ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5831/20 от 30.03.2021 Дзержинского городского суда (Нижегородская область)

Решение в окончательной форме принято 02 апреля 2021 года

Дело

УИД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Дзержинск 30 марта 2021года

ДзержинскийгородскойсудНижегородской области в составе председательствующего судьи Буциной И.Б.,

при секретаре Калаяновой Е.К.,

с участием: старшего помощника прокурора г.Дзержинска Нижегородской области ФИО3, представителя администрации г.Дзержинска Нижегородской области – ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора г.Дзержинска Нижегородской области к администрации г.Дзержинска Нижегородской области о признании недействующим нормативного правового акта – Административного регламента исполнения муниципальной функции «Проведение проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального земельного контроля на территории города», утвержденного постановлением администрации г. Дзержинска Нижегородской области от 14 апреля 2010года в части положений п.п.4 и 11 разд.111, не соответствующим ч.ч.5 и 7 ст.11 Федерального закона от 22 июля 2005года №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и не действующим со дня вступления решения суда в законную силу,

УСТАНОВИЛ:

постановлением администрации г. Дзержинска Нижегородской области от 14 апреля 2010года утвержден Административный регламент исполнения муниципальной функции «Проведение проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального земельного контроля на территории города».

Административный регламент опубликован «Дзержинские ведомости» от 30.04.2010 ). Вступил в силу с момента опубликования.

Постановлением Правительства РФ от 22.04.2020 создана особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Кулибин» на территории муниципального образования городской округ город Дзержинск Нижегородской области на земельных участках, определяемых соглашением о создании особой экономической зоны промышленно-производственного типа (АОПО «Пластик»).

Соглашение о создании особой экономической зоны промышленно-

производственного типа заключено Министерством экономического развития Российской Федерации, Правительством Нижегородской области и администрацией городского округа города Дзержинск Нижегородской области и административного округа города Дзержинск Нижегородской области 18.06.2020г. №

В силу ч.ч. 1 и 2 ст. 11 Федерального закона от 22.07.2005 №116-ФЗ «Об

особых экономических зонах в Российской Федерации» федеральный
государственный контроль (надзор), региональный государственный контроль) и муниципальный контроль на территории особой экономической зоны в отношении резидентов особой экономической зоны осуществляют соответственно уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного отправления (далее - органы государственного контроля (надзора) и органы муниципального контроля) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом, установлены следующие особенности, обусловленные наличием у проверяемого лица статуса резидента особой экономической зоны законодательства Российской Федерации.

При выявлении в ходе плановой проверки нарушений резидентом особой экономической зоны законодательства Российской Федерации должностные лица органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля выдают резиденту особой экономической зоны предписание об устранении нарушений. Копия предписания об устранении нарушений не позднее трех дней с момента составления акта о результатах проведения плановой проверки вручается резиденту особой экономической зоны либо его представителю под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате получения предписания резидентом особой экономической зоны либо его представителем. Если указанными выше способами предписание об устранении нарушений вручить резиденту особой экономической зоны или его представителю невозможно, оно отправляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней после его отправки (ч. 5).

Внеплановые проверки проводятся по согласованию с органами управления особыми экономическими зонами. Срок проведения внеплановой проверки не может превышать пять рабочих дней (ч. 7).

Вместе с тем, особенности согласования внеплановых проверок, принятия мер в отношении резидентов особой экономической зоны при выявлении в ходе плановой проверки нарушений, неисполнения предписания об устранении нарушений до проведения внеплановой проверки, в Административном регламенте до настоящего времени не установлены. Установленные общие правила (п.п. 4 и 11 разд. Ill Административного регламента) не соответствуют приведенным специальным и обуславливают возложение на резидентов особой экономической зоны избыточного бремени.

Так, п. 4 разд. III Административного регламента предусматривает согласование с органами прокуратуры внеплановых выездных проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, что не соответствует ч. 7 ст. 11 Федерального закона от 22.07.2005 №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» о том, что внеплановые проверки проводятся по согласованию с органами управления особыми экономическими зонами.

