ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-582/2016 от 30.09.2016 Лиманского районного суда (Астраханская область)

Дело № 2а-582/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 сентября 2016 г. п. Лиман

Лиманский районный суд Астраханской области в составе председательствующего судьи Босхомджиевой Б.А.,

при секретаре судебного заседания Горячевой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Лиманского района Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Лиманский район» о признании бездействий незаконными по реализации мероприятий муниципального жилищного контроля в отношении многоквартирных жилых домов,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Лиманского района Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации МО «Лиманский район» о признании бездействий незаконными по реализации мероприятий муниципального жилищного контроля в отношении многоквартирных жилых домов, указав, что прокуратурой района в ДД.ММ.ГГГГ года проведена проверка исполнения жилищного законодательства в сфере организации надлежащего жилищного контроля и организации работы по выбору формы управления в многоквартирных домах МО «Лиманский район». Проведенной проверкой в работе администрации МО «Лиманский район» выявлены нарушения требований жилищного законодательства. Согласно статье 10 Устава МО «Лиманский район» (в редакции решения Совета № от ДД.ММ.ГГГГ) администрация района на территории сельских поселений, входящих в состав территории муниципального образования «Лиманский район», решает в числе прочих вопросы местного значения по осуществлению муниципального жилищного контроля. Администрацией муниципального образования разработан и принят нормативный правовой акт в сфере организации муниципального жилищного контроля: постановление администрации МО «Лиманский район» № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о порядке осуществления муниципального жилищного контроля на территории сельских поселений Лиманского района», на основании решения Совета МО «Лиманский район» № от ДД.ММ.ГГГГ определен орган, ответственный за реализацию полномочий в сфере жилищного контроля отдел по обеспечению жизнедеятельности населения. Проверка показала, что в сельских поселениях Лиманского района расположены многоквартирные жилые дома, в том числе: 30-ти квартирный жилой дом <адрес>. Согласно ведениям АО «Газпром газораспредление Асрахань» в настоящее время договоры на техническое обслуживание коммунальных сетей газоснабжения, расположенных в местах общего пользования данных многоквартирных домов, в нарушение п. 21, 31 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", не заключались. Указанное создает угрозу для жизни и здоровья проживающих и временно пребывающих в домах лиц, а также сохранности их имущества. Так, не проведение работ по техническому обслуживанию газовых сетей может повлечь утечку газа из системы газоснабжения с последующим взрывом, гибелью людей, повреждением несущих конструкций многоквартирных домов. Также, отсутствие договора на техническое обслуживание газовых сетей в местах общего пользования является основанием для прекращения подачи газа в многоквартирные жилые дома ресурсоснабжающей организацией, что в условиях сложившейся экономической ситуации может спровоцировать массовое недовольство действиями ресурсоснабжающей организации, бездействием органов власти и местного самоуправления и создать в районе условия для развития социальной напряженности. Кроме того, проверка показала, что в многоквартирных жилых домах <адрес> отсутствует или не определена форма управления домом в порядке ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, что является грубым нарушением действующего законодательства и нарушает права граждан на благоприятные и безопасные условия проживания. Таким образом, на органы местного самоуправления возложена обязанность по выбору и назначению управляющих организаций для многоквартирных жилых домов, расположенных на территории соответствующих муниципальных образований. В свою очередь, уполномоченными должностными лицами администрации МО «Лиманский район» в период ДД.ММ.ГГГГ годы мероприятия в сфере муниципального жилищного контроля в отношении многоквартирных жилых домов сельских поселений района в связи с не заключением последними договоров технического обслуживания коммунальных сетей в местах общего пользования, а также в связи с не определением формы управления домом в порядке ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, не проводились. Указанное бездействие администрации МО «Лиманский район» нарушает право граждан - жителей многоквартирных жилых домов в многоквартирных жилых домах <адрес> в которых заключены договоры на техническое обслуживание коммунальных сетей в местах общего пользования и не выбрана форма управления многоквартирными домом, на гарантированные ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. В связи с чем, истец просит признать незаконным бездействие администрации МО «Лиманский район» по реализации мероприятий муниципального жилищного контроля в отношении многоквартирных жилых домов расположенных по адресам: <адрес>, а именно - по заключению договоров на техническое обслуживание коммунальных газовых сетей в местах общего пользования и определению формы управления домами в порядке ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации. Обязать администрацию МО «Лиманский район» устранить допущенные нарушения в сфере муниципального жилищного контроля, а именно: 1) реализовать в рамках муниципального жилищного контроля полномочия по устранению многоквартирными жилыми домами, расположенными по адресам: <адрес>, нарушений в части не заключения договоров на техническое обслуживание коммунальных сетей в сферах газоснабжения в местах общего пользования со специализированными организациями, а также не определению формы управления домами в порядке ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Лиманского района Астраханской области Борисенко С.Б. поддержал административные исковые требовании в полном объеме, просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика администрации МО «Лиманский район» ФИО1 в судебном заседании возражала против административного искового заявления в полном объеме, просила отказать в его удовлетворении.

