ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-57/2018 от 21.02.2018 Пограничного районного суда (Приморский край)

Дело № 2а-57/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 февраля 2018 года п. Пограничный

Пограничный районный суд Приморского края в составе судьи Кирсановой Н.В., при секретаре Шакировой Е.В.,

рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Панухник Светланы Владимировны к начальнику ФГКУ «Востокрегионжилье» Министерства обороны РФ о признании действий, связанных с исключением из реестра граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков незаконным, возложении обязанности восстановить в едином реестре граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков,

УСТАНОВИЛ:

Панухник С.В. обратилась в суд с иском к начальнику ФГКУ «Востокрегионжилье» Министерства обороны РФ о признании действий, связанных с исключением из реестра граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков незаконным, возложении обязанности восстановить в едином реестре граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков. В обоснование указала, что проживает в служебном жилом помещении, расположенном в закрытом военном городке Минобороны России, и предоставленном ей как гражданскому персоналу Минобороны России на основании договора найма служебного жилого помещения от 14.04.2008, заключенного Пограничной КЭЧ с Панухник С.В., на состав семьи 2 человека Панухник С.В. и сын Панухник Арсений, 15.11.2005 г рождения). Вселена в квартиру на основании ордера № 79 от 29.10.2002. Далее 22.12.2005 в этой служебной квартире, был зарегистрирован ее сын - Панухник А.А. В указанном жилом помещении она и ее сын проживают до настоящего времени, иных жилых помещений не имеют. В связи с проживанием на территории закрытого военного городка, она в 2014 году обратилась в ФГКУ «Востокрегионжилье» Минобороны России с заявлением о постановке на учет нуждающихся, как гражданина, подлежащего отселению из закрытого военного городка. 18.12.2014 она была признана участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы по Министерству обороны РФ и 20.04.2015 включена в реестр граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков под табельным номером 99904299 на состав семьи 2 человека (истица и сын).

Однако в ноябре 2017 она получила уведомление из ФГКУ «Востокрегионжилье» Министерства обороны РФ г.Хабаровск от 02.11.2017 о том, что в 2015 году она и ее сын не обоснованно были включены в состав участников подпрограммы и по состоянию на 19.10.2017 были исключены из реестра граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков и не являются участниками подпрограммы «Жилище». Основным мотивом послужившим исключению истца и ее сына из состава участников подпрограммы «Выполнение обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 стало то, что она не относится ни к одной из категорий лиц, подлежащих отселению из закрытых военных городков. С указным решением начальника ФГКУ «Востокрегионжилье» Министерства обороны РФ г.Хабаровск она не согласна по тем основаниям, что она и ее сын не имеют в собственности жилья или по договору социального найма, жилое помещение, в котором она проживает со своим сыном является единственным; она не состоит в браке, является матерью - одиночкой, воспитывает сына одна; проработала на предприятиях Министерства обороны РФ, которое предоставило ей служебное жилое помещение, более 15 лет и не подлежит обеспечению жильем в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

В судебном заседании Панухник С.В. требования административного иска поддержала в полном объеме. Пояснила, что более 15 лет и до настоящего времени работает бухгалтером в военном госпитале Министерства обороны РФ с.Сергеевка Пограничного района Приморского края, проживает и зарегистрирована в служебном жилом помещении в закрытом военном городке вместе со своим несовершеннолетним сыном. Иного жилого помещения ни она, ни ее сын не имеют. Вселена в квартиру на основании ордера, была признана участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы по Министерству обороны РФ и 23.10.2015 г включена в реестр граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков. Исключение из указанного реестра считает незаконным. Просила суд признать действия начальника ФГКУ «Востокрегионжилье» Министерства обороны РФ, связанные с исключением из реестра граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков незаконным, возложить обязанность восстановить ее в едином реестре граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков.

В судебном заседании представитель административного истца - адвокат Кудрявцева Т.А. (ордер № 3008 от 21.02.2018) поддержала заявленные требования в полном объеме, изложила доводы административного искового заявления.

Представитель административного ответчика - ФГКУ «Востокрегионжилье» Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, направил письменные возражения относительно заявленных требований. В обоснование своих доводов указал, что Панухник С.В. была вселена в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, ДОС 378 <адрес>на основании ордера от 29.10.2002 № 79. В связи с чем, 14.04.2008 между Пограничной КЭЧ района Минобороны России и Панухник С.В. был заключен договор найма жилого служебного помещения N 125 по вышеуказанному адресу на период до 07.04.2014. Трудовую деятельность в организациях, подведомственных Минобороны России, Панухник С.В. начала с 15.05.2000 и продолжала работать на дату представления документов на участие в подпрограмме (2014). Согласно распоряжения Правительства РФ от 01.06.2000 № 752-р, военный городок - (<адрес>) входит в перечень закрытых военных городков. Панухник С.В. на территории закрытого военного городка в <адрес> проживает с 2002.

