Дело №2а-57/2020 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Осташковский межрайонный суд Тверской области
в составе:
председательствующего судьи Кокаревой Н. А.,
при секретарях Кудревановой Е. С., Мосягиной Л. А.,
с участием Осташковского межрайонного природоохранного прокурора Калугина А. О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Осташкове
27 февраля 2020 года
дело по административному исковому заявлению заместителя Осташковского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности установить границы водоохранных зон, прибрежных защитных полос и провести работы по установлению местоположения береговой линии,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель Осташковского межрайонного природоохранного прокурора, действующий в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области, в котором, с учетом заявления об уточнении административных исковых требований (том №2 л.д.160-166), просит признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области, выразившееся в не установлении местоположения береговой линии (границы водного объекта); не определении ширины водоохранной зоны и ширины прибрежной защитной полосы в соответствии со ст.65 Водного кодекса Российской Федерации; не подготовке сведений о границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос водных объектов, которые должны содержать графическое описание местоположения границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости, и не направлении данных сведений в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в государственный водный реестр; в орган местного самоуправления муниципального, городского округа, поселения, применительно к территориям которых устанавливаются границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос (в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия); в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (ее территориальные органы) для внесения в Единый государственный реестр недвижимости, не отображении границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на картографических материалах, не обозначении границ на местности посредством специальных информационных знаков в отношении следующих водных объектов: озер Алексино, Амосовское, Арбузовское, Барканник, Баркун, Белое, Березовское, Большое Пестино, Большой Жетонег, Большой Ржанец, Гастовец, Глубокое (р. Глубочица – оз. Селигер), Глубокое (оз. Серемо, у с. Котчище), Глубокое (канал без названия – оз. Залецкое, у с. Глубочицы), Долгое (бассейн р. Селижаровки, в 5 км к ЮВ от ее истока), Долгое (руч. Без названия – оз. Залецкое), Долосец, Дубское, Залецкое, Заячье, Корегощ, Корино, Кривица, Ласцо, Лемно, Ливское (код водного объекта 08010100411199000000140), Ливское (код водного объекта 08010100411199000000160), М. Жетонег, Максимовское, Малое Пестино, Малый Оржанец, Полонец, Полоновка, Сабро, Свапущенок (Свапуща), Светлое, Святое (код водного объекта 0801010041111000000473), Святое (код водного объекта 0801010041119900000010), Селигер, Серемо, Серменок, Собинские озера, Среднее, Среднее (малое), Тряское, Чистевское; рек Княжа, Глубочица, Сиговка, Сабровка, Близка, Глушица, Чаенка, Лотовенка, Гусинка, Трестинка, Зуевка, Песчанка, Косарица, Черная, Добринка, Черемуха (Серенуха), Мшена, Ржанка, Осницкая, Голодуша, Сорога, Крапивенка, Селижаровка, Коча, Леженка, Вязовка, Сонка, Цна, Ускройня, Мошенка, Меженик, Шебериха, ручьев Холодных и Прокоп; возложить на Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области обязанность по осуществлению установления местоположения береговой линии (границы водного объекта) в отношении вышеуказанных водных объектов и направлению результатов данных работ в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в установленном порядке в государственный водный реестр; возложить на Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области обязанность по определению ширины водоохранной зоны и ширины прибрежной защитной полосы в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации для вышеуказанных водных объектов; возложить на Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области обязанность по подготовке сведений о границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос водных объектов, которые должны содержать графическое описание местоположения границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости, в отношении вышеуказанных водных объектов и направлению в течении 5 рабочих дней со дня подготовки данных сведений в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в государственный водный реестр; в орган местного самоуправления муниципального, городского округа, поселения, применительно к территориям которых устанавливаются границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос (в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия); в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (ее территориальные органы) для внесения в Единый государственный реестр недвижимости; возложить на Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области обязанность по отображению границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на картографических материалах в отношении вышеуказанных водных объектов; возложить на Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области обязанность по обеспечению размещения специальных информационных знаков на всем протяжении в пределах Тверской области границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в характерных точках рельефа, а также в местах пересечения водных объектов дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан в отношении вышеуказанных водных объектов; и установить Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области срок исполнения решения суда – четыре года с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование требований указано, что Осташковской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе проведения проверки исполнения законодательства при использовании и охране водных объектов в деятельности Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области установлены нарушения водного законодательства.
До настоящего времени в нарушение ч.8 ст.27 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.6, ч.15, ч.17 и ч.18 ст.65 Водного кодекса Российской Федерации, границы водоохранных зон, прибрежных защитных полос водных объектов, местоположения береговых линий вышеназванных водных объектов не установлены, что может привести к неправомерному предоставлению земельных участков в береговой полосе водных объектов, нарушению режима установленного водным законодательством при осуществлении хозяйственной или иной деятельности на территории водоохранных зон или прибрежных защитных полос.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.26 Водного кодекса Российской Федерации, п. п.3,4,5,6 Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.01.2009 г. № 17, п. 1 и п.п. «в» п. 13 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Тверской области, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 18.10.2011 г. № 90-пп, обязанность предоставлять сведения о границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос вышеназванных водных объектов в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в государственный водный реестр, в орган местного самоуправления муниципального, городского округа, поселения, применительно к территориям которых устанавливаются границы водоохранных зон и границы прибрежных защитных полос, в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (ее территориальные органы) для внесения в Единый государственный реестр недвижимости, проводить работы по установлению местоположения береговой линии вышеназванных водных объектов, обеспечивать отображение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на картографических материалах, обязанность обозначения границ на местности посредством специальных информационных знаков возложены на Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области.
Вместе с тем Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области до настоящего времени не проведены вышеуказанные работы.
04.12.2018 года прокуратурой по результатам проверки в адрес Министра природных ресурсов и экологии Тверской области Наумова А. В. внесено представление с требованием принять меры к устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий им способствующих, а именно провести вышеуказанные работы.
Исходя из ответа на данное представление, административным ответчиком в настоящее время проведение вышеуказанных работ не планируется.
Выявленное в деятельности государственного органа нарушение закона не обеспечивает защиту гарантированного ст.42 Конституции Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду. Отсутствие обозначенных в натуре водоохранных зон, границ прибрежных защитных полос, береговой линии водных объектов может повлечь за собой неправомерное занятие, отчуждение и использование территорий расположенных в пределах данных зон в целях прямо запрещенных ст. 6, ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации.
Право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду является неотчуждаемым, непосредственно действующим, защищается гражданским законодательством и обеспечивается правосудием.
В связи с этим, непринятие мер со стороны Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Определением суда от 04 сентября 2019 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Федеральное агентство водных ресурсов (Том №1 л.д.114-132).
Определением суда от 01 октября 2019 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «Компания Мегаполис» (Том №1 л.д.204-206).
Определением суда от 22 октября 2019 года в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство природных ресурсов Российской Федерации (Том №1 л.д.242-243).
Определением суда от 27 февраля 2020 года производство по делу по административному исковому заявлению Осташковского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности установить границы водоохранных зон, прибрежных защитных полос и провести работы по установлению местоположения береговой линии, прекращено в части признания незаконным бездействия Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области, выразившегося в не установлении местоположения береговой линии (границы водного объекта) озера Селигер и возложении на Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области обязанности по осуществлению установления местоположения береговой линии (границы водного объекта) озера Селигер, в связи с отказом Осташковского межрайонного природоохранного прокурора от иска в данной части.
В судебном заседании Осташковский межрайонный природоохранный прокурор Калугин А.О. с учетом частичного отказа от иска, доводы и требования, изложенные в заявлении об уточнении иска, поддержал.
Представитель административного ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области по доверенности Емельянов Р.П. возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменном отзыве (том 2 л.д.151-153), пояснив, что в отношении водных объектов - озер Березовское, Глубокое, Серемо, река Княжа – государственный контракт №23 от 06.05.2019 года исполнен и оплачен, в ближайшее время итоговые материалы будут направлены в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения сведений о границах водоохранных зон, прибрежных защитных полос и береговой линии в государственный водный реестр и дальнейшего направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление кадастрового учета. Мероприятия по определению местоположения береговой линии (границы водного объекта), границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос рек Мшена, Сорога, Крапивенка, Селижаровка, включены в перечень мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей и финансируемых за счет средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета субъектов на 2020 год. При этом, пояснил, что ежегодный объем субвенций, предоставляемых бюджету Тверской области на осуществление переданных полномочий в 2020 году составил порядка 14 млн.рублей, выполнение полного объема работ по определению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов Тверской области без дополнительного финансирования не представляется возможным. Проведение работ по закреплению на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос специальными информационными знаками не возможно до внесения сведений о местоположении границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов в Единый государственный реестр недвижимости. В соответствии с Положением о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 года №282, постановлением Правительства РФ от 28.04.2007 года №253 «О порядке ведения государственного водного реестра», ведение государственного водного реестра осуществляется Росводресурсами через свои территориальные органы, в данном случае через Московско-Окское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов. Полагает, что на Министерство может быть возложена обязанность по установлению на всем протяжении в пределах Тверской области границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов только в случае, если административный истец располагает информацией о внесении сведений о местоположении границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов в ЕГРН.
Представитель заинтересованного лица Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в установленном законом порядке извещенный о времени и месте слушания дела (том 1 л.д.60,196-197, том 2 л.д.17, 22-23, 57,149,181,185, 198), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте рассмотрения дела на сайте Осташковского межрайонного суда Тверской области (том 2 л.д.118, 119,204, том 3 л.д.6), о причинах неявки суду не сообщал, возражений против иска не представил, участие представителя данного лица обязательным не признавалось, поэтому на основании ч.2 ст.150 КАС РФ дело рассмотрено судом в отсутствие представителя.
Представитель заинтересованного лица Правительства Тверской области в установленном законом порядке извещенный о времени и месте слушания дела (том 1 л.д.51, 159,225, том 2 л.д.4, 38, 58, 108, 111, 190, том 3 л.д.3) в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте рассмотрения дела на сайте Осташковского межрайонного суда Тверской области (том №2 л.д.118, 119,204, том №3 л.д.6), о причинах неявки суду не сообщал, ходатайств о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя не заявлял, участие представителя данного лица обязательным судом не признавалось, в связи с чем на основании ч.2 ст.150 КАС РФ дело рассмотрено судом в отсутствие представителя. Ранее в судебных заседаниях возражал относительно заявленных требований, ссылаясь на то, что административным ответчиком предпринимались меры по установлению границ водоохранных зон, границ прибрежных защитных полос, по установлению местоположения береговых линий на территории Тверской области, в том числе в отношении некоторых водных объектов, расположенных на территории Осташковского городского округа. Так, Министерством в 2019 году было запланировано проведение работ по определению местоположения береговой линии, границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос р. Осуга в Спировском, Торжокском, Кувшиновском, Селижаровском районах, а также других водных объектах на территории Осташковского городского округа. Был заключен государственный контракт №23 от 06.05.2019 года. Полученные итоговые материалы по установлению границ водоохранных зон, границ прибрежных защитных полос, береговых линий водных объектов в Осташковском районе Министерством будут направлены в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения данных сведений в государственный водный реестр, а также в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета. После внесения данных сведений в государственный водный реестр и государственный кадастр недвижимости на последующие годы будет запланировано закрепление на местности данных границ водоохранных зон и границ прибрежных полос специальными информационными знаками при формировании на плановый период перечня водохозяйственных мероприятий, реализуемых на территории Тверской области за счет субвенций из федерального бюджета.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области в установленном законом порядке извещенный о времени и месте слушания дела (том 1 л.д.52, 160,163, 224; том 2 л.д.39,59,65,109,112,191,193; том №3 л.д. 4), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте рассмотрения дела на сайте Осташковского межрайонного суда Тверской области (Том №2 л.д.118, 119,204, Том №3 л.д.6), о причинах неявки суду не сообщал, ходатайств о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя не заявлял, участие представителя данного лица обязательным судом не признавалось, в связи с чем на основании ч.2 ст.150 КАС РФ дело рассмотрено судом в отсутствие представителя.
Представитель заинтересованного лица Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тверской области в установленном законом порядке извещенный о времени и месте слушания дела (том 1 л.д.91,160,226; том 2 л.д.5, 40, 113, 191), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте рассмотрения дела на сайте Осташковского межрайонного суда Тверской области (том 2 л.д.118, 119,204, том 3 л.д.6), о причинах неявки суду не сообщал, ходатайств о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя не заявлял, участие представителя данного лица обязательным судом не признавалось, в связи с чем на основании ч.2 ст.150 КАС РФ дело рассмотрено судом в отсутствие представителя.
Представитель заинтересованного лица Администрации Осташковского городского округа в установленном законом порядке извещенный о времени и месте слушания дела (том 1 л.д.53,55,158, 222; том 2 л.д.64,115, 116,195; том 3 л.д.2), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте рассмотрения дела на сайте Осташковского межрайонного суда Тверской области (том 2 л.д.118, 119,204, том 3 л.д.6), не возражал против удовлетворения заявленных требований, о чем представил письменное заявление с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие представителя, которое удовлетворено судом.
Представитель заинтересованного лица Федерального агентства водных ресурсов в установленном законом порядке извещенный о времени и месте слушания дела (том 1 л.д.164,228; том 2 л.д.6,44,60,147,148,184,187,197; том 3 л.д.5), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте рассмотрения дела на сайте Осташковского межрайонного суда Тверской области (том 2 л.д.118, 119,204, том 3 л.д.6), о причинах неявки суду не сообщал, ходатайств о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя не заявлял, участие представителя данного лица обязательным судом не признавалось, в связи с чем на основании ч.2 ст.150 КАС РФ дело рассмотрено судом в отсутствие представителя.
Представитель заинтересованного лица Общества с ограниченной ответственностью «Компания Мегаполис» в установленном законом порядке извещенный о времени и месте слушания дела (том 1 л.д.227,230; том 2 л.д.10,12,18-19,56,150,180,188,189,199), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте рассмотрения дела на сайте Осташковского межрайонного суда Тверской области (том 2 л.д.118, 119,204, том 3 л.д.6), о причинах неявки суду не сообщал, ходатайств о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя не заявлял, участие представителя данного лица обязательным судом не признавалось, в связи с чем на основании ч.2 ст.150 КАС РФ дело рассмотрено судом в отсутствие представителя.
Представитель заинтересованного лица Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в установленном законом порядке извещенный о времени и месте слушания дела (том 2 л.д.11,20-21,62,107,183,186,196), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте рассмотрения дела на сайте Осташковского межрайонного суда Тверской области (том 2 л.д.118, 119,204, том 3 л.д.6), о причинах неявки суду не сообщал, ходатайств о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя не заявлял участие представителя данного лица обязательным судом не признавалось, в связи с чем на основании ч.2 ст.150 КАС РФ дело рассмотрено судом в отсутствие представителя. В письменных объяснениях по иску указал, что установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, за исключением водоемов, перечень которых установлен распоряжением Правительства РФ от 31.12.2008 года №2054-р, морей или их отдельных частей, а также установление местоположения их береговых линий (границ водных объектов) осуществляется органами государственной власти субъектов РФ при реализации переданных в силу статьи 26 Водного кодекса полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей. В силу ч.18 ст.65 Водного кодекса РФ установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе обозначение на местности посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ. Согласно пункту 13 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Тверской области от 18.10.2011 года №90-пп, в сфере водных отношений Министерство осуществляет меры по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Тверской области, а также водных объектов, находящихся в собственности Тверской области. Пунктом 4 Методических указаний по осуществлению органами государственной власти субъектов РФ переданного полномочия РФ по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов РФ, утвержденных приказом Минприроды России от 29.09.2010 года №425, установлено, что передаваемые полномочия обеспечиваются финансированием из федерального бюджета, предоставляемого бюджету субъекта РФ в виде субвенций. Размер субвенций зависит от общего объема субвенций, предоставляемых для осуществления отдельных полномочий РФ в области водных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов РФ, в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, а также коэффициента водохозяйственной обстановки на территории субъекта РФ. В соответствии с п.5.13 Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 года №282, Росводресурсы осуществляют функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Агентства и реализацию возложенных на Агентство функций. В силу п.15 Методических указаний установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос на местности в приоритетном порядке осуществляется на водных объектах, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на участках, расположенных в границах поселений. Соответственно, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ самостоятельно в плановом порядке с учетом объемов финансирования формирует перечень необходимых, приоритетных мероприятий и согласовывает его с главным распорядителем бюджетных средств в области водных отношений – Федеральным агентством водных ресурсов, а также формирует и утверждает графики установления водоохранных зон и прибрежных защитных полос, местоположения береговых линий (границы водных объектов). Таким образом, работы по определению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос носят плановый характер и обусловлены рядом характеристик водного объекта, а срок исполнения данных работ полностью зависит от бюджетного процесса. По информации, представленной Федеральным агентством водных ресурсов, по состоянию на 23.12.2019 года предложений по финансированию за счет средств федерального бюджета мероприятий по установлению границ водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы водных объектов, указанных в иске, от Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области в адрес Агентства не поступало, сведения для внесения в государственный водный реестр не предоставлялись. Полагает, что отсутствие в государственном водном реестре сведений о местоположении береговых линий (границ водных объектов), водоохранных зонах, прибрежных защитных полосах не является основанием для несоблюдения установленных водным и земельным законодательством требований по использованию земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в границах береговой полосы, водоохраной зоны или прибрежной защитной полосы водного объекта общего пользования (том 2 л.д.124-127).
Выслушав прокурора, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд считает административные исковые требования прокурора обоснованными и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации соблюдение и защита права каждого на благоприятную окружающую среду – обязанность государства.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, а исполнение обязанности по установлению границ водоохранной зоны водного объекта, исходя из положений Водного кодекса Российской Федерации, направлено на защиту водных объектов от загрязнения деятельностью человека, тем самым на защиту прав неопределенного круга лиц на использование указанного водного объекта, не имеющего загрязнения, с сохраненной средой обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Статьей 4 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что водное законодательство регулирует водные отношения.
Согласно части 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.
В силу пункта 2 части 1 статьи 26 Водного кодекса Российской Федерации осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, отнесено к полномочиям, переданным Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
На территории Тверской области таким органом является Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области.
В соответствии с п.1 и п.п.«в» п.13 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Тверской области, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 18.10.2011 года № 90-пп, органом государственной власти Тверской области, осуществляющим за счет субвенций из федерального бюджета полномочия Российской Федерации, в том числе меры по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Тверской области, является Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области.
Согласно ч.18 ст.65 Водного кодекса Российской Федерации установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу ч.1 ст.6 Водного кодекса Российской Федерации поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
При этом, территорией общего пользования является и полоса земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации.
Мероприятия по установлению границ водоохранных зон необходимы для создания и обеспечения особого режима водного объекта.
Обязательным условием для осуществления административным ответчиком мероприятий по охране конкретных водных объектов является включение их в согласованный с Федеральным агентством водных ресурсов Перечень мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей и финансируемых за счет средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на осуществление отдельных полномочий РФ в области водных отношений, на определенный год и поступление денежных средств в виде субвенций федерального бюджета на соответствующие мероприятия.
При этом, как следует из материалов дела, действия по установлению местоположения береговой линии (границы водного объекта), определению ширины водоохранной зоны и ширины прибрежной защитной полосы водных объектов: озер Алексино, Амосовское, Арбузовское, Барканник, Баркун, Белое, Березовское, Большое Пестино, Большой Жетонег, Большой Ржанец, Гастовец, Глубокое (р. Глубочица – оз. Селигер), Глубокое (оз. Серемо, у с. Котчище), Глубокое (канал без названия – оз. Залецкое, у с. Глубочицы), Долгое (бассейн р. Селижаровки, в 5 км к ЮВ от ее истока), Долгое (руч. Без названия – оз. Залецкое), Долосец, Дубское, Залецкое, Заячье, Корегощ, Корино, Кривица, Ласцо, Лемно, Ливское (код водного объекта 08010100411199000000140), Ливское (код водного объекта 08010100411199000000160), М. Жетонег, Максимовское, Малое Пестино, Малый Оржанец, Полонец, Полоновка, Сабро, Свапущенок (Свапуща), Светлое, Святое (код водного объекта 0801010041111000000473), Святое (код водного объекта 0801010041119900000010), Серемо, Серменок, Собинские озера, Среднее, Среднее (малое), Тряское, Чистевское; рек Княжа, Глубочица, Сиговка, Сабровка, Близка, Глушица, Чаенка, Лотовенка, Гусинка, Трестинка, Зуевка, Песчанка, Косарица, Черная, Добринка, Черемуха (Серенуха), Мшена, Ржанка, Осницкая, Голодуша, Сорога, Крапивенка, Селижаровка, Коча, Леженка, Вязовка, Сонка, Цна, Ускройня, Мошенка, Меженик, Шебериха, ручьев Холодных и Прокоп не включались в указанные перечни и на их финансирование денежные средства из федерального бюджета не поступали (Том №2 л.д.157-158). При этом, действий по определению ширины водоохранной зоны и ширины прибрежной защитной зоны в соответствии со ст.65 Водного кодекса РФ в отношении водного объекта оз.Селигер административным ответчиком не предпринимались (Том №2 л.д.209-210). Данные обстоятельства, вопреки доводам стороны ответчика, свидетельствует о бездействии ответчика по исполнению полномочий РФ в области водных отношений.
Согласно постановлению Администрации Тверской области от 11.09.202 года №305-па территория озера Селигер и Верхневолжских озер признана курортом местного значения в Тверской области (Том №3 л.д.88-97).
В соответствии с Перечнем особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения Тверской области в 2020 году, утвержденным приказом Министра природных ресурсов и экологии Тверской области от 17.01.2020 года №9-кв, на территории Осташковского городского округа расположено 39 особо охраняемых природных территорий регионального значения (Том №3 л.д.19-41).
Как следует из материалов дела, ряд водных объектов либо имеет непосредственное значение для функционирования особо охраняемых природных территорий, либо располагается в их пределах, определяя особую ценность таких объектов.
Так, река Сорога расположена в границах ГПЗ «Болота Крутецкий мох и Чистик», памятник природы «Раменская конечно-моренная гряда»; реки Коча и Остречина в границах ГПЗ «Болото Давыдовское»; река Селижаровска в границах ГПЗ «Уревы»; река Щебериха в границах ГПЗ «Лесной массив в районе д. Щебериха» «Коренной Селигерский лес»; озера Белое, Глубокое, Залецкое, Долгое в границах ГПЗ «Троеручица»; озеро Селигер, впадающая в него река Ускройня, р. Щебериха в границах памятника природы «Водораздел в районе д. Залучье – д. Березовый Рядок»; озеро Сабро признано государственным природным заказником регионального значения (Том №3 л.д.55-87).
Кроме того, ряд водных объектов – озера Глубокое, Березовское, Большой Ржанец, Гастовец, Долгое, Долосец, Корегощ, Ласцо, Ливское, Сабро, Святое, Селигер, Серемо, Серменок, Среднее, Тряское, Чистевское, реки Осницкая, Глубочица, Сиговка, Сабровка, Глушица, Чаенка, Косарица, Черемуха (Серенуха), Мшена, Голодуша, Сорога, Крапивенка, Селижаровка, Коча, Сонка, Щебериха, ручей Холодный частично расположены в границах населенных пунктов, что предполагает антропогенное воздействие на них.
В судебном заседании установлено, что на территории Осташковского городского округа Тверской области расположены водные объекты: озера Алексино, Амосовское, Арбузовское, Барканник, Баркун, Белое, Березовское, Большое Пестино, Большой Жетонег, Большой Ржанец, Гастовец, Глубокое (р. Глубочица – оз. Селигер), Глубокое (оз. Серемо, у с. Котчище), Глубокое (канал без названия – оз. Залецкое, у с. Глубочицы), Долгое (бассейн р. Селижаровки, в 5 км к ЮВ от ее истока), Долгое (руч. Без названия – оз. Залецкое), Долосец, Дубское, Залецкое, Заячье, Корегощ, Корино, Кривица, Ласцо, Лемно, Ливское (код водного объекта 08010100411199000000140), Ливское (код водного объекта 08010100411199000000160), М. Жетонег, Максимовское, Малое Пестино, Малый Оржанец, Полонец, Полоновка, Сабро, Свапущенок (Свапуща), Светлое, Святое (код водного объекта 0801010041111000000473), Святое (код водного объекта 0801010041119900000010), Селигер, Серемо, Серменок, Собинские озера, Среднее, Среднее (малое), Тряское, Чистевское; реки Княжа, Глубочица, Сиговка, Сабровка, Близка, Глушица, Чаенка, Лотовенка, Гусинка, Трестинка, Зуевка, Песчанка, Косарица, Черная, Добринка, Черемуха (Серенуха), Мшена, Ржанка, Осницкая, Голодуша, Сорога, Крапивенка, Селижаровка, Коча, Леженка, Вязовка, Сонка, Цна, Ускройня, Мошенка, Меженик, Шебериха, ручьев Холодных и Прокоп, в отношении которых до настоящего времени границы водоохранных зон и границы прибрежных защитных полос не установлены, работы по установлению местоположения береговой линии в отношении вышеуказанных водных объектов, за исключением водного объекта озера Селигер не проведены, соответствующие сведения в Федеральное агентство водных ресурсов, а также в Росреестр для внесения в государственный кадастр недвижимости не направлены.
Указанные водные объекты, в силу положений статьи 8 Водного кодекса РФ, находятся в собственности Российской Федерации.
Как следует из п.3 Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утв. постановлением Правительства РФ от 10 января 2009 г. №17, установление границ осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации - при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов Российской Федерации, в соответствии с перечнем таких водоемов, установленным Правительством Российской Федерации. Федеральным агентством водных ресурсов и его территориальными органами - в отношении водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов Российской Федерации и которые входят в перечень водоемов, установленный Правительством Российской Федерации, а также морей или их отдельных частей.
Абзацем 2 пункта 4(1) Правил установлено, что органы государственной власти, указанные в пункте 3 настоящих Правил, подготавливают сведения о границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос водных объектов, которые должны содержать графическое описание местоположения границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
На основании пункта 5 Правил органы государственной власти, указанные в пункте 3 настоящих Правил, в течение 5 рабочих дней со дня подготовки сведений о границах направляют такие сведения: в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в государственный водный реестр; в орган местного самоуправления муниципального, городского округа, поселения, применительно к территориям которых устанавливаются границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос (в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия); в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (ее территориальные органы) для внесения в Единый государственный реестр недвижимости.
В силу пункта 6 Правил органы государственной власти, указанные в пункте 3 настоящих Правил, обеспечивают размещение специальных информационных знаков на всем протяжении границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в характерных точках рельефа, а также в местах пересечения водных объектов дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан и поддержание этих знаков в надлежащем состоянии.
В целях установления границ органы государственной власти, указанные в пункте 3 настоящих Правил, обеспечивают: определение ширины водоохраной зоны и ширины прибрежной защитной полосы для каждого водного объекта в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации; графическое описание местоположения границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости; отображение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на картографических материалах; обозначение границ на местности посредством специальных информационных знаков.
В силу ч.4.1 ст.5 Водного кодекса Российской Федерации порядок определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаи и периодичность ее определения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Требования к описанию местоположения береговой линии (границы водного объекта) устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от 29.04.2016 г. № 377 утверждены Правила определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов.
В силу п.п.3,5 данных правил установление местоположения береговой линии (границы водного объекта) осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации в случаях установления границ водоохранной зоны и (или) границ прибрежных защитных полос соответствующего водного объекта.
Во исполнение п.п.12,13 Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта) органы государственной власти субъектов Российской Федерации направляют в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в установленном порядке в государственный водный реестр: результаты работ по установлению местоположения береговой линии (границы водного объекта) - в месячный срок со дня завершения таких работ; результаты работ по уточнению местоположения береговой линии (границы водного объекта) - в месячный срок со дня их поступления в соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
Федеральное агентство водных ресурсов в течение 5 рабочих дней после внесения в установленном порядке в государственный водный реестр сведений о береговой линии (границе водного объекта), содержащихся в результатах работ по определению местоположения береговой линии (границы водного объекта), направляет в установленном порядке в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, документ, содержащий описание местоположения береговой линии (границы водного объекта).
В соответствии с п. 14 Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта) местоположение береговой линии (границы водного объекта) считается определенным со дня внесения сведений о местоположении береговой линии (границы водного объекта) в государственный кадастр недвижимости.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.09.2010 года № 425 утверждены Методические указания по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 2 Методических указаний, они предназначены для органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в области водных отношений, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 26 Водного кодекса Российской Федерации
Согласно пункту 10 Методических указаний примерный перечень мероприятий по охране водных объектов или их частей включает: мероприятия по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос и закрепление их на местности специальными информационными знаками; мероприятия, направленные на предотвращение истощения водных объектов, ликвидацию загрязнения и засорения, включая проектные работы.
Пунктом 14 Методических указаний установлено, что при планировании мероприятий по установлению границ водоохранных и прибрежных защитных полос в состав работ включаются: определение ширины водоохранной зоны и ширины прибрежной защитной полосы для каждого водного объекта в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации; составление описания границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта, их координат и опорных точек; отображение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на картографических материалах; установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов непосредственно на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков; представление в Росводресурсы сведений о границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос, включая картографические материалы, для внесения их в государственный водный реестр.
Из материалов дела следует, что Осташковской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства при использовании и охране водных объектов в деятельности Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области, в ходе которой установлено бездействие Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области, выразившееся в не установлении границ водоохранных зон, прибрежных защитных полос и не проведению работ по установлению местоположения береговой линии водных объектов –
озер Алексино, Амосовское, Арбузовское, Барканник, Баркун, Белое, Березовское, Большое Пестино, Большой Жетонег, Большой Ржанец, Гастовец, Глубокое (р. Глубочица – оз. Селигер), Глубокое (оз. Серемо, у с. Котчище), Глубокое (канал без названия – оз. Залецкое, у с. Глубочицы), Долгое (бассейн р. Селижаровки, в 5 км к ЮВ от ее истока), Долгое (руч. Без названия – оз. Залецкое), Долосец, Дубское, Залецкое, Заячье, Корегощ, Корино, Кривица, Ласцо, Лемно, Ливское (код водного объекта 08010100411199000000140), Ливское (код водного объекта 08010100411199000000160), М. Жетонег, Максимовское, Малое Пестино, Малый Оржанец, Полонец, Полоновка, Сабро, Свапущенок (Свапуща), Светлое, Святое (код водного объекта 0801010041111000000473), Святое (код водного объекта 0801010041119900000010), Селигер, Серемо, Серменок, Собинские озера, Среднее, Среднее (малое), Тряское, Чистевское; рек Княжа, Глубочица, Сиговка, Сабровка, Близка, Глушица, Чаенка, Лотовенка, Гусинка, Трестинка, Зуевка, Песчанка, Косарица, Черная, Добринка, Черемуха (Серенуха), Мшена, Ржанка, Осницкая, Голодуша, Сорога, Крапивенка, Селижаровка, Коча, Леженка, Вязовка, Сонка, Цна, Ускройня, Мошенка, Меженик, Шебериха, ручьев Холодных и Прокоп, за исключением работ по установлению местоположения береговой линии озера Селигер.
По данному факту в адрес Министра природных ресурсов и экологии Тверской области административным истцом было внесено представление об устранении нарушений закона, которое ответчиком оставлено без удовлетворения.
Должных мер по устранению нарушений закона до настоящего времени не принято. Границы водоохранных зон, границы прибрежных защитных полос водных объектов озер Алексино, Амосовское, Арбузовское, Барканник, Баркун, Белое, Березовское, Большое Пестино, Большой Жетонег, Большой Ржанец, Гастовец, Глубокое (р. Глубочица – оз. Селигер), Глубокое (оз. Серемо, у с. Котчище), Глубокое (канал без названия – оз. Залецкое, у с. Глубочицы), Долгое (бассейн р. Селижаровки, в 5 км к ЮВ от ее истока), Долгое (руч. Без названия – оз. Залецкое), Долосец, Дубское, Залецкое, Заячье, Корегощ, Корино, Кривица, Ласцо, Лемно, Ливское (код водного объекта 08010100411199000000140), Ливское (код водного объекта 08010100411199000000160), М. Жетонег, Максимовское, Малое Пестино, Малый Оржанец, Полонец, Полоновка, Сабро, Свапущенок (Свапуща), Светлое, Святое (код водного объекта 0801010041111000000473), Святое (код водного объекта 0801010041119900000010), Селигер, Серемо, Серменок, Собинские озера, Среднее, Среднее (малое), Тряское, Чистевское; рек Княжа, Глубочица, Сиговка, Сабровка, Близка, Глушица, Чаенка, Лотовенка, Гусинка, Трестинка, Зуевка, Песчанка, Косарица, Черная, Добринка, Черемуха (Серенуха), Мшена, Ржанка, Осницкая, Голодуша, Сорога, Крапивенка, Селижаровка, Коча, Леженка, Вязовка, Сонка, Цна, Ускройня, Мошенка, Меженик, Шебериха, ручьев Холодных и Прокоп, в том числе посредством специальных знаков, не установлены, работы по установлению местоположения береговой линии водных объектов – озер Алексино, Амосовское, Арбузовское, Барканник, Баркун, Белое, Березовское, Большое Пестино, Большой Жетонег, Большой Ржанец, Гастовец, Глубокое (р. Глубочица – оз. Селигер), Глубокое (оз. Серемо, у с. Котчище), Глубокое (канал без названия – оз. Залецкое, у с. Глубочицы), Долгое (бассейн р. Селижаровки, в 5 км к ЮВ от ее истока), Долгое (руч. Без названия – оз. Залецкое), Долосец, Дубское, Залецкое, Заячье, Корегощ, Корино, Кривица, Ласцо, Лемно, Ливское (код водного объекта 08010100411199000000140), Ливское (код водного объекта 08010100411199000000160), М. Жетонег, Максимовское, Малое Пестино, Малый Оржанец, Полонец, Полоновка, Сабро, Свапущенок (Свапуща), Светлое, Святое (код водного объекта 0801010041111000000473), Святое (код водного объекта 0801010041119900000010), Серемо, Серменок, Собинские озера, Среднее, Среднее (малое), Тряское, Чистевское; рек Княжа, Глубочица, Сиговка, Сабровка, Близка, Глушица, Чаенка, Лотовенка, Гусинка, Трестинка, Зуевка, Песчанка, Косарица, Черная, Добринка, Черемуха (Серенуха), Мшена, Ржанка, Осницкая, Голодуша, Сорога, Крапивенка, Селижаровка, Коча, Леженка, Вязовка, Сонка, Цна, Ускройня, Мошенка, Меженик, Шебериха, ручьев Холодных и Прокоп не проведены.
В ходе рассмотрения дела доказательств реализации Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области, переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране вышеперечисленных водных объектов, ответчиком не представлено.
В рамках осуществления органом государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений подлежат применению Методические указания по осуществлению органами власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Федерации, являющихся приложением к Приказу Минприроды России от 29.09.2010 года № 425, согласно которым плановые значения целевых прогнозных показателей рассчитываются органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Правилами расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных объектов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2006 года №629, определен порядок получения субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на осуществление полномочий Российской Федерации в области водных отношений, их расходования.
Так, в соответствии с указанными Правилами органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее 1 декабря текущего финансового года согласовывают с Федеральным агентством водных ресурсов целевые прогнозные показатели на очередной финансовый год и плановый период (в случае необходимости их установления) и мероприятия, направленные на их достижение, в соответствии с примерным перечнем мероприятий по осуществлению переданных полномочий, утверждаемым Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 18.03.2008 года № 61 «Об утверждении Примерного перечня мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации» разработан Примерный перечень мероприятий по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, в который, в частности, включено установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос и закрепление их на местности специальными информационными знаками, а так же мероприятия по установлению береговых линий (границ водных объектов).
Согласно части 3 статьи 26 Водного кодекса Российской Федерации средства на осуществление передаваемых в соответствии с частью 1 данной статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета, под которыми исходя из положений пункта 1 статьи 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, предоставляемые на исполнение отдельных расходных обязательств субъектов Российской Федерации, зачисляются в бюджет субъекта Российской Федерации и расходуются в порядке, установленном федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Судом установлено, что Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области, являясь исполнительным органом государственной власти Тверской области, осуществляющим функции по управлению в области охраны окружающей среды, недропользования и водных отношений, ежегодно, в установленные законодательством сроки, согласовывает с Федеральным агентством водных ресурсов Перечень мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей и финансируемых за счет средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений на очередной финансовый год. Ежегодно в Перечень мероприятий включаются мероприятия по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.
Материалами дела подтверждается, что соответствующие меры, направленные на внесение сведений о прибрежной защитной и береговой полосах водных объектов озер Алексино, Амосовское, Арбузовское, Барканник, Баркун, Белое, Березовское, Большое Пестино, Большой Жетонег, Большой Ржанец, Гастовец, Глубокое (р. Глубочица – оз. Селигер), Глубокое (оз. Серемо, у с. Котчище), Глубокое (канал без названия – оз. Залецкое, у с. Глубочицы), Долгое (бассейн р. Селижаровки, в 5 км к ЮВ от ее истока), Долгое (руч. Без названия – оз. Залецкое), Долосец, Дубское, Залецкое, Заячье, Корегощ, Корино, Кривица, Ласцо, Лемно, Ливское (код водного объекта 08010100411199000000140), Ливское (код водного объекта 08010100411199000000160), М. Жетонег, Максимовское, Малое Пестино, Малый Оржанец, Полонец, Полоновка, Сабро, Свапущенок (Свапуща), Светлое, Святое (код водного объекта 0801010041111000000473), Святое (код водного объекта 0801010041119900000010), Селигер, Серемо, Серменок, Собинские озера, Среднее, Среднее (малое), Тряское, Чистевское; рек Княжа, Глубочица, Сиговка, Сабровка, Близка, Глушица, Чаенка, Лотовенка, Гусинка, Трестинка, Зуевка, Песчанка, Косарица, Черная, Добринка, Черемуха (Серенуха), Мшена, Ржанка, Осницкая, Голодуша, Сорога, Крапивенка, Селижаровка, Коча, Леженка, Вязовка, Сонка, Цна, Ускройня, Мошенка, Меженик, Шебериха, ручьев Холодных и Прокоп –не приняты, работы по установлению местоположения береговой линии водного объекта озер Алексино, Амосовское, Арбузовское, Барканник, Баркун, Белое, Березовское, Большое Пестино, Большой Жетонег, Большой Ржанец, Гастовец, Глубокое (р. Глубочица – оз. Селигер), Глубокое (оз. Серемо, у с. Котчище), Глубокое (канал без названия – оз. Залецкое, у с. Глубочицы), Долгое (бассейн р. Селижаровки, в 5 км к ЮВ от ее истока), Долгое (руч. Без названия – оз. Залецкое), Долосец, Дубское, Залецкое, Заячье, Корегощ, Корино, Кривица, Ласцо, Лемно, Ливское (код водного объекта 08010100411199000000140), Ливское (код водного объекта 08010100411199000000160), М. Жетонег, Максимовское, Малое Пестино, Малый Оржанец, Полонец, Полоновка, Сабро, Свапущенок (Свапуща), Светлое, Святое (код водного объекта 0801010041111000000473), Святое (код водного объекта 0801010041119900000010), Серемо, Серменок, Собинские озера, Среднее, Среднее (малое), Тряское, Чистевское; рек Княжа, Глубочица, Сиговка, Сабровка, Близка, Глушица, Чаенка, Лотовенка, Гусинка, Трестинка, Зуевка, Песчанка, Косарица, Черная, Добринка, Черемуха (Серенуха), Мшена, Ржанка, Осницкая, Голодуша, Сорога, Крапивенка, Селижаровка, Коча, Леженка, Вязовка, Сонка, Цна, Ускройня, Мошенка, Меженик, Шебериха, ручьев Холодных и Прокоп не проведены, а формальный характер принимаемых мер не позволили урегулировать существующую проблему охраны указанных водных объектов.
На момент разрешения дела в нарушение пункта 11 ст.226 КАС РФ административным ответчиком не представлен согласованный с Федеральным агентством водных ресурсов Перечень мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей и финансируемых за счет средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджету Тверской области на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений на 2020 финансовый год.
Также не смотря на принятие 25 декабря 2019 г. работ по исполненному государственному контракту от 06 мая 2019 г. № 23 в отношении водных объектов озеро Березовское, озеро Глубокое, озеро Серемо, река Княжа (том 2 л.д.70), административным ответчиком не представлены допустимые доказательства исполнения возложенных на него полномочий по направлению результатов работ в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в государственный водный реестр; в орган местного самоуправления муниципального, городского округа, поселения, применительно к территориям которых устанавливаются границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос (в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия); в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (ее территориальные органы) для внесения в Единый государственный реестр недвижимости, по отображению границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос данных водных объектов на картографических материалах, по обеспечению размещения специальных информационных знаков.
Данные обстоятельства подтверждают доводы административного искового заявления прокурора о наличии незаконного бездействия административного ответчика в исполнении возложенных на него публичных полномочий.
Ссылки представителя административного ответчика по доверенности Емельянова Р.П. на исполнение Министерством мероприятий, указанных в Схеме комплексного использования и охраны водных объектов по бассейну реки Волга, утвержденной приказом руководителя Нижне-Волжского бассейного водного управления от 14 августа 2015 № 233, финансируемых из федерального бюджета, как подтверждение отсутствия бездействия со стороны Министерства, нельзя признать состоятельными, так как предметом заявленных требований является обязанность административного ответчика установить границы водоохранных зон, прибрежных защитных полос и провести работы по установлению местоположения береговой линии водных объектов, указанных в административном исковом заявлении, а приведенная выше Схема предусматривает выполнение мероприятий по разработке ТЭО оптимального варианта защиты г.Осташков от подтопления о.Селигер, проектирование и вынос в натуру водоохранных зон о.Селигер. Предъявленные прокурором требования не противоречат Схеме комплексного использования и охраны водных объектов по бассейну реки Волга, а наоборот, содержат более длительные сроки исполнения возложенной законом обязанности.
Доводы административного ответчика, заинтересованного лица Правительства Тверской области о невозможности исполнения требований заявителя, ввиду отсутствия бюджетных денежных средств на осуществление мероприятий, указанных в заявлении, не являются основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку обязанность по осуществлению переданных Российской Федерацией полномочий не находится в зависимости от размера бюджетного финансирования и субъективного усмотрения министерства на выполнение охранных мероприятий в отношении одних или других водных объектов. Объективных причин, препятствующих осуществлению мероприятий по определению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос озер и рек, указанных в иске, у Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области не имеется, а отсутствие финансирования из федерального бюджета не освобождает административного ответчика от выполнения перечисленных в решении мероприятий. Требования закона в области природоохранного законодательства подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации и не связаны с объемом финансирования в той или иной сфере.
Доказательств того, что исполнение судебного решения требует более длительных временных затрат, чем указано прокурором, представителем административного ответчика не представлено. Кроме того, в случае невозможности исполнить судебный акт в установленный судом срок административный ответчик вправе обратиться в порядке ст.189 КАС РФ для рассмотрения вопроса об отсрочке или рассрочке исполнение решения суда, изменении способа и порядка его исполнения.
Приведенные сторонами доводы об установлении границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос в отношении водных объектов на местности в приоритетном порядке не освобождает ответчика от осуществления мер по охране водных объектов - озер Алексино, Амосовское, Арбузовское, Барканник, Баркун, Белое, Березовское, Большое Пестино, Большой Жетонег, Большой Ржанец, Гастовец, Глубокое (р. Глубочица – оз. Селигер), Глубокое (оз. Серемо, у с. Котчище), Глубокое (канал без названия – оз. Залецкое, у с. Глубочицы), Долгое (бассейн р. Селижаровки, в 5 км к ЮВ от ее истока), Долгое (руч. Без названия – оз. Залецкое), Долосец, Дубское, Залецкое, Заячье, Корегощ, Корино, Кривица, Ласцо, Лемно, Ливское (код водного объекта 08010100411199000000140), Ливское (код водного объекта 08010100411199000000160), М. Жетонег, Максимовское, Малое Пестино, Малый Оржанец, Полонец, Полоновка, Сабро, Свапущенок (Свапуща), Светлое, Святое (код водного объекта 0801010041111000000473), Святое (код водного объекта 0801010041119900000010), Селигер, Серемо, Серменок, Собинские озера, Среднее, Среднее (малое), Тряское, Чистевское; рек Княжа, Глубочица, Сиговка, Сабровка, Близка, Глушица, Чаенка, Лотовенка, Гусинка, Трестинка, Зуевка, Песчанка, Косарица, Черная, Добринка, Черемуха (Серенуха), Мшена, Ржанка, Осницкая, Голодуша, Сорога, Крапивенка, Селижаровка, Коча, Леженка, Вязовка, Сонка, Цна, Ускройня, Мошенка, Меженик, Шебериха, ручьев Холодных и Прокоп.
Повышенное антропогенное воздействие на указанные в иске водные объекты прокурором доказано.
Отсутствие обозначенных в натуре границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос федеральных водных объектов может повлечь за собой неправомерное занятие и использование земель водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов. Кроме того, несоблюдение законодательства об охране водных объектов, не принятие мер по установлению границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта, являющегося федеральной собственностью, создает угрозу загрязнения, засорения, заиления водного объекта и истощения вод, сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира, чем нарушаются в том числе и интересы Российской Федерации как собственника водных объектов в силу ч.1 ст.8 Водного кодекса РФ, а также конституционное право неопределенного круга лиц.
Таким образом, учитывая, что бездействие ответчика нарушает конституционное право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, экологическую безопасность, суд приходит к выводу об обоснованности административных исковых требований и необходимости их удовлетворения.
Срок обращения прокурора в суд не пропущен в силу ч.1.1 ст.219 КАС РФ, так как на момент обращения прокурора в суд, а также на момент разрешения спора обязанность административного ответчика установить границы водоохранных зон, прибрежных защитных полос и провести работы по установлению местоположения береговой линии водных объектов, указанных в иске, сохраняется.
От несения судебных расходов стороны освобождены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования заместителя Осташковского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области, выраженное в не установлении местоположения береговой линии (границы водного объекта); не определении ширины водоохранной зоны и ширины прибрежной защитной полосы в соответствии со ст.65 Водного кодекса Российской Федерации; не подготовке сведений о границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос водных объектов, которые должны содержать графическое описание местоположения границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости, и не направлении данных сведений в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в государственный водный реестр; в орган местного самоуправления муниципального, городского округа, поселения, применительно к территориям которых устанавливаются границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос (в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия); в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (ее территориальные органы) для внесения в Единый государственный реестр недвижимости, не отображении границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на картографических материалах, не обозначении границ на местности посредством специальных информационных знаков в отношении следующих водных объектов - озер Алексино, Амосовское, Арбузовское, Барканник, Баркун, Белое, Березовское, Большое Пестино, Большой Жетонег, Большой Ржанец, Гастовец, Глубокое (р. Глубочица – оз. Селигер), Глубокое (оз. Серемо, у с. Котчище), Глубокое (канал без названия – оз. Залецкое, у с. Глубочицы), Долгое (бассейн р. Селижаровки, в 5 км к ЮВ от ее истока), Долгое (руч. Без названия – оз. Залецкое), Долосец, Дубское, Залецкое, Заячье, Корегощ, Корино, Кривица, Ласцо, Лемно, Ливское (код водного объекта 08010100411199000000140), Ливское (код водного объекта 08010100411199000000160), М. Жетонег, Максимовское, Малое Пестино, Малый Оржанец, Полонец, Полоновка, Сабро, Свапущенок (Свапуща), Светлое, Святое (код водного объекта 0801010041111000000473), Святое (код водного объекта 0801010041119900000010), Серемо, Серменок, Собинские озера, Среднее, Среднее (малое), Тряское, Чистевское; рек Княжа, Глубочица, Сиговка, Сабровка, Близка, Глушица, Чаенка, Лотовенка, Гусинка, Трестинка, Зуевка, Песчанка, Косарица, Черная, Добринка, Черемуха (Серенуха), Мшена, Ржанка, Осницкая, Голодуша, Сорога, Крапивенка, Селижаровка, Коча, Леженка, Вязовка, Сонка, Цна, Ускройня, Мошенка, Меженик, Шебериха, ручьев Холодных и Прокоп.
Признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области, выраженное в не определении ширины водоохранной зоны и ширины прибрежной защитной полосы в соответствии со ст.65 Водного кодекса Российской Федерации; не подготовке сведений о границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос водных объектов, которые должны содержать графическое описание местоположения границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости, и не направлении данных сведений в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в государственный водный реестр; в орган местного самоуправления муниципального, городского округа, поселения, применительно к территориям которых устанавливаются границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос (в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия); в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (ее территориальные органы) для внесения в Единый государственный реестр недвижимости, не отображении границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на картографических материалов, не обозначении границ на местности посредством специальных информационных знаков в отношении озера Селигер.
Возложить на Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области обязанность по осуществлению установления местоположения береговой линии (границы водного объекта) в отношении следующих водных объектов: озер Алексино, Амосовское, Арбузовское, Барканник, Баркун, Белое, Березовское, Большое Пестино, Большой Жетонег, Большой Ржанец, Гастовец, Глубокое (р. Глубочица – оз. Селигер), Глубокое (оз. Серемо, у с. Котчище), Глубокое (канал без названия – оз. Залецкое, у с. Глубочицы), Долгое (бассейн р. Селижаровки, в 5 км к ЮВ от ее истока), Долгое (руч. Без названия – оз. Залецкое), Долосец, Дубское, Залецкое, Заячье, Корегощ, Корино, Кривица, Ласцо, Лемно, Ливское (код водного объекта 08010100411199000000140), Ливское (код водного объекта 08010100411199000000160), М. Жетонег, Максимовское, Малое Пестино, Малый Оржанец, Полонец, Полоновка, Сабро, Свапущенок (Свапуща), Светлое, Святое (код водного объекта 0801010041111000000473), Святое (код водного объекта 0801010041119900000010), Серемо, Серменок, Собинские озера, Среднее, Среднее (малое), Тряское, Чистевское; рек Княжа, Глубочица, Сиговка, Сабровка, Близка, Глушица, Чаенка, Лотовенка, Гусинка, Трестинка, Зуевка, Песчанка, Косарица, Черная, Добринка, Черемуха (Серенуха), Мшена, Ржанка, Осницкая, Голодуша, Сорога, Крапивенка, Селижаровка, Коча, Леженка, Вязовка, Сонка, Цна, Ускройня, Мошенка, Меженик, Шебериха, ручьев Холодных и Прокоп и направлению результатов данных работ в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в установленном порядке в государственный водный реестр.
Возложить на Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области обязанность по определению ширины водоохранной зоны и ширины прибрежной защитной полосы в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации для следующих водных объектов - озер Алексино, Амосовское, Арбузовское, Барканник, Баркун, Белое, Березовское, Большое Пестино, Большой Жетонег, Большой Ржанец, Гастовец, Глубокое (р. Глубочица – оз. Селигер), Глубокое (оз. Серемо, у с. Котчище), Глубокое (канал без названия – оз. Залецкое, у с. Глубочицы), Долгое (бассейн р. Селижаровки, в 5 км к ЮВ от ее истока), Долгое (руч. Без названия – оз. Залецкое), Долосец, Дубское, Залецкое, Заячье, Корегощ, Корино, Кривица, Ласцо, Лемно, Ливское (код водного объекта 08010100411199000000140), Ливское (код водного объекта 08010100411199000000160), М. Жетонег, Максимовское, Малое Пестино, Малый Оржанец, Полонец, Полоновка, Сабро, Свапущенок (Свапуща), Светлое, Святое (код водного объекта 0801010041111000000473), Святое (код водного объекта 0801010041119900000010), Селигер, Серемо, Серменок, Собинские озера, Среднее, Среднее (малое), Тряское, Чистевское; рек Княжа, Глубочица, Сиговка, Сабровка, Близка, Глушица, Чаенка, Лотовенка, Гусинка, Трестинка, Зуевка, Песчанка, Косарица, Черная, Добринка, Черемуха (Серенуха), Мшена, Ржанка, Осницкая, Голодуша, Сорога, Крапивенка, Селижаровка, Коча, Леженка, Вязовка, Сонка, Цна, Ускройня, Мошенка, Меженик, Шебериха, ручьев Холодных и Прокоп.
Возложить на Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области обязанность по подготовке сведений о границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос водных объектов, которые должны содержать графическое описание местоположения границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости, в отношении следующих водных объектов – озер Алексино, Амосовское, Арбузовское, Барканник, Баркун, Белое, Березовское, Большое Пестино, Большой Жетонег, Большой Ржанец, Гастовец, Глубокое (р. Глубочица – оз. Селигер), Глубокое (оз. Серемо, у с. Котчище), Глубокое (канал без названия – оз. Залецкое, у с. Глубочицы), Долгое (бассейн р. Селижаровки, в 5 км к ЮВ от ее истока), Долгое (руч. Без названия – оз. Залецкое), Долосец, Дубское, Залецкое, Заячье, Корегощ, Корино, Кривица, Ласцо, Лемно, Ливское (код водного объекта 08010100411199000000140), Ливское (код водного объекта 08010100411199000000160), М. Жетонег, Максимовское, Малое Пестино, Малый Оржанец, Полонец, Полоновка, Сабро, Свапущенок (Свапуща), Светлое, Святое (код водного объекта 0801010041111000000473), Святое (код водного объекта 0801010041119900000010), Селигер, Серемо, Серменок, Собинские озера, Среднее, Среднее (малое), Тряское, Чистевское; рек Княжа, Глубочица, Сиговка, Сабровка, Близка, Глушица, Чаенка, Лотовенка, Гусинка, Трестинка, Зуевка, Песчанка, Косарица, Черная, Добринка, Черемуха (Серенуха), Мшена, Ржанка, Осницкая, Голодуша, Сорога, Крапивенка, Селижаровка, Коча, Леженка, Вязовка, Сонка, Цна, Ускройня, Мошенка, Меженик, Шебериха, ручьев Холодных и Прокоп, и направлению в течении 5 рабочих дней со дня подготовки данных сведений в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в государственный водный реестр; в орган местного самоуправления муниципального, городского округа, поселения, применительно к территориям которых устанавливаются границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос (в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия); в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (ее территориальные органы) для внесения в Единый государственный реестр недвижимости.
Возложить на Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области обязанность по отображению границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на картографических материалах в отношении следующих водных объектов - озер Алексино, Амосовское, Арбузовское, Барканник, Баркун, Белое, Березовское, Большое Пестино, Большой Жетонег, Большой Ржанец, Гастовец, Глубокое (р. Глубочица – оз. Селигер), Глубокое (оз. Серемо, у с. Котчище), Глубокое (канал без названия – оз. Залецкое, у с. Глубочицы), Долгое (бассейн р. Селижаровки, в 5 км к ЮВ от ее истока), Долгое (руч. Без названия – оз. Залецкое), Долосец, Дубское, Залецкое, Заячье, Корегощ, Корино, Кривица, Ласцо, Лемно, Ливское (код водного объекта 08010100411199000000140), Ливское (код водного объекта 08010100411199000000160), М. Жетонег, Максимовское, Малое Пестино, Малый Оржанец, Полонец, Полоновка, Сабро, Свапущенок (Свапуща), Светлое, Святое (код водного объекта 0801010041111000000473), Святое (код водного объекта 0801010041119900000010), Селигер, Серемо, Серменок, Собинские озера, Среднее, Среднее (малое), Тряское, Чистевское; рек Княжа, Глубочица, Сиговка, Сабровка, Близка, Глушица, Чаенка, Лотовенка, Гусинка, Трестинка, Зуевка, Песчанка, Косарица, Черная, Добринка, Черемуха (Серенуха), Мшена, Ржанка, Осницкая, Голодуша, Сорога, Крапивенка, Селижаровка, Коча, Леженка, Вязовка, Сонка, Цна, Ускройня, Мошенка, Меженик, Шебериха, ручьев Холодных и Прокоп.
Возложить на Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области обязанность по обеспечению размещения специальных информационных знаков на всем протяжении в пределах Тверской области границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в характерных точках рельефа, а также в местах пересечения водных объектов дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан в отношении следующих водных объектов озер Алексино, Амосовское, Арбузовское, Барканник, Баркун, Белое, Березовское, Большое Пестино, Большой Жетонег, Большой Ржанец, Гастовец, Глубокое (р. Глубочица – оз. Селигер), Глубокое (оз. Серемо, у с. Котчище), Глубокое (канал без названия – оз. Залецкое, у с. Глубочицы), Долгое (бассейн р. Селижаровки, в 5 км к ЮВ от ее истока), Долгое (руч. Без названия – оз. Залецкое), Долосец, Дубское, Залецкое, Заячье, Корегощ, Корино, Кривица, Ласцо, Лемно, Ливское (код водного объекта 08010100411199000000140), Ливское (код водного объекта 08010100411199000000160), М. Жетонег, Максимовское, Малое Пестино, Малый Оржанец, Полонец, Полоновка, Сабро, Свапущенок (Свапуща), Светлое, Святое (код водного объекта 0801010041111000000473), Святое (код водного объекта 0801010041119900000010), Селигер, Серемо, Серменок, Собинские озера, Среднее, Среднее (малое), Тряское, Чистевское; рек Княжа, Глубочица, Сиговка, Сабровка, Близка, Глушица, Чаенка, Лотовенка, Гусинка, Трестинка, Зуевка, Песчанка, Косарица, Черная, Добринка, Черемуха (Серенуха), Мшена, Ржанка, Осницкая, Голодуша, Сорога, Крапивенка, Селижаровка, Коча, Леженка, Вязовка, Сонка, Цна, Ускройня, Мошенка, Меженик, Шебериха, ручьев Холодных и Прокоп.
Установить Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области срок исполнения решения суда – четыре года с момента вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тверской областной суд через Осташковский межрайонный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме – 10 марта 2020 года.
Судья Н. А. Кокарева