Суд, изучив доводы заявления, выслушав помощника прокурора Лиманского района Астраханской области Борисенко С.Б., представителя административного ответчика администрации МО «Лиманский район» ФИО1, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что административные исковые требования подлежат удовлетворению.

В силу ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Согласно ст. 20 ЖК РФ, под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов, местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами. Муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.

Основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", являются поступления, в частности посредством системы, в орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, выявление в системе информации о фактах нарушения требований к порядку создания товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно – строительного или иного специализированного потребительского кооператива, уставу товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива и порядку внесения изменений в устав такого товарищества или такого кооператива, порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом, в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом, решения о заключении с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, решения о заключении с указанными в части 1 статьи 164 настоящего Кодекса лицами договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядку утверждения условий этих договоров и их заключения, порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в данном доме, о фактах нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса, о фактах нарушения в области применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, о фактах нарушения наймодателями жилых помещений в наемных домах социального использования обязательных требований к наймодателям и нанимателям жилых помещений в таких домах, к заключению и исполнению договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договоров найма жилых помещений. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о про ведении внеплановой про верки.

Из материалов дела усматривается, что прокуратурой района в <адрес> года проведена проверка исполнения жилищного законодательства в сфере организации надлежащего жилищного контроля и организации работы по выбору формы управления в многоквартирных домах МО «Лиманский район». Проведенной проверкой в работе администрации МО «Лиманский район» выявлены нарушения требований жилищного законодательства.

Согласно статье 10 Устава МО «Лиманский район» администрация района на территории сельских поселений, входящих в состав территории муниципального образования «Лиманский район», решает в числе прочих вопросы местного значения по осуществлению муниципального жилищного контроля. Администрацией муниципального образования разработан и принят нормативный правовой акт в сфере организации муниципального жилищного контроля: постановление администрации МО «Лиманский район» № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о порядке осуществления муниципального жилищного контроля на территории сельских поселений Лиманского района», на основании решения Совета МО «Лиманский район» № от ДД.ММ.ГГГГ определен орган, ответственный за реализацию полномочий в сфере жилищного контроля отдел по обеспечению жизнедеятельности населения. Проверка показала, что в сельских поселениях Лиманского района расположены многоквартирные жилые дома, в том числе: 30-ти квартирный жилой дом по <адрес>. Согласно ведениям АО «Газпром газораспредление Асрахань», в настоящее время договоры на техническое обслуживание коммунальных сетей газоснабжения, расположенных в местах общего пользования данных многоквартирных домов, в нарушение п. 21, 31 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", не заключались.

