Дело № 2а-792/2021
УИД: 36RS0002-01-2020-006565-26
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 февраля 2021 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Оробинской О.В.,
при секретаре Асановой Р.Ю.,
с участием представителя административного истца МИ ФНС России № 17 по Воронежской области по доверенности Верницкого А.А.,
административного ответчика Михайлова Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску МИ ФНС России № 17 по Воронежской области к Михайлову Д.А. о взыскании земельного налога, налога на имущество физических лиц, пени,
УСТАНОВИЛ:
МИ ФНС России № 13 по Воронежской области обратилась в суд с исковым заявлением к Михайлову Д.А. и просила взыскать задолженность за 2018 год по налогу на имущество физических лиц, взимаемым по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, в размере 5183,00 руб., пени в размере 23,24 руб., задолженность за 2017, 2018 года по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенном в границах сельских поселений в размере 472625,00 руб., пени в размере 2 118,94 руб., а всего 479950,18 руб.
Требования мотивированы тем, что ответчик является собственником объектов недвижимости и земельных участков, расположенных в с. Новая Усмань Воронежской области. Согласно налоговому уведомлению Михайловым Д.А. за 2017, 2018 год налог не уплачен, в связи с чем начислены пени и направлено требование об уплате налога и пени. По истечении срока исполнения требования недоимка в бюджет не поступила.
Определением суда от 12.01.2021 произведена замена административного истца МИ ФНС России № 13 по Воронежской области на МИ ФНС России № 17 по Воронежской области.
Определением суда от 09.02.2021, занесенным в протокол судебного заседания, приняты изменения предмета административных исковых требований, согласно которым МИ ФНС России № 17 по Воронежской области просит взыскать с Михайлова Д.А. задолженность за 2018 год по налогу на имущество физических лиц, взимаемым по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, в размере 5183,00 руб., пени в размере 23,24 руб., задолженность за 2018 года по земельному налогу в размере 280 054,00 руб., пени в размере 1 255,58 руб., а всего 286 515,82 руб.
В судебном заседании представитель административного истца МИ ФНС России № 17 по Воронежской области по доверенности Верницкий А.А. просил административные исковые требования удовлетворить, поддержал письменный отзыв на возражения административного ответчика (л.д. 116-117).
Административный ответчик Михайлов Д.А. в судебном заседании не оспаривал заявленную ко взысканию налоговым органом сумму налога на имущество, в отношении земельного налога возражал против применения налоговым органом повышающего коэффициента «2» к налоговой ставке 0,3% за 2018 год, поддержал письменные возражения на иск (л.д. 64-72, 124-125)
Выслушав представителя административного истца, административного ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела: о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (далее - административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций).
Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
В силу ст. 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Согласно ст. 57-58 НК РФ в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
Согласно представленному в суд налоговому уведомлению № 37025262 от 10.07.2019г. (л.д. 22-23) Михайлов Д.А. обязан был уплатить в срок до 02.12.2019 налог на имущество физических лиц за 2018 год в сумме 5183,00 руб. за объекты недвижимости, собственником в 1/2 доли которых он является: бытовка по адресу: <адрес>, кадастровый (№), площадь 14,90 кв.м, дата регистрации права 18.03.2013г. по настоящее время; коровник боксовый по адресу: <адрес>, кадастровый (№), площадь 1369,20 кв.м, дата регистрации права 18.03.2013г. по настоящее время; коровник 4-х рядный по адресу: <адрес>, кадастровый (№), площадь 1335,70 кв.м, дата регистрации права 18.03.2013г. по настоящее время,
а также земельный налог за 2018 год в сумме 280054,00 руб. за земельные участки, которые находятся у ответчика в собственности в 1/2 доли: (№) (дата регистрации права 14.04.2015г. по настоящее время); (№) (дата регистрации права 04.07.2016г. по настоящее время).
Указанные налоги административным ответчиком в установленный срок уплачены не были, в связи с чем налоговой инспекцией в порядке ст. 75 НК РФ начислены пени по налогу на имущество за период с 03.12.2019 по 23.12.2019 в сумме 23,24 руб., пени по земельному налогу за период с 03.12.2019 по 23.12.2019 в сумме 1255,58 руб. и выставлено требование № 62175 от 24.12.2019 со сроком уплаты до 03.02.2020 (л.д. 9, 10, 11).
Требование об уплате налогов, пени Михайловым Д.А. не исполнено.
В части взыскания налога на имущество в сумме 5183,00 руб., пени за период с 03.12.2019 по 23.12.2019 в сумме 23,24 руб. административные исковые требования ответчиком не оспариваются и поэтому подлежат удовлетворению в полном объеме.
В части взыскания земельного налога административный ответчик не согласен с примененным налоговым органом повышающим коэффициентом «2».
С возражениями административного ответчика суд соглашается в силу следующего.
Судом установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами (№) (дата регистрации права 14.04.2015г. по настоящее время) и (№) (дата регистрации права 04.07.2016г. по настоящее время) имею вид разрешенного использования: «для строительства многоквартирного жилого дома и инженерных сетей коммуникаций».
В соответствии с пунктом 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, налоговая ставка для исчисления земельного налога устанавливается нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в размере, не превышающем 0,3 процента кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно пункту 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
При этом, как указал Верховный Суд Российской Федерации в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам от 15.10.2020 № 309-ЭС20-11143 по делу № А60-50402/2019: «Исходя из буквального содержания данной нормы, применение повышающего коэффициента к ставке налога 0,3 процента является правовым последствием одного факта - отсутствия на земельном участке, представленном для жилищного строительства, построенного объекта недвижимости. При этом указанное регулирование связано с земельным участком и установленным для него видом разрешенного использования, и не связано с тем, кто является собственником (владельцем) земельного участка, продолжительностью владения участком (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 04.02.2020 № 308-ЭС19-18258).
Таким образом, воля законодателя состоит в исключении возможности извлечения налоговой выгоды собственниками земельных участков, которые не имели объективных препятствий в осуществлении жилищного строительства, но уклонились от освоения земельного участка, не завершив строительство, по крайней мере до истечения трех лет с момента получения участка в собственность либо изначально не имели намерения по его освоению, например, если приобретенные земельные участки рассматривались налогоплательщиком лишь в качестве активов для последующей продажи.
Вместе с тем при применении указанных правил налогообложения должна обеспечиваться их гармонизация с правилами (особенностями), установленными законодательством для отдельных видов правоотношений, в рамках которых осуществляется жилищное строительство, предопределяющих возможности налогоплательщика приступить к началу строительства и завершить его в соответствующие сроки.
В ином случае применение повышающего коэффициента при исчислении земельного налога может из средства стимулирования жилищного строительства приобрести характер санкции, выражающейся в установлении более обременительных условий налогообложения в отсутствие к тому разумных и объективных оснований, то есть, по существу, к произвольному налогообложению, запрещенному в силу пункта 3 статьи 3 Налогового кодекса.»
По настоящему административному спору административным ответчиком подтверждено наличие препятствий к осуществлению строительства на земельных участках с кадастровыми номерами (№).
Указанное следует из представленного в суд решения Новоусманского районного суда г. Воронежа от 05.04.2017 по административному делу № 2а-320/2017 (л.д. 76-82), в соответствии с которым по земельному участку (№) признан незаконным отказ администрации Новоусманского района Воронежской области № 6169 от 22.12.2016 в предоставлении муниципальной услуги «Подготовка, утверждение и выдача градостроительных планов земельных участков на территории муниципального района»; на администрацию Новоусманского муниципального района возложена обязанность оказать Михайлову Д.А., Козлову К.А. муниципальную услугу «Подготовка, утверждение и выдача градостроительных планов земельных участков на территории муниципального района» в соответствии с действующим законодательством и установленным градостроительным регламентом. В добровольном порядке данное судебное решение администрацией Новоусманского муниципального района Воронежской области исполнено не было, в связи с чем 11.03.2019 возбуждено исполнительное производство № 4847/19/36041-ИП (л.д. 91-92), сведениями об окончании которого суд не располагает.
Кроме того, согласно представленным в суд выпискам из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером (№) по состоянию на 21.11.2016, на 19.11.2018 (л.д. 103-104, 106), свидетельству о государственной регистрации права от 04.07.2016 (л.д. 99-100), свидетельству о государственной регистрации права на земельный участок с кадастровым номером (№) от 14.04.2015 (л.д. 97-98) в отношении данных участков ограничения (обременения) права не зарегистрированы (л.д. 106). При этом ответом от 18.12.2020 на обращение административного ответчика Михайлова Д.А. Управление Росреестра по Воронежской области сообщило, что 24.10.2017 в единый государственный реестр недвижимости в отношении указанных земельных участков внесены сведения об ограничениях, а именно их расположение находится в зонах с особыми условиями использования территорий: охранная зона электросетевого хозяйства № 36:16-6.480, № 36:00-6:352, а также охранная зона электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт № 36.00.2.53 (л.д. 94-96). В этой связи суд принимает во внимание возражения административного ответчика о том, что установление охранной зоны в 2017 году на данных земельных участках повлекло возникновение обстоятельств, препятствующих пользованию земельными участками в соответствии с видом разрешенного использования в части «для строительства многоквартирного жилого дома…», поскольку любые действия требуют предварительного согласования с собственником линии электропередачи, что следует из Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 № 160.