Согласно п. 11 разд. III Административного регламента, муниципальный земельный инспектор в случае обнаружения нарушения земельного законодательства, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ, направляет материалы проверки, подтверждающие наличие нарушения земельного законодательства, в пятидневный срок в Дзержинский отдел управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области для рассмотрения и принятия решения.

Однако ч. 5 ст. 11 Федерального закона от 22.07.2005 №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» говорит о том, что при выявлении в ходе плановой проверки нарушений резидентом особой экономической зоны законодательства Российской Федерации должностные лица органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля выдают резиденту особой экономической зоны предписание об устранении нарушений.

Кроме того, это свидетельствует о наличии завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, что является коррупциогенным фактором, предусмотренным пп. «а» п. 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утв. постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 №96.

В силу ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовыми актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3 ст. 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции.

Прокурор г.Дзержинска Нижегородской области просит признать недействующим нормативного правового акта – Административного регламента исполнения муниципальной функции «Проведение проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального земельного контроля на территории города», утвержденного постановлением администрации г. Дзержинска Нижегородской области от 14 апреля 2010года в части положений п.п.4 и 11 разд.111, не соответствующим ч.ч.5 и 7 ст.11 Федерального закона от 22 июля 2005года №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель административного истца – старший помощник прокурора г.Дзержинска ФИО3 поддержал заявленные требования, содержащиеся в административном исковом заявлении, в полном объеме, указав на противоречие оспариваемого Административного регламента нормам федерального законодательства, не соответствующим ч.ч.5 и 7 ст.11 Федерального закона от 22 июля 2005года №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»

В судебном заседании представитель административного ответчика администрации г.Дзержинска – ФИО4 возражал против удовлетворения заявленных требований по мотивам, изложенным в письменных возражениях, указывая на следующие обстоятельства: анализ правовых норм Федерального закона - ФЗ не предусматривает возможность регулирования муниципальными правовыми актами осуществление муниципального контроля на территории особой экономической зоны в отношении резидентов особой экономической зоны; предусматривая осуществление муниципального контроля на территории особой экономической зоны в отношении резидентов особой экономической зоны, федеральный законодатель не установил порядок организации и осуществления муниципального контроля в рассматриваемой сфере; муниципальный контроль на территории особой экономической зоны в отношении резидентов особой экономической зоны имеет собственное правовое регулирование и свой предмет проверки, отличный от муниципального земельного контроля и в отношении данного вида контроля не предусмотрена возможность принятия муниципального правового акта, регулирующего осуществление муниципального контроля.

Заинтересованное лицо городская Дума г. Дзержинска в судебное заседание не явилось, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Принимая во внимание, что иных данных, подтверждающих наличие оснований для отложения судебного разбирательства, не представлено, суд на основании ст.150-152, 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации находит возможным рассмотреть настоящее административное дело по существу в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав объяснения участвующих в административном деле лиц, исследовав материалы административного дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Порядок рассмотрения административных дел об оспаривании нормативных правовых актов установлен положениями главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В силу ч.7-9 ст.213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет юридически значимые обстоятельства, указанные в части 8 данной статьи, в полном объеме. При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в п.35, 38 Постановления Пленума от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.

Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны не действующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. В случае если оспариваемый акт был принят ранее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, он или его часть могут быть признаны не действующими со дня вступления в силу нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть стали противоречить.

Если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Как установлено п. 4 разд. III Административного регламента предусматривает согласование с органами прокуратуры внеплановых выездных проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, что не соответствует ч. 7 ст. 11 Федерального закона от 22.07.2005 №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» о том, что внеплановые проверки проводятся по согласованию с органами управления особыми экономическими зонами. Срок проведения внеплановой проверки не может превышать пять рабочих дней.

