ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5821/19 от 06.03.2019 Ленинградского районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело № 2а-5821/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

6 марта 2019 года г. Калининград

Ленинградский районный суд г.Калининграда в составе судьи Таранова А.В., при секретаре Цурмиловой М.М., с участием:

административного истца ФИО4, его представителя ФИО1,

представителя административного ответчика Комитета территориального развития и строительства Администрации ГО «Город Калининград» ФИО2,

представителя Управления Роспотребнадзора по Калининградской области ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО4 к Комитету территориально развития и строительства Администрации ГО «Город Калининград» об оспаривании отказа в выдаче положительного заключения на уведомление о строительстве индивидуального жилого дома, заинтересованные лица: Управление Роспотребнадзора по Калининградской области, Администрация ГО «Город Калининград», ООО «ПЖТ «Думпкар»,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО5 обратился в суд с административным иском к Комитету территориального развития и строительства Администрации ГО «Город Калининград» (ранее - Комитет архитектуры и строительства Администрации ГО «Город Калининград») (далее - Комитет) об оспаривании отказа в выдаче положительного заключения на уведомление о строительстве индивидуального жилого дома, указывая следующее.

ФИО5 является арендатором земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора аренды земельного участка -А от 29 ноября 2017 года и соглашений о переуступке прав по указанному договору от 15.01.2018 и 26.05.2018.

ФИО5 обратился в Комитет с заявлением о планируемом строительстве индивидуального жилого дома на вышеуказанном земельном участке; данному обращению был присвоен входящий номер № от 10.10.2018 года.

На данное заявление административному истцу был дан ответ от 16.10.2018 № , в котором было со ссылкой на СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, было указано на невозможность размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, в зоне Н-8 «Санитарно-защитная зона предприятий».

Административный истец считает данный ответ неправомерным, и нарушающим его права и законные интересы, создающим препятствия для осуществления им прав и свобод по реализации права на строительство жилого дома на земельном участке.

Правилами землепользования и застройки городского округа «Город Калининград» установлено, что земельный участок административного истца расположен в зоне жилой застройки Ж-4, ГПЗУ от 5.07.2018 года свидетельствует о согласовании допустимого места расположения объекта недвижимости на земельном участке. Санитарно-защитная зона для земельного участка ООО «ПЖТ «Думпкар» с кадастровым номером не установлена, указанный участок имеет вид разрешенного использования «под существующие железнодорожные пути и эстакаду», и не предусмотрен для складирования и перегрузки угля; в ЕГРП отсутствуют сведения о границах зон с особыми условиями использования.

При обращении с заявлением ФИО4 был соблюден порядок уведомления о планируемом строительстве индивидуального жилого дома, и законных оснований для отказа в выдаче положительного заключения на данное уведомление не имелось, в связи с чем административный истец просит признать незаконным ответ Комитета от 16.10.2018 № о невозможности строительства индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, и обязать Комитет выдать положительное заключение на указанное уведомление.

ФИО5 и его представитель ФИО1 в судебном заседании административный иск поддержали, изложив доводы аналогичные описанным в иске, и указали на то, что в 500-метровой зоне вокруг земельного участка ООО «ПЖТ «Думпкар» расположено множество жилых домов, в том числе многоквартирных, на строительство и ввод в эксплуатацию которых муниципалитетом давались разрешения. То обстоятельство, что ООО «ПЖТ «Думпкар» занимается деятельностью, требующей установления санитарно-защитной зоны не подтверждено, как не подтверждено и наличие установленной санитарно-защитной зоны.

Представитель Управления Роспотребнадзора по Калининградской области в судебном заседании возражал против административного иска, указывая на то, что деятельность, осуществляемая ООО «ПЖТ «Думпкар» на занимаемых ими земельных участках (в т.ч. и участке с кадастровым номером ) относится ко II классу опасности, в пределах санитарно-защитной зоны жилая застройка не допускается. Указанные участки являются комплексом объектов и для них должна устанавливаться единая санитарно-защитная зона. До настоящего времени ООО «ПЖТ «Думкар» не обосновало уменьшение санитарно-защитной зоны, хотя документы для расчета и экспертное заключение по проекту по установлению расчетной санитарно-защитной зоны в управление представляло.

Представитель Комитета ФИО2 в судебном заседании административный иск не признала, указав на то, что при рассмотрении уведомления ФИО4 о планируемом строительстве индивидуального жилого дома, была проведена проверка соответствия указанных в уведомлении параметров объекта установленным требованиям, в том числе Правилам землепользования и застройки, документацией о планировке территории, допустимости размещения объекта в соответствии с разрешенным использованием участка и установленными ограничениями, и было выявлено, что планируемый к возведению жилой дом расположен в зоне с особыми условиями использования территорий Н-8 «санитарно-защитная зона предприятий, сооружений и других объектов (производственно-, санитарно-, инженерно-технических объектов)», установленной Правилами землепользования и застройки городского округа «Город Калининград», утвержденными решением городского Совета депутатов Калининграда от 25.12.2017 года № 339.

