Дело № 2а-5803/2021
УИД 75RS0001-02-2021-007884-60
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 октября 2021 года г. Чита
Центральный районный суд города Читы в составе:
председательствующего судьи Марковой О.А.,
при секретаре судебного заседания Верховод Н.Е.,
при участии представителя по доверенности Министерства финансов Забайкальского края – ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите административное дело по административному исковому заявлению Министерства финансов Забайкальского края к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Забайкальскому краю, МО по ИОВИП УФССП России по Забайкальскому краю, судебному приставу-исполнителю МО по ИОВИП УФССП России по Забайкальскому краю ФИО2 об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Министерство финансов Забайкальского края в лице представителя по доверенности ФИО1 обратилось в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства. На основании исполнительного листа, выданного по решению Центрального районного суда г.Читы от 9 августа 2017, было возбуждено исполнительное производство, предметом исполнения которого является: признать скотомогильники расположенные на территории сельского поселения «Альбитуйской (скотомогильник с. Альбитуй, с. Нижний Нарым) не соответствующие требованиям пунктов 5.3,5.4, 5.6, 5.7, 5.8,6.2 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором РФ 04.12.1995 года № 13-7-2/469. Обязать Правительство Забайкальского края, в течении месяца со дня вступления в законную силу решения суда осуществить финансирование мероприятий по ликвидации скотомогильника с. Альбитуй и с. Нижний Нарым Красночикойского района Забайкальского края.
Ссылаясь на то, что требования указанного исполнительного документа Министерством не были исполнены своевременно в связи с наличием непреодолимых обстоятельств, находящихся вне его контроля, кроме того, Министерство финансов не имеет законных оснований совершать определенные действия без участия исполнительного органа государственной власти Забайкальского края – Государственной ветеринарной службы Забайкальского края, административный истец просил суд освободить Министерство финансов Забайкальского края от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству №-ИП от 21.06.2021г
Представитель Министерства финансов Забайкальского края по доверенности ФИО1 явилась в судебное заседание, доводы, изложенные в административном исковом заявлении, поддержала полностью, просит удовлетворить в полном объеме. Пояснила, что исполнение Министерством Финансов Забайкальского края исполнительного документа напрямую связанно с действиями исполнительного органа государственной власти Забайкальского края (государственная ветеринарная служба Забайкальского края), который представляет в Министерство финансов Забайкальского края предложении по объему и структуре принимаемых расходных обязательств Забайкальского края на очередной финансовый год. Финансирование из бюджета Забайкальского края осуществляется при наличии расходных обязательств Забайкальского края в том объеме бюджетных ассигнований, который утвержден законом о бюджете Забайкальского края исходя из потребности, определяемой главным распорядителем бюджетных средств и в соответствии с его заявками. В данном случае Государственная ветеринарная служба Забайкальского края определяет потребность в финансировании, в том числе, стоимости ремонта (обустройства) скотомогильников (биотермических ям) и сибиреязвенных захоронений, ликвидация неиспользуемых скотомогильников (биотермических ям). Законом Забайкальского края от 30.12.2020г. № 1899-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2021год и плановый период 2022,2023 годов» распределены бюджетные ассигнования Государственной ветеринарной службе Забайкальского края, в том числе на ремонт (благоустройство) скотомогильников (биометрических ям) и сибиреязвенных захоронений, ликвидацию неиспользуемых скотомогильников в сумме 2 096 507,80 руб. Заявки Государственной ветеринарной службы Забайкальского края на финансирование данных расходных обязательств исполняются Министерством финансов Забайкальского края в полном объеме. Последующее финансирование конкретных мероприятий осуществляет Государственная ветеринарная служба Забайкальского края в рамках бюджетных полномочий главного распорядителя бюджетных средств. Просил приобщить документы: расходное расписание от 20.08.2021, расходное расписание от 14.09.2021, остатки средств на счетах ГРБС Забайкальского края, подтверждающие финансирование Государственной ветеринарной службы Забайкальского края в размере 1465995,80 руб.