Согласно п. 11 разд. III Административного регламента, муниципальный земельный инспектор в случае обнаружения нарушения земельного законодательства, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ, направляет материалы проверки, подтверждающие наличие нарушения земельного законодательства, в пятидневный срок в Дзержинский отдел управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области для рассмотрения и принятия решения.

Однако ч. 5 ст. 11 Федерального закона от 22.07.2005 №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» при выявлении в ходе плановой проверки нарушений резидентом особой экономической зоны законодательства Российской Федерации должностные лица органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля выдают резиденту особой экономической зоны предписание об устранении нарушений. Копия предписания об устранении нарушений не позднее трех дней с момента составления акта о результатах проведения плановой проверки вручается резиденту особой экономической зоны либо его представителю под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате получения предписания резидентом особой экономической зоны либо его представителем. Если указанными выше способами предписание об устранении нарушений вручить резиденту особой экономической зоны или его представителю невозможно, оно отправляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней после его отправки.

То есть при выявлении в ходе плановой проверки нарушений резидентом особой экономической зоны законодательства Российской Федерации должностные лица органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля выдают резиденту особой экономической зоны предписание об устранении нарушений.

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля урегулированы Федеральным законом от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и

индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В частности, им устанавливаются:

1) порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

2) порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при организации и проведении проверок;

3) права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок;

4) права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов.

Полномочия органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, определены в ст. 6 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и к ним относятся:

1) организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории. Перечень видов муниципального контроля и органов местного самоуправления, уполномоченных на их осуществление, ведется в порядке, установленном представительным органом муниципального образования;

1.1) организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора), полномочиями по осуществлению которого наделены органы местного самоуправления;

2) разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, разработка в соответствии с типовыми административными регламентами, утверждаемыми уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, административных регламентов осуществления регионального государственного контроля (надзора), полномочиями по осуществлению которого наделены органы местного самоуправления. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

организация и проведение мониторинга эффективности муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, показатели и методика проведения которого утверждаются Правительством Российской Федерации, за исключением муниципального контроля, осуществляемого уполномоченными органами местного самоуправления в сельских поселениях;

1) осуществление иных предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий.

Определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных уполномоченных органов местного самоуправления и их полномочий осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования и иным муниципальным правовым актом (ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).

Как следует из п. 4 ст. 2 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» муниципальный контроль - деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности (вида муниципального контроля) устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.

При этом, проверка - совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами (п. 6 названной статьи Закона).

Пунктом 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесено осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа.

Полномочия органов местного самоуправления по осуществлению муниципального земельного контроля в границах городского округа предусмотрены ст. 72 Земельного кодекса Российской Федерации.

Осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа п. 5 ч. 7 ст. 57 Устав городского округа город Дзержинск, утв. постановлением городской Думы г.Дзержинска от 26.12.2005 , отнесено к полномочиям администрации города.

С учетом положений п.п. 4 и 6 ст. 2, ст.ст. 9 и 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 72 Земельного кодекса Российской Федерации предметом контрольной деятельности органов местного самоуправления городского округа в рамках муниципального земельного контроля является соблюдение в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.

Административный регламент исполнения муниципальной функции «Проведение проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального земельного контроля на территории города» утвержден постановлением администрации г.Дзержинска от ДД.ММ.ГГГГ в рамках предоставленных ей полномочий и опубликован в газете «Дзержинские ведомости» от ДД.ММ.ГГГГ (135), вступил в силу с момента опубликования.

Оспариваемый акт издан в соответствии с требованиями ч.ч. 4 и 6 ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 -Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» главой муниципального образования, исполняющим полномочия главы местной администрации (ч. 1 ст. 52, ч. 2 ст. 56 Устава городского округа город Дзержинск, утв. постановлением городской Думы г.Дзержинска от ДД.ММ.ГГГГ), в форме постановления местной администрации по вопросам местного значения.

Согласно п. 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ создана особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Кулибин» на территории муниципального образования городской округ город Дзержинск Нижегородской области на земельных участках, определяемых соглашением о создании особой экономической зоны промышленно-производственного типа (АО «ДПО «Пластик»).

