Дело № 2а-578/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 ноября 2021 года город Москва
Московский гарнизонный военный суд в открытом судебном заседании, в помещении суда, в составе председательствующего - судьи Соцкова П.М., при секретаре судебного заседания - Токаревой Е.В., рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части №<данные изъяты> Шиманского ФИО1 об оспаривании действий Министерства обороны РФ, руководителя Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны РФ (далее – ДЖО), командира войсковой части № и ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» (далее – Росвоенипотека), связанных с не начислением инвестиционного дохода,
установил:
ФИО4 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил:
- признать незаконными действия должностных лиц Министерства обороны РФ, связанные с несвоевременным включением в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения (далее – НИС);
- обязать Росвоенипотеку учесть на его именном накопительном счете (далее – ИНС) доход от инвестирования накоплений с ДД.ММ.ГГГГ года по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года, за счет средств распределяемого инвестиционного дохода;
- взыскать с Министерства обороны РФ в его пользу судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 300 руб.
В обоснование требований Шиманским в заявлении указано, что он проходил военную службу в войсковой части № На военную службу по контракту поступил ДД.ММ.ГГГГ года, второй контракт о прохождении военной службы заключен ДД.ММ.ГГГГ года. В ДД.ММ.ГГГГ года им написан рапорт о включении его в реестр участников НИС, с даты подачи которого он подлежал включению в названный реестр. В связи с ненадлежащим исполнением должностными лицами воинской части своих обязанностей, в названный реестр он был включен ДД.ММ.ГГГГ году, что привело к начислению на его ИНС дохода от инвестирования не в полном объеме.
В письменных возражениях представитель Министерства обороны РФ требования административного иска Шиманского не признал, ссылаясь на обстоятельство того, что Министерством обороны РФ прав заявителя нарушено не было. Кроме этого, поскольку положенные Шиманскому накопления были учтены на его ИНС и переданы в доверительное управление ДД.ММ.ГГГГ года, доход от их инвестирования начислялся и учитывался на ИНС с момента открытия счета. Поскольку в оспариваемый период накопительные взносы Шиманского на ИНС не учитывались и в доверительное управление не передавались, доход от их инвестирования в этот период не начислялся.
В письменных объяснениях представитель Росвоенипотеки требования административного иска Шиманского не признала, ссылаясь на обстоятельство отсутствия методики по определению и учету размера недополученного инвестиционного дохода в период, когда накопительные взносы фактически не передавались в доверительное управление. В свою очередь, учреждение не наделено полномочиями по установлению такой методики. Обращает внимание суда, что действия Росвоенипотеки по начислению инвестиционного дохода являются производными от действий должностных лиц, отвечающих за своевременное включение военнослужащих в соответствующий реестр.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыли.
Исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.
Как усматривается из выписки из послужного списка, ФИО4 проходит военную службу в Вооруженных Силах РФ с ДД.ММ.ГГГГ года (срочная служба до ДД.ММ.ГГГГ года). Контракт о прохождении военной службы заключен ДД.ММ.ГГГГ. Уволен с военной службы в связи с окончанием срока контракта и исключен из списков личного состава части с ДД.ММ.ГГГГ года. ДД.ММ.ГГГГ года Шиманским заключен контракт о прохождении военной службы, которую он проходил до ДД.ММ.ГГГГ года.
Из заключения административного расследования от ДД.ММ.ГГГГ года и выписки из приказа командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ года № № усматривается, что в ходе проведения разбирательства относительно факта несвоевременного включения Шиманского в реестр участников НИС установлено, что в соответствии с действующим порядком, ДД.ММ.ГГГГ года в адрес командира войсковой части 20475 направлен пакет документов относительно старшины 1 статьи к/с Шиманского. ДД.ММ.ГГГГ года в адрес командира войсковой части № командиром войсковой части № отправлены списки участников НИС жилищного обеспечения военнослужащих, ранее представленные для включения в НИС, так как комплект документов был оформлен ненадлежащим образом. ДД.ММ.ГГГГ года, после исправления недочетов и устранения замечаний, нештатным ответственным исполнителем по кадрам войсковой части №, документы повторно направлены в адрес ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны РФ заказным письмом. В соответствии с приказом командира войсковой части № № № от ДД.ММ.ГГГГ год, для организации и проведения работы с военнослужащими – участниками и кандидатами на участие в НИС, нештатным должностным лицом по работе с участниками НИС был назначен ФИО2 который надлежащим образом свои обязанности не исполнял, документы на военнослужащих – кандидатов на участие в НИС не отправлял. Приказом командира войсковой части № № № от ДД.ММ.ГГГГ года нештатным должностным лицом по работе с участниками НИС в войсковой части № назначен ФИО3ДД.ММ.ГГГГ года в адрес территориального жилищного органа направлен пакет документов для включения Шиманского в списки НИС. ДД.ММ.ГГГГ года, в связи с истечением срока рассмотрения документов для включения в реестр НИС Шиманского, в адрес жилищного органа был направлен запрос, на который получен ответ, что документы на включение в НИС указанного военнослужащего не поступали, в реестре НИС ФИО4 не состоит. По итогам проведенного разбирательства, командиром войсковой части № приказано нештатному должностному лицу по работе с участниками НИС в воинской части повторно оформить документы на включение Шиманского в НИС, считаю дату включения – ДД.ММ.ГГГГ года (подача рапорта).
Согласно уведомлению о включении в реестр участников НИС усматривается, что ФИО4 включен в указанный реестр ДД.ММ.ГГГГ года, с датой возникновения основания для включения ДД.ММ.ГГГГ года.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Пунктом 15 этой же статьи предусматривается, что военнослужащим – гражданам, проходящим военную службу по контракту и в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» (далее – Закон) являющимся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу п. 4 ч. 1 и п. 4 ч. 2 ст. 9 Закона к участникам НИС относятся сержанты и старшины, солдаты и матросы, поступившие на военную службу до 1 января 2020 года, заключившие второй контракт о прохождении военной службы после 1 января 2005 года, изъявившие желание стать участниками накопительно-ипотечной системы. Основанием для включения сержантов и старшин, солдат и матросов, поступивших на военную службу до 1 января 2020 года, является письменное обращение об их включении в реестр участников.
Аналогичные по своей сути положения изложены в ранее действующей редакции Закона.
Как усматривается из рапорта Шиманского от 21 марта 2013 года, поданного на имя командира войсковой части 62716, административный истец ходатайствует о включении в реестр участников НИС.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», реализация права на жилище участниками НИС осуществляется посредством: 1) формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений; 2) предоставления целевого жилищного займа; 3) выплаты по решению федерального органа исполнительной власти и федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета, выделяемых соответствующим федеральному органу исполнительной власти и федеральному государственному органу, в размере и в порядке, которые устанавливаются Правительством РФ, денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, учтенные на именном накопительном счете участника, до расчетного размера денежных средств, которые мог бы накопить участник накопительно-ипотечной системы в период от даты предоставления таких средств до даты, когда общая продолжительность его военной службы в календарном исчислении (далее - общая продолжительность военной службы) могла бы составить двадцать лет (без учета дохода от инвестирования).
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона накопления для жилищного обеспечения формируются за счет следующих источников: 1) учитываемые на именных накопительных счетах участников накопительные взносы за счет средств федерального бюджета; 2) доходы от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения; 3) иные не запрещенные законодательством Российской Федерации поступления.
Учет накопительных взносов на именных накопительных счетах участников согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона осуществляется на основании сведений об участниках НИС, представляемых в уполномоченный федеральный орган федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Частью 6 этой же статьи предусмотрено, что учет доходов от инвестирования на именных накопительных счетах участников осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтенных на именных накопительных счетах участников, и срокам их инвестирования за отчетный год.
Частями 2, 3, 6 и 8 указанной статьи предусмотрено, что размер накопительного взноса на одного участника устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на год внесения накопительного взноса в размере не менее чем накопительный взнос, полученный путем индексации фактически начисленного и перечисленного накопительного взноса предыдущего года с учетом уровня инфляции, предусмотренного прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год.
Накопительные взносы, перечисляемые ежеквартально из федерального бюджета на одного участника накопительно-ипотечной системы, учитываются на именном накопительном счете участника в течение всего периода его военной службы в соответствии с утверждаемыми Правительством РФ правилами функционирования накопительно-ипотечной системы.
Учет доходов от инвестирования на именных накопительных счетах участников осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтенных на именных накопительных счетах участников, и срокам их инвестирования за отчетный год.
Накопления для жилищного обеспечения являются собственностью Российской Федерации, не подлежат изъятию в бюджет какого-либо уровня, не могут являться предметом залога или иного обеспечения (за исключением индивидуального клирингового обеспечения) обязательств собственника указанных накоплений и субъектов отношений по их формированию и инвестированию.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 11 Закона определено, что участник НИС имеет право использовать денежные средства, указанные в п. 1 и 3 ч. 1 ст. 4 Закона, в целях приобретения жилого помещения или жилых помещений в собственность или в иных целях после возникновения права на использование этих средств.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что доходы от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения в обязательном порядке учитываются при формировании и определении размера накоплений и последующего использования военнослужащими этих накоплений для их жилищного обеспечения. При этом накопления для жилищного обеспечения являются собственностью Российской Федерации, а одним из показателей реализации права на жилище участниками НИС является предоставление целевого жилищного займа.
В период возникновения спорных правоотношений и возникновения у Шиманского оснований для включения в реестр участников НИС, действовал приказ Министра обороны РФ от 30 января 2009 года № 30, которым утверждена «Инструкция о формировании и ведении реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации» (далее – Инструкция).
