ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-578(5 от 02.10.2019 Тавдинского районного суда (Свердловская область)

66RS0056-01-2019-000928-20

Административное дело № 2а-578(5)2019

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Тавда 02 октября 2019 года

(мотивированное решение составлено 07 октября 2019 года)

Тавдинский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Рудаковской Е.Н.,

при секретаре судебного заседания Овериной М.М.,

с участием представителя административного истца помощника Тавдинского городского прокурора Кокориной А.Ю.,

представителя административного ответчика Думы Тавдинского городского округа Сорокина В.А.,

заинтересованного лица Волковой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Тавдинского городского прокурора к Думе Тавдинского городского округа о признании незаконным решения органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

Тавдинский городской прокурор, в порядке ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Думе Тавдинского городского округа, в котором просит: признать незаконным оформленное в виде протокола решение Совета Думы Тавдинского городского округа от 16 мая 2019 года об исключении из повестки заседания Думы Тавдинского городского округа вопроса рассмотрения выписки из протокола заседания от 21 марта 2019 года рабочей группы Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Свердловской области по рассмотрению вопросов, касающихся соблюдения требований к должностному поведению лиц, замещающих муниципальные должности в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, и материалов проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных лицами, замещающими муниципальные должности и должности глав местных администраций по контракту в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области; возложить на Совет Думы Тавдинского городского округа обязанность вынести на рассмотрение на очередном заседании Думы Тавдинского городского округа выписки из протокола заседания от 21 марта 2019 года рабочей группы Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Свердловской области по рассмотрению вопросов, касающихся соблюдения требований к должностному поведению лиц, замещающих муниципальные должности в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, и материалов проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных лицами, замещающими муниципальные должности и должности глав местных администраций по контракту в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, путем включения указанного вопроса в повестку очередного заседания Думы Тавдинского городского округа.

В обоснование заявленных требований указано, что Тавдинской городской прокуратурой при реализации полномочий по осуществлению надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции установлено, что решением Тавдинской районной территориальной избирательной комиссии от 18 сентября 2017 года № 28/51 зарегистрировано избрание Волковой С.В. депутатом Думы Тавдинского городского округа шестого созыва по трехмандатному избирательному округу № 3. Одновременно депутат округа Волкова С.В. является председателем постоянной депутатской комиссии по экономической политике, бюджету, финансам и налогам Думы Тавдинского городского округа. Также Волкова С.В. с 01 ноября 2017 года замещает должность заместителя директора МУП ТГО «Тавдинское ремонтно-техническое предприятие с базой по материально-техническому снабжению». На основании постановления администрации Тавдинского городского округа № 86 от 22 января 2018 года «Об изменении размера уставного фонда МУП ТГО «Тавдинское ремонтно-техническое предприятие с базой по материально-техническому снабжению» уставной фонд предприятия увеличен на 5 000 000 рублей. 25 января 2018 года Думой Тавдинского городского округа принято решение № 6/2 «О внесении изменений в решение Думы Тавдинского городского округа от 21 декабря 2017 года № 4/1 «О бюджете Тавдинского городского округа на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов», в соответствии с которым МУП ТГО «Тавдинское ремонтно-техническое предприятие с базой по материально-техническому снабжению» выделены денежные средства в сумме 5 000 000 рублей на увеличение уставного фонда предприятия, которое произведено в целях выплаты заработной платы его работникам, в том числе Волковой С.В., и осуществления уставной деятельности. Во исполнение указанного решения Думы округа, постановлением администрации Тавдинского городского округа № 152 от 31 января 2018 года «О предоставлении субсидии из бюджета Тавдинского городского округа МУП ТГО «Тавдинское ремонтно-техническое предприятие с базой по материально-техническому снабжению» в целях увеличения уставного капитала» предоставлена субсидия из местного бюджета в сумме 5 000 000 рублей на увеличение уставного капитала в целях финансового обеспечения уставной деятельности, связанной с решением вопросов местного значения, в том числе 3 564 726 рублей на выплату заработной платы, 1 090 806 рублей на оплату налогов с фонда оплаты труда, 344 468 рублей на приобретение товарно-материальный ценностей. 23 января 2018 года депутат Думы Тавдинского городского округа Волкова С.В., являясь председателем постоянной депутатской комиссии по экономической политике, бюджету, финансам и налогам Думы округа, провела заседание комиссии и участвовала в обсуждении проекта указанного решения. 25 января 2018 года Волкова С.В. участвовала в принятии указанного решения Думы Тавдинского городского округа путем голосования за представленный проект решения. В нарушение требований законодательства о противодействии коррупции депутат Думы Тавдинского городского округа Волкова С.В. перед обсуждением 23 января 2018 года на депутатской комиссии по экономической политике, бюджету, финансам и налогам Думы округа вопроса о включении в повестку заседания Думы округа от 25 января 2018 года проекта решения Думы Тавдинского городского округа «О внесении изменений в решение Думы Тавдинского городского округа от 21 декабря 2017 года № 4/1 «О бюджете Тавдинского городского округа на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов», в установленном Указом Губернатора Свердловской области от 17 марта 2016 года № 139-УГ порядке не направила председателю Думы Тавдинского городского округа уведомление о возникновении личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов, а также не приняла меры к предотвращению и конфликту интересов, а также не приняла меры к предотвращению и урегулированию конфликта интересов, поскольку участвовала в обсуждении указанного проекта, и в принятии соответствующего решения представительного органа местного самоуправления.