Соглашение о создании особой экономической зоны промышленно­производственного типа заключено Министерством экономического развития Российской Федерации, Правительством Нижегородской области и администрацией городского округа город Дзержинск Нижегородской области 18.06.2020 №

По правилам п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.07.2005 №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» особая экономическая зона - часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.

Резидентом промышленно-производственной особой экономической зоны признается коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированная в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона, и заключившая с органами управления особыми экономическими зонами соглашение об осуществлении промышленно­-производственной деятельности и (или) деятельности по логистике либо соглашение об осуществлении технико-внедренческой деятельности в промышленно-производственной особой экономической зоне в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом (ч. Д ст. 9 Федерального закона от 22.07.2005 №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»).

Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 22.07.2005 №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» федеральный государственный контроль (надзор), региональный государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль на территории особой экономической зоны в отношении резидентов особой экономической зоны осуществляют соответственно уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

К отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора) на территории особой экономической зоны, организацией и проведением проверок резидентов особой экономической зоны, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных настоящей статьей (ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 22.07.2005 №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»).

К таким особенностям, в т.ч. отнесены следующие.

При выявлении в ходе плановой проверки нарушений резидентом особой экономической зоны законодательства Российской Федерации должностные лица органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля выдают резиденту особой экономической зоны предписание об устранении нарушений. Копия предписания об устранении нарушений не позднее трех дней с момента составления акта о результатах проведения плановой проверки вручается резиденту особой экономической зоны либо его представителю под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате получения предписания резидентом особой экономической зоны либо его представителем. Если указанными выше способами предписание об устранении нарушений вручить резиденту особой экономической зоны или его представителю невозможно, оно отправляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней после его отправки (ч. 5 ст. 11 Федерального закона от 22.07.2005 №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»),

Внеплановые проверки проводятся по согласованию с органами управления особыми экономическими зонами. Срок проведения внеплановой проверки не может превышать пять рабочих дней (ч. 7 ст. 11 Федерального закона от 22.07.2005 №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»).

Федеральным законом от 22.07.2005 №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» особенности организации и проведения проверок при осуществлении муниципального контроля на территории особой экономической зоны в отношении резидентов особой экономической зоны в части предмета проверок не установлены.

Данным обстоятельством опровергаются доводы административного ответчика о том, что Административный регламент исполнения муниципальной функции «Проведение проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального земельного контроля на территории города», утв. постановлением администрации г.Дзержинска от ДД.ММ.ГГГГ, не применяется в отношении резидентов особой экономической зоны промышленно-производственного типа (АО «ДПО «Пластик»), созданной на территории г.Дзержинска.

Самостоятельный предмет муниципального контроля на территории особой экономической зоны в отношении резидентов особой экономической зоны законом не установлен.

Предмет контрольной деятельности органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок, определяется в зависимости от вида контроля, отнесенного к вопросам местного значения.

В рассматриваемом случае это соблюдение в границах городского округа в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, в т.ч. на территории созданной в городском округе особой экономической зоны ее резидентами.

Приведенные в ст. 11 Федерального закона от 22.07.2005 №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» особенности организации и проведения проверок, обусловлены наличием у проверяемого лица статуса резидента особой экономической зоны.

По мнению административного истца, оспариваемые им отдельные положения Административного регламента исполнения муниципальной функции «Проведение проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального земельного контроля на территории города», утв. постановлением администрации г.Дзержинска от ДД.ММ.ГГГГ, не учитывают особенностей организации и проведения проверок, обусловленных наличием у проверяемого лица статуса резидента особой экономической зоны.

Особенности согласования внеплановых проверок, принятия мер в отношении резидентов особой экономической зоны при выявлении в ходе плановой проверки нарушений в Административном регламенте исполнения муниципальной функции «Проведение проверок юридических, лиц и

индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального земельного контроля на территории города» до настоящего времени не установлены. Установленные общие правила (п.п. 4 и 11 разд. III Административного регламента) не соответствуют приведенным специальным и обуславливают возложение на резидентов особой экономической зоны избыточного бремени, ограничивая их права, определенные наличием у них специального статуса.