В закрытый военный городок истица вселена до введенного в действие федеральным Законом от 29.12.2004 № 188-ФЗ Жилищного Кодекса РФ. Работники из числа гражданского персонала Вооруженных Сил, непосредственно связанные с обслуживанием и эксплуатацией казарменно-­жилищного фонда и коммунальных сооружений, обеспечиваются служебными жилыми помещениями. Указанные лица, прекратившие трудовые отношения с воинской частью, предоставившей им служебное жилое помещение, подлежат выселению со всеми проживающими с ними лицами без предоставления другого жилого помещения. Без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены граждане в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.

В статье 108 Жилищного Кодекса РСФСР перечислены категории граждан, которые не могут быть выселены из служебного жилья без предоставления другого жилого помещения.

При этом у граждан, вселённых в служебные жилые помещения на территории закрытых военных городков до введенного в действие федеральным законом от 29.12.2004 № 188-ФЗ ЖК РФ, общий стаж в организациях подведомственных Министерству обороны РФ учитывается на дату вступления в законную силу (официального опубликования) Федерального закона от 20.07.2004 № 71-ФЗ «О внесении изменений в статью 14 и 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и статью 108 Жилищного кодекса РСФСР», а именно 01.03.2005 года.

В случае с Панухник С.В., ее стаж в организациях, подведомственных Министерству обороны РФ по состоянию на 01.03.2005 составляет 4 года 9 месяцев, т.е. менее 10 лет.

Пунктом 1 Указа Президента РФ от 30.09.1997 года № 1062 «О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан» установлено, что приоритетной формой бюджетного финансирования на обеспечения жильем для постоянного проживания, также граждан подлежащих переселению из закрытых военных городков, является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов.

Согласно пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой про граммы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Согласно подпункта «б» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют, в том числе граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, не совершавшие в течение 5 лет до дня подачи заявления на участие в подпрограмме намеренного ухудшения своих жилищных условий на территории закрытого военного городка (поселка). Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством РФ по представлению Министерства юстиции РФ. Указанный подпункт в редакции Постановления Правительства РФот 10.04.2008 N 257, действующей на дату включения истцов в список, был изложен следующим образом: граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности. Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации. В связи с чем, предоставление жилищного сертификата по данному основанию предусмотрено в случае принятия в установленном порядке решения и реализации процедуры переселения граждан из закрытых военных городков и поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности. В данном случае такого решения не принималось и переселение граждан из военного городка не производилось.

В соответствии с пунктом 6 Правил, получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, могут только граждане, отвечающие требованиям, указанным в п. 5 Правил и изъявившие такое желание.

В соответствии пунктом 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой про граммы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы по линии Министерства обороны Российской Федерации имеют граждане РФ:

а) военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы и приравненные к ним лица, в том числе граждане, уволенные с военной службы, признанные в установленном порядке, нуждающимися в жилых помещениях;

б) граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков. Правом на получение государственного жилищного сертификата обладают только те лица, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению их жильем. В настоящем случае сведений о наличии таковых обязательств перед истцами не имеется, членами семьи военнослужащего, с которыми они вселялись в занимаемое жилье, на данный момент не являются.

Сам по себе факт проживания истицы в закрытом военном городке, не является самостоятельным основанием для предоставления государственного жилищного сертификата.

В силу пп. «а» п. 22 Правил выпуска реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153, основание для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 настоящих Правил.

Целью предоставления субсидии по указанному основанию является необходимость отселения из указанных населенных пунктов лиц, утративших связь с военным ведомством, что определяется спецификой данных населенных пунктов.

На наличие данного права также не влияет расторжение брака истца и наличие у нее по состоянию на 01.03.2005 г. на иждивении несовершеннолетней дочери. Данное обстоятельство лишь указывает на то, что истец не подлежит выселению из занимаемого служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.

Один лишь факт проживания истицы с сыном в закрытом военном городке не является самостоятельным основанием для признания ее участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилье» на 2015-2020 годы, поскольку у государства перед истицей не возникло обязательства по обеспечению жилым помещением. Просил в удовлетворении административных исковых требований Панухник С.В. отказать в полном объеме.

Выслушав пояснения сторон, исследовав представленные доказательства, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что на основании ордера № 79 от 29.10.2002 Панухник С.В. была вселена в квартиру, расположенную в закрытом военном городке, в связи с работой бухгалтером в военном госпитале.

Далее, 14.04.2008 с Панухник С.В. и Пограничной КЭЧ района Министерства обороны, как с гражданским персоналом Минобороны России в связи с работой в военном госпитале, был заключен договор найма на жилое служебное помещение, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес><адрес>, общей площадью 35 кв.м. на состав семьи 2 человека, с учетом сына ФИО6 Арсения, ДД.ММ.ГГГГ рождения.

Панухник С.В. с сыном проживают по выше указанному адресу по настоящее время, они зарегистрированы в квартире по месту жительства.

В связи с проживанием на территории закрытого военного городка, она в 2014 году обратилась в ФГКУ «Востокрегионжилье» Минобороны России с заявлением о постановке на учет нуждающихся, как гражданина, подлежащего отселению из закрытого военного городка. 18.12.2014 была признана участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы по Министерству обороны РФ и 20.04.2015 включена в реестр граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков под табельным номером 99904299 на состав семьи 2 человека (истица и сын).

Как следует из ответа начальника ФГКУ «Востокрегионжилье» Минобороны России от 02.11.2017 № 27/2/27117, по состоянию на 19.10.2017 истица вместе с сыном, была исключена из реестра граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков и не является участником подпрограммы «Жилище». Основным мотивом, послужившим исключению истицы и членов ее семьи из состава участников подпрограммы «Выполнение обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 послужило то, что она не относится ни к одной из категорий лиц, подлежащих отселению из закрытых военных городков, предусмотренных ст.108 ЖК РСФСР (действовавшей на момент, возникших у Панухник С.В. с Министерством обороны РФ правоотношений - до 2005 года) и не обоснованно была включена в состав участников указанной подпрограммы.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 (ред. от 30.12.2017) "О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", с 1 января 2018 г. мероприятия федеральной целевой программы "Жилище" интегрируются в состав государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее - Программа) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2017 г. N 1243 "О реализации мероприятий федеральных целевых программ, интегрируемых в отдельные государственные программы Российской Федерации", и их реализация будет осуществляться с учетом настоящих особенностей.

Как следует Распоряжения Правительства РФ от 01.06.2000 N 752-р (ред. от 16.01.2017) «О Перечне имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России», военный городок, в котором проживает истица и члены ее семьи - <адрес> из списка закрытых военных городков не исключен.

Основанием, дающим истице право на получение субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, реализация которого осуществляется путем выдачи государственного жилищного сертификата, является наличие у территории места проживания статуса закрытого военного городка, т.е. наличие предусмотренного подп. "б" п. 5 Правил условия, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 (ред. от 30.12.2017) "О некоторых вопросах реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы РФ "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ" (вместе с "Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ").

Так, согласно данного подп. "б" п. 5 Правил, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках основного мероприятия имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, граждане, уволенные с военной службы с правом на пенсию и проживающие в населенных пунктах, которые до исключения данного населенного пункта из перечня закрытых военных городков, утвержденного Правительством РФ, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, в сфере ведения которого находился этот военный городок, были поставлены на учет на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, для переселения из закрытого военного городка, а также граждане, подлежащие переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее - поселки), не совершавшие в течение 5 лет до дня подачи заявления на участие в основном мероприятии намеренного ухудшения своих жилищных условий на территории закрытого военного городка (населенного пункта, исключенного из утвержденного Правительством РФ перечня закрытых военных городков, поселка). Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции РФ

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 30 сентября 1997 года № 1062 "О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан" установлено, что приоритетной формой бюджетного финансирования расходов на обеспечение жильем для постоянного проживания, в том числе, граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов.

В соответствии с п.п. «б» п. 5, п.п. 6, 17-19, 24, 27-28 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, устанавливающих порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации названной подпрограммы -граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, имеют право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы; в рамках подпрограммы получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил, и изъявившие такое желание; применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются, в отношении граждан, указанных в подпунктах "а" - "е" пункта 5 настоящих Правил, постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети, родители; выдачу сертификатов осуществляют гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 5 настоящих Правил, - федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба); для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме с приложением документов. В целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.

Список граждан, изъявивших желание получить сертификат, формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Для включения в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, гражданин - участник подпрограммы, состоящий на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях в подразделениях, или гражданин, проживающий в закрытом военном городке или поселке, представляет рапорт (заявление) в порядке и сроки, устанавливаемые соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

Предоставленная истице квартира находится на территории закрытого военного городка и жилищные права истицы в отношении этого жилого помещения законодательством ограничены.

Из приведенных правовых норм следует, что проживание определенных категорий граждан в закрытых военных городках является самостоятельным основанием к выдаче им государственных жилищных сертификатов, которая связана со спецификой данных населенных пунктов и необходимостью отселения из них лиц, утративших связь с военным ведомством.

Правом на получение ГЖС Панухник С.В. до настоящего времени не воспользовалась; истица и ее сын иного жилья не имеют, правом на приватизацию, в том числе занимаемого ими жилого помещения не воспользовались. Доказательств обратного суду не представлено, иного в судебном заседании также не установлено.

Переселению по общему правилу подлежат граждане, не имеющие отношения к Вооруженным Силам Российской Федерации и занимающие в закрытых военных городках жилые помещения по договорам социального найма (служебные - в том случае, если их нельзя выселить в соответствии с законодательством без предоставления жилых помещений).

Согласно п. 18 Правил выдачу сертификатов вышеназванным гражданам осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба).

В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 227, 177-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать действия начальника ФГКУ «Востокрегионжилье» Министерства обороны РФ, связанные с исключением Панухник Светланы Владимировны из реестра граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков и состава участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы - незаконными.

Возложить обязанность на начальника ФГКУ «Востокрегионжилье» Министерства обороны РФ, восстановить Панухник Светлану Владимировну в едином реестре граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков и в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы.

Взыскать с ФГКУ «Востокрегионжилье» Министерства обороны РФ в пользу Панухник Светланы Владимировны возмещение расходов по оплате госпошлины - 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Пограничный районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 22.02.2018 года.

Судья: Н.В. Кирсанова