ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-579/18 от 14.03.2018 Балаклавского районного суда (город Севастополь)

Дело № 2а-579/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 марта 2018 год город город Севастополь

Балаклавский районный суд города Севастополя в составе председательствующего судьи Анашкиной И.А., при секретаре Ткач А.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО к Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги, возложении обязанности совершить определенные действия,

У С Т А Н О В И Л:

Представитель административного истца обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя, в котором просит суд признать решение Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя об отказе в предоставлении государственной услуги «Присвоение, изменение (идентификация) и аннулирования адресов» от 12.12.2017 года незаконным, обязать Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя присвоить адрес объекту, расположенному по адресу: город Севастополь, <адрес>, в границах землепользования СТ «<данные изъяты>», участок .

Иск мотивирован тем, что представитель ФИО обратился в Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя с заявлением о предоставлении государственной услуги «Присвоение, изменение (идентификация) и аннулирования адресов», а именно о присвоении адреса объекту, расположенному по адресу: город Севастополь, <адрес>, в границах землепользования СТ «Медик-3», участок . Однако Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя было отказано в присвоении указанному объекту адреса, основанием для такого отказа послужило то обстоятельство, что заявителями, имеющими право на получение указанной государственной услуги, являются физические и юридические лица, являющиеся собственниками объекта адресации, однако согласно полученным Департаментом сведениям, право собственности на указанный объект недвижимого имущества за ФИО не зарегистрировано. Указывая, что данный отказ нарушает права собственника объекта недвижимого имущества, представитель административного истца просит признать его незаконным, возложить на Департамент архитектуры и градостроительства обязанность присвоить указанному объекту адрес.

Право собственности на земельный участок и жилой дом, на нем расположенный, возникло у административного истца в соответствии с ранее действующим законодательством. В настоящее время право собственности на жилой дом зарегистрировано за административным истцом, на земельный участок за административным истцом, в порядке, предусмотренном ныне действующим законодательством, право собственности не зарегистрировано, однако данное обстоятельство не является препятствием для реализации собственником недвижимого имущества права на присвоения указанным объектам адреса.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не прибыл, уведомлен надлежаще, в адресованном суду письменном заявлении просит об отложении рассмотрения дела, вместе с тем, доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание не представлено.

В ранее поданных возражениях на административный иск, просила в его удовлетворении отказать, в обоснование возражений указала, что решение Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя является законным, принятым в результате соблюдения всех необходимых действий, связанных с предоставлением указанной государственной услуги, в ходе проведения которых было установлено, что ФИО не относится к числу лиц, имеющих право на получение такой услуги в связи с тем, что право собственности на объекты недвижимого имущества, которым он просит присвоить адрес, за ним не зарегистрировано.

Выслушав пояснения представителя административного истца, проверив доводы административного искового заявления, исследовав представленные лицами, участвующими в деле, доказательства, оценив их по своему внутреннему убеждению на предмет относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в совокупности, суд заключил о следующем.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

На основании нотариально удостоверенного договора купли – продажи земельного участка, заключенного 12 ноября 2013 года между ФИО и ФИО, последнему на праве собственности принадлежит земельный участок , расположенный в пределах землепользования <данные изъяты>» <адрес> города Севастополя.

Указанный договор купли–продажи был зарегистрирован в установленном ранее действовавшим законодательством порядке.

12 ноября 2013 года право собственности на земельный участок зарегистрировано за ФИО в Государственном реестре вещных прав Украины, что подтверждается соответствующей выпиской.

14 сентября 2015 года земельный участок поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный, присвоен кадастровый .

На указанном земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который, 25 сентября 2015 года зарегистрировано за ФИО, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права, имеющейся в материалах дела.

Желая реализовать право на присвоение принадлежащим ему объектам недвижимого имущества адреса, административный истец ФИО, через своего представителя, обратился с соответствующим заявлением в уполномоченный на присвоение адресов орган, которым ему было отказано в предоставлении государственной услуги «Присвоение, изменение (идентификация) и аннулирования адресов».

Решением Департамента об отказе в предоставлении государственной услуги «Присвоение, изменение (идентификация) и аннулирования адресов» от 12.12.2017 года административному истцу в предоставлении указанной государственной услуги было отказано. Отказ обоснован тем, что на основании пункта 2 раздела I Административного регламента заявителями, имеющими право на получение государственной услуги, являются физические или юридические лица, являющиеся собственниками объекта адресации, на основании пункта 2 раздела I Административного регламента, заявителями, имеющими право на получение государственной услуги, являются физические или юридические лица, являющиеся собственниками объекта адресации, либо обладающие одним из следующих вещных прав на объект адресации: право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного (бессрочного) пользования. Однако согласно сведениям, предоставленным Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя из Единого государственного реестра недвижимости, об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 29.11.2017 , сведения о зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровым номером 91:01:013 001:283, отсутствуют.

Согласно пункту 6 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов в городе Севастополе, утвержденных Постановлением Правительства Севастополя от 3 апреля 2015 г. № 270-ПП «Об утверждении правил присвоения, изменения и аннулирования адресов в городе Севастополе» присвоение объекту адресации адреса, изменение и аннулирование такого адреса осуществляет Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя, именуемый в дальнейшем уполномоченный орган, с использованием федеральной информационной адресной системы.

Присвоение объектам адресации адресов и аннулирование таких адресов осуществляются уполномоченным органом по собственной инициативе или на основании заявлений физических или юридических лиц, указанных в пунктах 27 и 29 настоящих Правил.

Пунктом 27 Правил предусмотрено, что заявление о присвоении объекту адресации адреса или об аннулировании его адреса (далее - заявление) подается собственником объекта адресации по собственной инициативе либо лицом, обладающим одним из следующих вещных прав на объект адресации: право хозяйственного ведения; право оперативного управления; право пожизненно наследуемого владения; право постоянного (бессрочного) пользования.

С заявлением вправе обратиться представители заявителя, действующие в силу полномочий, основанных на оформленной в установленном законодательством Российской Федерации порядке доверенности, на указании федерального закона либо на акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления (далее - представитель заявителя) (пункт 29 Правил).

Согласно пункту 31 Правил заявление представляется заявителем (представителем заявителя) в уполномоченный орган или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, с которым уполномоченным органом в установленном Правительством Российской Федерации порядке заключено соглашение о взаимодействии; Заявление представляется в уполномоченный орган или многофункциональный центр по месту нахождения объекта адресации.

В силу пункта 32 Правил заявление подписывается заявителем либо представителем заявителя. При представлении заявления представителем заявителя к такому заявлению прилагается доверенность, выданная представителю заявителя, оформленная в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Частью 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

Аналогичные положения содержались и в Федеральном законе от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Государственная регистрация права в силу положений Федерального Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" является единственным доказательством наличия зарегистрированного права.

Вместе с тем, согласно статье 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.

В силу пункта 1 части 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Частью 1 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.

С учетом того, что город Севастополь стал субъектом РФ 18.03.2014, Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» начал распространятся на объекты, расположенные в Севастополе с 18.03.2014.

Кроме того, в соответствии с п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении действие Земельного кодекса Российской Федерации» государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Закона № 122-ФЗ от 21.07.1997, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Таким образом, поскольку право собственности на земельный участок возникло у ФИО до 18 марта 2014 года, то есть до введения в действие на территории города Севастополя законодательства Российской Федерации, у него имеются предусмотренные законом основания для обращения в уполномоченный орган с заявлением о присвоении адреса, находящимся в его собственности объектам недвижимого имущества.

В силу части второй статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Частью 1 статьи 84 КАС РФ предусмотрено, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Принимая во внимание, что судом установлены обстоятельства, свидетельствующие о наличии у административного истца оснований для обращения с соответствующим заявлением о присвоении адреса, объектам недвижимого имущества, находящимся в его собственности, принимая во внимание, что административным ответчиком в нарушение положений статьи 62 КАС РФ, не представлено надлежащих доказательств подтверждающих законность решения Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя об отказе в предоставлении государственной услуги «Присвоение, изменение (идентификация) и аннулирования адресов» от 12.12.2017 года № 17952/48-08/17, суд приходит к выводу о незаконности решения ответчика об отказе в предоставлении указанной государственной услуги, в связи с чем, заявление ФИО о предоставлении государственной услуги «Присвоение, изменение (идентификация) и аннулирования адресов» подлежит повторному рассмотрению Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя.

Кроме того, представитель административного ответчика просил восстановить пропущенный срок на обращение с административным иском, относительного данного заявления суд приходит к выводу о следующем.

Статьей 219 КАС РФ предусмотрено, что в соответствии с частью 1 статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Решение, которое административный истец просит признать незаконным, было принято Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя 12 декабря 2017 года, с административным иском представитель ФИО обратился 16 января 2018 года, следовательно, срок на обращение с административным иском на момент его подачи не был пропущен.

Кроме того, административное исковое заявление первоначально было подано истцом в Ленинский районный суд города Севастополя 28 декабря 2018 года и возвращено определением суда, копия которого направлена ФИО 10 января 2018 года.

В удовлетворении требований о возложении на административного ответчика обязанности присвоить адрес объекту суд отказывает, поскольку находит такое требование ненадлежащим способом защиты нарушенного права. Полагает, что нарушенное право истца должно быть восстановлено путем возложения на Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя обязанности повторно рассмотреть заявление ФИО о присвоении адреса объектам.

Учитывая вышеизложенное, административное исковое заявление подлежит частичному удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175–180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление ФИО удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя об отказе ФИО в предоставлении государственной услуги «Присвоение, изменение (идентификация) и аннулирования адресов» от 12.12.2017 года .

Обязать Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя повторно рассмотреть заявление ФИО о присвоении адреса объектам, расположенным по адресу: <адрес>

В остальной части требования оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья И.А. Анашкина

Решение в окончательной форме составлено 19 марта 2018 года