ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-579/2022 от 17.03.2022 Центрального районного суда г.Тулы (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ г. Тула, ул. Луначарского, д. 76

Центральный районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего судьи Власовой Ю.В.,

при секретаре Кирилиной А.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области к Игошеву С.Н. о взыскании недоимки по страховым взносам, пени,

установил:

Управление Федеральной налоговой службы по Тульской области (далее по тексту – УФНС России по Тульской области) обратилось в суд с административным иском к Игошеву С.Н. о взыскании недоимки по страховым взносам, пени за ДД.ММ.ГГГГ

Свои требования административный истец обосновал тем, что Игошев С.Н., зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя до ДД.ММ.ГГГГ, не оплатил своевременно и в полном объеме страховые взносы в фиксированном размере за ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, ему в соответствии со ст. 69 Налогового кодекса РФ (далее по тексту – НК РФ) выставлено и направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ по сроку уплаты до ДД.ММ.ГГГГ на сумму недоимки по страховым взносам и начисленные в соответствии со ст. 75 НК РФ пени; а также не оплатил страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российский Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе отмененному, за расчетные периоды начиная с ДД.ММ.ГГГГ) в размере 32.186 рублей 32 копеек, пени в размере 127 рублей 67 копеек; и страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, в размере 8.358 рублей 05 копеек, пени – 33 рублей 15 копеек.

Указанная задолженность взыскивалась в порядке приказного производства, однако судебный приказ по делу от ДД.ММ.ГГГГ был отменен в порядке ст. 123.7 КАС РФ.

На основании изложенного, административный истец просит суд взыскать с Игошева С.Н. страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 32.186 рублей 32 копейки, пени в размере 127 рублей 67 копеек; и страховые взносы на обязательное медицинское страхование в размере 8.358 рублей 05 копеек, пени в размере 33 рублей 15 копеек, а всего на общую сумму 40.705 рублей 19 копеек.

В судебное заседание представитель административного истца – УФНС России по Тульской области не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, в адресованном суду заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Административный ответчик Игошев С.Н. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявленных исковых требований по тем основаниям, что с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ отбывал наказание в местах лишения свободы по приговору суда. В связи с чем предпринимательскую деятельность в указанный период до настоящего времени не осуществлял. Находясь в местах лишения свободы, он неоднократно, начиная с 2018 года обращался в налоговый орган, в том числе через администрацию исправительной колонии, с заявлениями о прекращении его статуса в качестве индивидуального предпринимателя, однако всегда получал отказ по причине подписания заявлений, а также удостоверения его подписи лицами, не имеющими соответствующих полномочий. Однако, в период отбывания наказания в местах лишения свободы иных способов составления заявлений о прекращении его статуса в качестве индивидуального предпринимателя у него не имелось, а для приглашения нотариуса для оформления нотариальной доверенности не было материальной возможности.

Руководствуясь положениями ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), суд определил рассмотреть административное дело в отсутствие не явившегося представителя административного истца.

Заслушав пояснения административного ответчика Игошева С.Н., исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57).

В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.

Статьи 3 и 23 НК РФ также говорят об обязанности налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги и сборы.

В силу п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 227 НК РФ исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят следующие налогоплательщики - физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.

Налогоплательщики, указанные в п. 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном ст. 225 настоящего Кодекса (ч. 2 ст. 227 НК РФ).

Налогоплательщики, указанные в п. 1 настоящей статьи, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в сроки, установленные ст. 229 настоящего Кодекса (ч. 5 ст. 227 НК РФ).

Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (ч. 6 ст. 227 НК РФ).

Согласно ст. 419 НК РФ индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.

Согласно п. 1 ст. 432 НК РФ индивидуальный предприниматель исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, производит самостоятельно в соответствии со ст. 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии с п. 2 ст. 432 НК РФ суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300.000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ, в срок, установленный абз. 2 настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со ст. 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

Расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год (п.1 ст. 423 НК РФ).

Согласно п. 5 ст. 432 НК РФ в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.

Если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (п. 5 ст. 430 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

В силу абз. 1 п. 3 ст. 75 НК РФ пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Игошев С.Н. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (ОГРНИП ), что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 69 НК РФ УФНС России по Тульской области в адрес административного ответчика выставлено требование по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому за Игошевым С.Н. числится задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, пени, в общей сумме 40.705 рублей 19 копеек, а именно:

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российский Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе отмененному, за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ) в размере 32.186 рублей 32 копеек, пени в размере 127 рублей 67 копеек;

- страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, в размере 8.358 рублей 05 копеек, пени – 33 рублей 15 копеек.

