ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5794/20 от 03.06.2021 Мотовилихинского районного суда г. Перми (Пермский край)

УИД 59RS0005-01-2020-008945-09

Дело № 2а-692/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 июня 2021 года город Пермь

Мотовилихинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Пепеляевой И.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Макаровой Ю.И.,

с участием представителя административного истца ФИО1,

административного ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы по Мотовилихинскому району г. Перми к ФИО2 о взыскании задолженности по налогам и сборам,

у с т а н о в и л:

Инспекция Федеральной налоговой службы России по Мотовилихинскому району г. Перми (административный истец) обратилась в суд с иском к ФИО2 (административный ответчик) о взыскании задолженности по налогам и сборам.

Требования мотивированы тем, что ФИО2 состоит на налоговом учете в ИФНС России по Мотовилихинскому району г. Перми и является плательщиком налога на имущество физических лиц, транспортного налога.

Объекты налогообложения, сроки и суммы уплаты налогов, числящиеся за ответчиком, указаны в налоговых уведомлениях, которые в соответствии с п.3 ст.363, ст.409 НК РФ направлены ответчику заказным письмом.

В связи с неуплатой налогов, и в соответствии со ст. 75 НК РФ, ответчику исчислены пени и направлено требование со сроком добровольной уплаты до 29.01.2020, которое до настоящего времени не исполнено.

24.07.2020 мировым судьей на основании ст.123.7 КАС РФ отменен ранее вынесенный судебный приказ о взыскании задолженности с ФИО2, поскольку от ответчика в установленный срок поступили возражения относительно его исполнения.

Административный истец просит взыскать с административного ответчика недоимку по пени по налогу на имущество за 2018 год в размере 3 рубля 02 копейки, недоимку по транспортному налогу за 2018 год в размере 11 535 рублей, пени по транспортному налогу за 2018 год в размере 49 рублей 31 копейка.

Представитель административного истца ИФНС России по Мотовилихинскому району г. Перми – ФИО1 в судебном заседании требования поддержала, просила удовлетворить. Отметила, что все ранее произведенные административным ответчиком оплаты учтены налоговым органом, однако, суммы, предъявленные в административном иске, не оплачены. Также ранее представитель налогового органа представил в материалы дела письменные пояснения, в которых указал, что на основании сведений регистрирующих органов РЭО ГИБДД УМВД России по г. Перми, представленных в рамках п. 4 ст. 85 НК РФ и в соответствии со ст. 357 НК РФ транспортный налог в отношении ФИО2 ИФНС России по Мотовилихинскому району г. Перми исчислялся и предъявлялся за транспортные средства марки: ТОУОТА WISH, гос. регистрационный , период владения с 12.11.2011 по 16.10.2012; TOYOTA-VITZ, гос. регистрационный , период владения с 19.11.2011 по 30.08.2013; VOLVO F12, гос. регистрационный , период владения с 10.04.2012 по 09.08.2013; MAN-18224, гос. регистрационный , период владения с 17.02.2012 по 11.08.2015; MERCEDES BENZ 817D, гос. регистрационный , период владения с 23.11.2012 по 30.08.2013; ТОУОТА VISTA ARDEO, гос. регистрационный , период владения с 16.08.2013 по 01.04.2014; ТОУОТА RACTIS, гос. регистрационный , период владения с 30.08.2013 настоящее время; HINO RANGER, гос. регистрационный . период владения с 19.04.2014 по настоящее время. Копии чеков, представленные ФИО2, совпадают с платежными поручениями налогового органа. Обязанность по уплате транспортного налога налогоплательщиком исполнена не в полном объеме, а именно, отсутствует платежное поручение по уплате транспортного налога за налоговый период 2018 год. Согласно налоговому уведомлению от 28.06.2019 (направлено в Личный кабинет налогоплательщика – 16.08.2019), платежного поручения датированного после получения налогового уведомления (16.08.2019) в представленных копиях налогоплательщика не имеется. В отношении платежных поручений, представленных ФИО2, Инспекция поясняет, что соответствии с приказом Минфина России от 12.11.2013 №107н «Об утверждении правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации» в поле 107 (налоговый период) распоряжения о переводе денежных средств указывается периодичность уплаты налогового платежа, который имеет 10 знаков. Первые два знака предназначены для определения периодичности платежа, установленной законодательством о налогах и сборов (МС – месячные платежи, ГД – годовые платежи, КВ – квартальные платежи). В 4-м и 5-м знаках показателя налогового периода для месячных платежей проставляется номер месяца текущего отчетного года, для квартальных платежей – номер квартала, для полугодовых – номер полугодия. В 3-м и 6-м знаках показателя налогового периода в качестве разделительных знаков проставляется точка («.»). В 7-10 знаках показателя налогового периода указывается год, за который производится уплата налога. При уплате налогового платежа один раз в год 4-й и 5-й знаки показателя налогового периода, заполняются нулями («0»). Если законодательством о налогах и сборах по годовому платежу предусматривается более одного срока уплаты налогового платежа и установлен конкретные даты уплаты налога (сбора) для каждого срока, то в показателе налогового период, указываются эти даты. В остальных случаях указывается год, месяц или квартал, за который производится уплата. В соответствии с Правилами от 12.11.2013 № 107н в реквизите «Назначение указывается уникальный индификатор начисления или индекс документа из извещения физического лица, заполненного за плательщика налоговых платежей налоговым органом, текстовая информация, предусмотренная Положением Банка России -П, информация, необходимая для идентификации платежа. Налоговый период по транспортному налогу признается календарный год, следовательно, платежном поручении поле 107 (периодичность платежа) должна быть заполнен; «ГД.00.2018». Платежные поручения от 10.10.2013 (налоговое уведомление от 27.05.2013), 07.11.2014 (налоговое уведомление от 01.05.2014 ), 30.09.2015 (налоговое от 22.09.2015 ), 30.11.2016 (налоговое уведомление от 06.08.2016 ), от 07.11.2018 (налоговое уведомление от 09.09.2017 год), 07.11.2018 (налоговое уведомление от 26.06.2018 год), 19.10.2020 (налоговое уведомление от 01.09.2020 ) поступили в Инспекцию в соответствии с Правилами от 12.11.2013 №107н. Платежное поручение от 28.11.2017 на сумму 9 423, 67 рублей поступило в Инспекцию с указанием периодичности платежа заполнено знаком «ЗД» - задолженность, а также данные индекса документа, данная сумма зачтена в счет погашения текущей задолженности, а именно в уплату транспортного налога за 2012 год на сумму 916,67, 8507,00 – за 2015 год. Платежное поручение за налоговый период 2018 в части транспортного налога налоговое уведомление от 28.06.2019 , индекс документа , - отсутствует.

Административный ответчик ФИО2 в судебном заседании с требованиями не согласилась, просила в удовлетворении требований отказать, отметила, что налоги уплачиваются надлежащим образом, о чем ей в материалы дела представлены соответствующие копии платежных документов. Также административный ответчик представила в материалы дела письменный отзыв, из которого следует, что 28.11.2017 ФИО2 уплачена сумма 11 583 рубля 67 копеек. Указанные денежные средства ответчик направляла для оплаты налоговых платежей за 2016 год, но вместо этого налоговой инспекцией они были направлены на уплату несуществующей задолженности перед ИФНС. Налоговое уведомление об уплате за 2016 год прислано не было, вместо него была прислана квитанция со знаком «ЗД», значение которого на квитанции не разъяснено, и данная служебная аббревиатура ИФНС не была принята ответчиком во внимание, поэтому ответчик была введена в заблуждение, приняв, указанную квитанцию за обычную. По оплате налога за 2016 год, согласно письменным пояснениям ИФНС от 15.04.2021, предъявляемая ответчику задолженность образовалась за 2012 год, считает, что срок взыскания инспекцией пропущен. Задолженность по транспортному налогу за 2014-2015 годы за транспортные средства, которые были проданы и не могли облагаться налогом, копию договора купли-продажи в ИФНС в 2016-2017 годах представляла. Считает, что инспекция должна вернуть ей денежные средства, направленные не по их целевому назначению или направить их в счет оплаты налогов за 2018 год.

Заслушав представителя административного истца, административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

В силу ст. 57 Конституции РФ, ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.

В соответствии со ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (ст. 357 НК РФ).

Статьей 358 НК РФ установлено, что объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины, и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (ст. 359 НК РФ).

В ст. 400 НК РФ указано, что налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.В соответствии с ч. 1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

На основании положений ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

В соответствии с п. 1 ст. 403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Согласно ст. 405 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

В силу ст. 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В соответствии с положениями ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1).

Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом (п. 2).

Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (п.3).

В силу ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (ч. 1).

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (ч. 3).

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (ч. 4).

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога, которое в силу ст. 70 НК РФ должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В соответствии с абзацем вторым данного пункта, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

В силу ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (ч. 4). При необходимости суд может истребовать доказательства по своей инициативе (ч. 5).

Из ч. 6 ст. 289 названного Кодекса следует, что при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций, суд, в том числе, проверяет, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций.

Как следует из материалов дела, ФИО2 является (являлась) собственником:

- квартиры по адресу: <адрес>;

- жилого дома по адресу: <адрес>;

- транспортного средства HINO RANGER гос. ;

- транспортного средства TOYOTA RACTIS .

Следовательно, является плательщиком соответствующих налогов (в период владения имуществом и транспортными средствами).

ИФНС России по Мотовилихинскому району г. Перми в адрес ФИО2 направлялось налоговое уведомление от 28.06.2019, со сроком уплаты не позднее 02.12.2019.

Административный ответчик обязанность по уплате налогов в сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, самостоятельно не исполнила, в связи, с чем в ее адрес направлено требование от 23.12.2019 со сроком уплаты до 29.01.2020, которое до настоящего времени не исполнено. В данном требовании исчислена недоимка по транспортному налогу за 2018 год в сумме 11 535 рублей, пени по транспортному налогу за 2018 год в сумме 49 рублей 3 копейка, недоимка по налогу на имущество за 2018 год в сумме 706 рублей, пени по налогу на имущество в размере 3 рубля 02 копейки.

30.04.2020 мировой судья судебного участка №3 Мотовилихинского судебного района г. Перми вынес судебный приказ на взыскание с ФИО2 в пользу Инспекции задолженности по налогам, пени, а именно о взыскании недоимки по налогу на имущество в размере 706 рублей, пени на недоимку по налогу на имущество в размере 3 рубля 02 копейки, недоимки по транспортному налогу в размере 11 535 рублей, пени на недоимку по транспортному налогу в размере 49 рублей 31 копейка.

24.07.2020 мировым судьей вынесено определение об отмене судебного приказа №2а-1533/2020, в связи с поступившими возражениями должника ФИО2

С административным исковым заявлением инспекция обратилась 25.11.2020, то есть в установленный законом шестимесячный срок с момента отмены судебного приказа.

Таким образом, в отсутствие доказательств уплаты недоимок (пени), принимая во внимание, что установленный законом порядок начисления, а также сроки обращения в суд за взысканием налоговым органом соблюдены, требования налогового органа о взыскании с административного ответчика вышеназванной недоимки подлежат удовлетворению.

Судом учитывается, что все ранее произведенные административным ответчиком платежи были учтены налоговым органом при формировании настоящего административного иска. При этом, ряд представленных административным ответчиком в материалы дела копий платежных документов не содержат признаки, позволяющие однозначно идентифицировать платежи, поскольку в полях «Назначение платежа», не указаны налоговые периоды, а также вид уплачиваемого налога, в связи с чем, действия налогового органа по отнесению поступающих от налогоплательщика денежных средств в счет уплаты иных задолженностей требованиям закона не противоречат.

На основании ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Однако, исходя из разъяснений, данных в абзаце 2 пункта 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», а также пункта 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса РФ суммы государственной пошлины по административным делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, зачисляются в местный бюджет.

Таким образом, с административного ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 463 рубля 49 копеек.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированной по адресу: <адрес>, пени, начисленные на недоимку по налогу на имущество за 2018 год в размере 3 рубля 02 копейки, недоимку по транспортному налогу за 2018 год в размере 11 535 рублей, пени по транспортному налогу за 2018 год в размере 49 рублей 31 копейка, в общем размере – 11 587 рублей 33 копейки.

Взыскать с ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированной по адресу: <адрес>, государственную пошлину в местный бюджет в размере 463 рубля 49 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья (подпись) И.С. Пепеляева

Копия верна. Судья:

Решение не вступило в законную силу. Секретарь: