ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-581/19 от 06.05.2019 Суздальского районного суда (Владимирская область)

Дело № 2а-581/2019

УИД 33RS0019-01-2019-000453-60

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Суздаль 6 мая 2019 года

Суздальский районный суд Владимирской области в составе

председательствующего Воронковой Ю.В.,

с участием прокурора - помощника Суздальского межрайонного прокурора Куликовой С.В.,

при секретаре Бобровской В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению и.о. Суздальского межрайонного прокурора к администрации муниципального образования Боголюбовское о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Боголюбовское, выразившегося в отсутствии утвержденных нормативных правовых актов в сфере противодействия коррупции, обязании администрации муниципального образования Боголюбовское в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить ряд нормативных правовых актов,

УСТАНОВИЛ:

И.о. Суздальского межрайонного прокурора, действуя в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд в порядке ст. 39 КАС РФ с административным иском к администрации муниципального образования Боголюбовское о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Боголюбовское, выразившегося в отсутствии утвержденных нормативных правовых актов в сфере противодействия коррупции, обязании администрации муниципального образования Боголюбовское в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить программу (план) противодействия коррупции, а также следующие нормативные правовые акты: Порядок предоставления гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей государственных (муниципальных) учреждений, а также лицами, замещающими данные должности, представителю нанимателя сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; Порядок проверки соблюдения гражданином, указанным в ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ, запрета на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) на выполнение в данной организации работ (оказание в данной организации услуг) на условиях гражданско-правового договора; Порядок сдачи подарков, полученных в связи с протокольным мероприятием, со служебной командировкой и с другим официальным мероприятием, а также его выкупа; Порядок получения разрешения представителя нанимателя (работодателя) на участие на безвозмездной основе в управлении некоммерческими организациями (кроме политической партии) в качестве единоличного исполнительного органа или вхождения в состав их коллегиальных органов управления; Порядок сообщения муниципальными служащими о конфликте интересов или о возможности его возникновения, в обоснование иска указав следующее.

Суздальской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии коррупции, в ходе которой выявлено бездействие администрации МО Боголюбовское, выразившееся в отсутствии утвержденных нормативных правовых актов в сфере противодействия коррупции.

Обращено внимание на то, что в нарушение норм действующего законодательства на территории МО Боголюбовское не разработана и не утверждена антикоррупционная программа (план противодействия коррупции). Кроме того, выявлены пробелы в регулировании вопросов противодействия коррупции при прохождении муниципальной службы, а также при осуществлении деятельности муниципальных учреждений, выразившиеся в отсутствии принятых в установленном законом порядке вышеперечисленных нормативно-правовых актов.

Указано на то, что по данному факту 30.11.2018 года прокуратурой в адрес главы МО Боголюбовское вносилось представление об устранении нарушений законодательства в сфере противодействия коррупции, которое было рассмотрено и признано обоснованным, однако до настоящего времени необходимые нормативно-правовые акты не приняты.

Резюмируется, что отсутствие указанной нормативно-правовой базы, непринятие мер, направленных на предупреждение и пресечение коррупционных нарушений, создает условия для возникновения коррупционных проявлений и противоречит принципам и направлениям государственной политики, предусмотренной Национальным планом противодействия коррупции, а также ст. 7 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Указано, что бездействие администрации МО Боголюбовское противоречит одному из основных направлений государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности, противодействия коррупции и способствует проявлению коррупционно-составляющих факторов, принятию незаконных решений, влекущих, наряду с уголовно-наказуемой, и иную ответственность.

В судебном заседании помощник прокурора Куликова С.В. исковые требования поддержала в полном объеме. Пояснила, что в настоящее время ни один из требуемых нормативно-правовых актов не утвержден. Подтвердила, что 25.04.2019 года в адрес прокуратуры были направлены проекты следующих нормативно-правовых актов: Порядка сообщения муниципальными служащими о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов; Порядка проверки соблюдения гражданином, замещавшим должность муниципальной службы, запрета на замещение на условиях трудового договора должности и (или) на выполнение работ (оказание услуг) в организации на условиях гражданско-правового договора, если отдельные функции муниципального управления данной организации входили в должностные (служебные) обязанности муниципального служащего, и соблюдения работодателем условий заключения трудового договора или гражданско-правового договора с таким гражданином; Порядка получения разрешения представителя нанимателя (работодателя) на участие на безвозмездной основе в управлении некоммерческими организациями. Утверждала, что иные проекты в прокуратуру не поступали. Пояснила, что в настоящее время Суздальской межрайонной прокуратурой поданы замечания на Порядок проверки соблюдения гражданином, замещавшим должность муниципальной службы, запрета на замещение на условиях трудового договора должности и (или) на выполнение работ (оказание услуг) в организации на условиях гражданско-правового договора, если отдельные функции муниципального управления данной организации входили в должностные (служебные) обязанности муниципального служащего, и соблюдения работодателем условий заключения трудового договора или гражданско-правового договора с таким гражданином. Указала на наличие бездействия у административного ответчика, подчеркнув, что ни один из требуемых нормативно-правовых актов в настоящее время не утвержден.

Представитель административного ответчика - администрации муниципального образования Боголюбовское Суздальского района Владимирской области, надлежащим образом извещенный о дате и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявлял, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

В представленных ранее отзывах указано, что перечисленные в административном иске нормативно-правовые акты не утверждены неумышленно. 27.03.2019 года администрацией в адрес прокуратуры направлен проект Положения о порядке сообщения лицами, замещающими муниципальные должности, должности муниципальной службы о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями,служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, участия в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от реализации порядка получения разрешения представителя нанимателя (работодателя) на участие муниципальных служащих администрации МО Боголюбовское на безвозмездной основе в управлении некоммерческими организациями. 24.04.2019 года направлены еще несколько проектов нормативно-правовых актов для проведения проверки на коррупционную составляющую. Указано, что на настоящий момент ответы из прокуратуры не поступили.

Заслушав представителя административного истца - помощника прокурора Куликову С.В., изучив материалы дела и оценивая имеющиеся доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.

Согласно определения, содержащегося в ч. 1 ст. 2 вышеназванного Закона, противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Как следует из совокупности положений п. 38 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 7 ст. 1 Закона Владимирской области от 14.11.2014 № 121-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями Владимирской области отдельных вопросов местного значения» осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения относится к вопросам местного значения сельского поселения.

Из положений ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ следует, что организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. При этом меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать: определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

П. «б» ч. 3 Указа Президента РФ от 29.06.2018 № 378, утвердившего Национальный план противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы, рекомендовано, в том числе, органам местного самоуправления обеспечить в соответствии с Национальным планом реализацию предусмотренных им мероприятий и внесение изменений в региональные антикоррупционные программы и антикоррупционные программы (планы противодействия коррупции) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Кроме того, согласно требований, содержащихся в п. 3.1., 4 ч. 1 ст. 8 указанного выше Федерального закона, сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю): граждане, претендующие на замещение должностей руководителей государственных (муниципальных) учреждений, а также лица, замещающие указанные должности.

При этом, в соответствии с положениями ст. 275 Трудового кодекса РФ лицо, поступающее на должность руководителя государственного (муниципального) учреждения (при поступлении на работу), и руководитель государственного (муниципального) учреждения (ежегодно) обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей. Представление указанных сведений осуществляется в порядке, утверждаемом нормативным правовым актом органа местного самоуправления.

Часть 6 статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ предусматривает обязанность проверки соблюдения гражданином, указанным в части 1 настоящей статьи, запрета на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) на выполнение в данной организации работ (оказание данной организации услуг) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского или муниципального служащего, и соблюдения работодателем условий заключения трудового договора или соблюдения условий заключения гражданско-правового договора с таким гражданином осуществляется в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно п. 7 ч. 3 ст. 12.1 вышеназванного Закона лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, для которых федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлено иное, лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности и осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, не вправе получать в связи с выполнением служебных (должностных) обязанностей не предусмотренные законодательством Российской Федерации вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) и подарки от физических и юридических лиц. Подарки, полученные в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются собственностью соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования и передаются по акту в соответствующий государственный или муниципальный орган. Лицо, замещавшее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, должность главы муниципального образования, муниципальную должность, замещаемую на постоянной основе, сдавшее подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, со служебной командировкой и с другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Положения ст. 10, 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ, обязывают лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, при наличии конфликта интересов уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

Пункт 3 статьи 14 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» содержит запрет муниципальному служащему в связи с прохождением муниципальной службы заниматься определенными видами деятельности лично или через доверенных лиц, в том числе, участия на безвозмездной основе в управлении указанными некоммерческими организациями (кроме политической партии и органа профессионального союза, в том числе выборного органа первичной профсоюзной организации, созданной в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования) в качестве единоличного исполнительного органа или вхождения в состав их коллегиальных органов управления с разрешения представителя нанимателя (работодателя), которое получено в порядке, установленном муниципальным правовым актом), кроме представления на безвозмездной основе интересов муниципального образования в органах управления и ревизионной комиссии организации, учредителем (акционером, участником) которой является муниципальное образование, в соответствии с муниципальными правовыми актами, определяющими порядок осуществления от имени муниципального образования полномочий учредителя организации или управления находящимися в муниципальной собственности акциями (долями участия в уставном капитале); иных случаев, предусмотренных федеральными законами.

Судом установлено, что в ходе проведенной в ноябре 2018 года Суздальской межрайонной прокуратурой проверки выявлено отсутствие разработанной административным ответчиком антикоррупционной программы (плана противодействия коррупции), а также перечисленных в административном иске нормативно-правовых актов.

30.11.2018 года по данному факту в адрес главы администрации МО Боголюбовское внесено представление об устранении законодательства в сфере противодействия коррупции.

12.02.2019 года административным ответчиком сообщено в адрес прокуратуры, что ряд перечисленных выше нормативно-правовых актов находятся в стадии разработки.

27.03.2019 года администраций МО Боголюбовское в ответ на запрос Суздальской межрайонной прокуратуры направлены сведения о разработанных и утвержденных органом местного самоуправления нормативных правовых актов, содержащих информацию об отсутствии следующих нормативных правовых актов: Порядка предоставления сведений руководителями муниципальных учреждений и проверки этих сведений (п.п. 3.1, 4 ст. 8); Порядка проверки соблюдения гражданином, указанным в ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ, запрета на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) на выполнение в данной организации работ (оказание в данной организации услуг) на условиях гражданско-правового договора (ч. 6 ст. 12); Порядка сдачи подарков, полученных в связи с протокольным мероприятием, со служебной командировкой и с другим официальным мероприятием, а также его выкупа (с указанием - проект в разработке); Порядка получения разрешения представителя нанимателя (работодателя) на участие на безвозмездной основе в управлении некоммерческими организациями (кроме политической партии) в качестве единоличного исполнительного органа или вхождения в состав их коллегиальных органов управления (с указанием - проект в разработке); Порядка сообщения муниципальными служащими о конфликте интересов (ч. 2 ст. 11). При этом в предоставленных сведениях также указано на отсутствие антикоррупционной программы или плана, обозначено, что Порядок предоставления сведений о доходах, расходах, предоставляемых лицами, замещающими муниципальные должности (ч. 4 ст. 12.1) утвержден Решением СНД от 11.02.2016 года № 4, при этом сведений о разработке и утверждении Порядка предоставления гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей государственных (муниципальных) учреждений, а также лицами, замещающими данные должности, представителю нанимателя сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей не имеется.

Как следует из анализа представленных административным ответчиком документов администрацией МО Боголюбовское в настоящее время разработаны проекты следующих нормативно-правовых актов: Порядок сообщения муниципальными служащими о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов; Порядок проверки соблюдения гражданином, замещавшим должность государственной муниципальной службы, запрета на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) на выполнение работ (оказание услуг) в организации на условиях гражданско-правового договора, если отдельные функции муниципального управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности муниципального служащего, и соблюдения работодателем условий заключения трудового договора или гражданско-правового договора с данным гражданином; Порядок получения разрешения представителя нанимателя на участие на безвозмездной основе в управлении некоммерческими организациями; Порядок сообщения лицами, замещающими муниципальные должности, должности муниципальной службы, о получении подарка в связи с протокольным мероприятием, со служебной командировкой и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисление средств, вырученных от его реализации.

При этом судом установлено, что администрацией МО Боголюбовское до настоящего времени не разработана программа (план) противодействия коррупции, а также Порядок предоставления гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей государственных (муниципальных) учреждений, а также лицами, замещающими данные должности, представителю нанимателя сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, кроме того, все вышеперечисленные нормативно-правовые акты административным ответчиком не утверждены, следовательно имеет место бездействие администрации МО Боголюбовское, которое является незаконным.

Учитывая изложенные обстоятельства, применяя указанные нормы права, суд приходит к выводу, что непринятие администрацией муниципального образования Боголюбовское Суздальского района Владимирской области надлежащих мер по разработке и утверждению предусмотренных законом нормативных правовых актов в сфере противодействия коррупции, которые относятся к его обязанностям, нарушает действующее законодательство, влечет нарушение прав и законных интересов граждан, в связи с чем исковые требования Суздальского межрайонного прокурора к администрации муниципального образования Боголюбовское подлежат удовлетворению.

При определении срока исполнения возложенной на административного ответчика обязанности, исходя из принципа разумности, объема необходимых работ, суд приходит к выводу о необходимости установления срока выполнения действий по разработке и утверждению требуемых нормативных правовых актов в сфере противодействия коррупции в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ :

Административное исковое заявление Суздальского межрайонного прокурора к администрации муниципального образования Боголюбовское о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Боголюбовское, выразившегося в отсутствии утвержденных нормативных правовых актов в сфере противодействия коррупции, обязании администрации муниципального образования Боголюбовское в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить ряд нормативных правовых актов удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Боголюбовское, выразившееся в отсутствии утвержденных нормативных правовых актов в сфере противодействия коррупции, а именно: программы (плана) противодействия коррупции; Порядка предоставления гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей государственных (муниципальных) учреждений, а также лицами, замещающими данные должности, представителю нанимателя сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; Порядка проверки соблюдения гражданином, указанным в ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ, запрета на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) на выполнение в данной организации работ (оказание в данной организации услуг) на условиях гражданско-правового договора; Порядка сдачи подарков, полученных в связи с протокольным мероприятием, со служебной командировкой и с другим официальным мероприятием, а также его выкупа; Порядка получения разрешения представителя нанимателя (работодателя) на участие на безвозмездной основе в управлении некоммерческими организациями (кроме политической партии) в качестве единоличного исполнительного органа или вхождения в состав их коллегиальных органов управления; Порядка сообщения муниципальными служащими о конфликте интересов или о возможности его возникновения.

Обязать администрацию муниципального образования Боголюбовское Суздальского района Владимирской области в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить программу (план) противодействия коррупции, а также следующие нормативные правовые акты: Порядок предоставления гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей государственных (муниципальных) учреждений, а также лицами, замещающими данные должности, представителю нанимателя сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; Порядок проверки соблюдения гражданином, указанным в ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ, запрета на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) на выполнение в данной организации работ (оказание в данной организации услуг) на условиях гражданско-правового договора; Порядок сдачи подарков, полученных в связи с протокольным мероприятием, со служебной командировкой и с другим официальным мероприятием, а также его выкупа; Порядок получения разрешения представителя нанимателя (работодателя) на участие на безвозмездной основе в управлении некоммерческими организациями (кроме политической партии) в качестве единоличного исполнительного органа или вхождения в состав их коллегиальных органов управления; Порядок сообщения муниципальными служащими о конфликте интересов или о возможности его возникновения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Суздальский районный суд Владимирской области в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий Ю.В. Воронкова

Дата изготовления мотивированного решения - 13 мая 2019 года.