ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-57/2022УИД от 28.02.2022 Нелидовского городского суда (Тверская область)

Дело № 2а-57/2022 УИД № 69RS0021-01-2021-002095-77

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Нелидово 28 февраля 2022 года

Нелидовский межрайонный суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Ивановой Н.Ю.,

при секретаре Бредихиной Ю.А.,

с участием помощника Нелидовского межрайонного прокурора Тверской области Агапова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Нелидовского межрайонного прокурора Тверской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Нелидовского городского округа Тверской области о признании бездействия незаконным и обязании устранить выявленные нарушения,

У С Т А Н О В И Л:

Нелидовский межрайонный прокурор Тверской области обратился в суд с административным иском (с учетом уточненных административных требований) в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Нелидовского городского округа Тверской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в ненадлежащей организации получения паспорта готовности муниципального образования к отопительному периоду 2021/2022 г.г., обязании организовать работу по устранению выявленных нарушений законодательства для получения паспорта готовности муниципального образования к отопительному периоду 2021/2022 г.г., предоставив в Центральное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору документы, подтверждающие готовность теплоснабжающей организации ФКУ ИК-9 УФСИН России по Тверской области к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденной схемой теплоснабжения (в части балансов фактических и присоединенных нагрузок); по проведению тепловых испытаний тепловых сетей, подтверждающих готовность теплоснабжающей организацией ФКУ ИК-9 УФСИН России по Тверской области; по наличию договоров поставки топлива, не допускающих перебоев поставки и снижение установленных нормативов запаса топлива, подтверждающих готовность теплоснабжающей организацией ФКУ ИК-9 УФСИН России по Тверской области;

подтверждающих недопущение теплоснабжающими организациями эксплуатации теплоэнергетического оборудования сверх ресурса без проведения соответствующих организационно-технических мероприятий по продлению срока его эксплуатации, а именно участков тепловых сетей, строительных конструкций зданий, строений, сооружений, теплового оборудования центральных тепловых пунктов и теплофикационных установок п.п.11 п.13 Правил оценки готовности к отопительному периоду ФКУ ИК-9 УФСИН России по Тверской области; подтверждающих выполнение п.п.8 п.13 Правил оценки готовности к отопительному периоду, по теплоснабжающей организации ФКУ ИК-9 УФСИН России по Тверской области; подтверждающих выполнение п.п.9 п.13 Правил оценки готовности к отопительному периоду, по теплоснабжающей организации ФКУ ИК-9 УФСИН России по Тверской области; подтверждающих наличие соглашения об управлении системой теплоснабжения, заключенного в порядке, установленным Законом о теплоснабжении, готовности теплоснабжающей организации МУП «Горводоканал»; подтверждающих наличие нормативных запасов топлива на источниках тепловой энергии, готовность теплоснабжающей организации МУП «Горводоканал»; подтверждающих выполнение п.п.9 п.13 Правил оценки готовности к отопительном периоду, по теплоснабжающей организации МУП «Горводоканал»; подтверждающих выполнение п.п.2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,13,14,17 п.16 Правил оценки готовности к отопительному периоду, потребителями тепловой энергии, осуществляющими непосредственное управление многоквартирными домами ООО УК «ДЭЗ»; подтверждающих выполнение п.п.2,3,4,5,6,7,9,10,11,13,14,17 п.16 Правил оценки готовности к отопительному периоду, потребителями тепловой энергии, осуществляющими непосредственное управление многоквартирными домами ООО УК «НЕЛИДОВО наш ДОМ»; подтверждающих выполнение п.п.2,3,4,5,6,7,8,9,10,17 п.16 Правил оценки готовности к отопительному периоду, потребителями тепловой энергии, осуществляющими непосредственное управление многоквартирным и домами ООО УК «ЖКО»; подтверждающих выполнение п.п.2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,13,14,17 п.16 Правил оценки готовности к отопительному периоду, потребителями тепловой энергии, осуществляющими непосредственное управление многоквартирными домами ТСЖ Ленина, 7-15.

Свои требования мотивировал тем, что Нелидовской межрайонной прокуратурой из Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору получена информация о несоблюдении Администрацией Нелидовского городского округа Тверской области требований законодательства о теплоснабжении в части подготовки муниципального образования к отопительному периоду 2021/2022 г.г.

