Дело № 2а - 577/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 июля 2018 года город Торжок
Торжокский городской суд Тверской области в составе
председательствующего судьи Морозовой И. С.,
при секретаре судебного заседания Кукушкиной Е. С.,
с участием представителя процессуального административного истца – помощника Торжокского межрайонного прокурора Енина Д. С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Торжокского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Грузинское сельское поселение» Торжокского района Тверской области о признании бездействия в части непринятия мер по разработке и утверждению административного регламента предоставления муниципальной услуги по присвоению адресов объектам адресации, изменению и аннулированию адресов незаконным, и обязании в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить соответствующий регламент,
у с т а н о в и л:
Торжокский межрайонный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования «Грузинское сельское поселение» Торжокского района Тверской области о признании бездействия в части непринятия мер по разработке и утверждению административного регламента предоставления муниципальной услуги по присвоению адресов объектам адресации, изменению и аннулированию адресов незаконным, и обязании в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить соответствующий регламент.
В обоснование административного искового заявления указано следующее.
Торжокской межрайонной прокуратурой при осуществлении надзора установлено, что в деятельности администрации муниципального образования «Грузинское сельское поселение» Торжокского района Тверской области требования действующего законодательства не выполняются.
В нарушение ч. 1 ст. 1, ст.ст. 2, 3, п.п. 1 и 4 ч 1 ст. 6, ст. 14, ч. 1 и ч. 3 ст. 29 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», п. 21 ч. 1 и ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 23 ст. 8 Устава муниципального образования «Грузинское сельское поселение» Торжокского района Тверской области, п.п. 6 и 7 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 № 1221, администрацией муниципального образования «Грузинское сельское поселение» Торжокского района Тверской области не приняты меры по разработке и утверждению административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по присвоению адресов объектам адресации, изменению и аннулированию адресов, соответствующие сведения о предоставлении данной услуги в реестре муниципальных услуг муниципального образования и в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» отсутствуют.
Прокурор полагает, что вследствие указанного нарушения граждане и юридические лица лишены права на получение обозначенной муниципальной услуги в соответствии с требованиями, установленными действующим законодательством о государственных и муниципальных услугах и в соответствии со стандартом предоставления муниципальной услуги.
Помощник Торжокского межрайонного прокурора Енин Д. С. в судебном заседании административное исковое заявление поддержал в полном объёме по указанным в нём основаниям.
Административный ответчик – администрация муниципального образования «Грузинское сельское поселение» Торжокского района Тверской области, будучи надлежаще извещённой о времени и месте судебного заседания, представила заявление о рассмотрении административного искового заявления в отсутствие представителя, а также возражения, согласно которым административный регламент предоставления муниципальной услуги по присвоению адресов объектам адресации, изменению и аннулированию адресов административным ответчиком разработан. 11 июля 2018 года проект разработанного регламента направлен в Торжокскую межрайонную прокуратуру для проведения правовой экспертизы. 11 июля 2018 года проект регламента направлен на размещение на официальном сайте поселения. Таким образом, нарушение повлекшие направление искового заявления в суд устранено до рассмотрения дела судом. На основании изложенного, просят в исковых требованиях прокурору отказать.
Заслушав представителя процессуального административного истца, исследовав и оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности в соответствии со статьёй 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций
Сельское поселение в силу ч. 1 ст. 2 указанного Федерального закона - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно
Органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения
По делу установлено, что Администрация Муниципального образования «Грузинское сельское поселение» Торжокского района Тверской области является органом местного самоуправления сельского поселения, уполномоченным в соответствии с уставом на решение вопросов местного значения.
В силу ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся, в том числе, в соответствии с п. 21 ч. 1 указанного ФЗ присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, местного значения муниципального района), наименований элементам планировочной структуры в границах поселения, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре.
Указанные положения также закреплены в п. 25 ч. 1 ст. 32 устава муниципального образования, определяющем полномочия Администрации Грузинского сельского поселения в виде присвоения наименования улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пункта, установление нумерации домов.
Согласно ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 28.12.2013 № 443 - ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления присваивают адреса объектам адресации, изменяют адреса объектов адресации, аннулируют их в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами присвоения, изменения, аннулирования адресов.
Правилами присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 19.11.2014 № 1221 предусмотрено, что присвоение объекту адресации адреса, изменение и аннулирование такого адреса осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления по собственной инициативе или на основании заявлений физических или юридических лиц, указанных в пунктах 27 и 29 Правил. Аннулирование адресов объектов адресации осуществляется уполномоченными органами на основании информации органа, осуществляющего кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, о снятии с кадастрового учета объекта недвижимости, а также об отказе в осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости по основаниям, указанным в пунктах 1 и 3 части 2 статьи 27 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», предоставляемой в установленном Правительством Российской Федерации порядке межведомственного информационного взаимодействия при ведении государственного адресного реестра. Изменение адресов объектов адресации осуществляется уполномоченными органами на основании принятых решений о присвоении адресообразующим элементам наименований, об изменении и аннулировании их наименований.
Как определено ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210 - ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.
Таким образом, предоставление публичной муниципальной услуги в виде присвоения объекту адресации адреса, изменения и аннулирования такого адреса является одной из возложенных на администрацию Муниципального образования законом функций. Предоставление такой услуги составляет деятельность по реализации функций указанного органа местного самоуправления, целью предоставления которой является удовлетворения потребностей физических и юридических лиц.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 и п. 1 ст. 12 Федерального закона от 27.07.2010 № 210 - ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять такие услуги в соответствии с административными регламентами.
Административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.
Согласно ч. 15 ст. 13 указанного Федерального закона порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг устанавливается местной администрацией.
Как установлено Порядком разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг (функций) в Грузинском сельском поселении Торжокского района Тверской области административный регламент исполнения муниципальной функции – нормативный правовой акт администрации сельского поселения, устанавливающий порядок исполнения муниципальной функции на территории Грузинского сельского поселения Торжокского района Тверской области. Указанный регламент устанавливает порядок предоставления муниципальной услуги и ее стандарт.
Пунктами 12, 15 Порядка, а также ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 № 210 - ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» установлены структура административного регламента, а также стандарт предоставления муниципальной услуги.Согласно подразделу IV Порядка, разработку проекта административного регламента осуществляет администрация сельского поселения, исполняющая муниципальную функцию (предоставляющая муниципальную услугу. Разработка и утверждение административного регламента предполагает выполнение следующих обязательных этапов: а) подготовка текста проекта административного регламента; б) направление проекта административного регламента и сопровождающих документов для проведения экспертизы; в) доработка при необходимости проекта административного регламента по результатам проведения независимой экспертизы; г) направление доработанного проекта административного регламента и сопровождающих документов на экспертизу в уполномоченный орган администрации района (организационно-правовой отдел администрации Торжокского района); д) утверждение административного регламента постановлением администрации сельского поселения. Проект административного регламента подлежит размещению на официальном сайте в информационно-коммуникационной сети Интернет.Торжокским межрайонным прокурором осмотром официального сайта администрации муниципального образования «Грузинское сельское поселение» Торжокского района Тверской области, находящегося в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по ссылке http://grz.torzhokadm.ru установлено, что в нарушение требований Федерального закона от 27.07.2010 № 210 - ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» ею не приняты меры по разработке и утверждению административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по присвоению адресов объектам адресации, изменению и аннулировании адресов. Сведения о предоставлении данной услуги в реестре муниципальных услуг муниципального образования и в сети Интернет отсутствуют. Факт отсутствия административного регламента предоставления муниципальной услуги по присвоению адресов объектам адресации, изменению и аннулированию адресов на дату проведения прокурором проверки административным ответчиком не оспаривался. Вместе с тем, административным ответчиком суду представлены доказательства того, что на дату рассмотрения настоящего дела им подготовлен проект административного регламента предоставления муниципальной услуги по присвоению адресов объектам адресации, изменению и аннулированию адресов, который размещен на официальном сайте в информационно-коммуникационной сети Интернет и направлен для проведения экспертизы.В силу положений ч. 1 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.При подготовке дела к судебному разбирательству лицам, участвующим в деле, разъяснялись положения ч. 1 и ч. 2 ст. 62 КАС РФ, в связи с чем суд на основании ч. 2 ст. 176 КАС РФ и в соответствии с закрепленным в ч. 3 ст. 123 Конституции РФ принципом состязательности и равноправия сторон, основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.Административным ответчиком подтвержден факт подготовки проекта административного регламента предоставления муниципальной услуги по присвоению адресов объектам адресации, изменению и аннулированию адресов, на который он ссылался как на основания своих возражений. Прокурором же не представлено доказательств, отвечающих требованиям 60, 61 и 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, отсутствия проекта указанного административного регламента на момент рассмотрения дела.Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что административный регламент предоставления муниципальной услуги по присвоению адресов объектам адресации, изменению и аннулированию адресов административным ответчиком разработан, но не утвержден, при этом административный ответчик является органом местного самоуправления, уполномоченным на предоставление соответствующей муниципальной услуги, и тем самым является субъектом ответственности. Пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года № 2202 - 1 закреплено право прокурора на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав и свобод человека и гражданина, защищаемые в порядке гражданского и административного судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.Частью 1 статьи 39 КАС РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.Орган местного самоуправления, осуществляющий публично значимую деятельность, вступает в правоотношения с неопределенным кругом физических и юридических лиц. Правовой режим и форма таких отношений регламентированы нормами действующего законодательства. Одной из таких форм является предоставление муниципальной услуги, осуществляемой на основании нормативного правового акта – административного регламента, обязанность по разработке и утверждению которого является основой публично значимой деятельности органа местного самоуправления.Проанализировав действующее законодательство, суд приходит к выводу, что присвоение адресов объектам недвижимого имущества, изменению и аннулированию адресов при отсутствии административного регламента противоречит требованиям Федерального закона № 210 - ФЗ, направленного на закрепление и реализацию прав заявителей при получении государственных и муниципальных услуг.Административный регламент имеет своей целью повышение качества исполнения и доступности муниципальной услуги, создание комфортных условий для участников отношений, возникающих при предоставлении муниципальной услуги.Исходя из изложенного, в данном случае, отсутствие мер по утверждению административного регламента предоставления муниципальной услуги по присвоению адресов объектам адресации, изменению и аннулированию адресов, безусловно, свидетельствует о нарушении и ущемлении прав всех участников отношений в сфере предоставления муниципальной услуги и реализации функций органа местного самоуправления, пресечение нарушения которых необходимо для реализации основных принципов и целей, установленных Федерального закона № 210 - ФЗ, и направлено на обеспечение государственных гарантий прав и свобод человека в сфере получения государственных и муниципальных услуг и создание условий для беспрепятственной реализации указанного права.Как закреплено в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 18 июля 2012 г. № 19 - П, в Российской Федерации права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются на основе принципа равенства согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, они являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применении законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Названные положения Конституции Российской Федерации в их взаимосвязи требуют от государства максимально широких гарантий реализации конституционных прав и свобод, с тем, чтобы они были не иллюзорными, а реально действующими и эффективными Соответствующие обязанности возлагаются исходя из конституционных начал разграничения предметов ведения и полномочий, в том числе, на органы местного самоуправления.Таким образом, следует признать, что административное исковое заявление подано прокурором в порядке Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и на основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации», при этом требования прокурора заявлены в соответствии с действующим законодательством и в защиту интересов неопределенного круга лиц. Способ защиты права прокурором избран надлежащий и в соответствии с задачами, установленными ст. 3 КАС РФ.Исходя из системного толкования вышеприведенных положений законодательства и установленных по делу обстоятельств, оценив представленные доказательства, полученные из различных источников, в соответствии с положениями ст. 62 КАС РФ, суд приходит к выводу, что факт отсутствия утвержденного административного регламента предоставления муниципальной услуги по присвоению адресов объектам адресации, изменению и аннулированию адресов был достоверно установлен в судебном заседании, он нарушает права и интересы неопределенного круга лиц, вместе с тем имеется соответствующий проект административного регламента, следовательно, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению частично.
При этом утверждение административного ответчика о том, что выявленные нарушения им были устранены до рассмотрения дела судом, не могут быть приняты во внимание, ибо муниципальная функция администрацией сельского поселения по предоставлению муниципальной услуги реализуется в полной мере только посредством достижения целей и задач, преследуемых предоставлением муниципальной услуги. Процедура разработки и утверждения административного регламента не окончена, конечный результат предоставления муниципальной услуги отсутствует.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска в части обязания административного ответчика утвердить административный регламент предоставления муниципальной услуги «Присвоение адресов объектам адресации, изменение и аннулирование адресов», в удовлетворении остальной части административного иска отказать.
Обсуждая в соответствии с требованиями статьи 187 КАС РФ вопрос о сроке, в течение которого решение должно быть исполнено, суд учитывает, что решение суда не должно отдалять реальную защиту нарушенных прав или охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц, в защиту которых обращается Торжокский межрайонный прокурор, суд считает необходимым обязать ответчика совершить вышеуказанные действия в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
При этом следует отметить, что в случае наличия объективных причин, препятствующих исполнению решения суда в установленный срок, административный ответчик вправе в соответствии с требованиями статьи 189 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обратиться в суд, рассмотревший административное дело, с заявлением об отсрочке или рассрочке исполнения судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
административное исковое заявление Торжокского межрайонного прокурора удовлетворить частично.
Признать бездействие администрации муниципального образования «Грузинское сельское поселение» Торжокского района Тверской области в части непринятия мер по утверждению административного регламента предоставления муниципальной услуги «Присвоение адресов объектам адресации, изменение и аннулирование адресов» незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования «Грузинское сельское поселение» Торжокского района Тверской области утвердить административный регламент предоставления муниципальной услуги «Присвоение адресов объектам адресации, изменение и аннулирование адресов» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Торжокский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме посредством подачи апелляционных жалобы, представления.
Председательствующий И. С. Морозова
Решение в окончательной форме принято 22 июля 2018 года.
Председательствующий И. С. Морозова