Дело № 2а-582/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Уинское Пермского края 29 декабря 2017 года
Ординский районный суд Пермского края (постоянное судебное присутствие в с. Уинское) в составе:
председательствующего судьи Братчиковой Н.А.,
при секретаре Габовой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску Правительства Пермского края к Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Правительство Пермского края обратилось в суд с административным иском к Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю о восстановлении срока обжалования постановления от 31.08.2017 № о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей; приостановлении исполнительного производства №; отмене постановления судебного пристава-исполнителя МО по ИОИП РД и ИИ УФССП России по Пермскому краю СЛМ от 31.08.2017 № о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей в связи с неисполнением.
В обоснование заявленных требований указали, что Решением Ленинского районного суда г. Перми по делу № 2-1039/2016 от 24.03.2016 удовлетворены исковые требования прокурора Уинского района Пермского края к Пермскому краю в лице Правительства Пермского края, на которое возложена обязанность принять в государственную собственность Пермского края и включить в реестр имущества государственной собственности субъекта Российской Федерации - Пермского края следующее имущество: скотомогильник, расположенный в <данные изъяты>; скотомогильник, расположенный в <данные изъяты>; скотомогильник, расположенный в <данные изъяты>; скотомогильник, расположенный на <данные изъяты>; скотомогильник, расположенный на <данные изъяты> (с учетом определения Ленинского районного суда г. Перми от 22.11.2016 об исправлении описки). А также Пермский край в лице Правительства Пермского края обязано в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу обустроить в соответствии с требованиями Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом РФ от 04.12.1995 №13-7-2/469, вышеуказанное имущество. Судебным приставом-исполнителем МО по ИОИП РД и ИИ УФССП России по Пермскому краю СЛМ вынесено постановление 31.08.2017 № о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей в связи с неисполнением Пермским краем в лице Правительства Пермского края обязанности принять в государственную собственность Пермского края и включить в реестр имущества государственной собственности субъекта РФ - Пермского края имущества. В соответствии с распоряжением Правительства Пермского края № 148-рп от 01.06.2016 указанное в решении суда от 24.03.2016 имущество (скотомогильники) принято в государственную собственность Пермского края. Согласно выписке из реестра от ДД.ММ.ГГГГ № № объекты, указанные в распоряжении Правительства Пермского края № 148-рп от 01.06.2016, являются государственной собственностью Пермского края, балансодержатель - Государственная ветеринарная инспекция Пермского края.
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, что определено в ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Поскольку обязанность о принятии в государственную собственность Пермского края и включении в реестр имущества государственной собственности Пермского края исполнена, постановление судебного пристава-исполнителя МО по ИОИП РД и ИИ УФССП России по Пермскому краю СЛМ от 31.08.2017 № является незаконным.
08.09.2017 административное исковое заявление об отмене постановления от 31.08.2017 № о взыскании исполнительского сбора направлено в Индустриальный районный суд г. Перми, однако определением суда от 13.09.2017 - возвращено в связи с неподсудностью данному суду, поэтому на основании ч. 7 ст. 219 КАС РФ просит восстановить срок обжалования постановления от 31.08.2017 № о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, поскольку срок пропущен по уважительной причине.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещены надлежаще, заявили ходатайство рассмотрении дела без их участия.
Административный ответчик Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю в судебное заседание не явился, извещены надлежаще, заявили ходатайство о рассмотрении без их участия, представили письменное возражение на административное исковое заявление в котором указали, что с заявленными требованиями не согласны, считают их не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
14.10.2016 года судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство № на основании исполнительного листа Ленинского районного суда г. Перми по делу № 2-1039/2016 от 24.03.2016 г.
Должником Правительством Пермского края исполнена только первая часть исполнительного документа, а именно, о включении в реестр имущества государственной собственности субъекта РФ Пермского края, в части обустройства скотомогильников в соответствии с требованиями Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом РФ от 04.12.1995 г. № 13-7-2/469, решение суда не исполнено.
31.08.2017 г. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора. Следовательно, постановление судебного пристава-исполнителя законно и обосновано, вынесено с целью побудить должника восстановить нарушенные права взыскателя.
Освобождение от исполнительского сбора возможно только при наличии уважительных причин, при соблюдении должником той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности по исполнению по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры дли надлежащего исполнения обязательства.
Доказательств невозможности исполнения исполнительного документа вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств должником судебному приставу-исполнителю представлено не было.
Согласно ч. 3 ст. 401 Гражданского кодекса РФ, к таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
При этом, обязанность предоставить судебному приставу-исполнителю доказательства того, что исполнение исполнительного документа было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в силу закона возложена на должника.