В соответствии с п. 11 Инструкции, командиры (руководители) воинских частей (организаций Вооруженных Сил), в которых хранятся личные дела (первые экземпляры) офицеров, прапорщиков и мичманов, сержантов и старшин, солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту, ежемесячно формируют и приобщают к личным делам личные карточки участников по форме, утверждаемой уполномоченным федеральным органом, а также список для включения военнослужащих в реестр согласно приложению N 1 к настоящей Инструкции.
Подпунктом «г» п. 12 Инструкции установлено, что основанием для включения военнослужащего в реестр является для сержантов и старшин, солдат и матросов - обращение (в письменной форме) об их включении в реестр.
Рапорт (в письменной форме) военнослужащих, указанных в подпунктах "г", "д", "е", "з", "к", "м", "о" настоящего пункта, о включении их в реестр оформляется согласно приложению N 2 к настоящей Инструкции, подлежит регистрации в установленном порядке и приобщается к личному делу.
Командиры воинских частей несут личную ответственность за своевременное рассмотрение рапортов военнослужащих о включении их в реестр и принятие по ним обоснованных решений.
Списки не позднее 1 числа месяца, следующего за отчетным, направляются по подчиненности в главные командования видов Вооруженных Сил, управления военных округов, командования родов войск Вооруженных Сил, главные и центральные управления Министерства обороны (п. 13).
Пунктом 14 Инструкции установлено, что органы военного управления при получении списков из воинских частей проверяют их на соответствие требованиям настоящей Инструкции и по результатам проверки формируют сводный список военнослужащих для включения их в реестр согласно приложению N 3 к настоящей Инструкции.
Основанием для включения военнослужащего в сводный список для включения в реестр является список, поступивший из воинской части.
Согласно п. 2 и 6 действующих в настоящее время Правил ведения именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 7 ноября 2005 года № 655, уполномоченный федеральный орган в отношении каждого участника накопительно-ипотечной системы открывает ИНС.
Основанием для открытия ИНС является включение военнослужащего в реестр участников накопительно-ипотечной системы Министерством обороны РФ или соответствующим федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
Именной накопительный счет открывается не позднее 10 рабочих дней с даты поступления указанного уведомления.
Учет накопительных взносов на именном накопительном счете начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счета, и прекращается с даты закрытия счета.
В соответствии с п. 7 Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учета их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, также утвержденных постановлением Правительства РФ от 7 ноября 2005 года № 655, уполномоченный федеральный орган на основании согласованных со специализированным депозитарием отчетов управляющих компаний о доходах от инвестирования средств, переданных в доверительное управление управляющим компаниям, производит расчет суммы дохода от инвестирования указанных средств, определенного на последний день отчетного квартала.
Расчет суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, для учета его на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы осуществляется ежеквартально, не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, пропорционально накоплениям для жилищного обеспечения, учтенным на именных накопительных счетах, и срокам их инвестирования за отчетный период с округлением до копейки.
В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу о том, что ФИО4 должен был стать участником НИС при подаче рапорта – ДД.ММ.ГГГГ года, однако, по причине нераспорядительности действий должностных лиц войсковой части № административный истец несвоевременно включен в реестр участников НИС, что является нарушением его прав, поскольку административный истец включен в реестр участников НИС только через 6 лет со дня возникновения к тому оснований по обстоятельствам, обусловленным нераспорядительностью должностных лиц государственного органа, оказавшись в неравных условиях с другими военнослужащими, получившими право на тех же условиях и в одно с административным истцом время стать участниками НИС, и имевшими возможность реализовать это право фактически.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В связи с этим, суд в рамках восстановления прав административного истца находит возможным признать незаконными действия командира войсковой части № связанные с несвоевременным направлением документов для включения Шиманского в реестр участников НИС.
Данное обстоятельство препятствует реализации жилищных прав административного истца, предусмотренных Федеральным законом «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», в полном объеме.
В соответствии со ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Из содержания данной конституционной нормы следует, что действия (или бездействие) органов государственной власти или их должностных лиц, причинившие вред любому лицу, влекут возникновение у государства обязанности этот вред возместить, а каждый пострадавший от незаконных действий органов государственной власти или их должностных лиц наделяется правом требовать от государства справедливого возмещения вреда.
Согласно справке за подписью начальника отдела (формирования и ведения именных накопительных счетов) Росвоенипотеки от ДД.ММ.ГГГГ года, ИНС участника НИС с регистрационным номером № открыт ДД.ММ.ГГГГ года, с датой возникновения основания для включения – ДД.ММ.ГГГГ года. Учет накоплений на ИНС участника системы и передача их в доверительное управление производится с 01 июня 2019 года, инвестиционный доход начисляется и учитывается на ИНС ДД.ММ.ГГГГ года. ЦЖС для приобретения жилого помещения участнику системы не предоставлялся, денежные средства с ИНС не выплачивались. Таким образом, по состоянию ДД.ММ.ГГГГ года на ИНС участника системы учтены накопления за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в размере <данные изъяты> руб., в том числе, доход от инвестирования накоплений в размере <данные изъяты> руб.
