ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-581/2022 от 04.03.2022 Промышленного районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

№ 2а-581/2022

Решение

Именем Российской Федерации

04 марта 2022 года город Оренбург

Промышленный районный суд города Оренбурга в составе:

председательствующего судьи М.Е. Манушиной,

при секретаре судебного заседания Ю.В.Богатыревой,

с участием представителя административного ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> к Оренбургской региональной общественной организации «Ассоциация средних медицинских работников <адрес>» о прекращении деятельности и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,

установил:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> обратилось в суд с вышеуказанным административным иском, указав, что ответчик зарегистрирован в качестве юридического лица -ДД.ММ.ГГГГ, учетный , дата внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) – ДД.ММ.ГГГГ, ОГРН .

В нарушение требований ст.29 ФЗ «Об общественных объединениях» административный ответчик не представил в Управление требуемые законом сведения за 2019, 2020 годы.

В связи с неисполнением указанных требований, Управлением вынесеня в адрес административного ответчика предупреждения от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ об устранении данных нарушений в месячный срок со дня получения. Предупреждения были направлены по почте в адрес Организации, указанный в ЕГРЮЛ, заказными письмами с простым уведомлением о вручении и вернулись с отметками об истечении срока хранения.

Нарушения законодательства до настоящего времени Организацией не устранены.

Истец просит признать Оренбургскую региональную общественную организацию по защите прав потребителей «Ассоциация средних медицинских работников <адрес>» прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц.

В судебное заседание представители административного истца и заинтересованного лица МИФНС России по <адрес> не явились, извещены надлежаще. В административном исковом заявлении содержится просьба о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного истца.

В соответствии со ст.150 КАС РФ суд определил рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.

Представитель административного ответчика ФИО1, действующий на основании Устава, в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска. Пояснил, что фактически организация находится по адресу: <адрес>, в настоящее время ведется работа по переоформлению адреса. Указал, что за 2019 год все отчеты подавались, за 2020-2021 годы в установленные сроки отчеты не сданы. Признал, что нарушения в деятельности организации в этой части имеются, в настоящее время ведется работа по их устранению. Нарушение сроков сдачи отчетов объяснил повышенной занятостью членов организации по основным местам работы в связи с эпидемиологической обстановкой. Пояснил, что организация осуществляет активную деятельность, члены организации входят в состав аттестационных, экспертных, аккредитационных комиссий именно как члены общественной организации. Поэтому принятие судом решения о прекращении деятельности организации повлечет необходимость формирования новых составов таких комиссий и остановке их деятельности. Просил отказать в удовлетворении административного иска.

Заслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.30 Конституции РФ каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

Согласно ст.3 ФЗ «Об общественных объединениях», право граждан на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений.

Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.

На основании ст.29 названного закона общественное объединение обязано, в том числе:

соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами;

ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом;

ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц;

представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы;

информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях", о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Общественное объединение также обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений. Указанный орган не позднее одного рабочего дня со дня получения соответствующей информации от общественного объединения сообщает об этом в уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений об общественном объединении.

Неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

Неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

Непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных абзацем восьмым части первой настоящей статьи, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

Согласно подпунктам 63, 73, 74 пункта 6 Положения об Управлении Минюста России по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утверждённого приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014 № 26, Управление наделено полномочиями по принятию решения о государственной регистрации общественных объединений, а по результатам контроля за деятельностью общественных объединений и их структурных подразделений - выносить предупреждения и вносить представления об устранении нарушений законодательства Российской Федерации, обращаться в суд с заявлениями о признании общественных объединений прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица.

В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ в государственном реестре ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована Оренбургская региональная общественная организация «Ассоциация средних медицинских работников <адрес>». Лицо, имеющее право действовать от имени юридического лица без доверенности, - председатель ФИО1.

Согласно п.1.2 Устава общественной организации, утвержденного учредительным собранием членов ДД.ММ.ГГГГ, Организация в соответствии со своими уставными целями действует на основе Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, ФЗ «Общественных объединениях», основ законодательства РФ об охране здоровья граждан и других нормативных актов, настоящего Устава. Организация не преследует цели извлечения прибыли.

В соответствии с п.п.9.2, 9.3 Устава предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистки и налоговым органам и иным лицам в соответствии с законодательством РФ. Организация предоставляет в орган, принявший решение о государственной регистрации, документы, содержащие отчет о деятельности Организации, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.

ДД.ММ.ГГГГ Управление Министерства юстиции РФ по <адрес> направило в адрес Организации предупреждение, в котором предъявлено требование в срок до ДД.ММ.ГГГГ представить в Управление информацию в соответствии со ст.29 ФЗ «Об общественных объединениях» за 2019 год.

Почтовый конверт, в котором предупреждение было направлено заказным письмом с уведомлением, был возвращен отправителю без получения адресатом.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Минюста РФ по <адрес> было направлено аналогичное предупреждение с требованием предоставления соответствующей информации за 2019-2020 годы.

