ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-579/2023 от 17.08.2023 Угличского районного суда (Ярославская область)

УИД 76RS0011-01-2023-000625-24

Дело № 2а-579/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 августа 2023 г. г. Углич

Угличский районный суд Ярославской области в составе:

председательствующего судьи Мароковой Т.Г.,

при секретаре Агафоновой М.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции ФНС России № 10 по Ярославской области к Крупенко А.О. о взыскании обязательных платежей,

установил:

Межрайонная инспекция ФНС России № 10 по Ярославской области обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просит взыскать с Крупенко А.О., с учетом уточнения административных исковых требований, недоимку по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений: налог за 2019 г. в размере 1096,05 руб., налог за 2020 г. в размере 2196 руб., а всего 3292,05 руб., пени за 2018, 2019, 2020 г.г. в общей сумме 23,23 руб.; недоимку по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений: налог за 2019, 2020 г.г. в общей сумме 4307,15 руб., пени за 2018, 2019, 2020 г.г. в общей сумме 77,75 руб., недоимку по транспортному налогу с физических лиц, состоящую из пени за 2018 г. в размере 61,15 руб., а всего на общую сумму 7761,33 руб.

В обоснование заявленных требований указано на то, что Крупенко А.О., являясь собственником земельного участка с кадастровым номером и жилого дома с кадастровым номером , расположенных по адресу: <адрес>, и как следствие плательщиком земельного налога и налога на имущество физических лиц, установленных законом. Так же Крупенко А.О. с 19.09.2017 г. по 25.12.2021 г. являлся собственником т/с <данные изъяты>, VIN: , следовательно, и плательщиком транспортного налога. Однако, указанную обязанность по уплате налогов не исполнил, в связи с чем ему выставлялись требования: № 17559 по состоянию на 26.06.2020 г., по сроку уплаты 21.07.2020 г., № 45430 по состоянию на 22.12.2020 г., по сроку уплаты 26.01.2021 г. и № 46694 по состоянию на 15.12.2021 г., по сроку уплаты 14.01.2022 г. В добровольном порядке задолженность не была погашена, что послужило основанием для обращения за ее взысканием в суд.

Представитель административного истца Межрайонной инспекции ФНС России № 10 по Ярославской области Богачев Н.С. в судебном заседании административные исковые уточнил (уменьшил), просил взыскать с ответчика в пользу Межрайонной инспекции ФНС России № 10 по Ярославской области недоимку по:

- налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений: налог за 2019, 2020 г.г. в размере 3292 руб. 05 коп., пени за 2018, 2019, 2020 г.г. в размере 23 руб. 23 коп.;

- по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений: налог за 2019, 2020 г.г. в размере 4307 руб. 15 коп., пени за 2018, 2019, 2020 г.г. в размере 77 руб. 75 коп.;

- по транспортному налогу с физических лиц: пени за 2018 г. в размере 61,15 руб., а всего на общую сумму 7761 руб. 33 коп.

Указав, что Крупенко А.О. 17.06.2023 г. произведен платеж в размере 62,80 руб. В связи с чем, налог на имущество за 2015 г. был сторнирован, произведен перерасчет налога и образовавшаяся переплата была зачтена в счет уплаты налога за 2019 в размере 471 руб. Таким образом, задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2019 г. уменьшилась до 1096,05 руб., соответственна общая сумма долга с учетом уточнения составила 7761 руб. 33 коп.

Дополнительно пояснил, что при начислении транспортного налога Крупенко А.О. предоставлялась льгота. Однако, льгота не может начисляться на родителя при расчете налога на имущество физических лиц. Данная льгота могла быть применена непосредственно в отношении ребенка-инвалида, в том случае, если у него в собственности находится недвижимое имущество. Льгота на налог на имущество физических лиц начислялась Крупенко А.О. ошибочно, в связи с чем, налоговым органом был сделан перерасчет за три года. Так же, Крупенко А.О. был подтвержден возврат налога на доходы физических лиц за 2019, 2020, 2021 г.г. на общую сумму 8743 руб.

Административный ответчик Крупенко А.О. в судебном заседании административные исковые требования признал в полном объеме. Однако, в предыдущих судебных заседаниях, Крупенко А.О. полагал, что ему, как родителю ребенка-инвалида, положена льгота по уплате налога на имущество физических лиц.

Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по ЯО в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещен.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, а так же материалы дела № 2а-542/2022, суд приходит к следующему.