Согласно п. 99 Сведений о средствах, учтенных на именных накопительных счетах участников НИС (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ) сумма учтенного инвестиционного дохода у военнослужащего, включенного в реестр участников НИС в ДД.ММ.ГГГГ года, составляет <данные изъяты> руб.
Следовательно, сумма недоначисленного Шиманскому инвестиционного дохода, в связи с несвоевременным включением в реестр участников НИС, с учетом уже учтенного инвестиционного дохода в размере <данные изъяты> руб. составляет <данные изъяты> руб. (<данные изъяты> – <данные изъяты>).
Согласно пункту 7 Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учета их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 года № 655, доходы от инвестирования накоплений рассчитываются и отражаются на именных накопительных счетах участников НИС исходя из размера доходов от инвестирования средств, переданных ФГКУ «Росвоенипотека» в доверительное управление управляющим компаниям.
Федеральными законами о федеральных бюджетах на 2010-2021 гг. не предусмотрено таких публичных обязательств, как доходы от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения.
Из изложенного следует, что инвестиционный доход, учитываемый на именных накопительных счетах участников НИС, не связан с ассигнованиями федерального бюджета и имеет иной источник происхождения.
Принимая во внимание особенности возникших правоотношений, внебюджетную природу средств, получаемых от инвестирования накоплений, переданных в доверительное управление, в качестве способа восстановления нарушенного права административного истца суд считает необходимым установить, что подлежащая доведению и аналитическому учету на ее именном накопительном счете сумма дохода от инвестирования накоплений подлежит распределению из инвестиционного дохода, то есть из дохода от инвестирования накоплений, подлежащего распределению ФГКУ «Росвоенипотека» между всеми военнослужащими, что в полной мере соответствует заложенной законодателем правовой природе дохода от инвестирования накоплений участника НИС, как инструмента защиты накоплений, сформированных за счет государственных ассигнований, от инфляционных и иных негативных экономических процессов.
На основании изложенного, в целях восстановления прав административного истца суд полагает необходимым обязать Росвоенипотеку учесть на ИНС Шиманского доход от инвестирования накоплений за вышеуказанный период, с учетом начисленного, в размере <данные изъяты> руб. за счет средств распределяемого инвестиционного дохода, удовлетворив тем самым заявленные административным истцом требования в указанной части.
При принятии решения судом учитывается правовая позиция Верховного Суда РФ, изложенная в обзоре практики применения военными судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих в ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 17 июня 2020 года, в п. 18 которого указано, что при несвоевременном включении военнослужащего по вине воинских должностных лиц в реестр участников НИС, подлежат восстановлению его права, в том числе на инвестиционный доход, который был бы начислен военнослужащему в случае, если бы он был включен в реестр в установленные сроки.
Помимо этого, не находит суд оснований для удовлетворения требований административного истца о признании незаконными действий Министерства обороны РФ, связанных с несвоевременным включением в реестр участников НИС, поскольку Министерство обороны РФ непосредственно включение военнослужащих в реестр участников НИС не производит и функциями регистрирующего органа не обладает, в связи с чем каких-либо прав административного истца Министерством обороны РФ не нарушено.
Разрешая вопрос о судебных расходах, суд исходит из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Как усматривается из чек-ордера от ДД.ММ.ГГГГ, Шиманским при обращении в суд уплачена государственная пошлина в размере 300 руб.,
В соответствии со ст. 112 КАС стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Установив в судебном заседании, что право административного истца на своевременное включение в НИС нарушено командиром войсковой части №, а не Министерством обороны РФ, то судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины подлежат взысканию с названной воинской части.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Шиманского ФИО1 – удовлетворить частично.
Признать незаконными действия командира войсковой части №, связанные с несвоевременным направлением документов для включения Шиманского ФИО1 в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
Обязать ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» учесть на именном накопительном счете Шиманского ФИО1 доход от инвестирования накоплений в размере <данные изъяты> (<данные изъяты>) рублей <данные изъяты> копейку, за счет средств распределяемого инвестиционного дохода.
Взыскать с войсковой части № в пользу Шиманского ФИО1 судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.
В удовлетворении остальных требований Шиманского ФИО1 – отказать.
Административным ответчикам сообщить об исполнении решения суда в суд и Шиманскому ФИО1. в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба во 2-ой Западный окружной военный суд через Московский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 29 ноября 2021 года.
Председательствующий подписи
Оригинал решения находится
в административном деле № 2а-578/2021