ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5805/2017 от 13.02.2018 Октябрьского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

Дело № 2а-589/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 февраля 2018 года г. Иркутск

Октябрьский районный суд г. Иркутска в составе:

председательствующего судьи Глебовой Е.П.,

при секретаре Демьяновой К.Э.,

с участием представителя административного истца Егорова Ю.А. – Туканова К.Г., представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области – Томшиной Н.А., представителя заинтересованного лица Службы государственного строительного надзора Иркутской области Дзюбы Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Иркутске административное дело № 2а –589/2018 по административному исковому заявлению Егорова Ю.А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на жилой дом, о возложении обязанности осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности на жилой дом,

установил:

в обоснование административного искового заявления указано, что Дата административным ответчиком принято решение об отказе в осуществлении кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении принадлежащего ему объекта капитального строительства по адресу: Адрес истец в соответствии с договором купли-продажи от Дата является законным владельцем земельного участка на праве собственности общей площадью ........ кв.м., расположенного по адресу: Адрес, кадастровый . Дата отделом выдачи разрешительной документации департамента реализации градостроительной политики комитета по градостроительной политике администрации Адрес было выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными постройками. Дата административным истцом в ГАУ «Адрес областной многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» Отдел в Адрес было подано заявление о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости и о государственной регистрации права на недвижимое имущество, а именно: здания по адресу: Адрес. Дата административным ответчиком принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав жилого дома по вышеназванному адресу. В качестве оснований для приостановления указывалось на необходимость приведения технического плана здания в соответствие с требованиями к подготовке технического плана, утвержденными приказом Минэкономразвития РФ от Дата. Технический план здания был приведен в соответствие с предъявленными требованиями и представлен государственному регистратору. Однако кадастровый учет возобновлен не был. Более того, Дата регистратор А. отказала в снятии приостановления кадастрового учета жилого дома в связи с тем, что в государственном кадастре недвижимости имеются «сведения о запрещении у земельного участка» с кадастровым , а также то, что декларация не прошита и не подписана. Эти препятствия были также немедленно устранены. Однако и в этот раз осуществление кадастрового учета не было возобновлено и Дата регистратор Б. подписала уведомление об отказе в снятии приостановления. В нем она указала, что обстоятельства, послужившие основанием для приостановления, устранены частично (не указав, что именно не было выполнено). Однако, в качестве причин отказа в снятии приостановления прежние основания указаны не были, но появилось новое основание - Дата был направлен запрос в службу государственного строительного надзора Иркутской области об отнесении данного объекта к объектам индивидуального жилищного строительства и является ли вышеуказанный объект недвижимости индивидуальным жилым домом. Из содержания оспариваемых решений невозможно установить, какой именно документ должен быть представлен административным истцом и на основании какой правовой нормы указанные основания для принятия решения об отказе являются законными. Неясность замечаний ответчика не дает возможности устранить их. Дата регистратор А. отказала в осуществлении кадастрового учета и государственной регистрации прав на основании того, что не были устранены причины, препятствующие осуществлению кадастрового учета. А именно, что согласно ответу Службы государственного строительного надзора Иркутской области от Дата на земельном участке (кад.), расположенном по адресу: Адрес, находится объект незавершенного строительства. Согласно данному ответу, ответчик не получил подтверждения своим сомнениям в том, что на данном земельном участке расположен объект, не относящийся к объектам индивидуального жилищного строительства. Тем не менее, было придумано новое основание для отказа в осуществлении кадастрового учета, которое ранее регистратором не заявлялось. Согласно техническому паспорту от Дата на вышеназванном земельном участке расположен жилой дом, построенный в 2015 году. Дом построен на железобетонном фундаменте, имеет стены, пол, потолок, крышу, окна двери и т.д. Дом полностью готов для проживания и имеет централизованное: отопление, холодное и горячее водоснабжение, канализацию и электроснабжение. Служба государственного строительного надзора Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области. Задачами Службы являются: региональный государственный строительный надзор; выдача разрешения на строительство, выдача разрешения на проведение работ по созданию искусственного земельного участка и выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в случаях, установленных законодательством; контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости; контроль за деятельностью жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением средств членов кооператива для строительства многоквартирного дома, а также за соблюдением жилищно-строительным кооперативом требований части 3 статьи 110 Жилищного кодекса Российской Федерации, за исключением последующего содержания многоквартирного дома, и статьи 123.1 Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с задачами, установленными Постановлением Правительства Иркутской области от 30.09.2015 N 507-пп, Служба государственного строительного надзора не является органом технического учета, не имеет соответствующих лицензий и разрешений, соответственно, не имеет в своем составе квалифицированных специалистов данного направления деятельности и не может давать заключения по вопросам, не относящимся к ее сфере деятельности. У истца имеются сомнения о самом факте проведения Службой осмотра земельного участка с кадастровым . В связи с окончанием строительных работ, объект недвижимости, расположенный на данном земельном участке, находится в законсервированном состоянии, то есть, доступ в него невозможен и под охраной. Представители службы в течение Дата года на данном объекте не появлялись, с вопросом о предоставлении возможности осмотра объекта не обращались, актов осмотра в присутствии административного истца не составляли и в его адрес таких документов не направляли. Решение от Дата об отказе в осуществлении кадастрового учета и государственной регистрации прав является незаконным, поскольку оно противоречит ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. ст. 14, 26, 27 ФЗ-218 и нарушает права и законные интересы административного истца, он лишается права на государственную регистрацию своего недвижимого имущества, несет при этом материальные убытки и не имеет возможности своевременно оплачивать в установленном законом порядке налоги и сборы. Дата административным истцом в вышестоящий в порядке подчиненности орган была подана апелляционная жалоба на решение административного ответчика от Дата об отказе в снятии приостановления осуществления кадастрового учета. На заседание апелляционной комиссии он не приглашался, ответа на свою жалобу не получил.

(

Административный истец просит суд признать незаконным решение от Дата об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: Адрес; о возложении на ответчика обязанности осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности на объект недвижимости по адресу: Адрес, на основании заявления от Дата и представленных документов.

Административный истец Егоров Ю.А. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

В судебном заседании представитель административного истца Туканов К.Г. требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Просил требования удовлетворить.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области – Томшина Н.А. в судебном заседании требования не признала, поддержала доводы, изложенные в отзыве на административное исковое заявление, из которого следует, что в качестве основания для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на жилой дом заявителем представлен технический план здания от Дата, в соответствии с которым наименование здания указано - жилой дом, год завершения строительства - Дата, площадь здания -........ кв.м. Форма технического плана, требования к его подготовке, состав содержащихся в нем сведений, форма декларации, требования к ее подготовке состав содержащихся в ней сведений, установлены приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 года N 953 (далее - Требования). Представленный технический план здания не соответствовал Требованиям, а именно: отсутствовал чертеж (п.55 Требований), в графической части технического плана на плане этажа отсутствовали условные обозначения (п. 59 Требований), в декларации, приложенной к техническому плану, не указан материал стен здания (пп.11 п.43 Требований). Кроме того, спорный жилой дом расположен на земельном участке кадастровый , принадлежащем на праве собственности Егорову А.Ю., в отношении которого Дата в раздел Единого государственного недвижимости (далее - ЕГРН) внесена запись о запрете Егорову А.Ю. и другим лицам совершать действия по возведению капитального строительства на указанном земельном участке на основании определения Адрес районного суда АдресДата. Указанные обстоятельства послужили основанием для приостановления учетно-регистрационных действий Дата на основании п.7 ч.1 ст.26 3акона о недвижимости, о чем заявителю было выдано мотивированное уведомление. Доводы административного истца о том, что ему не было известно о наличии запрета на возведение на земельном участке капитальных строений являются необоснованными. Кроме того, сведения о запрете на земельный участок указаны в выписке из ФГИС ЕГРН от Дата, приложенной заявителем к техническому плану. Дата представителем административного истца был представлен технический план здания от Дата, однако, при проверке технического плана государственным регистратором было установлено, что запрет на земельный участок с кадастровым , в пределах которого расположен вышеуказанный жилой дом, в установленном порядке не снят, а представленная в составе технического плана декларация не прошита и не скреплена подписью лица, подписавшего декларацию (п. 8 Требований к подготовке декларации). Поскольку дополнительно представленные документы не устранили причин приостановления учетно-регистрационных действий, государственным регистратором Дата было принято решение об отказе в снятии приостановления, о чем заявителю было выдано соответствующее уведомление. Дата в ЕГРН запись о запрете совершать действия по возведению объекта капитального строительства на земельном участке с кад. была погашена на основании определения Адрес районного суда Адрес от Дата. Таким образом, в период действия обеспечительных мер административному истцу было запрещено возводить на земельном участке объекты капитального строительства. Вместе с тем, в указанный период представителем административного истца в орган регистрации прав было представлено заявление об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении объекта капительного строительства - здания жилого дома. Дата государственным регистратором был направлен запрос в Службу государственного строительного надзора Иркутской области об отнесении данного объекта к объектам индивидуального жилищного строительства и является ли объект недвижимости индивидуальным жилым домом. Дата представителем административного истца дополнительно представлен технический план здания от Дата. Дата в связи с неполучением ответа от Службы государственным регистратором было принято решение об отказе в снятии приостановления, о чем было выдано соответствующее уведомление. Служба в ответе от Дата на запрос Управления сообщила, что в ходе проведения осмотра установлено, что на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: Адрес, находится объект незавершенного строительства. Особенностью незавершенного строительства является то, что данный объект не может быть использован в качестве здания, строения или сооружения, поскольку он не введен в эксплуатацию и находится на этапе строительства. В связи с этим направление в адрес Управления мотивированного ответа на поставленные вопросы «является ли объект, расположенный на земельном участке, объектом индивидуального жилищного строительства», не представляется возможным. Егоровым А.Ю. в орган регистрации прав представлено заявление и документы именно в отношении здания - жилого дома, а не в отношении объекта незавершенного строительства, что не соответствует фактическому статусу объекта недвижимости, установленному Службой. Дата государственным регистратором было принято решение об отказе в снятии приостановления, о чем заявителю было выдано соответствующее уведомление. Поскольку представленные заявителем документы по форме и содержанию не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, Дата в связи с истечением срока приостановления и не устранением причин, препятствующих осуществлению учетно-регистрационных действий в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на вышеуказанный жилой дом, государственным регистратором было отказано на основании ст.27 Закона о недвижимости. Административным истцом в соответствии с п. 11 ст. 226 КАС РФ не доказан факт нарушения его прав вынесенным Управлением отказом в государственной регистрации прав. Просила в удовлетворении заявленных требований отказать.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица Службы государственного строительного надзора Иркутской области Дзюба Д.С. указал, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, представил письменные пояснения на административное исковое заявление, согласно которым в Дата года специалистом Службы Дзюбой Д.С. был осуществлен осмотр объекта, в ходе которого было установлено, что данный объект представляет собой объект незавершенного строительства, то есть, не соответствует фактически заявленному к государственной регистрации объекту завершенного строительства. К такому вывод Служба пришла в связи с тем, что на объекте отсутствовали ограждающие конструкции балконных плит, вся территория земельного участка, на котором располагается объект, была загромождена строительными материалами, что в свою очередь является недопустимым, так как не исполняются требования главы 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент безопасности зданий и сооружений», а также положений раздела II Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от Дата. Службой был подготовлен ответ с указанием на невозможность подготовки мотивированного ответа на поставленные в обращении вопросы.

Суд рассматривает дело в отсутствие не явившегося административного истца в порядке ч. 6 ст. 226 КАС РФ.

Выслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного производства Российской Федерации гражданин (далее КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии со ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 ст. 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 указанной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).

Из материалов дела следует, что Егорову Ю.А. на праве собственности принадлежит земельный участок, площадью ........ кв.м., с кадастровым номером , расположенный по адресу: Адрес, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от Дата.

На указанном земельном участке Егоровым Ю.А. осуществлено строительство жилого дома.

Дата Егоров Ю.А. обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области с заявлением о проведении государственного кадастрового учета жилого дома и о государственной регистрации права собственности на возведенный им жилой дом.

К заявлению заявителем были приложены разрешение на строительство от Дата, технический план здания, свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок.

Согласно уведомлению от Дата, осуществление действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права собственности в отношении жилого дома было приостановлено до Дата. В качестве основания для приостановления действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права в отношении жилого дома указано на несоответствие представленного технического плана на жилой дом требованиям к подготовке технического плана, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 года N 953, а также на наличие сведений в ЕГРН о запрещении (прочих ограничениях, обременениях) в отношении земельного участка, на котором расположен жилой дом.

Дата представителем административного истца был представлен технический план здания от Дата.

Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области Дата было принято решение об отказе в снятии приостановления действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права собственности в отношении жилого дома, в связи с тем, что обстоятельства, послужившие основанием для приостановления были устранены частично, а именно: в ЕГРН содержатся сведения о запрещении (прочих ограничениях, обременениях) в отношении земельного участка, на котором расположен жилой дом, кроме того, представленная в техническом плане декларация не прошита и не скреплена подписью лица, заполнившего декларацию, что подтверждается уведомлением от Дата.

Дата Управлением Росреестра по Иркутской области был направлен запрос в Службу государственного строительного надзора Иркутской области о предоставлении сведений об отнесении спорного объекта к объектам индивидуального жилищного строительства и сведения о том, является ли объект недвижимости индивидуальным жилым домом.

Дата представителем административного истца в дополнение к заявлению был представлен исправленный технический план здания.

Согласно уведомлению от Дата, в снятии приостановления действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права собственности в отношении жилого дома было отказано по причине того, что Дата Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области был направлен запрос в Службу государственного строительного надзора Иркутской области о предоставлении сведений об отнесении спорного объекта к объектам индивидуального жилищного строительства и сведения о том, является ли объект недвижимости индивидуальным жилым домом.

Дата в Управление Росреестра по Иркутской области поступил ответ Службы государственного строительного надзора Иркутской области, в котором указано, что Службой в ходе осмотра было установлено, что на земельном участке (кадастровый ), расположенном по адресу: Адрес, находится объект незавершенного строительства. В связи с этим направление мотивированного ответа на постановленный вопрос о том, является ли объект капитального строительства, расположенный на земельном участке, объектом индивидуального жилищного строительства, не представляется возможным.

Из уведомления об отказе в снятии приостановления от Дата следует, что Дата государственным регистратором А. принято решение об отказе в снятии приостановления государственного кадастрового учета в отношении жилого дома, расположенного по адресу: АдресА, поскольку поступил ответ Службы государственного строительного надзора Иркутской области, в котором указано, что в ходе осмотра Службой было установлено, что на земельном участке (кадастровый ), расположенном по адресу: Адрес, находится объект незавершенного строительства, следовательно, не представляется возможным осуществить кадастровый учет объекта капитального строительства - здания, так как объект незавершенного строительства не обладает признаками объекта, завершенного строительством, и не может быть использован в качестве здания.

Дата Егорову Ю.А. было отказано в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права в связи с поступившим ответом на запрос от Службы государственного строительного надзора Иркутской области.

Рассматривая заявленные требования, суд исходит из следующего.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона N 218-ФЗ от 13 июля 2015 года "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав).

Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе, по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, определена Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав перечислены в части 2 статьи 14 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости".

К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.

Основания приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав установлены статьей 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". В частности, осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5 части 1 названной статьи).

В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (ст. 27 Закона).

Одной из составляющих государственного кадастрового учета является правовая экспертиза документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета, на предмет наличия или отсутствия установленных Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" оснований для приостановления государственного кадастрового учета либо для отказа в его осуществлении (п. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости").

В силу ст. 235 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 09.12.2014 г. N 789, действовавшего на момент принятия оспариваемого решения, при проведении правовой экспертизы представленных документов государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов (сведений), необходимых для государственной регистрации прав, в том числе подтверждению подлинности представленных заявителем документов или достоверности указанных в них сведений.

Анализируя установленные по делу обстоятельства, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, исходя из того, что Егоров Ю.А. обратился в Управление Росреестра по Иркутской области с заявлением о государственном кадастровом учета и государственной регистрации права в отношении индивидуального жилого дома, при этом, при проведении правовой экспертизы документов государственным регистратором в целях подтверждения достоверности указанных заявителем сведений государственным регистратором были получены сведения от Службы государственного строительного надзора Иркутской Адрес о том, что на земельном участке (кадастровый ), расположенном по адресу: Адрес, находится объект незавершенного строительства, суд приходит к выводу, что у регистрирующего органа отсутствовали основания для проведения государственной регистрации права по заявлению Егорова Ю.А.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, предполагается, что для удовлетворения требования о признании решения незаконным, необходимо установление одновременно двух условий: противоправности этого решения и факта нарушения прав административного истца или незаконного привлечения его к ответственности в результате такого решения.

Обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) должностных лиц возлагается на лицо, обратившееся в суд (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).

Поскольку в орган регистрации прав представлено заявление и документы именно в отношении здания - жилого дома, а не в отношении объекта незавершенного строительства, что не соответствует фактическому статусу объекта недвижимости, установленному Службой государственного строительного надзора Иркутской области, данными которой государственный регистратор обязан был руководствоваться при проведении государственной регистрации, учитывая, что срок, на который было приостановлено осуществление действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права, истек, при этом основания, послужившие поводом для приостановления, не были устранены, оснований для признания незаконным решения от Дата об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: Адрес у суда не имеется.

Суд соглашается с доводами административного ответчика о том, что являясь органом бесспорной юрисдикции, Управление не вправе устанавливать обстоятельства и факты, которые напрямую не следуют из представленных документов, и не обладает правом оспорить ответ на межведомственный запрос либо опровергнуть его при осуществлении учетно-регистрационных действий.

Доказательств, подтверждающих незаконность оспариваемого отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права, материалы дела не содержат, административным истцом таких доказательств не предоставлено.

Доводы административного истца о том, что административный ответчик необоснованно принял во внимание ответ некомпетентного органа, что Служба государственного строительного надзора не является органом технического учета, не имеет соответствующих лицензий и разрешений, соответственно, не имеет в своем составе квалифицированных специалистов данного направления деятельности и не может давать заключения по вопросам, не относящимся к ее сфере деятельности, являются необоснованными, основанными на ином понимании действующих положений закона. Служба государственного строительного надзора Иркутской области, являясь исполнительным органом государственной власти, вправе устанавливать объекты капитального строительства, для строительства которых не требуется (или требуется) выдача разрешения на строительство. В соответствии с Инструкцией по делопроизводству в Правительстве Иркутской области и иных исполнительных органах государственной власти Иркутской области, утвержденной Указом Губернатора Иркутской области от Дата года, Служба обязана ответить на запросы Управления Росреестра по Иркутской области в рамках своей компетенции.

Суд отмечает, что законность или незаконность ответа Службы государственного строительного надзора Иркутской области от Дата предметом рассмотрения в данном случае не является.

Ссылка административного истца на то, что на вышеназванном земельном участке расположен жилой дом, построенный в Дата году, дом построен на железобетонном фундаменте, имеет стены, пол, потолок, крышу, окна двери и т.д., полностью готов для проживания судом во внимание не принимается, поскольку установление фактического статуса объекта капитального строительства при заявленном предмете иска и в порядке КАС РФ юридически значимым обстоятельством по делу не является.

В ходе судебного разбирательства было установлено, что административным истцом не пропущен срок обращения в суд с данным иском.

Руководствуясь ст.175 – 180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

административное заявление Егорова Ю.А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области о признании незаконным решения от Дата об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: Адрес; о возложении на ответчика обязанности осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности на объект недвижимости по адресу: Адрес, на основании заявления от Дата и представленных документов оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Октябрьский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.

Мотивированное решение суда составлено 19 февраля 2018 года.

Судья Е.П. Глебова