Доказательств, свидетельствующих о принятии исчерпывающих мер по исполнению решений суда и отсутствии возможности их принятая в срок, установленный для добровольного исполнения требований, как и доказательств невозможности в срок, установленный для добровольного исполнения, исполнить требования исполнительного документа в результате имущественного положения или иных существенных обстоятельств, истцом не предоставлено.
Считают, что требования заявителя в том виде, в котором они заявлены: о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора не могут быть удовлетворены судом.
Суд, изучив представленные письменные доказательства, приходит к следующему.
Установлено, что решением Ленинского районного суда г. Перми от 24.03.2016 г. на Пермский край в лице Правительства Пермского края возложена обязанность принять в государственную собственность Пермского края, включить в реестр имущества государственной собственности субъекта Российской Федерации – Пермского края следующее имущество: скотомогильник, расположенный в <данные изъяты>; скотомогильник, расположенный в <данные изъяты>; скотомогильник, расположенный в <данные изъяты>; скотомогильник, расположенный на <данные изъяты>; скотомогильник, расположенный на <данные изъяты>. Кроме того, на Пермский край в лице Правительства Пермского края возложена обязанность в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу обустроить в соответствии с требованиями Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом РФ от 04 декабря 1995 года № 13-7-2/469 следующее имущество: скотомогильник, расположенный в <данные изъяты>; скотомогильник, расположенный в <данные изъяты> скотомогильник, расположенный в <данные изъяты>; скотомогильник, расположенный на <данные изъяты>; скотомогильник, расположенный на <данные изъяты> (л.д. 6-9). Определением Ленинского районного суда г. Перми от 22.11.2016 г. в вышеуказанном решении исправлена описка вместо «скотомогильник, расположенный на <данные изъяты>» указано «скотомогильник, расположенный на <данные изъяты>» (л.д. 10-11).
14.10.2016 г. в Межрайонный отдел по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю поступил исполнительный лист по делу № серия <данные изъяты>№ о возложении на Пермский край в лице Правительства Пермского края обязанности принять в государственную собственность Пермского края, включить в реестр имущества государственной собственности субъекта Российской Федерации – Пермского края следующее имущество: скотомогильник, расположенный в <данные изъяты>; скотомогильник, расположенный в <данные изъяты>; скотомогильник, расположенный в <данные изъяты>; скотомогильник, расположенный на <данные изъяты>; скотомогильник, расположенный на <данные изъяты>. Пермский край в лице Правительства Пермского края обязан в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу обустроить в соответствии с требованиями Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом РФ от 04 декабря 1995 года № 13-7-2/469 следующее имущество: скотомогильник, расположенный в <данные изъяты>; скотомогильник, расположенный в <данные изъяты>; скотомогильник, расположенный в <данные изъяты>; скотомогильник, расположенный на <данные изъяты>; скотомогильник, расположенный на <данные изъяты> (л.д. 83-85).
14.10.2016 г. судебный пристав-исполнитель МО по ИОИП РД и ИИ УФССП России по Пермскому краю возбудил исполнительное производство № в отношении Правительства Пермского края, установив должнику 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе (л.д. 86).
28.02.2017 г. Межрайонным отделом СП по ИОИП РД и ИИ УФССП России по Пермскому краю в адрес Правительства Пермского края было направлено извещение на составление протокола об административном правонарушении по исполнительному производству № (л.д. 87).
14.03.2017 г. Правительство Пермского края судебным приставам представило информацию, в которой указало, что в соответствии с распоряжением Правительства Пермского края от 01.06.2016 № 146-рп «О принятии имущества в государственную собственность Пермского края», указанные в решении суда, скотомогильники включены в реестр государственной собственности Пермского края. В остальной части исполнения решения суда, срок, в течение которого скотомогильники должны быть обустроены, наступает 29 апреля 2017 года (л.д. 88).
31.08.2017 г. вынесено постановление судебным приставом-исполнителем МО по ИОИП РД и ИИ УФССП России по Пермскому краю СЛМ о взыскании исполнительского сбора с должника - Правительства Пермского края в размере 50000 рублей, в котором указано, что оно может быть обжаловано в соответствующий суд в десятидневный срок. В п. 6 постановления должнику установлен новый срок для исполнения исполнительного документа: 28.09.2017 г. Данное постановление получено должником 05.09.2017 г. № (л.д. 5).
31.08.2017 г. судебным приставом-исполнителем МО по ИОИП РД и ИИ УФССП России по Пермскому краю СЛМ в адрес должника направлено требование об обязании Правительства Пермского края исполнить решение суда в части обустройства скотомогильников в соответствии с требованиями Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов в срок до 28.09.2017 г. Получено Правительством Пермского края 01.09.2017 г. (л.д. 89).
08.09.2017 г. административный истец обратился в Индустриальный районный суд г. Перми с административным исковым заявление об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя МО по ИОИП РД и ИИ УФССП России по Пермскому краю СЛМ от 31.08.2017 г. о взыскании исполнительского сбора. Административное исковое заявление поступило в суд 11.09.2017 г. (л.д. 17-18). Согласно квитанциям заказной корреспонденции направлено в суд 08.09.2017 г. (л.д. 13,14).
13.09.2017 г. судьей Индустриального районного суда г. Перми ПАМ вынесено определение о возвращении административного искового заявления Правительства Пермского края в связи с территориальной подсудностью, разъяснено право обращения в Ленинский районный суд г. Перми (л.д. 15). Получено Правительством Пермского края 18.09.2017 (л.д. 16).
27.09.2017 г. вышеуказанное административное исковое заявление поступило в Ленинский районный суд г. Перми.
31.10.2017 г. определением Ленинским районным судом г. Перми Правительству Пермского края предоставлена отсрочка исполнения решение Ленинского районного суда г. Перми от 24 марта 2016 года по гражданскому делу по иску прокурора Уинского района Пермского края к Пермскому краю в лице Правительства Пермского края о возложении обязанностей принять в государственную собственность, включить в реестр имущества и обустроить скотомогильники до 01 сентября 2018 года (л.д. 46-47).
Согласно ст. 122 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», ст. 219 КАС РФ заявление об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя подается в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину стало известно о нарушении их прав и законных интересов.
Из представленных материалов следует, что срок обжалования постановления судебного пристава-исполнителя МО по ИОИП РД и ИИ УФССП России по Пермскому краю СЛМ о взыскании исполнительского сбора от 31.08.2017 г. с момента получения должником должен был наступить 15.09.2017 г., должник направил заявление об обжаловании указанного постановления в Индустриальный районный суд г. Перми 08.09.2017 г., т.е. в установленный срок. Ввиду неправильного определения подсудности заявление было возвращено истцу, заявление с приложенными к нему документами вернулось истцу 18.09.2017 г., а 26.09.2017 г. административный истец направил заявление в Ленинский районный суд г. Перми. Принимая во внимание, что в обжалуемом постановлении не указано в какой суд оно может быть обжаловано, а истцом приняты меры к своевременному обжалованию постановления, заявление подано в Ленинский районный суд в разумный срок, суд считает возможным признать причины пропуска срока на подачу иска в суд уважительными и восстановить административном истцу пропущенный срок на обжалование постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по ФИО1 краю СЛМ от 31.08.2017 г.
Вместе с тем, суд не усматривает оснований для признания обжалуемого постановления незаконным.
В соответствии с частям 1 и 3 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
В силу части 2 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Проанализировав представленные суду доказательства, суд считает, что у судебного пристава имелись предусмотренные законом основания взыскания исполнительского сбора с должника в связи с неисполнением в полном объеме решения суда от 24.03.2016 г., а именно в части обустройства скотомогильников, что подтверждается представленными информациями административного истца от 14.03.2017 г. (л.д. 88) и от 27.12.2017 г. (л.д. 72-76). Несмотря на то, что во вводной части постановления о возбуждении исполнительного производства от 14.10.2016г предмет исполнения указан не полностью, исполнительное производство было возбуждено по всем требованиям, изложенным в исполнительном листе, выданном Ленинским районным судом по делу № 2-1039/2016. О наличии исполнительного производства должнику было известно. Данное обстоятельство подтверждается в том числе письмом, направленном правительством Пермского края судебному приставу исполнителю 14.03.2017 г., в котором должник указал, что срок, в течение которого скотомогильники должны быть обустроены, наступает 29 апреля 2017 года, а также извещением о составлении административного протокола в связи с неисполнением требований в части обустройства скотомогильников по исполнительному производству №, полученным правительством Пермского края 01.03.2017г.
С заявлением о рассрочке либо отсрочке исполнения решения суда в части обустройства скотомогильников непосредственно после истечения установленного судебным актом срока, Правительство Пермского края не обращалось. Следовательно, в соответствии с постановлением о возбуждении исполнительного производства, решение суда в указанной части должно было быть исполнено не позднее 05.05.2017г.
В установленный срок для добровольного исполнения требования исполнительного документа, предписывающего обустроить скотомогильники, расположенные в Уинском районе Пермского края, исполнены не были. Доказательств невозможности исполнения требований исполнительного документа, судебному приставу-исполнителю представлено не было.
Учитывая, что отсрочка исполнения судебного решения на момент вынесения постановления о взыскании с Правительства Пермского края исполнительного сбора не предоставлялась, исполнительное производство не приостанавливалось, срок, установленный должнику для добровольного исполнения исполнительного документа на момент принятия судебным приставом-исполнителем оспариваемого постановления истек, суд приходит к выводу, что постановление от 31 августа 2017 года вынесено при наличии достаточных к тому оснований, предусмотренных законом, и в соответствии с имеющимися у судебного пристава-исполнителя полномочиями. Поэтому оснований для признания оспариваемого постановления судебного пристава-исполнителя незаконным, у суда не имеется.
При этом должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6 статьи 112 названного Закона). С учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств суд вправе отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 данной статьи (часть 7).
Данным правом суд пользуется применительно к обстоятельствам конкретного дела, основываясь на позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, согласно которой исполнительский сбор является мерой публично-правовой ответственности должника, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в рамках исполнительного производства. В качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52-54, 55 Конституции Российской Федерации).
Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированного, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Как разъяснено в пункте 74 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
Установлено, что 21.08.2017 г. Государственной ветеринарной Инспекцией Пермского края размещен электронный аукцион на право заключении государственного контракта на оформление технического плана на объект недвижимого имущества для нужд Инспекции. В настоящее время Инспекцией ведется разработка проекта Порядка ликвидации неиспользуемых скотомогильников (биотермических ям) на территории Пермского края, который утверждается Правительством Пермского края, в том числе, решается вопрос о включении рассмотрения данного проекта на заседании Правительства Пермского края на 29.11.2017 г. Кроме того, в настоящее время ведется разработка проекта о внесении изменений в приказ Государственной ветеринарной Инспекцией Пермского края № СЭД-49-01-16-52 от 27.04.2016 г, с целью реализации мероприятий для приведения скотомогильников, указанных в решение суда, в надлежащее ветеринарно-санитарное состояние. Как следует из представленных документов, решение суда от 24.03.2016 г. в части принятия скотомогильников в государственную собственность Пермского края и включению в реестр имущества государственной собственности Пермского края Правительством Пермского края исполнено. В остальной части определением Ленинского районного суда от 31.10.2017г Правительству Пермского края предоставлена отсрочка в связи с тем, что для реализации мероприятий по приведению скотомогильников, указанных в решение суда, в надлежащее ветеринарно-санитарное состояние требуется увеличение временных затрат. Предоставляя отсрочку, суд пришел к выводу о том, что в связи с необходимостью соблюдения установленной процедуры выполнения работ, исполнить решение суда в установленные сроки исполнительного производства Правительству Пермского края не представляется возможным.
Принимая во внимание изложенное, учитывая характер совершенного правонарушения, размер причиненного вреда, степень вины истца, все обстоятельства дела, суд приходит к выводу о возможном снижении размера исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя МО по ИОИП РД и ИИ УФССП России по Пермскому краю СЛМ в отношении Правительства Пермского края, на одну четверть., т.е. с 50000 рублей до 37 500 рублей.
Правительством Пермского края заявлено также требование о приостановлении исполнительного производства № 37708/16/59046-ИП. В настоящее время предусмотренных законом оснований для приостановления исполнительного производства судом не имеется. На время рассмотрения вопроса об отсрочке исполнения решения Ленинского районного суда от 24.03.2016г, исполнительские действия по указанному исполнительному производству были отложены судебным приставом исполнителем до 01.11.2017г, что следует из постановления об отложении исполнительских действий от 18.10.2017г. В настоящее время определение суда от 31.10.2017 г. о предоставлении отсрочки исполнения решения Ленинского районного суда г. Перми от 24 марта 2016 года по гражданскому делу по иску прокурора Уинского района Пермского края к Пермскому краю о возложении обязанности обустроить скотомогильники, вступило в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
1. Восстановить Правительству Пермского края срок оспаривания постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю СЛМ от 31.08.2017 г о взыскании исполнительского сбора.
Правительству Пермского края в удовлетворении исковых требований о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю СЛМ от 31.08.2017 г о взыскании исполнительского сбора, приостановлении исполнительного производства № – отказать.
Снизить на <данные изъяты> размер исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю СЛМ от 31.08.2017 в рамках исполнительного производства №, установив исполнительский сбор в сумме 37 500 рублей.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Ординский районный суд Пермского края (постоянное судебное присутствие в с. Уинское).
Судья: Братчикова Н.А.