В целях устранения нарушений законодательства о противодействии коррупции Тавдинским городским прокурором в Думу Тавдинского городского округа 14 марта 2018 года внесено представление , в удовлетворении которого решением представительного органа от 19 апреля 2018 года отказано в связи с не установлением конфликта интересов у депутата Волковой С.В.

Прокуратурой Свердловской области Губернатору Свердловской области 26 ноября 2018 года направлена информация о невыполнении депутатом Думы Тавдинского городского округа Волковой С.В. требований законодательства о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, которая в установленном Указом Губернатора Свердловской области от 14 апреля 2016 года № 179-УГ порядке рассмотрена на заседании рабочей группы Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Свердловской области по рассмотрению вопросов, касающихся соблюдения требований к должностному поведению лиц, замещающих муниципальные должности в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, и материалов проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных лицами, замещающими муниципальные должности и должности глав местных администраций по контракту в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области.

По результатам рассмотрения информации рабочая группа установила, что Волкова С.В. в порядке, установленном Указом Губернатора Свердловской области от 17 марта 2016 года № 139-УГ «Об утверждении Порядка сообщения лицами, замещающими государственные должности Свердловской области и муниципальные должности Свердловской области и муниципальные должности в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и принятия мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов», уведомление председателю Думы Тавдинского городского округа ФИО9 не направила, меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов не приняла.

Рабочей группой 21 марта 2019 года в соответствии с п. 23 Положения о рабочей группе, утв. Указам Губернатора Свердловской области от 14 апреля 2016 года № 179-УГ, принято решение о том, что в рассматриваемом случае имеются признаки несоблюдения депутатом Думы Тавдинского городского округа Волковой С.В. требований, предусмотренных ст. 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», о предотвращении или урегулировании конфликта интересов.

Выписка из вышеуказанного протокола Рабочей группы от 21 марта 2019 года направлена председателю Думы Тавдинского городского округа 16 апреля 2019 года и поступила в Думу 23 апреля 2019 года.

Вопрос рассмотрения представительным органом местного самоуправления выписки из протокола заседания рабочей группы от 21 марта 2019 года включен в повестку очередного заседания Думы Тавдинского городского округа на 23 мая 2019 года, однако решением Совета Думы Тавдинского городского округа от 16 мая 2019 года из повестки заседания Думы Тавдинского городского округа исключен без указания мотивов принятого решения.

16 мая 2019 года заместителем Тавдинского городского прокурора председателю Думы Тавдинского городского округа направлено требование о предоставлении информации о причинах снятия с повестки заседания Думы указанного вопроса.

Из ответа председателя Думы Тавдинского городского округа от 24 мая 2019 года следует, что повестка заседания Думы утверждается Советом Думы. Информация о причинах снятия с повестки рассмотрения указанного вопроса в прокуратуру не представлена.

Решение Совета Думы Тавдинского городского округа от 16 мая 2019 года об исключении из повестки заседания Думы Тавдинского городского округа 23 мая 2019 года вопроса по рассмотрению Выписки из протокола заседания рабочей группы от 21 марта 2019 года в отношении депутата Волковой С.В. нарушает интересы Российской Федерации по реализации государственных задач в сфере предупреждения коррупции и борьбы с ней, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», поскольку препятствует реализации Думой Тавдинского городского округа полномочий по принятию решения о наличии или отсутствии оснований для досрочного прекращения полномочий депутата Волковой С.В. в связи с наличием признаков конфликта интересов, возложенных на представительный орган местного самоуправления Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом «О противодействии коррупции», Уставом Тавдинского городского округа.

Указанные выше обстоятельства послужили основанием для обращения Тавдинского городского прокурора в суд с настоящим административным исковым заявлением в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц.

Определением суда от 12 августа 2019 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Волкова С.В.

Определением суда от 10 сентября 2019 года к участию в деле заинтересованным лицом привлечен Департамент противодействия коррупции и контроля Свердловской области.

В судебном заседании представитель административного истца помощник Тавдинского городского прокурора Кокорина А.Ю., заявленные административные требования поддержала по доводам, изложенным в административном иске, просила требования прокурора удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика Думы Тавдинского городского округа Сорокин В.А. административные исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать, представленный суду письменный отзыв на административное исковое заявление поддержал, дополнительно пояснил, что Думой Тавдинского городского округа вопрос нарушения депутатом Думы Волковой С.В. требований антикоррупционного законодательства был рассмотрен на заседании 19 апреля 2018 года в связи с поступлением представления прокурора от 14 марта 2018 года. Решением Думы было признано, что при осуществлении депутатом Волковой С.В. полномочий конфликт интересов отсутствует, нарушений требований антикоррупционного законодательства депутатом Волковой С.В. не допущено. Поскольку Думой Тавдинского городского округа уже было принято решение по данному вопросу, требование прокурора о возложении на Совет Думы Тавдинского городского округа обязанности вынести на рассмотрение на очередном заседании Думы выписки из протокола заседания рабочей группы от 21 марта 2019 года направлено на повторное рассмотрение Думой вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата Волковой С.В.. Полномочия по формированию повестки на заседания Думы Тавдинского городского округа возложены на Совет Думы Тавдинского городского округа, в связи с чем, Совет Думы имел право на исключение из повестки заседания Думы какого-либо вопроса. Оспариваемое решение принято Советом Думы в полном соответствии с Регламентом, утвержденным решением Думы Тавдинского городского округа от 16 августа 2018 года № 14/5, и не нарушает ничьих прав, свобод и законных интересов. Обязанность у Думы Тавдинского городского округа по рассмотрению выписки из протокола заседания от 21 марта 2019 года рабочей группы Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Свердловской области отсутствовала. При этом, административным истцом не указано на нарушение действиями Думы Тавдинского городского округа чьих либо прав, неопределенный круг лиц Тавдинским городским прокурором не обозначен, не указано какие права неопределенного круга лиц нарушены в защиту которых он выступает. Принятие Советом Думы Тавдинского городского округа решения об исключении из повестки заседания Думы Тавдинского городского округа вопроса по рассмотрению выписки из заседания рабочей группы непосредственно затрагивает права депутатов и Департамента противодействия коррупции и контроля Свердловской области, которые неограниченны в защите своих прав без участия прокуратуры. Выписка из протокола рабочей группы Думой Тавдинского городского округа была получена 23 апреля 2019 года. Информация о принятом Советом Думы решении о нецелесообразности повторного рассмотрения вопроса о нарушениях антикоррупционного законодательства Волковой С.В. была направлена в адрес Департамента противодействия коррупции и контроля Свердловской области.

