ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-578/2017 от 15.01.2018 Октябрьского районного суда (Челябинская область)

Дело № 2а-66/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Октябрьский районный суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Грачёва М.А.,

при секретаре Агафоновой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с участием представителя административного истца помощника прокурора Октябрьского района Дроженко И.Н., представителей ответчиков ФИО1, ФИО2, представителя заинтересованного лица ФИО3 административное дело по административному исковому заявлению прокурора Октябрьского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Октябрьского муниципального района Челябинской областикомитету по управлению муниципальным имуществом администрации Октябрьского муниципального района Челябинской области о возложении обязанности произвести кадастровый учет водопроводных сетей,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Октябрьского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц, с учетом уточненных исковых требований (л.д.45-47) к администрации Октябрьского муниципального района Челябинской области, комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Октябрьского муниципального района Челябинской области (далее КУМИ) о возложении обязанности произвести кадастровый учет водопроводных сетей, расположенных в селе Чудиново Октябрьского района Челябинской области, в обоснование заявленных требований указав, что при проведении проверки соблюдения законодательства установлено, что на территории Чудиновского поселения имеются два объекта недвижимости - водопроводные сети, право собственности на которые не зарегистрировано в установленном порядке, вследствие чего установленные федеральным законодательством требования не исполняются.

В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Октябрьского района Дроженко И.Н. поддержал исковые требования в полном объеме.

Представители ответчиков КУМИ, администрации Октябрьского муниципального района Челябинской области ФИО2, ФИО1 в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований не возражали.

Представитель заинтересованного лица администрации Чудиновского сельского поселения ФИО3 в судебном заседании с исковыми требованиями согласился.

Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Как установлено в судебном заседании и не отрицается сторонами на территории села Чудиново Октябрьского района Челябинской области расположены следующие водопроводные сети:

-водопровод в границах <адрес>

-скважина <адрес>

Указанные объекты находятся в реестре муниципальной собственности Октябрьского муниципального района, что следует из копий выписок из реестра муниципальной собственности (л.д.30-31), в силу требований ч.1 ст. 130 ГК РФ данное имущество относится к недвижимому.

Спорные объекты недвижимости закреплены на праве оперативного управления за КУМИ (л.д.54, 55-59, 60).

Кроме того, в суде установлено, что право собственности на указанные объекты недвижимости не зарегистрировано (л.д.7), данные обстоятельства сторонами не оспариваются.

Согласнопункту 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Порядок признания права муниципальной собственности на бесхозяйные недвижимые вещи установлен пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Так, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Признание права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь осуществляется в порядке особого производства по заявлению органа, уполномоченного управлять муниципальным имуществом, в соответствии со статьями 290 - 293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 г. N 931 «Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей», в качестве основания постановки на учет указано заявление органа местного самоуправления.

Таким образом, органы местного самоуправления, уполномоченные управлять муниципальным имуществом, обязаны принимать меры по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, в том числе водопроводных сетей и сетей горячего водоснабжения, и тем самым создавать необходимые условия для контроля и надзора за ними.

Поскольку администрация Октябрьского муниципального района как орган местного самоуправления наделена полномочиями в случае установления бесхозяйности объекта, который предназначен для решения вопросов местного значения и может находиться в муниципальной собственности, то администрация Октябрьского муниципального района должна инициировать процесс постановки его на учет, с целью определения его дальнейшего собственника или балансодержателя в силу требований п. 3 ст. 225 ГК РФ, и п. 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 N 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей».

В силу п. 2.4 Положения о комитете по управлению муниципальным имуществом администрации Октябрьского муниципального района, утвержденного постановлением главы Октябрьского муниципального района от 22 мая 2017 года № 308 (далее по тексту - Положение), комитет по управлению муниципальным имуществом обеспечивает функционирование системы учета и контроля за использованием, сохранностью муниципального имущества, в силу п. 3.27 осуществляет учет муниципального имущества на территории Октябрьского муниципального района, согласно требований п. 3.37 организует в соответствии с ФЗ от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» выполнение комплексных кадастровых работ и утверждения карты-плана территории совместно с отделом архитектуры и градостроительства.

В соответствии со ст. 2 ФЗ РФ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

В соответствии с ч.1 ст. 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии с положениями п. 4 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», администрация поселения организует в пределах своей компетенции водо-, газо-, тепло-, электроснабжение, водоотведение, снабжение населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. В силу требований Устава администрация поселения осуществляет иные предусмотренные действующим законодательством полномочия.

В соответствии с п. 1, 2, 4, 10 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.

Таким образом, на ответчика в силу прямого указания закона возложена обязанность о постановке на кадастровый учет в качестве безхозяйного объекта недвижимости, в том числе и объектов водопроводной системы поселения.

Данные требования закона административным ответчиком не выполнены, мер по постановке на кадастровый учет недвижимых объектов водопроводных сетей в качестве безхозяйных не принято. Отсутствие регистрации права собственности на указанные объекты недвижимости не позволяет органам местного самоуправления предусматривать и расходовать бюджетные средства на их содержание, контроль (мониторинг) за показателями состояния указанных объектов.

На основании изложенного, суд полагает, что административные исковые требования прокурора Октябрьского района Челябинской области к администрации Октябрьского муниципального района Челябинской области, КУМИ подлежат удовлетворению.

Суд, учитывая характер спорных правоотношений, фактические обстоятельства по делу, период, в течение которого длились правоотношения, руководствуясь требованиями разумности и справедливости, приходит к выводу об установлении срока исполнения решения в течение пяти месяцев со дня вступления решения в законную силу. Основания для установления срока для исполнения решения суда в меньшем размере у суда отсутствуют.

Руководствуясь ст.ст.175-181 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать администрацию Октябрьского муниципального района Челябинской области в лице комитета по управлению муниципальным имуществом Октябрьского муниципального района Челябинской области в течение пяти месяцев со дня вступления решения в законную силу произвести кадастровый учет двух объектов водопроводных сетей, расположенных на территории Чудиновского сельского поселения Октябрьского муниципального района Челябинской области:

-водопровод в границах <адрес>

-скважина <адрес>

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд, через Октябрьский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения решения судом в окончательной форме.

Председательствующий: подпись

Копия верна

Судья М.А. Грачёв

Секретарь В.В. Агафонова