В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

На основании статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Кодекса (жилой дом, жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение).

Пунктом 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации, объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Расчет земельного налога для физических лиц осуществляется налоговым органом посредством направления налогового уведомления в текущем году за предыдущий налоговый период в порядке статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно пункту 6 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

В силу абзаца первого статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 данного кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются, в частности, автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В силу положений статьи 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (пункт 1).

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2).

В силу абзаца 2 п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Согласно представленным материалам дела, Крупенко А.О., является собственником земельного участка с кадастровым номером и жилого дома с кадастровым номером , расположенных по адресу: <адрес>, и как следствие плательщиком земельного налога и налога на имущество физических лиц, установленных законом. Так же Крупенко А.О. с 19.09.2017 г. по 25.12.2021 г. являлся собственником т/с <данные изъяты>, VIN: , следовательно, и плательщиком транспортного налога.

Следовательно, в соответствии со ст. 357, 388, 400 НК РФ Крупенко А.О. является плательщиком транспортного и земельного налога, а так же налога на имущество физических лиц.

Довод Крупенко А.О. о том, что он имеет право на льготу по уплате налога на имущество физических лиц, суд находит не состоятельным по следующим основаниям.

Согласно программному комплексу АИС Налог-3 Крупенко А.О. была представлена льгота как пенсионеру, получающему пенсию, назначенную в порядке, установленном пенсионным законодательством за период с 04.10.2016 г. по 31.10.2018 г.

Из справки Клиентской службой в г. Угличе формы № 1 от 12.12.2022 г. следует, что получателем пенсии по государственному обеспечению по инвалидности с 04.10.2016 г. по 31.10.2023 г. является ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения – дочь Крупенко А.О. Таким образом, именно она, при наличии у нее имущества и земельных участков, имеет право на налоговую льготу. Ответчик же является один из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) ребенка-инвалида.

В соответствии со ст.ст. 391 и 407 Налогового кодекса Российской Федерации, а также Решениями муниципального Совета городского поселения Углич «Об установлении налога на имущество физических лиц» № 89 от 19.11.2014 г (с изм. от 22.12.2021 г), «Об установлении земельного налога» № 103 от 15.09.2013 г (с изм. № 9 от 24.11.2021 г.) льготы для «одного из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) ребенка-инвалида» в отношении налога на имущество и земельного налога, находящегося в собственности этого родителя не предусмотрены. Крупенко А.О. к категории «пенсионеры», «инвалиды» не относится, в связи с чем, льгота по налогу на имущество и вычет по земельному налогу, ему не предоставляются.

Крупенко А.О. льгота по налогу на имущество и вычет по земельному налогу за период с 04.10.2016 г. по 23.10.2018 г. были предоставлены налоговым органом ошибочно.

Также ответчику была представлена льгота за период с 01.01.2019 г. по 01.10.2023 г., как одному из родителей (усыновителей) ребенка инвалида.

В тоже время, налогоплательщикам, являющимся физическим лицом, одному из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) ребенка-инвалида, предоставляется льгота только по транспортному налогу.

Законом Ярославской области от 05.11.2002 № 71-з «О транспортном налоге в Ярославской области» на территории Ярославской области вводится транспортный налог, устанавливаются ставки налога, порядок его уплаты, налоговые льготы, основания и порядок их применения в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

На основании п. 1 ст. 7 Закона Ярославской области от 05.11.2002 № 71-з налоговая льгота предоставляется следующим категориях налогоплательщиков, являющихся физическими лицами: 1) пенсионерам, получающим пенсию, назначенную в порядке, установлении пенсионным законодательством Российской Федерации; 2) гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы к Чернобыльской АЭС; 3) одному из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) в семье, относящейся к многодетной в соответствии с Законом Ярославской области «Социальный кодекс Ярославской области»; 4) одному из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) в многодетной семье, являющейся малоимущей в соответствии с Законом Ярославской области «Социальный кодекс Ярославской области»; 5) Героям Советского Союза; 6) Героям Российской Федерации; 7) полным кавалерам ордена Славы; 8) Героям Социалистического Труда; 9) Героям Труда Российской Федерации; 10) инвалидам I группы вследствие военной травмы (ранения, контузив увечья), полученной при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей); 11) инвалидам II группы вследствие военной травмы (ранения, контузии, увечья), полученной при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей); 12) гражданам, достигшим возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин; 13) одному из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) ребенка-инвалида; 14) гражданам, призванным на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 года № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации»; 15) гражданам, добровольно обратившимся в военные комиссариаты муниципальных образований Ярославской области с целью призыва на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 года № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» и на основании решений призывных комиссий по мобилизации муниципальных образований Ярославской области направленным и прибывшим в воинские части; 16) гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации в период проведения специальной военной операции, направленным через военные комиссариаты муниципальных образований Ярославской области в район специальной военной операции, проводимой на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей и Украины.