Земельный участок административного истца полностью расположен в границах вышеуказанной зоны Н-8 – санитарно-защитной зоне ООО «ПЖТ «Думпкар», которое на земельном участке с кадастровым номером осуществляет деятельность по перегрузке и открытому складированию угля и перевалку насыпных и штучных грузов промышленного и строительного назначения (щебня, цемента, кирпича, пиломатериалов и пр.).

До января 2017 года в Администрацию городского округа «Город Калининград» не поступала информация об утверждении проекта санитарно-защитной зоны, установлении границы санитарно-защитной зоны и о размере ориентировочной санитарно-защитной зоны для производственной площадки ООО «ПЖТ «Думпкар», в связи с чем, указанная санитарно-защитная зона на соответствующих картах отображена не была. После обращения ООО «ПЖТ «Думпкар» в Администрацию городского округа «Город Калининград» с информацией о видах осуществляемой деятельности и размерах ориентировочной санитарно-защитной зоны, указанная зона размером в 500 метров от границ производственной площадки была отражена в Правилах землепользования и застройки. Наличие ориентировочной санитарно-защитной зоны ООО «ПЖТ «Думпкар» размеров 500 метров подтверждено письмом Управления Роспотребнадзора по Калининградской области от 24.01.2018 .

Таким образом, оспариваемое решение полностью соответствовало как нормативным правовым актам, так и ранее выданному ГПЗУ № .

Представители заинтересованных лиц Администрации городского округа «Город Калининград» и ООО «ПЖТ «Думпкар» в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.

Заслушав лиц участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Материалами дела подтверждено, что ФИО5 является арендатором земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>, предоставленный для индивидуального жилищного строительства, на основании договора аренды земельного участка -А от 29 ноября 2017 года и соглашений о переуступке прав по указанному договору от 15.01.2018 и 26.05.2018.

10 октября 2018 года ФИО5 обратился в Комитет с заявлением о планируемом строительстве индивидуального жилого дома на вышеуказанном земельном участке; данному обращению был присвоен входящий номер № от ДД.ММ.ГГГГ.

На данное заявление административному истцу было направлено уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ № и-, в котором было указано о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке по следующим основаниям:

- жилой дом размещен в зоне с особыми условиями использования территорий Н-8 «Санитарно-защитная зона предприятий, сооружений и других объектов (производственно-, санитарно-, инженерно-технических объектов)», установленной Правилами. Ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства установлены СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (раздел V п.5.1).

В силу пункта 2 статьи 264 ГК РФ, лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.

Частью 1 статьи 41 и пунктом 2 части 1 статьи 40 установлено, что лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, обладателей публичных сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, в том числе вправе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В соответствии с частью 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ) в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве).

Согласно части 7 статьи 51.1 ГрК РФ, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве:

1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;

2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.

В силу части 10 статьи 51.1 ГрК РФ, уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если:

1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;

2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;

3) уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок;

4) в срок, указанный в части 9 настоящей статьи, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.

В уведомлении о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке должны содержаться все основания направления застройщику такого уведомления с указанием предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, которые установлены правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательных требований к параметрам объектов капитального строительства, которые установлены настоящим Кодексом, другими федеральными законами, действуют на дату поступления уведомления о планируемом строительстве и которым не соответствуют параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, указанные в уведомлении о планируемом строительстве, а также в случае недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке - установленный вид разрешенного использования земельного участка, виды ограничений использования земельного участка, в связи с которыми не допускается строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, или сведения о том, что лицо, подавшее или направившее уведомление о планируемом строительстве, не является застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок (ч.11 ст.51.1 ГрК РФ).

Правилами землепользования и застройки городского округа «Город Калининград», утвержденными решением городского Совета депутатов Калининграда от 25.12.2017 года , земельный участок с кадастровым номером отнесен к зоне ПЗ-2 – производственная зона второго типа, с установлением санитарно-защитной зоны Н-8 – Санитарно-защитные зоны предприятий, сооружений и иных объектов. При этом земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, полностью располагается в пределах зоны Н-8, установленной Правилами землепользования и застройки. Указанное обстоятельство сторонами не оспаривается.

Как следует из правовой конструкции части 10 статьи 51.1 ГрК РФ, основанием для направления застройщику уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке является выявление несоответствия параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным ГрК РФ, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.

Таким образом, выявление несоответствия параметров объекта правилами землепользования и застройки является безусловным основанием для направления застройщику уведомления о несоответствии. При этом, оценка обоснованности установления в Правилах каких-либо ограничений не относится к компетенции должностных лиц уполномоченных на выдачу разрешений на строительство. Указанное должностное лицо обязано проверить представленные документы на соответствие вышеперечисленным нормативным актам, и в случае несоответствия направить застройщику уведомления о несоответствии, что и было сделано в данном случае должностным лицом.

Доводы о неправомерности установления в Правилах землепользования и застройки зоны Н-8, препятствующей административному истцу осуществить строительство жилого дома на его участке не подлежит проверке в рамках настоящего административного спора, поскольку для проверки законности нормативных правовых актов установлен иной судебный порядок.

В силу части 2 статьи 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Поскольку оспариваемое действие административного ответчика соответствует закону, вынесено в пределах компетенции органа, суд не усматривает оснований для удовлетворения иска.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного иска ФИО4 отказать.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд, через Ленинградский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 11 марта 2019 года

Судья А.В. Таранов