Судом установлено, что п. 4 разд. III Административного регламента предусматривает согласование с органами прокуратуры внеплановых выездных проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, что не соответствует ч. 7 ст. 11 Федерального закона от 22.07.2005 №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» о том, что внеплановые проверки проводятся по согласованию с органами управления особыми экономическими зонами.

Согласно п. 11 разд. III Административного регламента, муниципальный земельный инспектор в случае обнаружения нарушения земельного законодательства, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ, направляет материалы проверки, подтверждающие наличие нарушения земельного законодательства, в пятидневный срок в Дзержинский отдел управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области для рассмотрения и принятия решения.

Однако ч. 5 ст. 11 Федерального закона от 22.07.2005 №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» говорит о том, что при выявлении в ходе плановой проверки нарушений резидентом особой экономической зоны законодательства Российской Федерации должностные лица органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контролю выдают резиденту особой экономической зоны предписание об устранении нарушений.

В силу ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящем

Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 КАС РФ, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Оспариваемые положения Административного регламента исполнения муниципальной функции «Проведение проверок юридических, лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального земельного контроля на территории города», утв. постановлением администрации г.Дзержинска от ДД.ММ.ГГГГ, вошли в противоречие с нормами Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» после создания особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Кулибин» на территории муниципального образования городской округ город Дзержинск Нижегородской области постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Приведенные судом мотивы свидетельствуют о том, что оспариваемые положения п.п. 4 и 11 разд. III Административного регламента исполнения муниципальной функции «Проведение проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального земельного контроля на территории города», утв. постановлением администрации г.Дзержинска от ДД.ММ.ГГГГ, регламентированы в недостаточной степени, в значительной степени они не соответствует правилам, отраженным в нормативных правовых актах, имеющих большую юридическую силу, а именно в частях положений п.п. 4 и 11 разд. III, ввиду их не соответствия ч.ч. 5 и 7 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».

Поэтому и по приведенным выше мотивам суд приходит к выводу о необходимости признания оспариваемого Административного регламента исполнения муниципальной функции «Проведение проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального земельного контроля на территории города», утвержденного постановлением администрации г. Дзержинска Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ в части положений п.п.4 и 11 разд.111, не соответствующим ч.ч.5 и 7 ст.11 Федерального закона от 22 июля 2005года №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и не действующим со дня вступления решения суда в законную силу,

Доводы административного ответчика о том, что планируется внести изменения в Федеральный закон №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» о наделении муниципальным органам самостоятельного контроля не влияют на итоговые выводы суда, поскольку носят неактуальный и субъективный характер, основанный на предположении.

Иное толкование закона при установленных обстоятельствах и оставление судом без внимания выявленных противоречий и несоответствий оспариваемого Административного регламента иным актам, имеющим большую юридическую силу, не отвечало бы принципам и задачам судебного нормоконтроля и повлекло бы за собой сохранение правовой неопределенности в данном вопросе.

Поскольку оспариваемый Административный регламент применялся в течение 2020 года, что требует, в том числе, составление и предоставление отчетности со стороны юридических лиц, суд полагает возможным признать его недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.

Согласно п.1 ч.2 ст.215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление прокурора г.Дзержинска Нижегородской области удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления в законную силу настоящего решения Административного регламента исполнения муниципальной функции «Проведение проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального земельного контроля на территории города», утвержденного постановлением администрации г. Дзержинска Нижегородской области от 14 апреля 2010года в части положений п.п.4 и 11 разд.111, не соответствующим ч.ч.5 и 7 ст.11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и не действующим со дня вступления решения суда в законную силу,

Сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в газете «Дзержинские ведомости».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Нижегородского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционных жалобы, представления через суд первой инстанции.

Судья: п/п И.Б.Буцина
Копия верна

Судья: