ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5791/2016 от 27.09.2016 Центрального районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело № 2а-5791/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 сентября 2016 года город Калининград

Центральный районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи Тамбовской Е.А.,

при секретаре П.С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Т.И.А. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по городу Калининграду о признании незаконным решения от 0.06.2016 г. и его отмене,

У С Т А Н О В И Л:

Т.И.А. обратился в суд с административным иском к Межрайонной ИФНС России № 8 по г. Калининграду, в котором просит признать решение административного ответчика от < Дата > о возврате паспорта транспортного средства без проставления отметки об уплате утилизационного сбора незаконным и отметь в полном объеме.

В обоснование заявленных требований Т.И.А. указал, что < Дата > он заключил с М.Р.В. договор купли-продажи транспортного средства (номерного агрегата), по которому административный истец приобрел у М.Р.В. транспортное средство – легковой автомобиль < ИЗЪЯТО >, идентификационный номер . Автомобиль ввезен на территорию Российской Федерации из Литвы М.Р.В. связи с тем, что М.Р.В. является участником государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, он был освобожден от уплаты утилизационного сбора, о чем имеется отметка в паспорте транспортного средства. Поскольку к плательщикам утилизационного сбора относятся лица, которые приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абз. 2 и 3 п. 6 ст. 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от < Дата >, административный истец, руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», заполнил расчет суммы утилизационного сбора по форме КНД 1151091. Т.И.А. определил сумму утилизационного сбора, исходя из п. 3 раздела I Перечня видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора. Поводом к исчислению сбора по указанному пункту послужило то, что п.п. 1, 2 раздела 1 названного Перечня регулируют правила исчисления утилизационного сбора при производстве транспортных средств и при ввозе их иными лицами, кроме физических лиц – что буквально проистекает из названия раздела и из указания в п. 3 раздела I физических лиц. Содержание п. 3 ст. 24.1 указанного закона делит плательщиков утилизационного сбора на две группы – лица, изготавливающие транспортные средства на территории РФ, и лица, ввозящие транспортные средства на территорию РФ. Отдельно учитываются также лица, которые приобрели у лиц из указанных выше групп транспортные средства, при условии что вторые по каким-либо причинам утилизационного сбора не уплачивали. Полагает, что лица, приобретающие транспортное средство, которое было ввезено на территорию РФ без уплаты утилизационного сбора, становятся плательщиками сбора по тем же основаниям, по которым сбор изначально возник – по причине ввоза транспортного средства на территорию РФ. Однако налоговый орган возвратил поданный вместе с квитанцией об оплате утилизационного сбора ПТС на автомобиль без проставления отметки об уплате утилизационного сбора, указав, что утилизационный сбор административным истцом должен был рассчитываться в соответствии с п. 2 раздела I Перечня. Не соглашаясь с решением налогового органа, административный истец обратился с настоящим административным иском.

Определением суда от 31.08.2016 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.

В судебном заседании административный истец Т.И.А. заявленные требования поддержал по доводам и основаниям, указанным в административном иске, просил удовлетворить их в полном объеме.

Его представитель М.Е.М., действуя на основании доверенности, в судебном заседании также заявленные требования поддержала по доводам и основаниям, указанным в административном иске, просила удовлетворить их в полном объеме.

Представитель Межрайонной ИФНС России № 8 по г. Калининграду С.Ю.П., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по тем основаниям, что административным истцом неправильно исчислена сумма утилизационного сбора. При расчете утилизационного сбора Т.И.А. применен коэффициент в размере 0,15, установленный п. 3 раздела 1 Перечня для транспортных средств, ввозимых физическими лицами для личного пользования, вне зависимости от объема двигателя, с даты выпуска которых прошло более 3 лет. Вместе с тем транспортное средство не ввезено заявителем на территорию Российской Федерации, а приобретено у лица, являющегося участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, не уплачивающего утилизационный сбор при ввозе транспортного средства в Российскую Федерацию. В связи с чем заявителем при расчете утилизационного сбора должен быть применен коэффициент в размере 16,12, установленный для транспортных средств с рабочим объемом двигателя свыше 2 000 куб. сантиметров, но не более 3 000 куб. сантиметров, с даты выпуска которых прошло более 3 лет. Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 11.12.2015 г. № 1350 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 г. № 12191» внесены изменения в отношении коэффициентов, используемых при расчете утилизационного сбора, согласно которым коэффициент расчета суммы утилизационного сбора для транспортных средств, ввозимых физическими лицами для личного пользования, вне зависимости от объеме двигателя, с даты выпуска которых прошло более 3 лет, увеличен с 0,15 до 0,26.

Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства и дав им оценку в соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что М.Р.В. ввез на территорию Российской Федерации автомобиль < ИЗЪЯТО >, идентификационный номер и на основании абз. 2 п. 6 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89 «Об отходах производства и потребления» был освобожден от уплаты утилизационного сбора.

< Дата >М.Р.В. по договору купли-продажи продал Т.И.А. указанное транспортное средство.

Согласно экспертному заключению от < Дата >, выданному ООО «Стандарт Оценка», указанное транспортное средство относится к транспортным средствам категории М1.

Т.И.А. обратился в Межрайонную ИНФС России № 8 по г. Калининграду с оригиналом паспорта указанного выше транспортного средства , заполнив расчет суммы утилизационного сбора по форме КНД 1151091 и уплатив утилизационный сбор в размере < ИЗЪЯТО >, применив коэффициент расчета 0,15.

Письмом Межрайонная ИФНС России № 8 по г. Калининграду возвратила Т.И.А. оригинал ПТС на указанный легковой автомобиль без проставления отметки об уплате утилизационного сбора в связи с неверным применением коэффициента расчета суммы утилизационного сбора.

Жалобу административного истца на указанный выше ответ УФНС России по Калининградской области оставил без удовлетворения.

Согласно ч. 1 ст. 24.1 Федерального закона РФ "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ за каждое колесное транспортное средство (шасси), ввозимое в Российскую Федерацию или произведенное, изготовленное в Российской Федерации, за исключением колесных транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации колесных транспортных средств (шасси), с учетом их технических характеристик и износа.

В соответствии с п. 5 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и шасси, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с перечнем видов и категорий колесных транспортных средств и шасси, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденных указанными Правилами.

После проверки правильности исчисления суммы утилизационного сбора и его поступления по соответствующему коду бюджетной классификации на счет органа Федерального казначейства налоговый орган проставляет на бланках паспортов и (или) паспортах, указанных в подпункте "б" пункта 16 настоящих Правил, отметку об уплате утилизационного сбора и возвращает их плательщику или его уполномоченному представителю (п. 18 Правил).

В соответствии с п. 2 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и шасси, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», уплата утилизационного сбора осуществляется лицами, признанными плательщиками утилизационного сбора (далее - плательщики) в соответствии со статьей 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления".

Плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые:

осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию;

осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации;

приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым, третьим и седьмым пункта 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора (п. 3).

Утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств, ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами (п. 4).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1291 утверждены "Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и шасси, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора" (далее - Правила).

Виды и категории транспортных средств, на которые распространяется действие Постановления, установлены утвержденными им "Перечнем видов и категорий колесных транспортных средств и шасси, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора" (далее – Перечень).

В разделе I указанного перечня установлен коэффициент расчета суммы утилизационного сбора на транспортные средства, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, категории M1 в том числе повышенной проходимости категории G для транспортных средств: с электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой; в зависимости от рабочего объема двигателя; ввозимых физическими лицами для личного пользования, вне зависимости от объема двигателя.

Налоговый орган, возвращая административному истцу паспорт транспортного средства без отметки об уплате утилизационного сбора, руководствовался позицией Минпромторга, изложенной в письме от 12.11.2015 г. № ПГ-20-9293, согласно которой новый владелец транспортного средства категории М1, приобретенного у участника государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами, при расчете суммы утилизационного сбора применяет коэффициенты, установленные пунктами 1, 2 раздела 1 Перечня в зависимости от рабочего объеме двигателя и даты выпуска транспортного средства.

Вместе с тем ранее на обращение Т.И.А. в Минпромторг России последний дал разъяснение 05.03.2014 № ПГ-20-722, согласно которому в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 г. № 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» владелец транспортного средства категории М1, приобретенный у участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерации соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами, может руководствоваться п. 3 указанного постановления «Транспортные средства, ввозимые физическими лицами для личного пользования, вне зависимости об объема двигателя» Перечня видов и категорий колесных транспортных средств и шасси, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, при расчете суммы утилизационного сбора.

Проанализировав нормы законодательства, регулирующие вопросы исчисления и взимания утилизационного сбора, суд не может согласить с основаниями, по которым административный ответчик вернул ПТС без проставления отметки об уплате утилизационного сбора.

Выделяя в отдельную категорию плательщиков лиц, которые приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым, третьим и седьмым пункта 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора (п. 3), законодатель разграничил тем самым порядок применения расчетов, в том числе от расчета утилизационного сбора, предусмотренного исчислению с производителей и изготовителей транспортных средств.

Из содержания ч. 1 ст. 24.1 Федерального закона РФ "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 г. N 89-Ф во взаимосвязи с положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1291 установление для производителя/изготовителя транспортного средства более высокого коэффициента по сравнении с коэффициентом, установленным для транспортных средств при его ввозе на территорию Российской Федерации, определено иной степенью оказания вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду транспортного средства.

Учитывая изложенное, применение к транспортному средству административного истца коэффициента, указанного в п.п. 1,2 раздела I Перечня противоречило бы целям взыскания утилизационного сбора, направленного на обеспечение экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации колесных транспортных средств (шасси), с учетом их технических характеристик и износа.

Вместе с тем суд учитывает, что при подаче к оплате утилизационного сбора административным истцом ошибочно применен коэффициент в размере 0,15, поскольку на момент спорных правоотношений таковой составлял 0,26 согласно Перечню.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск Т.И.А. удовлетворить.

Признать незаконным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по городу Калининграду от < Дата > о возврате паспорта транспортного средства без проставления отметки об уплате утилизационного сбора.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Калининградского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Калининграда в течение одного месяца со дня изготовления председательствующим мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено < Дата >.

Судья