Дело № 2а-579/17
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Истринский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Захаровой Е.А.,
при секретаре Воробьевой Ю.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению К.А.В. на незаконные решения должностного лица, административный ответчик: Министерство социальной развития Московской области, Истринское управление социальной защиты населения Министерства социальной развития Московской области, заинтересованное лицо К.А.А.,
у с т а н о в и л:
К.А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству социальной развития Московской области, Истринскому управлению социальной защиты населения Министерства социальной развития Московской области с требованиями о признании решений (№) и (№) от (Дата обезличена) незаконными, обязании выдать удостоверение многодетной семьи.
В обоснование заявленных требований указал, что с (Дата обезличена) состоит в зарегистрированном браке с К.А.А. От брака супруги имеют троих несовершеннолетних детей: К.К.А., (Дата обезличена) года рождения, К.М.А., (Дата обезличена) года рождения, К.В.А., (Дата обезличена) года рождения.
К.А.В. зарегистрирован по адресу: (адрес)., однако, фактически он постоянно проживает вместе со своей семьей по месту регистрации жены К.А.А. по адресу: (адрес) что подтверждается решением Истринского городского суда Московской области от (Дата обезличена).
В июле 2016 года он и его жена К.А.А. обратились в Истринское УСЗН МСР МО с заявлениями о получении удостоверения многодетной семьи, приложив к данным заявлениям весь перечень документов, указанный в Постановлении Правительства Московской области от (Дата обезличена)(№) «Об утверждении Порядка выдачи удостоверения многодетной семьи», в том числе, решение суда об установлении факта проживания К.А.В. на территории Истринского района, как документ, подтверждающий его место жительства в Московской области.
Решениями Истринского Управления СЗН (№) и (№) от (Дата обезличена) в выдаче удостоверения многодетной семьи им было отказано, в связи с отсутствием документа, подтверждающего место жительства К.А.В. в Московской области.
Данный отказ считает незаконным и необоснованным, нарушающим его права и законные интересы.
В судебном заседании К.А.В. поддержал административное исковое заявление и просил суд их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Истринского управление социальной защиты населения Министерства социальной развития Московской области возражала против удовлетворения административного иска по доводам, изложенным в письменных возражениях, приобщенным к материалам дела.
Представитель административного ответчика Министерства социальной развития Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Заинтересованное лицо К.А.А. в судебном заседании поддержала требования административного истца, просила их удовлетворить.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, дав юридическую оценку собранным по делу доказательствам, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что К.А.В. (административный истец) и Т.А.А. (заинтересованное лицо) заключили брак (Дата обезличена). После заключения брака жене присвоена фамилия «К.» (л.д.10).
На иждивении супругов находятся трое несовершеннолетних сыновей: К.К.А., (Дата обезличена) года рождения, К.М.А., (Дата обезличена) года рождения, К.В.А., (Дата обезличена) года рождения (л.д.11-13).
Из представленных в материалы дела паспортов граждан Российской Федерации усматривается, что К.А.А. (жена административного истца) и ее несовершеннолетние дети: К.К.А., (Дата обезличена) года рождения, К.М.А., (Дата обезличена) года рождения, К.В.А., (Дата обезличена) года рождения, зарегистрированы по адресу: (адрес) (л.д.14, 14 оборот). К.А.В. зарегистрирован по адресу: (адрес) (л.д.15).
Факт преимущественного постоянного проживания К.А.В. с семьей с (Дата обезличена) по адресу: (адрес) установлен решением Истринского городского суда Московской области от (Дата обезличена). Решение суда вступило в законную силу (Дата обезличена) (л.д.16).
При обращении в Истринское УСЗН (Дата обезличена) истцу и его супруге отказано в выдаче семье К.А.В. и А.А. удостоверения многодетной семьи. Отказ мотивирован тем, что согласно ст.2 Закона Московской области от (Дата обезличена)(№)-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» многодетная семья – лица, состоящие в зарегистрированном браке (далее – одинокие матери (отцы)), имеющие троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц). Действие настоящего Закона распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в Московской области и иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе беженцев, имеющих место жительства в Московской области. В соответствии с постановлением Правительства МО от 11.03.2016 года № 178/7 «Об утверждении Порядка выдачи удостоверения многодетной семьи», для получения удостоверения родители предоставляют в Истринское УСЗН или многофункциональный Центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту своего жительства заявление с приложением документа, подтверждающего место жительства заявителя (супруга, супруги) и детей в Московской области. Приложенное к заявлению решение суда о факте проживания К.А.В. на территории Истринского района Московской области не является заменой документа, подтверждающего
Суд не может согласиться с позицией административного ответчика и признать обжалуемый отказ от (Дата обезличена)(№) законным и обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Частью 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в том числе в соответствии с частью 2 настоящей статьи.
В силу статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 данной статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Подпунктом 24 пункта 2 данной статьи к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан, имеющих детей, в том числе социальной поддержки многодетных семей.
Указом Президента Российской Федерации от 05 мая 1992 года "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" постановлено, что категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, определяют правительства республик в составе Российской Федерации, органы исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
В Московской области отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки семьи и детей, в том числе многодетных семей, регулируются Законом Московской области от 12 января 2006 года N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" (далее - Закон МО N 1/2006-ОЗ).
Согласно положениям статьи 1 Закона МО N 1/2006-ОЗ его действие распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в Московской области, за исключением части 3 статьи 16, части 2 статьи 19; иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе беженцев, имеющих место жительства в Московской области, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Закона МО N 1/2006-ОЗ для целей настоящего Закона под мерами социальной поддержки семьи и детей подразумеваются меры, предоставляемые органами государственной власти Московской области с целью повышения качества жизни и улучшения жизнедеятельности семьи и детей. Этой же статьей определены категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке: лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке (одинокие матери (отцы)), имеющие троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц). К многодетным семьям по мерам социальной поддержки приравниваются семьи, утратившие статус многодетных в связи с достижением одним или несколькими детьми совершеннолетия, при условии, что совершеннолетние дети обучаются в образовательных организациях всех типов по очной форме обучения и не достигли 23 лет.
Законом МО N 1/2006-ОЗ установлены виды мер социальной поддержки семьи и детей: социальные пособия, компенсации, другие меры социальной поддержки (главы 2-5 Закона).
В силу статьи 21 Закона МО N 1/2006-ОЗ, регламентирующей финансирование и порядок предоставления мер социальной поддержки, финансирование мер социальной поддержки, предоставляемых семье и детям в Московской области, установленных настоящим Законом, осуществляются за счет средств бюджета Московской области (часть 1). Согласно части 2 статьи 21 Закона МО "1/2006-ОЗ порядок и условия предоставления мер социальной поддержки устанавливаются Правительством Московской области.
Частью 4 статьи 21 Закона МО "1/2006-ОЗ установлено, что меры социальной поддержки многодетным семьям, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются на основании удостоверения многодетной семьи, порядок выдачи которого устанавливается Правительством Московской области, или ранее выданного удостоверения многодетной матери (отца).
В порядке реализации положений части 2 статьи 21 Закона МО N 1/2006-ОЗ постановлением Правительства Московской области от 18 апреля 2008 года N 294/13 был утвержден Порядок выдачи удостоверения многодетной матери, многодетного отца.
11 марта 2016 года Правительством Московской области принято постановление N 178/7 "Об утверждении порядка выдачи удостоверения многодетной семьи" (далее - Постановление N 178/7), которым:
- утверждены Порядок выдачи удостоверения многодетной семьи; образец бланка "Удостоверение многодетной семьи" (пункт 1),
- признаны утратившими силу: постановление Правительства Московской области от 18 апреля 2008 года N 294/13 "Об утверждении Порядка выдачи удостоверения многодетной матери, многодетного отца"; постановление Правительства Московской области от 22 марта 2011 года N 211/7 "О внесении изменений в постановление Правительства Московской области от 18 апреля 2014 года N 294/13 "Об утверждении Порядка выдачи удостоверения многодетной матери, многодетного отца"; пункт 7 изменений, которые вносятся в некоторые постановления Правительства Московской области в сфере социальной защиты населения Московской области, утвержденных постановлением Правительства Московской области от 18 июля 2014 года N 557/27 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Московской области в сфере социальной защиты населения Московской области" (пункт 2).
В пункте 4 Постановления N 178/7 указано, что оно вступает в силу со дня его подписания.
Постановление Правительства Московской области от 11 марта 2016 года "Об утверждении Порядка выдачи удостоверения многодетной семьи" опубликовано на официальном Интернет-портале Правительства Московской области http://www.mosreg.ru 11 марта 2016 года, в официальном издании - газете "Ежедневные новости. Подмосковье" N 57 от 01 апреля 2016 года.
Порядок выдачи удостоверения многодетной семьи (далее - Порядок) - как указано в пункте 1 Порядка - устанавливает правила и условия выдачи удостоверения многодетной семьи.
Согласно пункту 2 Порядка удостоверение выдается территориальным структурным подразделением Министерства социального развития Московской области (далее - Подразделение) или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ) лицу, состоящему в зарегистрированном браке, либо матери (отцу), не состоящим в зарегистрированном браке, имеющим троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц) (далее - заявитель). Многодетной семье выдается одно удостоверение.
В соответствии с пунктом 3 Порядка для получения удостоверения заявитель предоставляет в Подразделение или в МФЦ по месту жительства заявление о выдаче удостоверения с приложением указанных в данном пункте документов. В том числе предусмотрено предоставление документа, подтверждающего место жительства заявителя и детей в Московской области, если эти сведения не содержатся в документе, удостоверяющем личность, а также предоставление копии вступившего в законную силу решения суда, заверенной соответствующим судом, или копии соглашения родителей о месте жительства ребенка (детей), заключенного в письменной форме и удостоверенного нотариально (с предъявлением подлинника) - в случае расторжения брака между родителями ребенка (детей).
Согласно определению понятия "многодетная семья", которое дано в статье 2 Закона МО N 1/2006-ОЗ, совместное проживание членов семьи, имеющей в своем составе не менее трех несовершеннолетних детей, является одним из юридически значимых фактов.
Понятие места жительства гражданина дано в статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации. В силу указанной нормы местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей: родителей, усыновителей или опекунов.
Таким образом, учитывая, что факт преимущественного проживания К.А.В. на территории Московской области установлен вступившим в законную силу решением суда, суд удовлетворяет требования истца в части признания незаконным и отмене решения Истринского управления социальной защиты населения Министерства социальной развития Московской области от (Дата обезличена)(№) об отказе в выдаче удостоверения многодетной семьи и обязании выдать К.А.В. удостоверение многодетной семьи.
При этом, суд не находит оснований для признания незаконным решения (№), поскольку оно вынесено в отношении К.А.А., которая, будучи привлеченной к участию в деле в качестве заинтересованного лица, самостоятельных требований относительно предмета спора не заявляла.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования К.А.В. о признании незаконными решения должностного лица – удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить решение Истринского управления социальной защиты населения Министерства социальной развития Московской области от (Дата обезличена)(№) об отказе в выдаче удостоверения многодетной семьи.
Обязать Истринское управление социальной защиты населения Министерства социальной развития Московской области выдать К.А.В. удостоверение многодетной семьи.
В удовлетворении требования К.А.В. о признании незаконным решения Истринского управления социальной защиты населения Министерства социальной развития Московской области от (Дата обезличена)(№) – отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Истринский городской суд в течение одного месяца с момента изготовления решения судом в полном объеме.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено (Дата обезличена).