Почтовый конверт с предупреждением также возвращен отправителю с указанием на истечение срока хранения отправления.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 28.06.2012 N 1246-О, суды, также связанные в своей деятельности требованиями статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, принимая решение, затрагивающее права общественного объединения, в том числе имеющего статус юридического лица, обязаны, не ограничиваясь установлением одного только формального основания назначения соответствующей санкции или иного правоограничения, учитывать все обстоятельства дела, включая характер нарушений, если они допущены, и давать оценку иным установленным по делу фактам, образующим или исключающим основания применяемых к общественному объединению мер. В частности, ликвидация, как это следует из правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 18 июля 2003 года N 14-П, не может быть применена к юридическому лицу по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократными нарушениями закона; такие нарушения в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, принять решение о его ликвидации в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

Судом установлено, что в заявленный период времени Организацией осуществлялась деятельность в соответствии с уставными целями.

В соответствии с п.11 Положения об аккредитации специалистов, утвержденного приказом Минздрава России № 1081от 22.11.2021, в состав аккредитационных комиссий включаются, в том числе, представители профессиональных некоммерческих организаций, медицинских профессиональных некоммерческих организаций, их ассоциаций, профессиональных работников или объединений.

Приказом Минздрава России от 04.06.2019 № 366 утверждены составы аккредитационных комиссий Минздрава России для проведения аккредитации специалистов, имеющих среднее медицинское образование. Согласно п.40 приложения к приказу, в состав Аккредитационной комиссии Минздрава РФ при проведении аккредитации специалистов в <адрес> включены медицинские работники с указанием на их членство в Оренбургской региональной общественной организации «Ассоциация средних медицинских работников <адрес>».

Приказами Минздрава России от 17.06.2020 № 594 и от 01.06.2021 № 566 утверждены составы аккредитационных комиссий Минздрава России для проведения аккредитации специалистов, имеющих среднее медицинское образование. В состав аккредитационной комиссии в <адрес> включен председатель правления Оренбургской региональной общественной организации «Ассоциация средних медицинских работников <адрес>» ФИО1 (п.40 приложения к приказам).

Также председатель правления ОРОО «Ассоциация средних медицинских работников» входит в состав территориальной аттестационной комиссии, что подтверждается распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ председателем Правления Организации издан приказ -п о назначении Председателя Правления, секретаря и бухгалтера ОРОО <данные изъяты>.

ДД.ММ.ГГГГ между ГАУЗ <данные изъяты> и Оренбургской региональной общественной организацией «Ассоциация средних медицинских работников <адрес>» заключен договор безвозмездного пользования, согласно которому Организации передано в безвозмездное пользование нежилое помещение площадью кв.м. по адресу: <адрес>-. для проведения процедуры аттестации и аккредитации средних медицинских и фармацевтических работников учреждений здравоохранения и медицинских организаций <адрес>.

Распоряжением Минздрава Оренбургской области № 1219 от 28.05.2021 предусмотрено проведение областного учебного практико-ориентированного семинара в соответствии с планом работы <адрес> совместно с ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» и Оренбургской региональной общественной организацией «Ассоциация средних медицинских работников».

Председатель ОРООО «Ассоциация средних медицинских работников» ФИО1 включен в состав общественного Совета федерального партийного проекта <данные изъяты>.

Деятельность общественной организации и её председателя подробно освещена в Рекомендательном письме Ассоциации «Союз медицинских профессиональных организаций» от ДД.ММ.ГГГГ, в котором президент Ассоциации указал планы правления Ассоциация привлечения ОРОО «Ассоциация средних медицинских работников» к участию в организации мероприятий, и рекомендовал председателя общественной организации ФИО1 быть руководителем реализации проектов, направленных на непрерывное профессиональное развитие специалистов со средним медицинским образованием <адрес> и других субъектов РФ.

Представителем административного ответчика также представлены суду отчеты, сданные:

- в МИФНС России по <адрес> (ИФНС России по <адрес>) ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ;

- в ТОФСГС по <адрес> (Оренбургстат) ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ,

а также отчеты, подготовленные к сдаче в Управление Министерства юстиции РФ по <адрес> за 2019-2021 годы.

Из плана работы Министерства здравоохранения <адрес>, утвержденного Вице-губернатором – заместителем председателя <адрес> по социальной политике – министром С., следует, что ОРОО «Ассоциация средних медицинских работников» назначена в числе лиц, ответственных за исполнение большинства мероприятий, включенных в план.

Из изложенного следует, что общественной организацией уставная деятельность не прекращалась. Представленные суду документы свидетельствуют о ведении деятельности в соответствии с Уставом общественной организации, во взаимодействии с иными общественными объединениями и государственными органами.

При таких обстоятельствах факты нарушения ст.29 ФЗ «Об общественных объединениях» в части непредоставления информации в установленные законом сроки не могут являться основанием для признания организации прекратившей свою деятельность.

Руководствуясь ст. ст. 180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> к Оренбургской региональной общественной организации «Ассоциация средних медицинских работников <адрес>» о прекращении деятельности и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц – отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Промышленный районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 01.04.2022.

Судья М.Е.Манушина