Управление Федеральной службы судебных приставов России по Забайкальскому краю, МО по ИОВИП УФССП России по Забайкальскому краю, судебный пристав-исполнитель по исполнению особо важных ИП УФССП России по Забайкальскому краю ФИО2, Прокуратура Красночикойского района, надлежаще извещенные, в зал суда не явились, причину неявки не сообщили.
Заслушав сторону, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием).
Согласно ст. 16 Кодекса административного судопроизводства РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от их совершения, регламентированы федеральным законом «Об исполнительном производстве».
Согласно ст. 2, 4 названного закона задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Одними из принципов исполнительного производства являются: законность; своевременное совершение исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что на исполнении в Межрайонном отделе по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Забайкальскому краю находится исполнительное производство №-ИП, возбужденное в отношении Министерства финансов Забайкальского края на основании исполнительного документа, выданного по решению Красночикойского районного суда Забайкальского края от 09.08.2017 г.
Предметом исполнения названного исполнительного производства является: признать скотомогильники расположенные на территории сельского поселения «Альбитуйской (скотомогильник с. Альбитуй, с. Нижний Нарым) не соответствующие требованиям пунктов 5.3,5.4, 5.6, 5.7, 5.8,6.2 Ветеринарносанитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором РФ 04.12.1995 года № 13-7-2/469. Обязать Правительство Забайкальского края, в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда осуществить финансирование мероприятий по ликвидации скотомогильника. с. Альбитуй и с. Нижний Нарым Красночикойского района Забайкальского края.
Материалами дела также подтверждается, что 07.09.2021 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Забайкальскому краю в рамках вышеназванного исполнительного производства было вынесено постановление о взыскании с Министерства финансов Забайкальского края исполнительского сбора в размере 50 000 руб. в связи с неисполнением требований исполнительного документа в добровольном порядке в установленный срок.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (ч. 3 ст. 112 указанного закона).
Частью 6 статьи 112 названного закона предусмотрено право должника обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. При этом ч. 7 указанной статьи установлено, что при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В силу ст. 401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Из системного толкования вышеприведенных норм следует, что освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с наличием объективно непреодолимых чрезвычайных обстоятельств, находящихся вне его контроля, поскольку только отсутствие вины должника в неисполнении исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок исключает возможность взыскания исполнительского сбора.
Как усматривается из содержания вышеперечисленных постановлений судебного пристава-исполнителя, их принятие было вызвано тем, что административным истцом в добровольном порядке в установленный срок не были исполнены решения судов.
Факт неисполнения требований исполнительных документов административным истцом не оспаривался.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П, должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей.
Как установлено в ходе судебного заседания, должником предпринимаются все возможные меры для исполнения решений суда, однако исполнение Министерством Финансов Забайкальского края исполнительного документа напрямую связанно с действиями исполнительного органа государственной власти Забайкальского края (государственная ветеринарная служба Забайкальского края), который представляет в Министерство финансов Забайкальского края предложении по объему и структуре принимаемых расходных обязательств Забайкальского края на очередной финансовый год. Финансирование из бюджета Забайкальского края осуществляется при наличии расходных обязательств Забайкальского края в том объеме бюджетных ассигнований, который утвержден законом о бюджете Забайкальского края исходя из потребности, определяемой главным распорядителем бюджетных средств и в соответствии с его заявками. В данном случае Государственная ветеринарная служба Забайкальского края определяет потребность в финансировании, в том числе, стоимости ремонта (обустройства) скотомогильников (биотермических ям) и сибиреязвенных захоронений, ликвидация неиспользуемых скотомогильников (биотермических ям). Законом Забайкальского края от 30.12.2020г. № 1899-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2021год и плановый период 2022,2023 годов» распределены бюджетные ассигнования Государственной ветеринарной службе Забайкальского края, в том числе на ремонт (благоустройство) скотомогильников (биотермических ям) и сибиреязвенных захоронений, ликвидацию неиспользуемых скотомогильников в сумме 2 096 507,80 руб. Заявки Государственной ветеринарной службы Забайкальского края на финансирование данных расходных обязательств исполняются Министерством финансов Забайкальского края в полном объеме. Последующее финансирование конкретных мероприятий осуществляет Государственная ветеринарная служба Забайкальского края в рамках бюджетных полномочий главного распорядителя бюджетных средств.
При этом суд учитывает тот факт, что Министерство финансов Забайкальского края является финансовым органом края, организует исполнения бюджета в рамках действующего бюджетного законодательства. Финансирование из бюджета края осуществляется при наличии расходных обязательств края в том объеме бюджетных ассигнований, который утверждён законом о бюджете. Финансирование из бюджета края осуществляется исходя из потребностей, определяемых главным распорядителем бюджетных средств (в данном случае Государственной ветеринарной службой Забайкальского края) и в соответствии с его заявками. Дальнейшее финансирование конкретных мероприятий осуществляет главный распорядитель бюджетных средств в рамках полномочий. Материалами дела (расходное расписание от 20.08.2021, расходное расписание от 14.09.2021, остатки средств на счетах ГРБС Забайкальского края) подтверждается финансирование Государственной ветеринарной службы Забайкальского края в 2021 году в размере 1465995,80 руб.
Согласно действующему бюджетному законодательству, заявки на финансирование Государственной ветеринарной службы Забайкальского края, направляемые в Министерство финансов Забайкальского края, содержат только заявленную к финансированию сумму с указанием кода бюджетной классификации, который соответствует коду в законе о краевом бюджете для Государственной ветеринарной службы Забайкальского края. Кроме того, финансовый орган не наделен полномочиями по контролю распределения бюджетных ассигнований главным распорядителем бюджетных средств (Государственной ветеринарной службой Забайкальского края). Таким образом, Министерство финансов Забайкальского края осуществляет финансирование данных расходов в текущем году в рамках исполнения закона о краевом бюджете на текущий год.
Таким образом, исполнение Министерством финансов Забайкальского края исполнительного документа напрямую связано с действиями исполнительного органа государственной власти Забайкальского края (Государственной ветеринарной службой Забайкальского края), который формирует и определяет потребность в финансировании, в том числе с учетом стоимости ремонта (обустройства) скотомогильников (биотермических ям) и сибиреязвенных захоронений, ликвидации неиспользуемых скотомогильников (биотермических ям), осуществляет подачу заявки на финансирование для тех или иных целей, поэтому исполнение исполнительного документа не стоит в прямой зависимости от действий Министерства финансов забайкальского края.
Вышеизложенное указывает на отсутствие бездействия со стороны должника по исполнительному производству.
Каких-либо доказательств, что должник имел возможность в установленный срок исполнить требования исполнительного листа, однако умышленно или вследствие халатности, небрежности, или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил, судом не установлено, ответчиком не представлено.
При наличии вышеуказанных объективно непреодолимых обстоятельств, препятствующих исполнению решения суда в установленные сроки, суд приходит к выводу об отсутствии вины административного истца в неисполнении требования исполнительного документа о признании скотомогильников расположенных на территории сельского поселения «Альбитуйской (скотомогильник с. Альбитуй, с. Нижний Нарым) не соответствующими требованиям пунктов 5.3,5.4, 5.6, 5.7, 5.8,6.2 Ветеринарносанитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором РФ 04.12.1995 года № 13-7-2/469, обязать Правительство Забайкальского края, в течении месяца со дня вступления в законную силу решения суда осуществить финансирование мероприятий по ликвидации скотомогильника с. Альбитуй и с. Нижний Нарым Красночикойского района Забайкальского края, что дает основание для освобождения административного истца от уплаты исполнительского сбора.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
иск удовлетворить.
Освободить Министерство финансов Забайкальского края от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, установленного постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Забайкальскому краю от 07.09.2021 года в рамках исполнительного производства 12733/21/75031-ИП.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Читы.
Судья О.А. Маркова
Решение суда в окончательной форме принято 25 октября 2021 года.