадке зеленых насаждений на территории города Ярославля, утвержденного постановлением мэрии города Ярославля от 17.06.2010 № 2409.

Настоящее решение подлежит опубликованию в газете «Городские новости» в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение одного месяца с даты изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г.Ярославля.

Судья

И.Н.Бабикова