Административное дело № 2а-57/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Оссора Карагинского района Камчатского края 26 мая 2016 года
Карагинский районный суд Камчатского края в составе:
председательствующего судьи – Копылова Р.В.,
при секретаре – Курданове В.О.,
с участием представителей административного ответчика Семейно-родовой общины коренных малочисленных народов севера коряков Карагинского района «Иччет» – Бочерикова В.А. и Поповой Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Камчатскому краю к Семейно-родовой общине коренных малочисленных народов севера коряков Карагинского района «Иччет» о ликвидации Семейно-родовой общины коренных малочисленных народов севера коряков Карагинского района «Иччет» и исключении её из Единого государственного реестра юридических лиц,
УСТАНОВИЛ:
Семейно-родовая община коренных малочисленных народов севера коряков Карагинского района «Иччет» (далее по тексту СРО КМНСК КР «Иччет») зарегистрирована Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Камчатской области и Корякскому автономному округу 23 мая 2005 года, запись о некоммерческой организации внесена в Единый государственный реестр юридических лиц (далее по тексту ЕГРЮЛ) за основным государственным регистрационным номером (ОГРН) 1058200093170.
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Камчатскому краю обратилось в суд с административным исковым заявлением к СРО КМНСК КР «Иччет», в котором просит признать государственную регистрацию СРО КМНСК КР «Иччет» недействительной в виду допущенных при её создании грубых нарушений закона, которые носят неустранимый характер, и ликвидировать указанную некоммерческую организацию с исключением из Единого государственного реестра юридических лиц.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что при создании СРО КМНСК КР «Иччет» были грубо нарушены положения пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 20 июля 2000 года № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», согласно которым учредителями общин малочисленных народов могут выступать только лица, относящиеся к малочисленным народам.
По сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, учредителями СРО КМНСК КР «Иччет» являются 4 человека: ФИО2, ФИО3, ФИО4 и ФИО11, при этом установлено, что двое из учредителей – Попова ФИО10 и Бочериков ФИО9 не относятся к малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Данное нарушение закона при создании СРО КМНСК КР «Иччет», по мнению административного истца, имеет грубый и неустранимый характер, что в соответствии с правилами подпункта 1 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации является основанием для ликвидации юридического лица по решению суда.
Управление Министерства юстиции РФ по Камчатскому краю о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. Требования, изложенные в административном иске, поддержало в полном объёме.
Представители административного ответчика СРО КМНСК КР «Иччет» – председатель общины и одновременно её учредитель Бочериков ФИО12, а также учредитель Попова ФИО14 в судебном заседании административный иск Управления Министерства юстиции РФ по Камчатскому краю не признали.
Дополнительно суду сообщили, что они действительно не относятся к малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Попова Г.В. по национальности украинка, проживает на Камчатке с 1967 года, а Бочериков В.А. по национальности русский, проживает на Камчатке с 1972 года. Однако суть образа их жизни – традиционные виды хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Камчатки, они являются активными участниками сохранения истории, развития культуры, традиционного образа жизни северных народов, традиционной хозяйственной деятельности в данном регионе. Созданное ими СРО КМНСК КР «Иччет» занимается оленеводством, в настоящее время стадо оленей численностью около одной тысячи голов, передано по договору аренды в созданное ими же юридическое лицо – ООО «Иччет».
Таким образом, и Попова Г.В. и Бочериков В.А. ощущают свою принадлежность к малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации – камчадалам.
Представители административного ответчика полагают, что положения пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 20 июля 2000 года № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», согласно которым учредителями общин малочисленных народов могут выступать только лица, относящиеся к малочисленным народам, противоречат пункту 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации, согласно которому государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещается любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Просили суд произвести запрос в Конституционный Суд Российской Федерации о проверке конституционности названных положений закона.
Заинтересованное лицо Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. Согласно отзыву на иск, не возражает против удовлетворения требований Управления Министерства юстиции РФ по Камчатскому краю, изложенных в административном иске.
Суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей административного истца и заинтересованного лица, извещённых о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно преамбуле Федерального закона от 20 июля 2000 года № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы организации и деятельности общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, создаваемых в целях защиты исконной среды обитания, традиционного образа жизни, прав и законных интересов указанных коренных малочисленных народов, а также определяет правовые основы общинной формы самоуправления и государственные гарантии его осуществления.
Семейные (родовые) общины малочисленных народов это формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам, объединяемых по кровнородственному признаку, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционное хозяйствование и занимающихся традиционными промыслами (абзац пятый статьи 1 названного Федерального закона).
В соответствии с ч. 2 ст. 8 названного Федерального закона, учредителями общин малочисленных народов могут выступать только лица, относящиеся к малочисленным народам, достигшие возраста 18 лет. Число учредителей не может быть менее трех.
В силу п.п. 1 п. 3 ст. 61 ГК РФ, юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, СРО КМНСК КР «Иччет» зарегистрирована в качестве некоммерческой организации в Едином государственном реестре юридических лиц 23 мая 2005 года за основным государственным регистрационным номером 1058200093170; ИНН – 8203009003; КПП – 820301001.
Как следует из Устава СРО КМНСК КР «Иччет» и выписки из ЕГРЮЛ учредителями семейно-родовой общины при её создании выступили четыре физических лица: ФИО2; ФИО3; Попова ФИО16; Бочериков ФИО17
Из протокола собрания СРО КМНСК КР «Иччет» от 4 февраля 2012 года, поступившему в Управление Министерства юстиции РФ по Камчатскому краю 3 апреля 2012 года с другими документами и заявлением о внесении изменений в состав учредителей и учредительные документы некоммерческой организации, стало известно, что Попова ФИО18 и Бочериков ФИО19 не относятся к малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Данные обстоятельства были в судебном заседании подтверждены лично Поповой Г.В., которая сообщила суду, что она по национальности украинка, проживает на Камчатке с 1967 года, и Бочериковым В.А., сообщившим, что он по национальности русский, проживает на Камчатке с 1972 года.
Согласно статье 1 Федерального закона от 30.04.1999 года № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» коренные малочисленные народы Российской Федерации – народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.
Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых проживают эти народы.
Такие национальности как «украинцы» и «русские» не включены в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации, утверждённый постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 года № 255.
Установленные в судебном заседании обстоятельства свидетельствуют о том, что учредителями СРО КМНСК КР «Иччет» являлись лица, которые в силу закона не могли выступать в качестве учредителей при создании данного юридического лица.
Основываясь на общем конституционно-правовом толковании положений Конституции Российской Федерации, и статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходящих из того, что ликвидация общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации не допускается по одному лишь формальному основанию нарушения федерального законодательства, а ответственность за эти нарушения должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным нарушениям и вызванными ими последствиями, суд учитывает значимость допущенного нарушения закона при создании СРО КМНСК КР «Иччет» и их неустранимый характер, так как в случае исключения из учредителей семейной родовой общины Поповой Г.В. и Бочерикова В.А. число учредителей, относящихся к малочисленным народам, останется менее трёх, что в силу ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 20 июля 2000 года № 104-ФЗ также является недопустимым.
Ссылка представителей административного ответчика на то, что положениями пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 20 июля 2000 года № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» ущемляются их права, предусмотренные пунктом 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации, является несостоятельной.
Так, положения законодательства о гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации (к которому относится и Федеральный закон «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации») устанавливают правовые основы гарантий самобытного социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Российской Федерации, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.
Учредители СРО КМНСК КР «Иччет» Попова Г.В. и Бочериков В.А. не относятся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а потому положения пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 20 июля 2000 года № 104-ФЗ, предоставляющие семьям и родам коренных малочисленных народов Российской Федерации право учреждать общины малочисленных народов, и устанавливающие порядок создания таких общин, на указанных физических лиц не распространяются, и, следовательно, не могут ущемлять их права.
При этом, доводы Поповой Г.В. и Бочерикова В.А. о том, что они являются активными участниками сохранения истории, развития культуры, традиционного образа жизни северных народов, традиционной хозяйственной деятельности в Камчатском регионе правового отношения к возникшему спору не имеют, так как данные лица не лишаются возможности заниматься указанной деятельностью и после ликвидации СРО КМНСК КР «Иччет», кроме того, они имеют право быть членами семейно-родовых общин малочисленных народов.
При таких обстоятельствах суд не усматривает законных оснований для направления в Конституционный Суд Российской Федерации запроса о проверке конституционности названных выше положений закона.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Камчатскому краю в полном объёме.
Руководствуясь ст. ст. 175 – 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Камчатскому краю удовлетворить.
Признать государственную регистрацию Семейно-родовой общины коренных малочисленных народов севера коряков Карагинского района «Иччет» недействительной в связи с допущенным при её создании грубым нарушением закона, носящим неустранимый характер.
Ликвидировать некоммерческую организацию Семейно-родовую общину коренных малочисленных народов севера коряков Карагинского района «Иччет» (ОГРН 1058200093170, ИНН/КПП 8203009003/820301001) и исключить из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Карагинский районный суд Камчатского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 31 мая 2016 года.
Председательствующий:
судья Р.В. Копылов