Таким образом, на основании п. 13 ч. 1 ст. 7 Закона Ярославской области от 05.11.2002 № 71-з Крупенко А.О. была представлена льгота в размере 1580 руб.

В налоговых уведомлениях № 35033671 от 03.08.2020 г. и № 30269394 от 01.09.2021 г. льгота не отражена, так как 27.12.2022 г. был произведен перерасчет транспортного налога за 2019,2020 г.г.

За 2018 г. налогоплательщику была представлена льгота по налогу на имущество физических лиц за 10 месяцев. Кроме того, Крупенко А.О. 27.12.2022 г. был подтвержден возврат налога на доходы физических лиц за 2019, 2020, 2021 г.г. на общую сумму 8743 руб.

В соответствии со ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога, равной одной трехсотой действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Поскольку налогоплательщиком обязанность по уплате налога исполнена не своевременно, налоговым органом начислены пени за следующие периоды просрочки уплаты: пени за период с 12.02.2020 г. по 25.06.2020 г. - 61,15 руб.

Недоимка по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений: налог за 2019, 2020 г.г. в общей сумме 4307,15 руб. в том числе: налог за 2019 г. - 1653 руб. (с учетом произведенного налоговым органом зачета по земельному налогу за 2019 г. в размере 760 руб. в рамках ст. 78 НК РФ), за 2020 г. - 2654 руб.; пени за 2018, 2019, 2020 г.г. в общей сумме 77,75 руб., в том числе: за период с 12.02.2020 г. по 25.06.2020 г. в сумме 9,35 руб., с 02.12.2020 г. по 21.12.2020 г. в сумме 6,74 руб., с 02.12.2021 г. по 14.12.2021 г. в сумме 7,14 руб.

Недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2019,2020 г.г. составила 3825,85 руб., в том числе: за 2019 г. недоимка 1629,85 руб. (с учетом произведенного налоговым органом зачета по налогу на имущество физических лиц за 2019 г. в размере 749,15 руб. в рамках ст. 78 НК РФ), за 2020 г. - 2196 руб.; пени за 2018, 2019, 2020 г.г. в размере 23,23 руб., в том числе: за период с 12.02.2020 г. по 25.06.2020 г. в сумме 9,35 руб., с 02.12.2020 г. по 21.12.2020 г. в сумме 6,74 руб., с 02.12.2021 г. по 14.12.2021 г. в сумме 7,14 руб.

Однако, в ходе рассмотрения настоящего дела Крупенко А.О. 17.06.2023 г. произведен платеж в размере 62,80 руб. В связи с чем, налог на имущество за 2015 г. был сторнирован, произведен перерасчет налога и образовавшаяся переплата была зачтена в счет уплаты налога за 2019 в размере 471 руб. Таким образом, задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2019 г. составляет 1096,05 руб.

Расчет спорной задолженности проверен судом и признается верным, не оспаривается ответчиком.

Таким образом, административные исковые требования суд признает законными, обоснованными и удовлетворяет их.

В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, поэтому с Крупенко А.О. подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 руб. в доход местного бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 177 - 180, 290 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Взыскать с Крупенко А.О., ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, уроженца <данные изъяты> (ИНН ) в пользу Межрайонной инспекции ФНС России № 10 по Ярославской области недоимку по:

- налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений: налог за 2019, 2020 г.г. в размере 3292 руб. 05 коп., пени за 2018, 2019, 2020 г.г. в размере 23 руб. 23 коп.;

- по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений: налог за 2019, 2020 г.г. в размере 4307 руб. 15 коп., пени за 2018, 2019, 2020 г.г. в размере 77 руб. 75 коп.;

- по транспортному налогу с физических лиц: пени за 2018 г. в размере 61,15 руб., а всего на общую сумму 7761 руб. 33 коп.

Взыскать с Крупенко А.О. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 руб.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Угличский районный суд путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Т.Г. Марокова