ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-581/20 от 13.07.2021 Зейского районного суда (Амурская область)

УИД 28RS0008-01-2021-000941-15

Дело № 2а-581\2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Зейский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Ворсиной О.Б.,

при секретаре Щербаковой А.И.,

с участием административного истца, его представителя ФИО1, заинтересованного лица ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО3 к администрации города Зеи о признании незаконным отказа в рассмотрении заявления о признании жилого помещения непригодным для проживания,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ФИО3 является собственником 1/4 доли в праве собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Остальными собственниками значатся ФИО2, а также несовершеннолетние ФИО4, <Дата обезличена> года рождения и ФИО5, <Дата обезличена> года рождения.

Административный истец ФИО3 обратилась в суд с административным иском о признании незаконным ответа администрации города Зеи <Номер обезличен> от 07 мая 2021 года о возвращении без рассмотрения заявления о признании жилого помещения непригодным для проживания.

В обоснование иска указано, что с причиной отказа в рассмотрении заявления истца о признании жилого помещения непригодным для проживания – составление заключения по техническому состоянию строительных конструкций и определения возможности дальнейшей эксплуатации строения индивидуальным предпринимателем, а не юридическим липом она не согласна, т.к. ИП ФИО6 зарегистрирован в реестре членов СРО <Номер обезличен>. Ассоциация проектировщиков "Национальное Проектное Объединение" (Ассоциация НПО) г. Сакт- Петербург. Регистрационный номер записи СРО-П-200-23052018. Регистрационный номер в реестре членов СРО <Номер обезличен>. Ассоциация "Национальное объединение организаций по инженерным изысканиям, геологии и геотехнике" (СРО АС "ИНЖЕГЕОТЕХ"). Регистрационный номер записи СРО-И-012-24122009). Из чего следует, что ИП ФИО6 является специализированной организацией, имеющей допуск на выполнение работы по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений. В силу ч. 1 ст. 55.8 Градостроительного кодекса РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.

В судебном заседании административный истец ФИО3 и ее представитель ФИО1 на удовлетворении административного иска настаивали по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика – администрации города Зеи ФИО7 с иском не согласна, из отзыва на иск следует, что 06.04.2021 ФИО3, обратилась в администрацию города Зеи с заявлением о признании жилого помещения - дома, расположенного по адресу: <адрес>, непригодным для проживания. С заявлением было представлено экспертное заключение ИП ФИО6 по результатам обследования технического состояния индивидуального жилого дома. Письмом администрации города от 07.05.2021 заявление ФИО3 было возвращено заявителю без рассмотрения.

Ранее, 26.03.2020, ФИО3 уже обращалась в администрацию города Зеи с заявлением о признании вышеуказанного жилого дома непригодным для проживания. С заявлением было представлено техническое заключение ИП ФИО8

Заявление ФИО3 от 26.03.2020 и представленные документы были рассмотрены 15.05.2020 на заседании межведомственной комиссии, по результатам которого комиссия пришла к выводу о том, что для дальнейшего рассмотрения вопроса о признании жилого помещения по адресу: <адрес> непригодным для проживания и принятия соответствующего решения, необходимо проведение обследования жилого помещения специализированной организацией и представление заявителем соответствующего заключения.

Письмом администрации города Зеи от 01.06.2020 <Номер обезличен> ФИО3 была проинформирована о принятом межведомственной комиссией решении и о необходимости представления заключения специализированной организации для дальнейшего решения вопроса о признании жилого помещения непригодным для проживания. Заявительнице при этом было разъяснено, что представленное ею техническое заключение не является заключением специализированной организации.

Поскольку заявление ФИО3 от 06.04.2021 направлено на решение ранее поставленного вопроса о признании непригодным для проживания жилого дома по адресу: <адрес>, и заявительнице уже было разъяснено о необходимости предоставления заключения специализированной организации для дальнейшего решения данного вопроса, а также с учетом того, что представленное с заявлением от 06.04.2021 экспертное заключение заключением специализированной организации также не является, письмом администрации города Зеи заявление ФИО9 было возвращено без рассмотрения на основании пункта 46 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47.

Довод административного истца со ссылкой на нормы Градостроительного кодекса РФ в обоснование того, что ИП ФИО6, изготовивший экспертное заключение, является специализированной организацией, администрация города Зеи считает несостоятельными. Действительно, частью 1 статьи 55.8 ГрК РФ определены условия, при соблюдении которых индивидуальные предприниматели и юридически лица вправе выполнять различные виды инженерных изысканий.

Вместе с тем следует учитывать, что Положение, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, определяя порядок и критерии признания жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания, установило конкретные требования к специализированной организации, указав, что в целях принятия решения о признания жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания под специализированной организацией понимается юридическое лицо, являющееся членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и имеющих право на осуществление работ по обследованию состояния грунтов оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций. Постановлением Правительства РФ от 19.01.2006 № 20 «Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства» обследования состояния грунтов оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций отнесены к специальным видам инженерных изысканий. Соответственно, требования к специализированной организации, установленные Положением, являются специальными, установленными с учетом характера инженерных изысканий, проводимых в целях, предусмотренных Положением.

По смыслу действующего законодательства (в частности, пункт 2 статьи 1 1 НК РФ) под организацией понимается юридическое лицо, образованное в соответствии с законодательством Российской Федерации, международная компания (российские организации), а также иностранные организации, в то время как индивидуальными предпринимателями являются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

С учетом вышеприведенных норм, представленное ФИО3 заключение ИП ФИО6, равно как и представленное в 2020 году заключение ИП ФИО8, заключениями специализированной организации по смыслу Положения от 28.01.2006 № 47 не являются.

В судебном заседании заинтересованное лицо ФИО2, а также ФИО3, действующая в интересах несовершеннолетних третьих лиц ФИО4 и ФИО5, административный иск поддержали.

Заинтересованное лицо ФИО10, <Дата обезличена> года рождения, просит рассмотреть дело в его отсутствие, иск поддерживает.

Изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно требованиям ст. 218 ч. 1 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Административным истцом заявлено требование о признании незаконным отказа администрации города Зеи от 07 мая 2021 года в рассмотрении заявления о признании жилого помещения непригодным для проживания, подлежащее рассмотрению в порядке главы 22 КАС РФ.

Административное исковое заявление о признании незаконным отказа в рассмотрении заявления о признании жилого помещения непригодным для проживания подано в суд 21 июня 2021 года, то есть в пределах установленного ст. 219 ч. 1 КАС трехмесячного срока.

При рассмотрении вопросов, указанных в ст. 226 ч. 9 КАС РФ, суд учитывает следующее.

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относится определение оснований и порядка признания жилых помещений непригодными для проживания, оснований и порядка признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 11 статьи 12 ЖК РФ).

На основании ч.4 ст.15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом.

В соответствии с п.7 Положения от 28.01.2006 № 47 признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Согласно п.45 Положения от 28.01.2006 № 47 для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы: а) заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; б) копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; в) в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением - проект реконструкции нежилого помещения; г) заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; д) заключение специализированной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; е) заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания - по усмотрению заявителя.

Комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации принимает решение (в виде заключения), указанного в пункт 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.

В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии

В случае непредставления заявителем документов, предусмотренных пунктом 45 настоящего Положения, и невозможности их истребования на основании межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия комиссия возвращает без рассмотрения заявление и соответствующие документы в течение 15 календарных дней со дня истечения срока, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта (пункт 46 Положения от 28.01.2006 № 47).

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 47).

Судом установлено, что административный истец ФИО3 является собственником 1/4 доли в праве собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Остальными собственниками значатся ФИО2, а также несовершеннолетние ФИО4, <Дата обезличена> года рождения и ФИО5, <Дата обезличена> года рождения.

В 2020 году ФИО3 обращалась в администрацию города Зеи с заявлением о признании вышеуказанного жилого дома непригодным для проживания с приложением технического заключения ИП ФИО8

Заявление ФИО3 от 26.03.2020 и представленные документы были рассмотрены 15.05.2020 на заседании межведомственной комиссии, по результатам которого комиссия пришла к выводу о том, что для дальнейшего рассмотрения вопроса о признании жилого помещения по адресу: <адрес> непригодным для проживания и принятия соответствующего решения необходимо проведение обследования жилого помещения специализированной организацией и представление заявителем соответствующего заключения.

Письмом администрации города Зеи от 01.06.2020 <Номер обезличен> ФИО3 была проинформирована о принятом межведомственной комиссией решении и о необходимости представления заключения специализированной организации для дальнейшего решения вопроса о признании жилого помещения непригодным для проживания. Заявительнице при этом было разъяснено, что представленное ею техническое заключение не является заключением специализированной организации.

06 апреля 2021 года административный истец ФИО3 обратилась в администрацию города Зеи с заявлением о признании жилого помещения - дома, расположенного по адресу: <адрес>, непригодным для проживания. С заявлением было представлено экспертное заключение ГК «Первое экспертное бюро» ИП ФИО6 от 30 марта 2021 года по результатам обследования технического состояния индивидуального жилого дома.

Письмом администрации города Зеи <Номер обезличен> от 07 мая 2021 года заявление ФИО3 было возвращено заявителю без рассмотрения на основании пункта 46 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 в связи с тем, что представленное экспертное заключение ГК «Первое экспертное бюро» ИП ФИО6 от 30 марта 2021 года заключением специализированной организации не является.

Из экспертного заключения по результатам обследования технического состояния индивидуального жилого дома от 30 марта 2021 года, составленного ГК «Первое экспертное бюро» ИП ФИО6, следует, что на основании результатам визуально-инструментального технического состояния индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, установлено, что несущие конструкции обследуемых помещений находятся в недопустимым состоянии, обнаружены повреждения и деформации, свидетельствующие о снижении несущей способности и эксплуатационных характеристик, при которых существует опасность для пребывания людей и сохранности оборудования, что не соответствует требованиям СП 70.13330.2012 «Несущие и ограждающие конструкции. Актуальная редакция СНиП 3.03.01.-87».

На основании Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 постановлением администрации города Зеи <Номер обезличен> от 15 августа 2007 года утверждено Положение о межведомственной комиссии и её составе (с изменениями).

Положением о межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу г. Зеи установлено, что действие данного положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории города Зеи (п.1.1).

К полномочиям комиссии также отнесено рассмотрение заявлений о признании жилого помещения непригодным для проживания, право комиссии в ходе своей работы назначать дополнительные обследования и испытания, приобщать их результаты к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии (п. 3.7).

Вместе с тем, заявление ФИО3 от 06 апреля 2021 года о признании жилого помещения непригодным для проживания в межведомственную комиссию города Зеи на рассмотрение не передавалось, соответственно, межведомственной комиссией решение по результатам рассмотрения данного заявления, в том числе, решение о возвращении заявления и приложенных к нему документов, не принималось.

При таких обстоятельствах, суд находит, что оспариваемое решение (ответ администрации города Зеи <Номер обезличен> от 07 мая 2021 года, подписанный главой города Зеи) принято неуполномоченным органом.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что требования нормативных правовых актов, устанавливающих основания и порядок принятия оспариваемого решения, - Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, административным ответчиком и Положения о межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утверждённого постановлением администрации города Зеи <Номер обезличен> от 15 августа 2007 года, не соблюдены, что влечет за собой признание его незаконным.

Кроме того, суд находит, что возвращая заявление ФИО3 от 06 апреля 2021 года, администрация города Зеи исходила лишь из формального довода о составлении экспертного заявления индивидуальным предпринимателем ФИО6, а не специализированной организацией (юридическим лицом), при этом административным ответчиком не учтено, что процедура проведения оценки соответствия помещения установленным требованиям определена п. 44 Положения от 28.01.2006 № 47, и включает в себя, кроме приёма и рассмотрения заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов, определение перечня дополнительных документов; определение состава привлекаемых экспертов, работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования).

Как указано выше, согласно абз. 2 п.46 Положения от 28.01.2006 № 47 в ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии.

Таким образом, поскольку по результатам обследования уполномоченный орган - межведомственная комиссия может принять не только одно из решений, предусмотренных пунктом 47 Положения, но и решение о проведении дополнительного обследования, суд считает необходимым обязать администрацию города Зеи передать заявление ФИО3 от 06 апреля 2021 года о признании жилого помещения по адресу: <адрес> непригодным для проживания в межведомственную комиссию г. Зеи Амурской области для рассмотрения по существу, проведения обследования жилого дома на предмет соответствия требованиям, установленным Положением от 28 января 2006 года N 47.

На основании ст.ст.103, 111 КАС РФ с административного ответчика администрации г. Зеи в пользу административного истца подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.

Руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО3 удовлетворить.

Признать незаконным, не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы ФИО3, ответ администрации города Зеи <Номер обезличен> от 07 мая 2021 года о возвращении без рассмотрения заявления ФИО3 о признании жилого помещения по адресу: <адрес> непригодным для проживания.

Обязать администрацию города Зеи передать заявление ФИО3 от 06 апреля 2021 года о признании жилого помещения по адресу: <адрес> непригодным для проживания в межведомственную комиссию по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции муниципального образования г. Зеи Амурской области для рассмотрения по существу, проведения обследования жилого дома по адресу: <адрес> на предмет соответствия требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47.

Взыскать с администрации города Зеи в пользу ФИО3 судебные расходы в размере 300 руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий О.Б. Ворсина

Мотивированное решение составлено 16 июля 2021 года

Судья О.Б. Ворсина