В установленные в требовании сроки задолженность по страховым взносам, пени Игошевым С.Н. уплачена не была.

Установленные судом обстоятельства сторонами не оспаривались, доказательств уплаты налогов, страховых взносов, пени суду не представлено.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом (п. 2 ст. 45 НК РФ).

ДД.ММ.ГГГГ Игошев С.Н. прекратил свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.

В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.

Согласно п.п. 1, 2 ст. 48 НК РФ (в редакции, действующей в спорный период) в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3.000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абз. 3 п. 2 настоящей статьи.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3.000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3.000 рублей.

Абзацем 2 п. 3 ст. 48 НК РФ установлено, что требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Статьей 48 НК РФ установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.

Как установлено выше, срок уплаты страховых взносов и пени по направленному административному ответчику требованию определен до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Игошева С.Н. указанной выше недоимки.

На основании судебного приказа <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ с Игошева С.Н. взыскана задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой части пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ) в размере 32.186 рублей 32 копеек, пени в размере 127 рублей 67 копеек; и по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда ОМС (за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ), в размере 8.358 рублей, пени в размере 33 рублей 15 копеек.

Таким образом, налоговый орган в установленный п. 2 ст. 48 НК РФ срок предъявил к взысканию с Игошева С.Н. недоимки по страховым взносам по вышеуказанному требованию.

ДД.ММ.ГГГГ определением <данные изъяты>., <данные изъяты>, данный судебный приказ отменен по заявлению должника Игошева С.Н. в порядке ст. 123.7 КАС РФ ввиду несогласия должника с данным судебным актом.

Рассматриваемое административные исковое заявление было направлено в Центральный районный суд г. Тулы налоговым органом ДД.ММ.ГГГГ, что следует из отметки почтового отделения г. Тулы на конверте.

Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что требования действующего законодательства по соблюдению срока обращения в суд с рассматриваемыми требованиями административным истцом выполнены.

Разрешая заявленные требования и проверяя доводы административного ответчика, суд приходит следующему.

Согласно ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (ч. 4 ст. 289 КАС РФ).

В силу п. 1 ст. 22.3 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (положения статьи приведены на дату возникновения спорных правоотношений) государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется на основании представляемых в регистрирующий орган следующих документов:

а) подписанного заявителем заявления о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

б) документа об уплате государственной пошлины;

в) документа, подтверждающего представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подп. 1-8 п.2 ст. 6 и п.п. 2 и 2.4 ст. 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений». В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 7 ст. 22.3 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» представление документов для государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 9 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 1 ст. 9 указанного Федерального закона в регистрирующий орган документы могут быть направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения, представлены непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр), направлены в соответствии с настоящим пунктом в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.

Представление документов в регистрирующий орган непосредственно или через многофункциональный центр может быть осуществлено заявителем либо его представителем, действующим на основании нотариально удостоверенной доверенности, с приложением такой доверенности или ее копии, верность которой засвидетельствована нотариально, к представляемым документам.

Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п. 1.1 ст. 9 названного Закона).

Согласно п. 1.2 ст. 9 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяются подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, если иное не установлено настоящим пунктом. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

Свидетельствование в нотариальном порядке подписи заявителя на представляемых при государственной регистрации заявлении, уведомлении или сообщении не требуется в случае:

- представления документов, предусмотренных ст. 12 настоящего Федерального закона, непосредственно в регистрирующий орган лично заявителем с представлением одновременно документа, удостоверяющего его личность;

- представления документов, предусмотренных ст.ст. 22.1, 22.2 и 22.3 настоящего Федерального закона, в регистрирующий орган непосредственно или через многофункциональный центр лично заявителем с представлением одновременно документа, удостоверяющего его личность;

- направления документов в регистрирующий орган в порядке, установленном п. 1 настоящей статьи, в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.

Как следует из возражений административного ответчика Игошева С.Н. и подтверждается материалами дела приговором <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ он был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного <данные изъяты>, с назначением наказание в виде лишения свободы <данные изъяты>, <данные изъяты> Под стражу был взят в зале суда.

Согласно справке о судимости, Игошев С.Н. отбывал наказание в исправительной колонии в условиях изоляции от общества в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, в указанный период административный ответчик не осуществлял предпринимательскую деятельность.

Из возражений административного ответчика также следует, что у него отсутствовала возможность вызова нотариуса в исправительное учреждение для оформления нотариальной доверенности.

При этом, действующим законодательством не предусмотрена безусловная обязанность нотариуса по обращению заинтересованного лица осуществлять нотариальное действие вне помещения нотариальной конторы.

В то же время судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Игошевым С.Н. (ОГРНИП ; ИНН ) с помощью почтового отправления представил в регистрирующий орган заявление о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя по форме (далее - заявление) с дальнейшим присвоением входящего номера , что подтверждается сообщением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ регистрирующим (налоговым) органом принято решение об отказе Игошеву С.Н. в государственной регистрации прекращения статуса индивидуального предпринимателя в соответствии с подп. «а» п. 1 ст. 23 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон № 129-ФЗ).

ДД.ММ.ГГГГ Игошев С.Н. (ОГРНИП ; ИНН ) направил в регистрирующий (налоговый) орган в электронном виде без использования усиленной квалифицированной электронной подписи заявителя (вх. 36Э) заявление о прекращении статуса индивидуального предпринимателя.

ДД.ММ.ГГГГ регистрирующим органом заявление Игошева С.Н. было рассмотрено и направлено сообщение о корректности представленной электронной заявки и необходимости явиться в регистрирующий орган в течение трех рабочих дней для дальнейшей регистрации прекращения деятельности индивидуального предпринимателя. Поскольку Игошев С.Н. в указанные сроки не явился, регистрирующим органом ДД.ММ.ГГГГ его заявка была аннулирована.

ДД.ММ.ГГГГ Игошев С.Н. (ОГРНИП ; ИНН ) с помощью почтового отправления вновь представил в регистрирующий орган заявление о прекращении его статуса в качестве индивидуального предпринимателя (вх. ).

Решением налогового органа от ДД.ММ.ГГГГ Игошеву С.Н. вновь было отказано в государственной регистрации прекращения статуса индивидуального предпринимателя в соответствии с подп. «а» п. 1 ст. 23 Закона №129-ФЗ.

ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Игошев С.Н. посредством почтовой связи представлял в регистрирующий орган заявления о прекращении его статуса индивидуального предпринимателя (вх. ). Однако, каждый раз получал отказ мотивированный требованиями с подп. «а» п. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ, что подтверждается решениями регистрирующего (налогового) органа от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, соответственно.

ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) внесена запись об исключении индивидуального предпринимателя Игошева С.Н. (ОГРНИП ; ИНН ) из ЕГРИП как недействующего.

ДД.ММ.ГГГГ в регистрирующий орган Игошевым С.Н. с помощью почтового отправления было представлено заявление в свободной форме с просьбой о прекращении его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

ДД.ММ.ГГГГ регистрирующим органом был дан ответ о том, что Игошев С.Н. (ОГРНИП ; ИНН <данные изъяты>) был исключен из ЕГРИП, как недействующий индивидуальный предприниматель ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно письму ФНС Минфина России от 5 апреля 2019 года № БС-4-11/6361@, не предприняв действий по исключению из ЕГРИП, предприниматель сохраняет статус индивидуального предпринимателя и обязан уплачивать страховые взносы, независимо от того, осуществляет он предпринимательскую деятельность или нет, и факта получения дохода от этой деятельности.

Основания освобождения плательщиков страховых взносов, указанных в подп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ, установлены в ч. 3 ст. 430 указанного Кодекса, при этом, такое основание, как нахождение в местах лишения свободы в перечень этих оснований не включено.

Лишь исключительные обстоятельства, препятствующие предпринимателю обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения данного статуса при фактическом прекращении деятельности, могут явиться основанием для освобождения от уплаты страховых взносов, что подтверждается правовыми позициями Конституционного Суда РФ.

В определении от 12 апреля 2005 года № 164-О Конституционный Суд Российской Федерации признал наличие случаев, когда при фактическом прекращении предпринимательской деятельности гражданин в силу непреодолимых обстоятельств не мог своевременно отказаться от статуса индивидуального предпринимателя в установленном действующим законодательством порядке. В этих случаях гражданин не лишается возможности при предъявлении к нему требования об уплате недоимки по страховым взносам за соответствующий период, защитить свои права, привести доводы и возражения, представить документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства. Суд обязан в этом случае принять во внимание связанные с неисполнением обязательства обстоятельства, в том числе представленные гражданином доказательства существования обстоятельств исключительного (экстраординарного) характера, которые не позволили ему своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности.

Аналогичная правовая позиция изложена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 мая 2005 года № 211-О, в силу которой правовой статус индивидуального предпринимателя, возникающий с момента государственной регистрации гражданина в таком качестве, сопряжен с рядом обязанностей и рисков. При этом прекращение действия данного статуса и связанных с ним прав и обязанностей обусловлено исключительно действиями самого индивидуального предпринимателя. В случаях, когда при фактическом прекращении предпринимательской деятельности гражданин в силу непреодолимых обстоятельств не мог в установленном порядке своевременно отказаться от статуса индивидуального предпринимателя, при предъявлении требований об уплате недоимки по страховым взносам права ссылаться на данные обстоятельства гражданин не лишен.

В этой связи, при рассмотрении вопроса о взыскании с обязанного лица задолженности по страховым взносам правовое значение имеет не только факт нарушения им обязательства по уплате взносов на обязательное социальное страхование, но и обстоятельства исключительного (экстраординарного) характера, которые не позволили своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности. Бремя доказывания таких обстоятельств лежит на лице, ссылающимся на их существование.

При этом степень чрезвычайности, объективной непредотвратимости обстоятельств устанавливается судебными органами по каждому конкретному делу с учетом представленных доказательств, на что, в частности, указывает Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 27 апреля 2001 года № 7-П.

Факт того, что Игошев С.Н. в период нахождения в исправительном учреждении, а именно с 16 января 2017 года по 8 декабря 2021 года, предпринимательскую деятельность не осуществлял, сомнений не вызывает. Также не вызывает сомнений и тот факт, что в указанный период административным ответчиком были предприняты меры к прекращению статуса индивидуального предпринимателя, неоднократно поданы соответствующие заявления в налоговый орган, однако отказы в государственной регистрации прекращения статуса индивидуального предпринимателя следует признать исключительным обстоятельством, объективно не позволившим административному ответчику выполнить необходимые действия для прекращения данного статуса. Вместе с тем, после освобождения из мест лишения свободы Игошев С.Н. в разумный срок обратился с заявлением о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, и из сообщения налогового органа выяснил, что его статус индивидуального предпринимателя прекращен налоговым органом ДД.ММ.ГГГГ, как недействующего ИП.

Проанализировав изложенное, оценивая собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст.ст. 59-61 КАС РФ в их совокупности и взаимной связи с приведенными выше правовыми нормами, суд приходит к выводу, что Игошев С.Н. в период с ДД.ММ.ГГГГ (дата постановления приговора и взятия под стражу в зале суда) до ДД.ММ.ГГГГ (дата прекращения статуса ИП), находясь в местах лишения свободы, не мог ввиду объективных обстоятельств лично предоставить заявление о государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя и собрать предусмотренный законом пакет документов в регистрирующий орган. Находясь в местах лишения свободы, не имел фактической возможности выполнить действия, предусмотренные ст. 22.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной регистрации юридических лиц индивидуальных предпринимателей», необходимые для прекращения государственной регистрации административного ответчика в качестве индивидуального предпринимателя (оформления нотариальной доверенности, направления заявления через «Интернет»).

Таким образом, суд признает, что нахождение Игошева С.Н. в местах лишения свободы в связи с назначенным приговором суда наказанием относится к непреодолимым обстоятельствам исключительного (экстраординарного) характера, в силу которых административный ответчик не мог в установленном порядке своевременно отказаться от статуса индивидуального предпринимателя, обратиться с соответствующим заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, учитывая, что предпринимательскую деятельность Игошев С.Н. не вел с ДД.ММ.ГГГГ и не мог ее осуществлять, дохода за указанный период не имел, с указанного периода по независящим от него обстоятельствам не имел возможности обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности, и ДД.ММ.ГГГГ его регистрация в качестве индивидуального предпринимателя прекращена, суд полагает, что имеются правовые основания для освобождения административного ответчика от уплаты страховых взносов за 2020 год.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного иска Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области к Игошеву С.Н. о взыскании недоимки по страховым взносам, пени, - отказать

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Тула в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий Ю.В. Власова