ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-581/16 от 19.09.2016 Новоселицкого районного суда (Ставропольский край)

Д. №2а-581/16

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 сентября 2016 года с. Новоселицкое

Судья Новоселицкого районного суда Ставропольского края Живницкая Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Новоселицкого районного суда административное дело по административному иску прокурора Новоселицкого района в защиту неопределенного круга лиц и Российской Федерации к администрации муниципального образования Новомаякского сельсовета Новоселицкого района Ставропольского края о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по ликвидации несанкционированных свалок отходов потребления (в порядке ст. 39 КАС РФ),

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Новоселицкого района обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц с административным иском к администрации муниципального образования Новомаякского сельсовета Новоселицкого района Ставропольского края, в котором просит:

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Новомаякского сельсовета Новоселицкого района Ставропольского края, выразившееся в непринятии мер по обозначению земельных участков, выделенных под площадки для сбора твердых бытовых отходов по периметру, установлению информационной таблички об объекте размещения отходов, в обваловке и оканавливании площадок для сбора твердых бытовых отходов, в не оборудовании мест временного сбора и накопления ртутьсодержащих отходов, в не информировании населения и организаций, осуществляющие деятельность на территории Новомаякского сельсовета о таком месте, в не принятии мер по подготовке главы и специалиста администрации - инспектора по благоустройству в области экологической безопасности и безопасного обращения с отходами производства и потребления.

Обязать администрацию муниципального образования Новомаякского сельсовета Новоселицкого района Ставропольского края в течение 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда по данному гражданскому делу принять меры по организации сбора и вывоза на территории муниципального образования твердых бытовых отходов, обозначить земельные участки, выделенные под площадки для сбора твердых бытовых отходов по периметру, установить информационные таблички об объектах размещения отходов, провести обваловку и оканавливание площадок для сбора твердых бытовых отходов, оборудовать место временного сбора и накопления ртутьсодержащих отходов, информировать население и организации, осуществляющие деятельность на территории Новомаякского сельсовета о таком месте, принять меры к проведению обучения главы и специалиста администрации муниципального образования села Новоселицкого - инспектора по благоустройству в области экологической безопасности и безопасного обращения с отходами производства и потребления, с получением соответствующего свидетельства (сертификата).

В обоснование административных исковых требований указано:

Прокуратурой района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства в сфере охраны окружающей среды, в том числе при обращении с отходами производства и потребления.

В ходе проверки установлено, что в нарушение ст. 73 Федерального закона № 7-ФЗ и ст. 15 Федерального закона № 89-ФЗ в администрации муниципального образования Новомаякского сельсовета Новоселицкого района Ставропольского края руководитель (глава) и специалист - инспектор по благоустройству (по должностной инструкции) не имеют подготовку в области экологической безопасности и безопасного обращения с отходами производства и потребления, подтвержденной свидетельством (сертификатом).

Распоряжением отдела имущественных и земельных отношений администрации Новоселицкого муниципального района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ администрации муниципального образования Новомаякского сельсовета в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок, государственная собственность на который не разграничена из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, кадастровый , местоположение: <адрес>, разрешенное использование -площадка для сбора, хранения и вывоза твердых бытовых отходов, общей площадью <данные изъяты> кв.м.

Распоряжением отдела имущественных и земельных отношений администрации Новоселицкого муниципального района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ администрации муниципального образования Новомаякского сельсовета в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок, государственная собственность на который не разграничена из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, кадастровый , местоположение: <адрес>, разрешенное использование -площадка для сбора, хранения и вывоза твердых бытовых отходов, общей площадью <данные изъяты> кв.м.

На указанные земельные участки имеются свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

Фактически указанный земельный участок используется для размещения (захоронения) коммунальных отходов с нарушением санитарных и экологических требований, а именно: прилегающая территория к объекту размещения отходов (далее - ОРО) захламлена коммунальными отходами. Земельные участки, выделенные под площадки для сбора ТБО не обозначены по периметру, отсутствуют информационные таблички об ОРО, отсутствуют обваловка и оканавливание, препятствующие разлету легких фракций отходов и свободному доступу к Объекту, отсутствуют надежные защитные устройства, что превращает свалку в опасный источник загрязнения грунтовых и поверхностных вод, почвы и атмосферы. Свидетельством тому является разлет отходов по прилегающей территории на расстоянии 100-150 метров. Фактическое количество размещенных на свалке отходов установить затруднительно, из-за большой территории загрязнения и неровностей рельефа.

Исходя из этого следует, что администрацией МО Новомаякского сельсовета Новоселицкого района Ставропольского края ненадлежащим образом исполняются обязанности собственника земельного участка, а также требования законодательства об охране земель, об обороте отходов производства и потребления, об охране окружающей среды. Ненадлежащее использование земельного участка, приводящее к порче земли, несанкционированное складирование отходов создает опасность для окружающей среды, нарушает конституционное право граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду.

В ходе проверки установлено, что в нарушение ст. 73 Федерального закона № 7-ФЗ и ст. 15 Федерального закона № 89-ФЗ в администрации муниципального образования Новомаякского сельсовета Новоселицкого района Ставропольского края руководитель (глава) и специалист - инспектор по благоустройству (по должностной инструкции) не имеют подготовку в области экологической безопасности и безопасного обращения с отходами производства и потребления, подтвержденной свидетельством (сертификатом).

Административный истец - прокурор Новоселицкого района, представитель административного ответчика - администрации муниципального образования Новомаякского сельсовета Новоселицкого района Ставропольского края представили письменные ходатайства о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства в соответствии со ст. 291 КАС РФ.

В соответствии с ч.2 ст. 291 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) производства.

Исследовав материалы дела, суд считает административные исковые требования прокурора Новоселицкого района в защиту неопределенного круга лиц и Российской Федерации к администрации муниципального образования Новомаякского сельсовета Новоселицкого района Ставропольского края о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по ликвидации несанкционированных свалок отходов потребления (в порядке ст. 39 КАС РФ), подлежащими удовлетворению.

Этот вывод суда основан на следующем:

В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Согласно части 3 ст. 9 Закона Ставропольского края от 02.03.2005 № 12-кз «О местном самоуправлении в Ставропольском крае» за сельскими поселениями помимо вопросов, указанных в части 2 настоящей статьи, закрепляются вопросы, предусмотренные, в том числе пунктом 18 ч. 1 ст. 14 Закона № 131-ФЗ.

Перечень вопросов местного значения, закрепленных за сельскими поселениями, не может быть изменен иначе как путем внесения изменений в настоящий Закон.

В соответствии с подпунктом 18 пункта 1статьи 14 Закона № 131-ФЗ и статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закона № 89-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Нормами статей 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закона № 52-ФЗ установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно статье 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закона № 7-ФЗ) отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 13 Закона № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Вышеприведенные нормы свидетельствуют о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции Российской Федерации).

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ) лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности. 2. Ответственность за допуск работников к работе с отходами I - IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации.

Согласно ст. 73 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. Подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с законодательством.

Судом установлено, что прокуратурой района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства в сфере охраны окружающей среды, в том числе при обращении с отходами производства и потребления.

В ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что в нарушение ст. 73 Федерального закона № 7-ФЗ и ст. 15 Федерального закона № 89-ФЗ в администрации муниципального образования Новомаякского сельсовета Новоселицкого района Ставропольского края руководитель (глава) и специалист - инспектор по благоустройству (по должностной инструкции) не имеют подготовку в области экологической безопасности и безопасного обращения с отходами производства и потребления, подтвержденной свидетельством (сертификатом).

Распоряжением отдела имущественных и земельных отношений администрации Новоселицкого муниципального района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ администрации муниципального образования Новомаякского сельсовета в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок, государственная собственность на который не разграничена из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, кадастровый , местоположение: <адрес> разрешенное использование -площадка для сбора, хранения и вывоза твердых бытовых отходов, общей площадью <данные изъяты> кв.м.

Распоряжением отдела имущественных и земельных отношений администрации Новоселицкого муниципального района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ администрации муниципального образования Новомаякского сельсовета в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок, государственная собственность на который не разграничена из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, кадастровый , местоположение: <адрес>, разрешенное использование - площадка для сбора, хранения и вывоза твердых бытовых отходов, общей площадью <данные изъяты> кв.м.

На указанные земельные участки имеются свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

Фактически указанный земельный участок используется для размещения (захоронения) коммунальных отходов с нарушением санитарных и экологических требований, а именно: прилегающая территория к объекту размещения отходов (далее - ОРО) захламлена коммунальными отходами. Земельные участки, выделенные под площадки для сбора ТБО не обозначены по периметру, отсутствуют информационные таблички об ОРО, отсутствуют обваловка и оканавливание, препятствующие разлету легких фракций отходов и свободному доступу к Объекту, отсутствуют надежные защитные устройства, что превращает свалку в опасный источник загрязнения грунтовых и поверхностных вод, почвы и атмосферы. Свидетельством тому является разлет отходов по прилегающей территории на расстоянии 100-150 метров. Фактическое количество размещенных на свалке отходов установить затруднительно, из-за большой территории загрязнения и неровностей рельефа.

Исходя из этого следует, что администрацией МО Новомаякского сельсовета Новоселицкого района Ставропольского края ненадлежащим образом исполняются обязанности собственника земельного участка, а также требования законодательства об охране земель, об обороте отходов производства и потребления, об охране окружающей среды. Ненадлежащее использование земельного участка, приводящее к порче земли, несанкционированное складирование отходов создает опасность для окружающей среды, нарушает конституционное право граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду.

В нарушение ст. 73 Федерального закона № 7-ФЗ и ст. 15 Федерального закона № 89-ФЗ в администрации муниципального образования Новомаякского сельсовета Новоселицкого района Ставропольского края руководитель (глава) и специалист - инспектор по благоустройству (по должностной инструкции) не имеют подготовку в области экологической безопасности и безопасного обращения с отходами производства и потребления, подтвержденной свидетельством (сертификатом).

В соответствии со статьями 9, 139, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 1 КАС РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела: об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии с п.1 ч.2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 291,294 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования прокурора Новоселицкого района в защиту неопределенного круга лиц и Российской Федерации к администрации муниципального образования Новомаякского сельсовета Новоселицкого района Ставропольского края о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по ликвидации несанкционированных свалок отходов потребления (в порядке ст. 39 КАС РФ) - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Новомаякского сельсовета Новоселицкого района Ставропольского края, выразившееся в непринятии мер по обозначению земельных участков, выделенных под площадки для сбора твердых бытовых отходов по периметру, установлению информационной таблички об объекте размещения отходов, в обваловке и оканавливании площадок для сбора твердых бытовых отходов, в не оборудовании мест временного сбора и накопления ртутьсодержащих отходов, в не информировании населения и организаций, осуществляющие деятельность на территории Новомаякского сельсовета о таком месте, в не принятии мер по подготовке главы и специалиста администрации - инспектора по благоустройству в области экологической безопасности и безопасного обращения с отходами производства и потребления.

Обязать администрацию муниципального образования Новомаякского сельсовета Новоселицкого района Ставропольского края в течение 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда по данному гражданскому делу принять меры по организации сбора и вывоза на территории муниципального образования твердых бытовых отходов, обозначить земельные участки, выделенные под площадки для сбора твердых бытовых отходов по периметру, установить информационные таблички об объектах размещения отходов, провести обваловку и оканавливание площадок для сбора твердых бытовых отходов, оборудовать место временного сбора и накопления ртутьсодержащих отходов, информировать население и организации, осуществляющие деятельность на территории Новомаякского сельсовета о таком месте, принять меры к проведению обучения главы и специалиста администрации муниципального образования села Новоселицкого - инспектора по благоустройству в области экологической безопасности и безопасного обращения с отходами производства и потребления, с получением соответствующего свидетельства (сертификата).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Новоселицкий районный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья Н.Н. Живницкая