Заинтересованное лицо Волкова С.В. в судебном заседании просила прекратить производство по административному делу, поскольку протокол Совета Думы Тавдинского городского округа от 16 мая 2019 года об исключении из повестки заседания Думы Тавдинского городского округа вопроса по рассмотрению выписки из протокола заседания рабочей группы не может быть самостоятельным предметом обжалования. Рассмотрение и утверждение проектов повестки очередных и внеочередных заседаний Думы относится к компетенции Совета Думы Тавдинского городского округа, который формирует только проект повестки, не являющимся обязательным. Каждый депутат может на Думе поставить любой вопрос в повестку, входящий в полномочия Думы, который будет рассмотрен при определенном порядке, не зависимо от того был ли этот вопрос в проекте, подготовленном Думой или нет. Кроме того, ссылка прокурора на порядок, установленный Указом Губернатора Свердловской области от 17 марта 2016 года № 139-УГ, принятый в соответствии со ст. 12-2 Закона Свердловской области от 20 февраля 2009 года № 2-ОЗ «О противодействии коррупции в Свердловской области», является необоснованной, поскольку положениями указанного закона в редакции, действовавшей на дату принятия решения о предоставлении субсидии предусматривалась, что личная заинтересованность, которая приводит или может привести к конфликту интересов, была предусмотрена только при исполнении должностных обязанностей. Она, же в момент принятия решения о субсидии должностные обязанности не исполняла, а, являясь депутатом Думы Тавдинского городского округа, осуществляла полномочия, поэтому указанная норма закона на неё не распространялась. В случае рассмотрения дела судом по существу, просила отказать в удовлетворении требований Тавдинского городского прокурора.

Представитель заинтересованного лица Департамент противодействия коррупции и контроля Свердловской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом уведомлен о дате и месте судебного заседания, в представленном в суд письменном отзыве просили о рассмотрении дела без участия представителя. По обстоятельствам дела в письменном отзыве указали, что полностью поддерживают доводы, изложенные в административном исковом заявлении Тавдинского городского прокурора, просят заявленные требования удовлетворить, поскольку Волкова С.В. в порядке, установленном Указом Губернатора Свердловской области от 17 марта 2016 года № 139-УГ «Об утверждении Порядка сообщения лицами, замещающими государственные должности Свердловской области и муниципальные должности в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов», уведомление о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, председателю Думы Тавдинского городского округа ФИО8 не направила, меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов не приняла. На заседании рабочей группы Комиссии 21 марта 2019 года установлено, что в данном случае имеются признаки несоблюдения депутатом Думы Тавдинского городского округа С.В. Волковой требований, предусмотренных статьей 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-Фз «О противодействии коррупции», о предотвращении или урегулировании конфликта интересов. Выписка из протокола заседания рабочей группы от 21 марта 2019 года № 3 16 апреля 2019 года была направлена в Думу Тавдинского городского округа и подлежала обязательному рассмотрению на заседании Думы Тавдинского городского округа, поскольку является основанием для досрочного прекращения полномочий депутата. Однако, в нарушение законодательства Российской Федерации, выписка из протокола для рассмотрения на заседании думы Тавдинского городского округа не вынесена, рассмотрена Советом Думы Тавдинского городского округа. Тогда как, в соответствии со ст. 27 Регламента Думы Совет Думы является рабочим органом Думы, созданным для оперативного принятия организационных решений по вопросам деятельности Думы Тавдинского городского округа, и в его полномочия не входит рассмотрение вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования.

Руководствуясь частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства по делу, приходит к выводу об удовлетворении требований Тавдинского городского прокурора по следующим основаниям.

В соответствии с частью 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу положений части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения органа местного самоуправления суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа на принятие оспариваемого решения; порядок и основания для принятия оспариваемого решения; соответствует ли содержание оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение нарушает права, свободы, законные интересы граждан, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

В судебном заседании установлено, что 14 марта 2018 года Тавдинским городским прокурором в адрес председателя Думы Тавдинского городского округа внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, согласно которому депутат Тавдинского городского округа шестого созыва по трехмандатному избирательному округу № 3 Волкова С.В., являясь председателем постоянной депутатской комиссии по экономической политике, бюджету, финансам и налогам Думы Тавдинского городского округа, замещающая также должность заместителя директора МУП ТГО «Тавдинское ремонтно-техническое предприятие с базой по материально-техническому снабжению» 23 января 2018 года провела заседание комиссии и участвовала в обсуждении проекта Решения «О внесении изменений в решение Думы Тавдинского городского округа от 21 декабря 2017 года № 4/1 «О бюджете Тавдинского городского округа на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов», в соответствии с которым МУП ТГО «Тавдинское ремонтно-техническое предприятие с базой по материально-техническому снабжению» выделены денежные средства в сумме 5 000 000 рублей на увеличение уставного фонда предприятия, в целях выплаты заработной платы его работникам, в том числе Волковой С.В., и осуществления уставной деятельности. 25 января 2018 года Волкова С.В. участвовала в принятии указанного решения Думы путем голосования за представленный проект решения. Поскольку в нарушение требований законодательства о противодействии коррупции депутат Думы Тавдинского городского округа Волкова С.В. перед обсуждением 23 января 2018 года на депутатской комиссии по экономической политике, бюджету, финансам и налогам Думы округа вопроса о включении в повестку заседания Думы округа от 25 января 2018 года проекта решения Думы ТГО «О внесении изменений в решение Думы Тавдинского городского округа от 21 декабря 2017 года № 4/1 «О бюджете Тавдинского городского округа на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов», в установленном Указом Губернатора Свердловской области от 17 марта 2016 года № 139-УГ порядке не направила председателю Думы Тавдинского городского округа уведомление о возникновении личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов, а также не приняла меры к предотвращению и конфликту интересов, а также не приняла меры к предотвращению и урегулированию конфликта интересов, так как участвовала в обсуждении указанного проекта, и в принятии соответствующего решения представительного органа местного самоуправления, Тавдинский городской прокурор потребовал рассмотреть настоящее представление, в течение месяца со дня внесения представления принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, решить вопрос о привлечении должностных лиц, по вине которых допущены указанные нарушения к дисциплинарной ответственности. Информацию о результатах рассмотрения представления представить в Тавдинскую городскую прокуратуру в письменной форме в течение месяца со дня внесения представления с приложением копии приказа о наказании.

В письме от 20 апреля 2018 года Тавдинскому городскому прокурору Думой Тавдинского городского округа сообщено, что представление прокурора от 14 марта 2018 года было рассмотрено 19 апреля 2018 года на очередном заседании Думы Тавдинского городского округа, принято решение, что при исполнении своих полномочий депутатом Волковой С.В. конфликт интересов отсутствует, требование Тавдинского городского прокурора о досрочном прекращении полномочий депутата Волковой С.В. удовлетворению не подлежит, что подтверждено соответствующим решением Думы Тавдинского городского округа .

21 марта 2019 года проведено заседание рабочей группы Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Свердловской области по рассмотрению вопросов, касающихся соблюдения требований к должностному поведению лиц, замещающих муниципальные должности в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, и материалов проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных лицами, замещающими муниципальные должности и должности глав местных администраций по контракту в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области», в ходе которого пунктом VIII рассмотрены материалы о несоблюдении депутатом Думы Тавдинского городского округа С.В. Волковой требований о предотвращении или урегулировании конфликта.

В выписке из протокола заседания рабочей группы от 21 марта 2019 года указано, что Волкова С.В., одновременно являясь председателем постоянной депутатской комиссии по экономической политике, бюджету, финансам и налогам Думы Тавдинского городского округа и заместителем директора МУП РТПС, выступала инициатором внесения изменений в повестку заседания Думы Тавдинского городского округа дополнением вопроса «О внесении изменений в решение Думы Тавдинского городского округа от 21 декабря 2017 года № 4/1 «О бюджете Тавдинского городского округа на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов», в том числе касающихся выделения субсидий МУП РТПС, принимала участие в голосовании за принятие данных поправок в бюджет. Решением Думы Тавдинского городского округа от 25 января 2018 года на основании ходатайства администрации Тавдинского городского округа утверждены бюджетные ассигнования в сумме 5 000 000 рублей в части расходов на увеличение уставного фонда МУП РТПС. Постановлением администрации Тавдинского городского округа МУП РТПС предоставлена субсидия в сумме 5 000 000 рублей, которая распределена следующим образом: 3 564 726 рублей на выплату заработной платы работника; 1 090 806 рублей на оплату налогов на выплаченную заработную плату, 344 468 рублей на приобретение материалов. Вместе с тем, С.В. Волкова в порядке, установленном Указом Губернатора Свердловской области от 17 марта 2016 года № 139-УГ «Об утверждении Порядка сообщения лицами, замещающими государственные должности Свердловской области и муниципальные должности в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, о возникновении личной заинтересованности при исполнении служебных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и принятия мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов», уведомление председателю Думы Тавдинского городского округа ФИО10 не направила, меры к предотвращению и урегулированию конфликта интересов не приняла. ФИО11, являясь председателем Думы Тавдинского городского округа, не обеспечил мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, возникшего у депутата Думы Тавдинского городского округа Волковой С.В.

Согласно указанной выписке из протокола заседания рабочей группы комиссией принято решение: установить, что в рассматриваемом случае имеются признаки несоблюдения депутатом Тавдинского городского округа С.В. Волковой требований, предусмотренных ст. 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», о предотвращении или урегулировании конфликта интересов».

В соответствии с письмом директора Департамента противодействия коррупции и контроля Свердловской области от 16 апреля 2019 года выписка из протокола рабочей группы от 21 марта 2019 года была направлена председателю Думы Тавдинского городского округа. Указано, о рассмотрении выписки из протокола и решении, принятом представительным органом муниципального образования, проинформировать Департамент противодействия коррупции и контроля Свердловской области.

Указанная выписка получена Думой Тавдинского городского округа 23 апреля 2019 года, что стороной административного ответчика не оспаривается.

Из сведений представленных сторонами вопрос рассмотрения Думой Тавдинского городского округа выписки из протокола заседания рабочей группы от 21 марта 2019 года был включен в повестку очередного заседания Думы Тавдинского городского округа на 23 мая 2019 года.

Согласно протоколу № 6 заседания Совета Думы Тавдинского городского округа от 16 мая 2019 года членами Совета Думы Тавдинского городского принято решение о снятии с повестки очередного заседания Думы Тавдинского городского округа вопроса «О рассмотрении выписки из протокола от 21 марта 2019 года № 3 заседания рабочей группы Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Свердловской области по рассмотрению вопросов, касающихся соблюдения требований к должностному поведению лиц, замещающих муниципальные должности в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, и материалов проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных лицами, замещающими муниципальные должности и должности глав местных администраций по контракту в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области».

Разрешая требования Тавдинского городского прокурора о признании вышеуказанного решения Совета Думы Тавдинского городского округа суд принимает во внимание следующее.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Согласно пункту 6 статьи 3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" противодействие коррупции в Российской Федерации основывается, в том числе на принципе приоритетного применения мер по предупреждению коррупции.

В силу положений части 1 статьи 6 указанного Федерального закона N 273-ФЗ одной из мер противодействия коррупции является формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683, определяет, что одними из главных направлений обеспечения государственной и общественной безопасности являются совершенствование правового регулирования предупреждения преступности (в том числе в информационной сфере), коррупции, терроризма и экстремизма, распространения наркотиков и борьбы с такими явлениями (ст. 44). Особое внимание уделяется искоренению причин и условий, порождающих коррупцию, которая является препятствием устойчивому развитию Российской Федерации и реализации стратегических национальных приоритетов. В этих целях реализуются Национальная стратегия противодействия коррупции и национальные планы противодействия коррупции, в обществе формируется атмосфера неприемлемости данного явления, повышается уровень ответственности за коррупционные преступления, совершенствуется правоприменительная практика в указанной области (ст. 46). Реализация указанной Стратегии обеспечивается за счет консолидации усилий и ресурсов органов государственной власти и органов местного самоуправления, развития их взаимодействия с институтами гражданского общества, а также комплексного использования политических, организационных, социально-экономических, правовых, информационных, военных, специальных и иных мер, разработанных в рамках стратегического планирования в Российской Федерации. Положения настоящей Стратегии обязательны для выполнения всеми органами государственной власти и органами местного самоуправления и являются основой для разработки и корректировки документов стратегического планирования и программ в области обеспечения национальной безопасности и социально-экономического развития Российской Федерации, а также документов, касающихся деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления (ст. 109).

Указом Президента Российской Федерации от 11.04.2014 N 226 утвержден Национальный план противодействия коррупции, поставлены задачи на ближайшие годы, которые необходимо решить в целях противодействия коррупции, и определены основные мероприятия, направленные на решение указанных задач в организациях. Указом Президента Российской Федерации от 01.04.2016 N 147 утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы. Указом Президента Российской Федерации от 29.06.2018 N 378 утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы.

Национальный план противодействия коррупции определяет основной задачей реализацию требований статьи 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", касающейся обязанности организаций принимать меры по предупреждению и противодействию коррупции, предусматривает формирование системы государственного контроля за реализацией антикоррупционной политики.

Деятельность по предупреждению коррупции основывается не только на нормах права, но и на указаниях и требованиях органов власти и высших должностных лиц государства - управленческих решениях.

Пунктом 6 статьи 5 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" определено, что Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона Российской Федерации от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов. При реализации возложенных функций прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 названного Закона, в том числе органами местного самоуправления.

Согласно ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Анализ указанных правовых норм свидетельствует о наличии у прокурора права обращения в суд с требованиями направленными на предупреждение коррупции, в связи с чем довод административного ответчика о том, что Тавдинский городской прокурор не обладает таким правом, является несостоятельным. А поскольку важнейшим направлением деятельности Российской Федерации является искоренение причин и условий, порождающих коррупцию, которая подвергает риску суверенитет и безопасность государства, нарушает нормальное развитие всех сфер жизни людей, снижает их нравственность и материальное благосостояние, что затрагивает права всех граждан Российской Федерации, а в данном случае жителей Тавдинского городского округа, довод административного ответчика о том, что прокурором не конкретизирован неопределенный круг лиц, в защиту интересов которых им подано настоящее административное исковое заявление и, что оспариваемое прокурором решение затрагивает права только депутатов Тавдинского городского округа и Департамента противодействия коррупции и контроля Свердловской области, является не обоснованным.

Суд также отклоняет доводы заинтересованного лица Волковой С.В. согласно которым, решение Совета Думы, оформленное протоколом заседания Совета Думы Тавдинского городского округа от 16 мая 2019 года не является самостоятельным предметом обжалования, так как исключение из повестки вопроса рассмотрения выписки из протокола рабочей группы препятствует реализации Думой Тавдинского городского округа полномочий по принятию решения о наличии или отсутствии оснований для досрочного прекращения полномочий депутата в связи с наличием признаков конфликта интересов.

Ссылка заинтересованного лица Волковой С.В. о том, что она в момент принятия решения о субсидии МУП ТГО «Тавдинское ремонтно-техническое предприятие с базой по материально-техническому снабжению» должностные обязанности не исполняла, а, являясь депутатом Думы Тавдинского городского округа, осуществляла полномочия, поэтому норма закона в редакции, действовавшей на дату принятия решения о предоставлении субсидии, предусматривающая, что личная заинтересованность, которая приводит или может привести к конфликту интересов, была предусмотрена только при исполнении должностных обязанностей, на неё не распространялась, значения при рассмотрении настоящего дела не имеет, поскольку наличие либо отсутствие в действиях Волковой С.В. нарушений требований антикоррупционного законодательства предметом спора административного иска поданного прокурором не является.

Согласно статье 1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" депутат представительного органа местного самоуправления муниципального образования относится к лицам, замещающим муниципальную должность.

В соответствии с положениями части 10 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ от 06 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случаях, прямо указанных в этой части, а также в иных случаях, установленных данным Федеральным законом и иными федеральными законами.

Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом (часть 10.1 статьи 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ").

Согласно части 7.1 статьи 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом N 273-ФЗ от 25 декабря 2008 года "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных, в том числе, Федеральным законом "О противодействии коррупции".

Частью 11 статьи 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" предусмотрено, что решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.

Таким образом, из указанных положений закона следует, что решение о досрочном прекращении полномочий депутата принимает представительный орган муниципального образования, основанием для прекращения полномочий является получение представительным органом сведений о неисполнении обязанностей, установленных, в том числе Федеральным законом "О противодействии коррупции".

В соответствии с Уставом Тавдинского городского округа Дума городского округа является представительным органом муниципального образования, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В своей деятельности Дума Тавдинского городского округа руководствуется законодательством Российской Федерации, законодательством Свердловской области, Уставом Тавдинского городского округа, а также Регламентом Думы Тавдинского городского округа, утвержденным решением Думы Тавдинского городского округа от 16 августа 2018 года № 14/5.

Согласно ст. 27 указанного Регламента рабочим органом Думы Тавдинского городского округа является Совет Думы, который осуществляет свою деятельность в период между заседаниями Думы и в его компетенцию относится, в том числе рассмотрение и утверждение проектов повестки очередных и внеочередных заседаний Думы.

Исходя из указанного, вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Волковой С.В. мог быть рассмотрен только на заседании Думы Тавдинского городского округа, и не мог быть разрешен на стадии утверждения Советом Думы повестки заседаний Думы.

Как уже указано выше, заседанием рабочей группы Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Свердловской области по рассмотрению вопросов, касающихся соблюдения требований к должностному поведению лиц, замещающих муниципальные должности в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, и материалов проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных лицами, замещающими муниципальные должности и должности глав местных администраций по контракту в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области» установлено наличие признаков несоблюдения депутатом Тавдинского городского округа С.В. Волковой требований, предусмотренных ст. 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, что является основанием для досрочного прекращения её полномочий, следовательно, выписка из протокола заседания рабочей группы от 21 марта 2019 года являлась обязательной к рассмотрению Думой Тавдинского городского округа, а потому оспариваемое решение об исключении из повестки заседания Думы Тавдинского городского округа вопроса рассмотрения выписки из протокола заседания рабочей группы не соответствует Федеральному закону от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральному закону от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".

Доводы административного ответчика о том, что вопрос о наличии либо отсутствии признаков несоблюдения депутатом Тавдинского городского округа С.В. Волковой требований Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» уже был рассмотрен Думой Тавдинского городского округа при рассмотрении представления прокурора от 14 марта 2018 года и требование прокурора о возложении на совет Думы Тавдинского городского округа обязанности вынести на рассмотрение на очередном заседании Думы выписки из протокола заседания рабочей группы от 21 марта 2019 года фактически направлено на повторное рассмотрение Думой вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата Волковой С.В., по которому Думой уже принято решение, судом не может быть принят во внимание, поскольку решение заседания рабочей группы указанной Комиссии по своей природе и характеру отличается от представления прокурора, так как в данном случае именно решением указанной рабочей группы установлено наличие в действиях Волковой С.В. нарушений требований Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», что относится к полномочиям Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Свердловской области, а потому выписка из протокола заседания рабочей группы подлежало обязательному рассмотрению на заседании Думы Тавдинского городского округа независимо от принятия Думой Тавдинского городского округа решения по данному вопросу в связи с поступившим представлением прокурора.

С учетом изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания решения Совета Думы Тавдинского городского округа выраженного в протоколе заседания Совета Думы Тавдинского городского округа от 16 мая 2019 года об исключении из повестки заседания Думы Тавдинского городского округа вопроса рассмотрения выписки из протокола заседания рабочей группы.

С целью устранения нарушения прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в интересах которых было подано настоящее административное исковое заявление, на Совет Думы Тавдинского городского округа подлежит возложению обязанность вынести на рассмотрение на очередном заседании Думы Тавдинского городского округа выписки из протокола заседания от 21 марта 2019 года рабочей группы Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Свердловской области, в связи с чем требования Тавдинского городского прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Тавдинского городского прокурора к Думе Тавдинского городского округа о признании незаконным решения органа местного самоуправления, удовлетворить.

Признать незаконным оформленное в виде протокола решение Совета Думы Тавдинского городского округа от 16 мая 2019 года об исключении из повестки заседания Думы Тавдинского городского округа вопроса рассмотрения выписки из протокола заседания от 21 марта 2019 года рабочей группы Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Свердловской области по рассмотрению вопросов, касающихся соблюдения требований к должностному поведению лиц, замещающих муниципальные должности в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, и материалов проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных лицами, замещающими муниципальные должности и должности глав местных администраций по контракту в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области.

Возложить на Совет Думы Тавдинского городского округа обязанность вынести на рассмотрение на очередном заседании Думы Тавдинского городского округа выписки из протокола заседания от 21 марта 2019 года рабочей группы Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Свердловской области по рассмотрению вопросов, касающихся соблюдения требований к должностному поведению лиц, замещающих муниципальные должности в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, и материалов проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных лицами, замещающими муниципальные должности и должности глав местных администраций по контракту в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, путем включения указанного вопроса в повестку очередного заседания Думы Тавдинского городского округа.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения, то есть с 07 октября 2019 года, путем подачи апелляционной жалобы через Тавдинский районный суд Свердловской области.

Решение изготовлено машинописным способом в совещательной комнате.

Председательствующий судья Е.Н. Рудаковская.