Во исполнение указанных положений Жилищного кодекса Российской Федерации, принят Закон Астраханской области от 03.10.2012 N 64/2012-0З "О реализации отдельных положений Жилищного кодекса Российской Федерации в части осуществления муниципального жилищного контроля"

Согласно ст. 3 Закона Астраханской области от 03.10.2012 N 64/20 12-0З, предметом муниципального жилищного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами Астраханской области в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами, в целях реализации которых орган муниципального контроля и должностные лица органа муниципального контроля в порядке, установленном законодательством Российской Федерации: проверяют соблюдение собственниками помещений в многоквартирном доме требования жилищного законодательства по выбору способа управления многоквартирным домом; вправе обратиться в суд с заявлениями, предусмотренными частью 6 статьи 20 Кодекса.

В соответствии со ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.

Орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принято е решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

Орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса, предусмотренного частью 4 статьи, уведомляет всех собственников помещений в многоквартирном доме о результатах указанного конкурса и об условиях договора управления этим домом. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны заключить договор управления этим домом с управляющей организацией, выбранной по результатам предусмотренного частью 4 статьи открытого конкурса, в порядке, установленном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Орган местного самоуправления не позднее чем за месяц до окончания срока действия указанного в части 5 статьи договора управления многоквартирным домом созывает собрание собственников помещений в этом доме для решения вопроса о выборе способа управления этим домом, если такое решение ранее не было принято в соответствии с частью 3 статьи.

Заключение договора управления многоквартирным домом без проведения открытого конкурса, предусмотренного частями 4 и 13 статьи, допускается, если указанный конкурс в соответствии с законодательством признан несостоявшимся.

Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" определен порядок организации и проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.

Согласно статье 10 Устава МО «Лиманский район» (в редакции решения Совета № 6/1 от 29.01.2015) администрация района на территории сельских поселений, входящих в состав территории муниципального образования «Лиманский район», решает в числе прочих вопросы местного значения по осуществлению муниципального жилищного контроля.

Указанное создает угрозу для жизни и здоровья проживающих и временно пребывающих в домах лиц, а также сохранности их имущества. Так, не проведение работ по техническому обслуживанию газовых сетей может повлечь утечку газа из системы газоснабжения с последующим взрывом, гибелью людей, повреждением несущих конструкций многоквартирных домов.

Также, отсутствие договора на техническое обслуживание газовых сетей в местах общего пользования является основанием для прекращения подачи газа в многоквартирные жилые дома ресурсоснабжающей организацией, что в условиях сложившейся экономической ситуации может спровоцировать массовое недовольство действиями ресурсоснабжающей организации, бездействием органов власти и местного самоуправления и создать в районе условия для развития социальной напряженности.

В соответствии со ст. 56 ГК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправие сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как разъяснено в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 от 19 декабря 2003 года "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункт 3 Постановления Пленума).

Суд на основании приведенных норм права в их взаимосвязи, а также представленных материалов дела, приходит к выводу о том, что именно на административного ответчика администрацию МО «Лиманский район» в силу закона должна быть возложена обязанность по устранению допущенных нарушений в сфере жилищного контроля в отношении многоквартирных жилых домов расположенных на территории Лиманского района Астраханской области.

Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований прокурора Лиманского района Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Лиманский район» о признании бездействий незаконными по реализации мероприятий муниципального жилищного контроля в отношении многоквартирных жилых домов.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования прокурора Лиманского района Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации МО «Лиманский район» по реализации мероприятий муниципального жилищного контроля в отношении многоквартирных жилых домов расположенных по адресам: <адрес>, а именно - по заключению договоров на техническое обслуживание коммунальных газовых сетей в местах общего пользования и определению формы управления домами в порядке ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Обязать администрацию МО «Лиманский район» в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения в сфере муниципального жилищного контроля, а именно:

1) реализовать в рамках муниципального жилищного контроля полномочия по устранению в многоквартирных жилых домах, расположенных по адресам: <адрес> нарушений в части не заключения договоров на техническое обслуживание коммунальных сетей в сферах газоснабжения в местах общего пользования со специализированными организациями, а также не определению формы управления домами в порядке ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья: