86RS0021-01-2021-001225-31
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Югорск 27 августа 2021 года
Югорский районный суд Ханты – Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего судьи Колобаева В.Н., с участием:
заместителя Югорского межрайонного прокурора Жукова Р.А.,
административного истца ФИО1,
представителя административного истца ФИО2,
представителя административного ответчика ФИО3
при секретаре Харитоновой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-581/2021 по административному исковому заявлению ФИО1 к Территориальной избирательной комиссии города Югорска о признании незаконным и отмене решения избирательной комиссии от 11 августа 2021 года № 177/21 об отказе в регистрации кандидатом в депутаты города Югорска, возложении обязанности рассмотреть вопрос о регистрации кандидата,
установил:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Территориальной избирательной комиссии города Югорска (далее – ТИК г.Югорска, Комиссия) о признании незаконным и отмене решения избирательной комиссии от 11.08.2021 года № 177/21 об отказе в регистрации кандидатом в депутаты города Югорска, возложении обязанности рассмотреть вопрос о регистрации кандидата.
Требования мотивировал тем, что 26.07.2021 года в ТИК г. Югорска им были представлены документы для выдвижения в порядке самовыдвижения кандидата в депутаты Думы г. Югорска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 11. Согласно заявлению он отразил принадлежность к избирательному объединению политическая партия Коммунистическая партия Коммунисты России, также им была представлена справка о членстве в политической партии. 02.08.20021 он предоставил в ТИК г. Югорска документы о регистрации. В поддержку выдвижения кандидатом представлены подписные листы - 1 папка, количество заявленных подписей -14, количество представленных подписей -14. 08.08.2021 рабочей группой по проверке подписей в поддержку выдвижения кандидатов на выборах депутатов Думы города Югорска седьмого созыва были проверены представленные 14 подписей и все были признаны недействительными. 10.08.2021 в ТИК г. Югорска от истца поступило уведомление об изменении данных о кандидате, а именно о выходе из политической партии - Коммунистическая партия Коммунисты России. 11.08.2021 ему было отказано в регистрации и выдано постановление №177/21. Полагал, что указанным постановлением нарушены его избирательные права. Так, Комиссия не учла, что на дату сбора подписей он направил заявление о выходе из политической партии и ее членом не являлся. Следовательно, все подписи собраны в соответствии с законом. Документы о выходе из партии не были рассмотрены Комиссией, поскольку по ее мнению представлены за рамками сроков, предусмотренных Федеральным законом № 67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее по тексту – ФЗ № 67). С данными выводами он не согласен, поскольку в установленный законом срок известил ТИК г. Югорска о выходе из политической партии. Просил признать незаконным и отменить решение Территориальной избирательной комиссии от 11.08.2021 года №177/21 об отказе в его регистрации кандидатом в депутаты города Югорска, обязать комиссию рассмотреть вопрос о его регистрации в качестве кандидата заново.
В судебном заседании истец ФИО1 поддержал исковые требования по тем же основаниям. Дополнил, что о выходе из политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России он написал заявление 28.07.2021, которое направил по электронной почте на имя секретаря комитета Ханты-Мансйиского окружного отделения партии. О том, что он исключен из рядов партии ему стало известно 08.08.2021, копию указанного решения он получил по электронной почте. Об этом он сообщил своему представителю 09.08.2021, и уже письменно уведомил ТИК 10.08.2021. Не оспаривал, что при проверке представленных им подписных листов 08.08.2021 он подтвердил, что является членом партии Коммунистическая партия Коммунисты России, поскольку на тот момент не знал, что исключен из ее рядов.
Представитель административного истца ФИО2 требования поддержала, добавив, что Комиссия, в нарушение положений ФЗ № 67 не уведомила истца о выявленных недостатках в установленный законом срок. Кроме этого полагала, что данные недостатки являются несущественными, и не могут служить основаниями для отказа истцу в регистрации кандидатом в депутаты, что подтвердил Конституционный Суд РФ в постановлении от 12.03.2021 № 6-П, где дал оценку конституционности пункта 1.1 статьи 38 ФЗ № 67.
Представитель административного ответчика ФИО3 считала иск не подлежащим удовлетворению. Пояснила, что 26.07.2021 истец представил в ТИК г. Югорска документы для выдвижения в порядке самовыдвижения. 02.08.2021 истец представил в Комиссию документы для регистрации и одну папку с подписными листами, количество заявленных подписей -14, количество представленных подписей -14. Рабочей группой по проверке подписей в поддержку выдвижения кандидата 08.08.2021 в присутствии кандидата были проверены представленные подписи и признаны все недействительными по той причине, что в подписных листах отсутствовала информация о принадлежности кандидата к политической партии. На заседании рабочей группы ФИО1 подтвердил свою принадлежность к партии Коммунистическая партия Коммунисты России. 10.08.2021 от истца в ТИК г. Югорска поступило уведомление об изменении данных о кандидате и его выходе из политической партии. Заседание ТИК г. Югорска по рассмотрению вопроса о регистрации истца кандидатом в депутаты Думы г.Югорска было назначено на 11.08.2021. В то время как в соответствии с положениями ФЗ № 67 и закона ХМАО-Югры № 81 –оз «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в ХМАО-Югре», истец должен был уведомить Комиссию не позднее чем 09.08.2021. Рассмотрев представленные документы ТИК г. Югорска 11.08.2021 приняла обоснованное решение об отказе в регистрации ФИО1 кандидатов в депутаты Думы г. Югорска. Полагала, что отсутствие в подписных листах, представленных истцом, информации о принадлежности к политической партии, не свидетельствует о неполноте представленных сведений, о которых Комиссия обязана извещать кандидата в депутаты.
В своем заключении заместитель Югорского межрайонного прокурора Жуков Р.А. считал административный иск не подлежащим удовлетворению, указывая, что ТИК г. Югорска обоснованно признало представленные истцом все подписи в подписных листах недействительными, поскольку он не отразил свою принадлежность к политической партии. Уведомление об уточнении данных о кандидате было подано истцом с нарушением сроков, установленных п. 1.1 ст. 38 ФЗ № 67, поэтому не было принято Комиссией. Полагал, что решение ТИК г. Югорска является законным и обоснованным.
Выслушав пояснения сторон и их представителей, заключение прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», и в связи с окончанием срока полномочий депутатов Думы г. Югорска шестого созыва, решением Думы г. Югорска от 29 июня 2021 года № 46 назначены выборы депутатов думы г. Югорска седьмого созыва на 19 сентября 2021 года.
Постановлением ТИК г. Югорска от 23 июня 2021 года № 25/5 полномочия окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Думы г. Югорска седьмого созыва по одномандатным округам с № 1по № 21 возложены на территориальную избирательную комиссию г. Югорска.
Согласно п. 9 ст. 33 Федерального закона от 12.06.2012 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», установленный законом период, включающий в себя выдвижение кандидатов, списков кандидатов, а также сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов либо иные формы поддержки выдвижения, при выборах в федеральные органы государственной власти должен составлять не менее 40 дней (при досрочных выборах - не менее 30 дней), при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации - не менее 30 дней, при выборах в органы местного самоуправления - не менее 20 дней.
Пункт 25 ст. 4 Закона ХМАО-Югры от 30.09.2011 года № 81-оз «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в ХМАО-Югре» гласит, что выдвижение кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, в том числе списком, списка кандидатов осуществляется не ранее чем за 65 дней до дня голосования и заканчивается за 45 дней до дня голосования в 18 часов по местному времени последнего дня выдвижения округам.
Как следует из материалов дела, 26.07.2021 в ТИК г. Югорска от ФИО1 поступило заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Думы г. Югорска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 11 в порядке самовыдвижения.
В данном заявлении ФИО1 указал о своей принадлежности к партии - Коммунистическая партия Коммунисты России и приложил справку от 15.07.2021 о том, что является членом указанной партии.
02.08.2021 ФИО1 представил в ТИК документы для регистрации, в том числе подписные листы – 1 папка, количество заявленных подписей -14, количество представленных подписей -14.
08.08.2021 Рабочей группой по проверке подписей в поддержку выдвижения кандидата в присутствии ФИО1 были проверены все представленные им подписи и признаны недействительными по той причине, что в подписных листах отсутствовала информация о принадлежности кандидата к политической партии. На заседании рабочей группы ФИО1 подтвердил свою принадлежность к партии Коммунистическая партия Коммунисты России, что отражено в итоговом протоколе.
В данном протоколе также содержатся сведения о заседании ТИК, назначенном на 11.08.2021 в 13-00 часов о решении вопроса регистрации ФИО1 кандидатом в депутаты Думы г. Югорска по одномандатному избирательному округу № 11.
Копия итогового протокола проверки подписных листов была получена ФИО1 08.08.2021, что подтверждается его подписью.
10.08.2021 от ФИО1 в ТИК поступило заявление об изменении данных о кандидате, в котором он сообщил ТИК г. Югорска о выходе из политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России.
11.08.2021 Территориальной избирательной комиссией г. Югорска было принято постановление № 177/21 об отказе в регистрации ФИО1 кандидатом в депутаты Думы г. Югорска седьмого созыва. Причиной отказа явилось то, что представленные кандидатом подписи в подписных листах были признаны недействительными, поданное ФИО1 уведомление о выходе из политической партии, поступило с нарушением сроков, установленных п. 1.1 ст. 38 ФЗ № 67.
Пунктом 9 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, а также примечанием приложения N 8 к данному Федеральному закону установлено, что если кандидат, сведения о котором содержатся в подписном листе, в заявлении о согласии баллотироваться в соответствии с пунктом 2 статьи 33 настоящего Федерального закона указал свою принадлежность к политической партии либо иному общественному объединению и свой статус в данной политической партии либо данном общественном объединении, сведения об этом указываются в подписном листе.
Согласно подпункту "и" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдумов в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона.
В силу подпункта "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата является, в том числе недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Как следует из материалов административного дела и установлено судом, ФИО1 в своем заявлении о согласии баллотироваться уведомил избирательную комиссию о принадлежности к политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России.
Между тем, в представленных кандидатом подписных листах с 14 подписями сведения о его принадлежности к указанной политической партии и его статус в ней не указаны.
В то же время, наличие в подписном листе информации о кандидате в меньшем объеме, чем предусмотрено законом, влияет на восприятие избирателями информации о кандидате.
Необходимость указания в представленных заявителем подписных листах на принадлежность к общественной организации является прямым требованием федерального закона, выполнение которого не может зависеть от усмотрения кандидата.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11 мая 2012 года N 658-О, изготовление и оформление подписных листов в точном соответствии с положениями законодательства выступают гарантией необходимого информирования граждан о кандидате, направлены как на защиту прав и законных интересов избирателей при сборе подписей, так и на обеспечение равенства всех кандидатов. Несоблюдение этого правила ставит под сомнение наличие реальной, основанной на полной и достоверной информации, поддержки кандидата избирателями, а потому и действительность подписей в подписных листах.
Иное толкование свидетельствовало бы о нарушении принципа равенства кандидатов, предусмотренного пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ.
При таких обстоятельствах, ТИК г. Югорска 08.08.2021 при проверке подписных листов, представленных ФИО1, установив, что кандидатом были не внесены в подписные листы сведения о его принадлежности к политической партии, обоснованно признало все подписи недействительными.
Доводы истца и его представителя о том, что Комиссия должна была уведомить кандидата в депутаты о выявленных недостатках в документах, в соответствии с положениями п. 1.1 ст. 38 ФЗ № 67 подлежат отклонению по следующим оснвоаниям.
Как установлено пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидат, избирательное объединение вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов.
Вместе с тем положения п. 1.1 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ не применимы к правоотношениям по поводу оформления подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11.1 Федерального закона N 67-ФЗ если какое-либо действие может (должно) осуществляться не позднее чем за определенное количество дней или за определенное количество дней до дня наступления какого-либо события, то соответственно последним днем или днем, когда данное действие может (должно) быть осуществлено, является день, после которого остается указанное в данном Федеральном законе количество дней до дня наступления соответствующего события.
Заседание избирательной комиссии г. Югорска о решении вопроса регистрации ФИО1 кандидатом в депутаты Думы г. Югорска по одномандатному избирательному округу № 11 было назначено на 11.08.2021 на 13 часов, о чем кандидат был извещен 08.08.2021.
В то же время уведомление о выходе из политической партии было подано ФИО1 в ТИК г. Югорска 10.08.2021, то есть с нарушением срока, установленного ст. 11.1 ФЗ № 67, который является пресекательным, поэтому обоснованно не были приняты Территориальной избирательной комиссией.
Доводы представителя административного истца о том, что ТИК г.Югорска при рассмотрении уведомления кандидата в депутаты не были применены положения Постановления Конституционного Суда РФ от 12.03.2021 N 6-П, подлежат отклонению, поскольку не указание кандидатом в подписном листе сведений о принадлежности к политической партии и последующее уведомление о выходе из политической партии, не свидетельствует о неполноте представленных им сведений, и соответственно не возлагает на избирательную комиссию обязанность уведомить об этом кандидата в депутаты.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что у ТИК г. Югорска имелись законные основания для отказа в регистрации ФИО1 кандидатом в депутаты Думы г. Югорска седьмого созыва, т.к. все представленные им подписи в подписных листах были обоснованно признаны недействительными, а последующее уведомление о выходе из политической партии подано с нарушением сроков, установленных ст. 11.1 ФЗ № 67.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении исковых требований ФИО1 к ТИК г. Югорска о признании незаконным и отмене постановления от 11.08.2021 года № 177/21 об отказе в регистрации кандидатом в депутаты города Югорска 7-го созыва по одномандатному избирательному округу № 11, следует отказать.
Требования ФИО1 о восстановлении в нарушенных правах путем возложения обязанности на административного ответчика рассмотреть вопрос о регистрации кандидата заново, является производным от требования о признании незаконным отказа в регистрации кандидатом в депутаты, и поэтому также подлежит оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 244 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Территориальной избирательной комиссии города Югорска о признании незаконным и отмене решения избирательной комиссии от 11 августа 2021 года № 177/21 об отказе в регистрации кандидатом в депутаты города Югорска, возложении обязанности рассмотреть вопрос о регистрации кандидата, полностью отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Федеральный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры через Югорский районный суд ХМАО-Югры в 5-дневный срок со дня вынесения решения.
Верно
Председательствующий судья В.Н.Колобаев
Секретарь суда Л.С.Есенова