В ходе данной проверки было установлено, что согласно акту проверки готовности к отопительному периоду 2021/2022 г.г. № 8.3-10702/85 от 2 ноября 2021 года, выданного Центральным управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Администрация Нелидовского городского округа к отопительному периоду 2021/2022 г.г. не готова, в связи с наличием ряда нарушений, а именно:

- Муниципальным образованием не представлены документы, подтверждающие готовность теплоснабжающей организации ФКУ ИК-9 УФСИН России по Тверской области выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденной схемой теплоснабжения (в части балансов фактических и присоединенных нагрузок);

- Муниципальным образованием не предоставлены документы по проведению тепловых испытаний тепловых сетей, подтверждающие готовность теплоснабжающей организацией ФКУ ИК-9 УФСИН России по Тверской области;

- Муниципальным образованием не представлены документы по наличию договоров поставки топлива, не допускающих перебоев поставки и снижение установленных нормативов запаса топлива, подтверждающие готовность теплоснабжающей организацией ФКУ ИК-9 УФСИН России по Тверской области;

- Муниципальным образованием не представлены документы, подтверждающие недопущение теплоснабжающими организациями эксплуатации теплоэнергетического оборудования сверх ресурса без проведения соответствующих организационно-технических мероприятий по продлению срока его эксплуатации, а именно участков тепловых сетей, строительных конструкций зданий, строений, сооружений, теплового оборудования центральных тепловых пунктов и теплофикационных установок п.п.11 п.13 Правил оценки готовности к отопительному периоду ФКУ ИК-9 УФСИН России по Тверской области;

- Муниципальным образованием не представлены документы, подтверждающие выполнение п.п.8 п.13 Правил оценки готовности к отопительному периоду, по теплоснабжающей организации ФКУ ИК-9 УФСИН России по Тверской области;

- Муниципальным образованием не представлены документы, подтверждающие выполнение п.п.9 п.13 Правил оценки готовности к отопительному периоду, по теплоснабжающей организации ФКУ ИК-9 УФСИН России по Тверской области;

- Муниципальным образованием не представлены документы, подтверждающие наличие соглашения об управлении системой теплоснабжения, заключенного в порядке, установленным Законом о теплоснабжении, готовность теплоснабжающей организации МУП «Горводоканал»;

- Муниципальным образованием не представлены документы, подтверждающие наличие нормативных запасов топлива на источниках тепловой энергии, готовность теплоснабжающей организации МУП «Горводоканал»;

- Муниципальным образованием не представлены документы, подтверждающие выполнение п.п.9 п.13 Правил оценки готовности к отопительном периоду, по теплоснабжающей организации МУП «Горводоканал»;

- Муниципальным образованием не представлены документы, подтверждающие выполнение п.п.2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,13,14,17 п.16 Правил оценки готовности к отопительному периоду, потребителями тепловой энергии, осуществляющими непосредственное управление многоквартирными домами ООО УК «ДЭЗ»;

- Муниципальным образованием не представлены документы, подтверждающие выполнение п.п.2,3,4,5,6,7,9,10,11,13,14,17 п.16 Правил оценки готовности к отопительному периоду, потребителями тепловой энергии, осуществляющими непосредственное управление многоквартирным и домами ООО УК «НЕЛИДОВО наш ДОМ»;

- Муниципальным образованием не представлены документы, подтверждающие выполнение п.п.2,3,4,5,6,7,8,9,10,17 п.16 Правил оценки готовности к отопительному периоду, потребителями тепловой энергии, осуществляющими непосредственное управление многоквартирными домами ООО УК «ЖКО».

- Муниципальным образованием не представлены документы, подтверждающие выполнение п.п.2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,13,14,17 п.16 Правил оценки готовности к отопительному периоду, потребителями тепловой энергии, осуществляющими непосредственное управление многоквартирными домами ТСЖ Ленина, 7-15.

Согласно пунктам 1,4 ч.1 Федерального закона № 190-ФЗ от 27 июля 2010 года «О теплоснабжении», к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств. Выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду.

Частью 1.1 ст.6 Федерального закона «О теплоснабжении» определены полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.20 данного Закона проверке готовности к отопительному периоду подлежат, в том числе и муниципальные образования.

В соответствии с ч.2 ст.20 Федерального закона «О теплоснабжении» проверка готовности муниципальных образований к отопительному периоду и расследование причин аварийных ситуаций при теплоснабжении осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического надзора. Проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления совместно с единой теплоснабжающей организацией, с которой в соответствующей системе теплоснабжения заключены договор теплоснабжения, договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя и (или) договор оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя. Расследование причин аварийных ситуаций при теплоснабжении осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно ч.4 ст.20 Федерального закона «О теплоснабжении» проверка готовности к отопительному периоду муниципальных образований осуществляется, в частности, в целях определения наличия плана действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций с применением электронного моделирования аварийных ситуаций, системы мониторинга состояния системы теплоснабжения, механизма оперативно-диспетчерского управления в системе теплоснабжения.