С другой стороны, суд полагает, что при исчислении суммы налога с учетом коэффициента 2, налоговым органом не было учтено, как раз, нахождение на спорных земельных участках электросетей, что соответствует виду разрешенного использования: «для … инженерных сетей коммуникаций».
С учетом изложенного, суд не находит оснований для применения коэффициента «2» в соответствии с пунктом 15 статьи 396 Налогового кодекса РФ при расчете налога на вышеуказанные земельные участки и считает, что административные исковые требования в части взыскания земельного налога подлежат частичному удовлетворению. Земельный налог за 2018 год по земельному участку с кадастровым номером (№) составит: 52566781 руб. (кадастровая стоимость) х 1/2 (доля в праве) х 0,3% (налоговая ставка) = 78850 руб.; по земельному участку с кадастровым номером (№) составит: 40784 582 руб. (кадастровая стоимость) х 1/2 (доля в праве) х 0,3% (налоговая ставка) = 61177 руб. Всего 140027 руб.
Пени за период с 03.12.2019 по 23.12.2019 за неуплату земельного налога в отношении земельного участка (№) составят: с 03.12.2019 по 15.12.2019 (ставка ЦБ – 6,50 руб.) (78850,00 х 13 х 0,0033 х 6,50 : 100) + с 16.12.2019 по 23.12.2019 (ставка ЦБ – 6,25 руб.) (78850,00 х 8 х 0,0033 х 6,25 : 100) = 349,97 руб.
Пени за период с 03.12.2019 по 23.12.2019 за неуплату земельного налога в отношении земельного участка (№) составят: с 03.12.2019 по 15.12.2019 (ставка ЦБ – 6,50 руб.) (61177,00 х 13 х 0,0033 х 6,50 : 100) + с 16.12.2019 по 23.12.2019 (ставка ЦБ – 6,25 руб.). ) (61177,00 х 8 х 0,0033 х 6,25 : 100) = 271,53 руб.
Всего 621,51 руб.
Также следует указать, что требование № 62175 по состоянию на 24.12.2019 направлено административному ответчику в соответствии с положениями статьи 69 Налогового кодекса РФ заказным письмом. Сроки на обращение в суд с данным административным иском, установленные статьей 48 Налогового кодекса РФ административным истцом соблюдены.
Таким образом, с административного ответчика в доход бюджета полежит взысканию задолженность за 2018 год по земельному налогу в сумме 140027,00 руб., пени за период с 03.12.2019г. по 23.12.2019г. в сумме 621,51 руб., задолженность за 2018 год по налогу на имущество физических лиц, взимаемых по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений в сумме 5183,00 руб., пени за период с 03.12.2019г. по 23.12.2019г. в сумме 23,24 руб., всего 145854,75 руб.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации изаконодательствомоб административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются: государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Таким образом, госпошлина, от уплаты которой был освобожден административный истец, подлежит взысканию с административного ответчика в доход федерального бюджета.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: при подаче искового заявления имущественного характера, административного искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска: от 100 001 рубля до 200 000 рублей - 3 200 рублей плюс 2 процента суммы, превышающей 100 000 рублей.
В силу ч. 6 ст. 52 НК РФ сумма налога (в данном случае госпошлина) исчисляется в полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а сумма налога 50 копеек и более округляется до полного рубля.
Размер государственной пошлины, подлежащей взысканию, составит 4 117 руб.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования МИ ФНС России № 17 по Воронежской области к Михайлову Д.А. о взыскании земельного налога, налога на имущество физических лиц, пени удовлетворить частично.
Взыскать Михайлова Д.А. ((ДД.ММ.ГГГГ) года рождения, уроженца <адрес>, проживающего: <адрес>) в доход бюджета задолженность за 2018 год по земельному налогу в сумме 140027,00 руб., пени за период с 03.12.2019г. по 23.12.2019г. в сумме 621,51 руб., задолженность за 2018 год по налогу на имущество физических лиц, взимаемых по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений в сумме 5183,00 руб., пени за период с 03.12.2019г. по 23.12.2019г. в сумме 23,24 руб., всего 145854 (сто сорок пять тысяч восемьсот пятьдесят четыре) руб. 75 коп.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований – отказать.
Взыскать с Михайлова Д.А. ((ДД.ММ.ГГГГ) года рождения, уроженца <адрес>, проживающего: <адрес>) доход федерального бюджета госпошлину в размере 4117 (четыре тысячи сто семнадцать) руб.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: О.В. Оробинская
Решение в окончательной форме изготовлено 11.03.2021.
Дело № 2а-792/2021
УИД: 36RS0002-01-2020-006565-26