ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5808/2022 от 20.10.2022 Центрального районного суда г. Читы (Забайкальский край)

Дело № 2а-5808/2022

УИД 75RS0001-02-2022-007948-78

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 октября 2022 года г. Чита

Центральный районный суд города Читы в составе:

председательствующего судьи Марковой О.А.,

при секретаре судебного заседания Сафроновой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите административное дело по административному исковому заявлению Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края к Межрайонному отделу по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Забайкальскому краю, УФССП России по Забайкальскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора -ИП -ИП, -ИП. -ИП, ИП, -ИП -ИП -ИП, -ИП, -ИП -ИП, -ИП, -ИП, -ИП -ИП, -ИП, -ИП,

УСТАНОВИЛ:

Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края в лице представителя по доверенности МДВ обратилось в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства. На основании исполнительных листов, выданных по решениям Центрального районного суда г. Читы были возбуждены исполнительные производства, предметом исполнения которых является обязать Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края предоставить детям - сиротам ППА, ПАН, КНН, КМИ, ПАК, ЛАА, ДКВ, ЛДВ, НАВ, ЯОА, БАВ, АЛВ, БМС, ШСК, ПЛС, БТЮ, БДЖ, благоустроенные, применительно к условиям соответствующего населенного пункта, жилые помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории Забайкальского края из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Ссылается на то, что требования указанного исполнительного документа Министерством труда и социальной защиты Забайкальского края не были исполнены в связи с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, поскольку законодательством предусмотрена особая процедура предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Полагает необходимым учитывать тот факт, что Министерство в своей деятельности по обеспечению лиц из числа детей-сирот ограничено как бюджетным финансированием, так и административной процедурой. Указал, что по постановлению -ИП о включении ДКВ исполнено.

Определением от 30.09.2022 к участию в деле в качестве соответчика привлечено УФССП России по Забайкальскому краю, в качестве заинтересованных лиц привлечены ППА, ПАН, КНН, КМИ, ПАК, ЛАА, ДКВ, ЛДВ, НАВ, ЯОА, БАВ, АЛВ, БМС, ШСК, ПЛС, БТЮ, БДЖ

В судебном заседании заинтересованные лица ЛАА, КМИ оставили разрешение исковых требований на усмотрение суда.

Представитель административного истца, административные ответчики, заинтересованные лица не явились, представителей не направили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. При таких обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть дело в соответствии со ст. 150 КАС РФ в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Заслушав участников, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием).

Согласно ст. 16 Кодекса административного судопроизводства РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от их совершения, регламентированы федеральным законом «Об исполнительном производстве».

Согласно ст. 2, 4 названного закона задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Одними из принципов исполнительного производства являются: законность; своевременное совершение исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что на исполнении в Межрайонном отделе по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Забайкальскому краю находятся исполнительные производства -ИП -ИП, -ИП. -ИП, -ИП, -ИП -ИП -ИП, ИП, -ИП -ИП, -ИП, -ИП, -ИП -ИП, -ИП, -ИП, возбужденные в отношении Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края на основании исполнительного документа, выданного на основании решения Центрального районного суда г. Читы.

Предметом исполнения исполнительных производств -ИП -ИП, -ИП. -ИП, -ИП, -ИП -ИП -ИП, -ИП, -ИП -ИП, -ИП, -ИП, -ИП -ИП, -ИП, -ИП является обязать Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края предоставить детям - сиротам ППА, ПАН, КНН, КМИ, ПАК, ЛАА, ДКВ, ЛДВ, НАВ, ЯОА, БАВ, АЛВ, БМС, ШСК, ПЛС, БТЮ, БДЖ благоустроенные, применительно к условиям соответствующего населенного пункта, жилые помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории Забайкальского края из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Материалами дела также подтверждается, что 06.07.2022 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Забайкальскому краю в рамках исполнительных производств вынесены постановления о взыскании с Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края исполнительский сборов размере 50 000 руб. по каждому исполнительному производству в связи с неисполнением требований исполнительных документов в добровольном порядке в установленный срок;

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере пятисот рублей, с должника-организации - пяти тысяч рублей (ч. 3 ст. 112 указанного закона).

Частью 6 статьи 112 названного закона предусматривает право должника обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. При этом ч. 7 указанной статьи установлено, что при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

В силу ст. 401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Из системного толкования вышеприведенных норм следует, что освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с наличием объективно непреодолимых чрезвычайных обстоятельств, находящихся вне его контроля, поскольку только отсутствие вины должника в неисполнении исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок исключает возможность взыскания исполнительского сбора.

Как усматривается из содержания вышеперечисленных постановлений судебного пристава-исполнителя, их принятие было вызвано тем, что административным истцом в добровольном порядке в установленный срок не были исполнены решения судов. Факт неисполнения требований исполнительных документов административным истцом не оспаривался.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П, должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей.

Как установлено в ходе судебного заседания, должником предпринимаются все возможные меры для исполнения решений суда.

Заслуживают внимания доводы административного истца о том, что причиной неисполнения решения суда в установленный срок явилось то обстоятельство, что предоставление жилья сиротам Министерством связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требует существенных временных затрат. Приобретение жилых помещений согласно Порядку предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей из числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Забайкальского края, утвержденному постановлением Правительства Забайкальского края от 26.02.2013 №90 осуществляется Департаментом имущества Забайкальского края в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Так, согласно части 2 статьи 63 указанного закона, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Согласно пункту 8 статье 70 Закона контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола проведения торгов электронного аукциона. При указанных в части 2 статьи 63 закона обстоятельствах, порядок, установленный этим законом и не зависящий от воли Департамента имущества Забайкальского края, Правительства Забайкальского края уже не предусматривает возможность исполнить решение суда в установленный в постановлении о возбуждении исполнительного производства 5-дневный срок.

Вышеизложенное указывает на отсутствие бездействия со стороны должника по исполнительным производствам. Также материалами дела установлено, что по постановлению -ИП о включении ДКВ решение суда исполнено.

Каких-либо доказательств, что должник имел возможность в установленный срок исполнить требования исполнительных листов, однако умышленно или вследствие халатности, небрежности, или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил, судом не установлено, ответчиком не представлено.

При наличии вышеуказанных объективно непреодолимых обстоятельств, препятствующих исполнению решения суда в установленные сроки, суд приходит к выводу об отсутствии вины административного ответчика в неисполнении требования исполнительных документов в установленный срок, что дает основание для освобождения административного истца от уплаты исполнительского сбора.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

иск удовлетворить.

Освободить Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Забайкальскому краю от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительных производств -ИП -ИП, -ИП. -ИП, -ИП, -ИП -ИП -ИП, -ИП, -ИП -ИП, -ИП, -ИП, -ИП -ИП, -ИП, -ИП в размере 50 000 рублей по каждому производству.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Читы.

Судья О.А. Маркова

Решение суда в окончательной форме принято 20 октября 2022 года.