Согласно п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу п.2 приказа Министерства энергетики РФ от 12 марта 2013 года № 103 «Об утверждении Правил оценки готовности к отопительному периоду» проверка муниципальных образований осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, проверка теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов.

Согласно п.7 приказа Министерства энергетики РФ от 12 марта 2013 года № 103 «Об утверждении Правил оценки готовности к отопительному периоду» результаты проверки оформляются актом проверки готовности к отопительному периоду, который составляется не позднее одного дня с даты завершения проверки, по рекомендуемому образцу.

В соответствии с п.8 приказа Министерства энергетики РФ от 12 марта 2013 года № 103 «Об утверждении Правил оценки готовности к отопительному периоду» при наличии у комиссии замечаний к выполнению требований по готовности к акту прилагается перечень замечаний с указанием сроков их устранения.

Паспорт готовности к отопительному периоду составляется по рекомендуемому образцу, выдается уполномоченным органом, образовавшим комиссию, по каждому объекту проверки в течение 15 дней с даты подписания акта в случае, если объект проверки готов к отопительному периоду, а также в случае, если замечания к требованиям по готовности, выданные комиссией, устранены в срок, установленный Перечнем (п.9 приказа Министерства энергетики РФ от 12 марта 2013 года № 103 «Об утверждении Правил оценки готовности к отопительному периоду»).

Сроки выдачи паспортов определяются руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа в зависимости от особенностей климатических условий, но не позднее, но не позднее 15 сентября – для потребителей тепловой энергии, не позднее 1 ноября – для теплоснабжающих и теплосетевых организаций, не позднее 15 ноября – для муниципальных образований (п.10 приказа Министерства энергетики РФ 12 марта 2013 года № 103 «Об утверждении Правил готовности к отопительному периоду»).

В соответствии с п.12 приказа Министерства энергетики РФ от 12 марта 2013 года № 103 «Об утверждении Правил оценки готовности к отопительному периоду» организация, не получившая по объектам проверки паспорт готовности до даты, установленной п.10 настоящих Правил, обязана продлить подготовку к отопительному периоду и устранение указанных в Перечне к акту замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности. После уведомления комиссии об устранении замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности осуществляется повторная проверка. При положительном заключении комиссии оформляется повторный акт с выводом о готовности к отопительному периоду, но без выдачи паспорта в текущий отопительный период.

Согласно п.18 приказа Министерства энергетики РФ от 12 марта 2013 года № 103 «Об утверждении Правил оценки готовности к отопительному периоду» в целях оценки готовности муниципальных образований к отопительному периоду уполномоченным органом должно быть проверены:

- наличие плана действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций с применением электронного моделирования аварийных ситуаций;

- наличие системы мониторинга состояния системы теплоснабжения;

- наличие механизма оперативно-диспетчерского управления в системе теплоснабжения;

- выполнение требований настоящих Правил по оценке готовности к отопительному периоду теплоснабжающих и теплосетевых организаций, а также потребителей тепловой энергии.

Таким образом, принимая во внимание, что до настоящего времени паспорт готовности муниципального образования к отопительному периоду 2021/2022 г.г. Администрацией Нелидовского городского округа Тверской области не получен, Администрацией допущено нарушение требований п.4 ч.1 ст.6 Федерального закона «О теплоснабжении», п.10, п.12 приказа Министерства энергетики РФ от 12 марта 2013 года № 103 «Об утверждении Правил оценки готовности к отопительному периоду»).

На основании изложенного административный истец просит суд признать незаконным бездействие, выразившееся в ненадлежащей организации получения паспорта готовности муниципального образования к отопительному периоду 2021/2022 г.г., и обязать организовать работу по устранению выявленных нарушений законодательства для получения паспорта готовности муниципального образования к отопительному периоду 2021/2022 г.г., предоставив в Центральное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору документы, подтверждающие готовность теплоснабжающей организации ФКУ ИК-9 УФСИН России по Тверской области к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденной схемой теплоснабжения (в части балансов фактических и присоединенных нагрузок); по проведению тепловых испытаний тепловых сетей, подтверждающих готовность теплоснабжающей организацией ФКУ ИК-9 УФСИН России по Тверской области; по наличию договоров поставки топлива, не допускающих перебоев поставки и снижение установленных нормативов запаса топлива, подтверждающих готовность теплоснабжающей организацией ФКУ ИК-9 УФСИН России по Тверской области; подтверждающих недопущение теплоснабжающими организациями эксплуатации теплоэнергетического оборудования сверх ресурса без проведения соответствующих организационно-технических мероприятий по продлению срока его эксплуатации, а именно участков тепловых сетей, строительных конструкций зданий, строений, сооружений, теплового оборудования центральных тепловых пунктов и теплофикационных установок п.п.11 п.13 Правил оценки готовности к отопительному периоду ФКУ ИК-9 УФСИН России по Тверской области; подтверждающих выполнение п.п.8 п.13 Правил оценки готовности к отопительному периоду, по теплоснабжающей организации ФКУ ИК-9 УФСИН России по Тверской области; подтверждающих выполнение п.п.9 п.13 Правил оценки готовности к отопительному периоду, по теплоснабжающей организации ФКУ ИК-9 УФСИН России по Тверской области; подтверждающих наличие соглашения об управлении системой теплоснабжения, заключенного в порядке, установленным Законом о теплоснабжении, готовности теплоснабжающей организации МУП «Горводоканал»; подтверждающих наличие нормативных запасов топлива на источниках тепловой энергии, готовность теплоснабжающей организации МУП «Горводоканал»; подтверждающих выполнение п.п.9 п.13 Правил оценки готовности к отопительном периоду, по теплоснабжающей организации МУП «Горводоканал»; подтверждающих выполнение п.п.2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,13,14,17 п.16 Правил оценки готовности к отопительному периоду, потребителями тепловой энергии, осуществляющими непосредственное управление многоквартирными домами ООО УК «ДЭЗ»; подтверждающих выполнение п.п.2,3,4,5,6,7,9,10,11,13,14,17 п.16 Правил оценки готовности к отопительному периоду, потребителями тепловой энергии, осуществляющими непосредственное управление многоквартирными домами ООО УК «НЕЛИДОВО наш ДОМ»; подтверждающих выполнение п.п.2,3,4,5,6,7,8,9,10,17 п.16 Правил оценки готовности к отопительному периоду, потребителями тепловой энергии, осуществляющими непосредственное управление многоквартирным и домами ООО УК «ЖКО»; подтверждающих выполнение п.п.2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,13,14,17 п.16 Правил оценки готовности к отопительному периоду, потребителями тепловой энергии, осуществляющими непосредственное управление многоквартирными домами ТСЖ Ленина, 7-15.

Представитель административного истца - помощник Нелидовского межрайонного прокурора Агапов А.А. в судебном заседании административный иск поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика - Администрации Нелидовского городского округа Тверской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением, причину своей неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении дела или о рассмотрении дела в его отсутствие не заявлял, возражение или отзыв на административное исковое заявление не представил.

Представитель заинтересованного лица – Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, что подтверждается надлежащим образом, причину своей неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении дела или о рассмотрении дела в его отсутствие заявлял, возражение и отзыв на административное исковое заявление не представил.

На основании ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей административного ответчика и заинтересованного лица.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно п.п.1,4 ч.1 ст.6 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190- ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств. Выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду.

В силу ч.1.1 ст.6 Федерального закона «О теплоснабжении» полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п.1 ч.1, ч.2 ст.20 Федерального закона «О теплоснабжении» проверке готовности к отопительному периоду подлежат, в том числе и муниципальные образования. Проверка готовности муниципальных образований к отопительному периоду и расследование причин аварийных ситуаций при теплоснабжении осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического надзора. Проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления совместно с единой теплоснабжающей организацией, с которой в соответствующей системе теплоснабжения заключены договор теплоснабжения, договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя и (или) договор оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя. Расследование причин аварийных ситуаций при теплоснабжении осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно ч.4 ст.20 Федерального закона «О теплоснабжении» проверка готовности к отопительному периоду муниципальных образований осуществляется в целях определения наличия плана действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций с применением электронного моделирования аварийных ситуаций, системы мониторинга состояния системы теплоснабжения, механизма оперативно-диспетчерского управления в системе теплоснабжения.

В соответствии с п.2 приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 года № 103 «Об утверждении Правил оценки готовности к отопительному периоду» проверка муниципальных образований осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, проверка теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов.

В соответствии с п.7 приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 года № 103 «Об утверждении Правил оценки готовности к отопительному периоду» результаты проверки оформляются актом проверки готовности к отопительному периоду, который составляется не позднее одного дня, с даты завершения проверки, по рекомендуемому образцу согласно приложению № 1 к настоящим Правилам.

В силу п.8 вышеназванного приказа при наличии у комиссии замечаний к выполнению требований по готовности или при невыполнении требований по готовности к акту прилагается перечень замечаний с указанием сроков их устранения.

Паспорт готовности к отопительному периоду составляется по рекомендуемому образцу согласно приложению № 2 к настоящим Правилам и выдается уполномоченным органом, образовавшим комиссию, по каждому объекту проверки в течение 15 дней с даты подписания акта в случае, если объект проверки готов к отопительному периоду, а также в случае, если замечания к требованиям по готовности, выданные комиссией, устранены в срок, установленный Перечнем (п.9 приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 года № 103 «Об утверждении Правил оценки готовности к отопительному периоду»).

Сроки выдачи паспортов определяются руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа в зависимости от особенностей климатических условий, не позднее 1 ноября – для теплоснабжающих и теплосетевых организаций, не позднее 15 ноября – для муниципальных образований (п. 10 приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 года № 103«Об утверждении Правил оценки готовности к отопительному периоду»).

В соответствии с п.12 приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 года № 103 «Об утверждении Правил оценки готовности к отопительному периоду» организация, не получившая по объектам проверки паспорт готовности до даты, установленной п.10 настоящих Правил, обязана продлить подготовку к отопительному периоду и устранение указанных в Перечне к акту замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности. После уведомления комиссии об устранении замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности осуществляется повторная проверка. При положительном заключении комиссии оформляется повторный акт с выводом о готовности к отопительному периоду, но без выдачи паспорта в текущий отопительный период.

Согласно п.18 приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 года № 103 «Об утверждении Правил оценки готовности к отопительному периоду» в целях оценки готовности муниципальных образований к отопительному периоду уполномоченным органом должно быть проверены: наличие плана действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций с применением электронного моделирования аварийных ситуаций; наличие системы мониторинга состояния системы теплоснабжения; наличие механизма оперативно- диспетчерского управления в системе теплоснабжения; выполнение требований настоящих Правил по оценке готовности к отопительному периоду теплоснабжающих и теплосетевых организаций, а также потребителей тепловой энергии.

Судом установлено и из материалов дела следует, что Нелидовский городской округ Тверской области создан и наделен статусом городского округа Законом Тверской области от 7 апреля 2018 года № 17-ЗО «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав территории муниципальных образований Тверской области «Нелидовский район», путем объединения поселений и создании вновь образованного городского поселения с наделением его статусом городского округа и внесении изменений в отдельные законы Тверской области.

Нелидовский городской округ является единым муниципальным образованием и входит в состав Тверской области.

В соответствии с ч.1 ст.37 Устава Нелидовского городского округа Тверской области, принятого решением Нелидовской городской Думы от 27 февраля 2019 года № 94-1, Администрация Нелидовского городского округа является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Нелидовского городского округа, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Тверской области.

Администрация Нелидовского городского округа осуществляет полномочия по вопросам, отнесенным к ведению органов местного самоуправления, за исключением тех, которые согласно Уставу и решением Нелидовской городской Думы входят в компетенцию Главы Нелидовского городского округа и Нелидовской городской Думы (ч.1 ст.38 Устава).

Согласно п.16 ч.2 ст.38 Устава Администрация Нелидовского городского округа организует в границах Нелидовского городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, снабжение населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В период с 9:00 часов 13 октября 2021 года по 17:00 часов 14 октября 2021 года комиссией, образованной приказом Центрального управления Ростехнадзора от 30 июня 2021 года № ПР-210-320-о, в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» была проведена проверка готовности к отопительному периоду Муниципального образования Нелидовский городской округ Тверской области.

В ходе проведения проверки готовности к отопительному периоду комиссия установила неготовность к работе в отопительном периоде Муниципального образования Нелидовский городской округ Тверской области. По выявленным нарушениям был составлен акт проверки готовности к отопительному периоду 2021/2022 г.г. № 8.3-9702/17 от 19 октября 2021 года с приложением описания и характера выявленных нарушений (л.д.19-25,26-27).

В период с 9:00 часов 1 ноября 2021 года по 11:00 часов 1 ноября 2021 года комиссией Центрального управления Ростехнадзора была проведена повторная проверка готовности к отопительному периоду Муниципального образования Нелидовский городской округ Тверской области.

В ходе проведения проверки готовности к отопительному периоду комиссия установила неготовность к работе в отопительном периоде Муниципального образования Нелидовский городской округ Тверской области. По выявленным нарушениям был составлен акт проверки готовности к отопительному периоду 2021/2022 г.г. № 8.3-10702/85 от 2 ноября 2021 года с приложением описания и характера выявленных нарушений (л.д. 28-33).

Так, согласно приложению к акту проверки готовности к отопительному периоду 2021/2022 г.г. № 8.3-10702/85 от 2 ноября 2021 года комиссией были выявлены нарушения п.13, п.п.1,4,8,9 п.13; п.16, п.п.2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,13,14,15,17 п.16 Правил оценки готовности к отопительному периоду, согласно которым установлено:

- в целях оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены в отношении данных организаций:

1) наличие соглашения об управлении системой теплоснабжения, заключенного в порядке, установленном Законом о теплоснабжении;

2) готовность к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения;

3) соблюдение критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами;

4) наличие нормативных запасов топлива на источниках тепловой энергии;

5) функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб, а именно: укомплектованность указанных служб персоналом; обеспеченность персонала средствами индивидуальной и коллективной защиты, спецодеждой, инструментами и необходимой для производства работ оснасткой, нормативно-технической и оперативной документацией, инструкциями, схемами, первичными средствами пожаротушения;

6) проведение наладки принадлежащих им тепловых сетей;

7) организация контроля режимов потребления тепловой энергии;

8) обеспечение качества теплоносителей;

9) организация коммерческого учета приобретаемой и реализуемой тепловой энергии;

10) обеспечение проверки качества строительства принадлежащих им тепловых сетей, в том числе предоставление гарантий на работы и материалы, применяемые при строительстве, в соответствии Законом о теплоснабжении;

11) обеспечение безаварийной работы объектов теплоснабжения и надежного теплоснабжения потребителей тепловой энергии, а именно: готовность систем приема и разгрузки топлива, топливоприготовления и топливоподачи; соблюдение водно-химического режима; отсутствие фактов эксплуатации теплоэнергетического оборудования сверх ресурса без проведения соответствующих организационно-технических мероприятий по продлению срока его эксплуатации; наличие утвержденных графиков ограничения теплоснабжения при дефиците тепловой мощности тепловых источников и пропускной способности тепловых сетей; наличие расчетов допустимого времени устранения аварийных нарушений теплоснабжения жилых домов; наличие порядка ликвидации аварийных ситуаций в системах теплоснабжения с учетом взаимодействия тепло-, электро-, топливо- и водоснабжающих организаций, потребителей тепловой энергии, ремонтно-строительных и транспортных организаций, а также органов местного самоуправления; проведение гидравлических и тепловых испытаний тепловых сетей; выполнение утвержденного плана подготовки к работе в отопительный период, в который включено проведение необходимого технического освидетельствования и диагностики оборудования, участвующего в обеспечении теплоснабжения; выполнение планового графика ремонта тепловых сетей и источников тепловой энергии; наличие договоров поставки топлива, не допускающих перебоев поставки и снижения установленных нормативов запасов топлива;

12) наличие документов, определяющих разграничение эксплуатационной ответственности между потребителями тепловой энергии, теплоснабжающими и теплосетевыми организациями;

13) отсутствие не выполненных в установленные сроки предписаний, влияющих на надежность работы в отопительный период, выданных уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) органами государственной власти и уполномоченными на осуществление муниципального контроля органами местного самоуправления;

14) работоспособность автоматических регуляторов при их наличии (п.13 Правил оценки готовности к отопительному периоду);

- в целях оценки готовности потребителей тепловой энергии к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены:

1) устранение выявленных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, нарушений в тепловых и гидравлических режимах работы тепловых энергоустановок;

2) проведение промывки оборудования и коммуникаций теплопотребляющих установок;

3) разработка эксплуатационных режимов, а также мероприятий по их внедрению;

4) выполнение плана ремонтных работ и качество их выполнения;

5) состояние тепловых сетей, принадлежащих потребителю тепловой энергии;

6) состояние утепления зданий (чердаки, лестничные клетки, подвалы, двери) и центральных тепловых пунктов, а также индивидуальных тепловых пунктов;

7) состояние трубопроводов, арматуры и тепловой изоляции в пределах тепловых пунктов;

8) наличие и работоспособность приборов учета, работоспособность автоматических регуляторов при их наличии;

9) работоспособность защиты систем теплопотребления;

10) наличие паспортов теплопотребляющих установок, принципиальных схем и инструкций для обслуживающего персонала и соответствие их действительности;

11) отсутствие прямых соединений оборудования тепловых пунктов с водопроводом и канализацией;

12) плотность оборудования тепловых пунктов;

13) наличие пломб на расчетных шайбах и соплах элеваторов;

14) отсутствие задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель;

15) наличие собственных и (или) привлеченных ремонтных бригад и обеспеченность их материально-техническими ресурсами для осуществления надлежащей эксплуатации теплопотребляющих установок;

16) проведение испытания оборудования теплопотребляющих установок на плотность и прочность;

17) надежность теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом климатических условий в соответствии с критериями, приведенными в приложении № 3 к настоящим Правилам (п.16 Правил оценки готовности к отопительному периоду).

При этом комиссией Центрального управления Ростехнадзора 1 ноября 2021 года выявлены следующие нарушения:

- Муниципальным образованием не представлены документы, подтверждающие готовность теплоснабжающей организации ФКУ ИК-9 УФСИН России по Тверской области выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденной схемой теплоснабжения (в части балансов фактических и присоединенных нагрузок);

- Муниципальным образованием не предоставлены документы по проведению тепловых испытаний тепловых сетей, подтверждающие готовность теплоснабжающей организацией ФКУ ИК-9 УФСИН России по Тверской области;

- Муниципальным образованием не представлены документы по наличию договоров поставки топлива, не допускающих перебоев поставки и снижение установленных нормативов запаса топлива, подтверждающие готовность теплоснабжающей организацией ФКУ ИК-9 УФСИН России по Тверской области;

- Муниципальным образованием не представлены документы, подтверждающие недопущение теплоснабжающими организациями эксплуатации теплоэнергетического оборудования сверх ресурса без проведения соответствующих организационно-технических мероприятий по продлению срока его эксплуатации, а именно участков тепловых сетей, строительных конструкций зданий, строений, сооружений, теплового оборудования центральных тепловых пунктов и теплофикационных установок п.п.11 п.13 Правил оценки готовности к отопительному периоду ФКУ ИК-9 УФСИН России по Тверской области;

- Муниципальным образованием не представлены документы, подтверждающие выполнение п.п.8 п.13 Правил оценки готовности к отопительному периоду, по теплоснабжающей организации ФКУ ИК-9 УФСИН России по Тверской области;

- Муниципальным образованием не представлены документы, подтверждающие выполнение п.п.9 п.13 Правил оценки готовности к отопительному периоду, по теплоснабжающей организации ФКУ ИК-9 УФСИН России по Тверской области;

- Муниципальным образованием не представлены документы, подтверждающие наличие соглашения об управлении системой теплоснабжения, заключенного в порядке, установленным Законом о теплоснабжении, готовность теплоснабжающей организации МУП «Горводоканал»;

- Муниципальным образованием не представлены документы, подтверждающие наличие нормативных запасов топлива на источниках тепловой энергии, готовность теплоснабжающей организации МУП «Горводоканал»;

- Муниципальным образованием не представлены документы, подтверждающие выполнение п.п.9 п.13 Правил оценки готовности к отопительном периоду, по теплоснабжающей организации МУП «Горводоканал»;

- Муниципальным образованием не представлены документы, подтверждающие выполнение п.п.2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,13,14,17 п.16 Правил оценки готовности к отопительному периоду, потребителями тепловой энергии, осуществляющими непосредственное управление многоквартирными домами ООО УК «ДЭЗ»;

- Муниципальным образованием не представлены документы, подтверждающие выполнение п.п.2,3,4,5,6,7,9,10,11,13,14,17 п.16 Правил оценки готовности к отопительному периоду, потребителями тепловой энергии, осуществляющими непосредственное управление многоквартирным и домами ООО УК «НЕЛИДОВО наш ДОМ»;

- Муниципальным образованием не представлены документы, подтверждающие выполнение п.п.2,3,4,5,6,7,8,9,10,17 п.16 Правил оценки готовности к отопительному периоду, потребителями тепловой энергии, осуществляющими непосредственное управление многоквартирными домами ООО УК «ЖКО».

- Муниципальным образованием не представлены документы, подтверждающие выполнение п.п.2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,13,14,17 п.16 Правил оценки готовности к отопительному периоду, потребителями тепловой энергии, осуществляющими непосредственное управление многоквартирными домами ТСЖ Ленина, 7-15.

Срок устранения нарушений установлен 14 ноября 2021 года. Выявленные нарушения до настоящего времени не устранены, административным ответчиком доказательство обратного суду не представлено.

Таким образом, судом установлено, что административным ответчиком, на которого в соответствии с его полномочиями возложена обязанность осуществления надлежащего теплоснабжения потребителей на территории Нелидовского городского округа, должных мер к получению паспорта готовности муниципального образования к отопительному периоду 2021/2022 годов не предпринято, что существенно затрагивает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц.

Административный ответчик не представил суду, в нарушение ст.62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, доказательства, которые могли бы служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных административных исковых требований, в связи с чем, суд считает заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку административным ответчиком допущено бездействие, выразившееся в ненадлежащей организации получения паспорта готовности муниципального образования к отопительному периоду 2021/2022 г.г. и таким бездействием нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц.

В силу ч.9 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

Разрешая вопрос об установлении административному ответчику срока, до которого должны быть устранены недостатки, с учетом разумности и достаточности для решения организационных вопросов, а также с учетом срока, до которого должен был быть получен паспорта готовности муниципального образования к отопительному периоду 2021/2022 г.г., суд определяет данный срок с момента вступления решения суда в законную силу.

Согласно ст.103Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В соответствии с ч.1 ст.114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Согласно Уставу Администрация Нелидовского городского округа Тверской области является органом местного самоуправления.

В соответствии с подп.19 п.1 ст.333.36Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождаются от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, государственная пошлина взысканию с административного ответчика не подлежит.

Руководствуясь ст.ст.175-180,227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Нелидовского межрайонного прокурора Тверской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Нелидовского городского округа Тверской области о признании бездействия незаконным и обязании устранить выявленные нарушения удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Нелидовского городского округа Тверской области, выразившееся в ненадлежащей организации получения паспорта готовности муниципального образования к отопительному периоду 2021/2022 г.г.

Обязать Администрацию Нелидовского городского округа Тверской области с момента вступления решения в законную силу организовать работу по устранению выявленных нарушений законодательства для получения паспорта готовности муниципального образования к отопительному периоду 2021/2022 г.г., а именно предоставить в Центральное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору:

- документы, подтверждающие готовность теплоснабжающей организации ФКУ ИК-9 УФСИН России по Тверской области к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденной схемой теплоснабжения (в части балансов фактических и присоединенных нагрузок);

- документы по проведению тепловых испытаний тепловых сетей, подтверждающие готовность теплоснабжающей организацией ФКУ ИК-9 УФСИН России по Тверской области;

- документы по наличию договоров поставки топлива, не допускающих перебоев поставки и снижение установленных нормативов запаса топлива, подтверждающих готовность теплоснабжающей организацией ФКУ ИК-9 УФСИН России по Тверской области;

- документы, подтверждающие недопущение теплоснабжающими организациями эксплуатации теплоэнергетического оборудования сверх ресурса без проведения соответствующих организационно-технических мероприятий по продлению срока его эксплуатации, а именно участков тепловых сетей, строительных конструкций зданий, строений, сооружений, теплового оборудования центральных тепловых пунктов и теплофикационных установок пп.11 п. 13 Правил оценки готовности к отопительному периоду ФКУ ИК-9 УФСИН России по Тверской области;

- документы, подтверждающие выполнение пп.8 п.13 Правил оценки готовности к отопительному периоду, по теплоснабжающей организации ФКУ ИК-9 УФСИН России по Тверской области;

- документы, подтверждающие выполнение пп.9 п.13 Правил оценки готовности к отопительному периоду, по теплоснабжающей организации ФКУ ИК-9 УФСИН России по Тверской области;

- документы, подтверждающие наличие соглашения об управлении системой теплоснабжения, заключенного в порядке, установленным Законом о теплоснабжении, готовность теплоснабжающей организации МУП «Горводоканал»;

- документы, подтверждающие наличие нормативных запасов топлива на источниках тепловой энергии, готовность теплоснабжающей организации МУП «Горводоканал»;

- документы, подтверждающие выполнение пп.9, п.13 Правил оценки готовности к отопительном периоду, по теплоснабжающей организации МУП «Горводоканал»;

- документы, подтверждающие выполнение пп.2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,13,14,17 п.16 Правил оценки готовности к отопительному периоду, потребителями тепловой энергии, осуществляющими непосредственное управление многоквартирными домами ООО УК «ДЭЗ»;

- документы, подтверждающие выполнение пп.2,3,4,5,6,7,9,10,11,13,14,17 п.16 Правил оценки готовности к отопительному периоду, потребителями тепловой энергии, осуществляющими непосредственное управление многоквартирными домами ООО УК «НЕЛИДОВО наш ДОМ»;

- документы, подтверждающие выполнение пп.2,3,4,5,6,7,8,9,10,17 п.16 Правил оценки готовности к отопительному периоду, потребителями тепловой энергии, осуществляющими непосредственное управление многоквартирными домами ООО УК «ЖКО»;

- документы, подтверждающие выполнение пп.2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,13,14,17 п.16 Правил оценки готовности к отопительному периоду, потребителями тепловой энергии, осуществляющими непосредственное управление многоквартирными домами ТСЖ Ленина, 7-15.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Нелидовский межрайонный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Председательствующий Н.Ю. Иванова

Решение в окончательной форме принято 4 марта 2022 года.

Дело № 2а-57/2022 УИД № 69RS0021-01-2021-002095-77