ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5831/2021 от 14.07.2021 Центрального районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело № 2а-5831/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Челябинск 14 июля 2021 года

Центральный районный суд г. Челябинска в составе председательствующего Резниченко Ю.Н.,

при секретаре Семенюк С.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора города Челябинска в интересах неопределенного круга лиц к Комитету по делам образования города Челябинска о признании приказа незаконным, возложении обязанности по отмене приказа,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Челябинска обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Комитету по делам образования города Челябинска о признании приказа от ДД.ММ.ГГГГ-у «О приеме в 1 класс образовательных организаций города Челябинска детей, не достигших возраста 6 лет и 6 месяцев, и детей старше 8 лет на 1 сентября текущего года» незаконным, возложении обязанности по отмене приказа.

В основание указал, что прокуратурой города проведена проверка соответствия приказа Комитета по делам образования города Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ-у «О приеме в 1 класс образовательных организаций города Челябинска детей, не достигших возраста 6 лет и 6 месяцев, и детей старше 8 лет на 1 сентября текущего года». В ходе проверки выявлены нарушения закона, установлено, что указанный приказ не соответствует требованиям действующего законодательства, в связи с чем, подлежит отмене.

Представитель административного истца - помощник прокурора г. Челябинска Рахимова Ю.Б. в судебном заседании доводы административного искового заявления поддержала в полном объеме.

Представитель административного ответчика Комитета по делам образования города Челябинска - Кинёва М.А. в судебном заседании против удовлетворения требований возражала по доводам, изложенных в письменных возражениях.

Суд, заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что прокуратурой города Челябинска проведена проверка соответствия приказа Комитета по делам образования города Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ-у «О приеме в 1 класс образовательных организаций города Челябинска детей, не достигших возраста 6 лет и 6 месяцев, и детей старше 8 лет на 1 сентября текущего года» требованиям закона. В ходе проверки выявлены нарушения закона, установлено, что указанный приказ не соответствует требованиям действующего законодательства.

Согласно статье 43 (часть 2) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Предметом регулирования Федерального закона от 29 декабря 2012 года 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование.

В силу ст. 67 Федерального закона от 29 декабря 2012 года 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) детей учредитель образовательной организации вправе разрешить прием детей в образовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте.

Правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Правила приема в государственные образовательные организации субъектов Российской Федерации и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация.

Вместе с тем Конституционный Суд Российской Федерации указывал, что отсутствие свободных мест в образовательной организации является объективным основанием для отказа в приеме детей в образовательные учреждения (Определение от 29 мая 2014 года № 1141-О).

Обжалуемым приказом Комитета по делам образования города Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ-у «О приеме в 1 класс образовательных организаций города Челябинска детей, не достигших возраста 6 лет и 6 месяцев, и детей старше 8 лет на 1 сентября текущего года» регламентирован порядок приема в 1 класс, рассчитан на неоднократное правовое применение.

При этом приказом утвержден порядок такого приема, утвержден перечень документов, необходимых для предоставления родителям (законным представителям) вместе с заявлением о разрешении на прием ребенка в образовательное учреждение. В том числе копии коллегиального заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

Однако Приказом Минпросвещения России от 02 сентября 2020 года № 458 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления родителям с заявлением о приеме в образовательное учреждение.

При этом, только дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной образовательной программе начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее - адаптированная образовательная программа) только с согласия их родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

Постановлением Администрации города Челябинска от 09 июля 2015 года № 136-п утверждено Положение о Комитете по делам образования города Челябинска, согласно которого Комитет по делам образования города Челябинска (далее - Комитет) является отраслевым органом управления образованием Администрации города Челябинска, создан на основании решения Челябинской городской Думы от 11 марта 1997 года № 4/1 «О структуре органов местного самоуправления города Челябинска», действует на основании решения Челябинской городской Думы от 17 декабря 2019 года № 5/4 «Об утверждении структуры Администрации города Челябинска» и настоящего Положения.

Комитет является юридическим лицом со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц, имеет самостоятельный баланс, счета в банках и органах казначейства, печать с изображением герба города Челябинска, другие печати, штампы, бланки со своим наименованием.

Комитет может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Комитет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Челябинской области, Уставом города Челябинска, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления города Челябинска, а также настоящим Положением.

В силу ст. 9.1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор в ходе осуществления своих полномочий в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации, проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц.

При выявлении в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов прокурор вносит в орган, организацию или должностному лицу, которые издали этот акт, требование об изменении нормативного правового акта с предложением способа устранения выявленных коррупциогенных факторов либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Прокуратурой г.Челябинска принесен протест на приказ Комитета по делам образования города Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ-у «О приеме в 1 класс образовательных организаций города Челябинска детей, не достигших возраста 6 лет и 6 месяцев, и детей старше 8 лет на 1 сентября текущего года», который 01 апреля 2021 года был отклонен.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования прокурора о признании приказа от ДД.ММ.ГГГГ-у «О приеме в 1 класс образовательных организаций города Челябинска детей, не достигших возраста 6 лет и 6 месяцев, и детей старше 8 лет на 1 сентября текущего года» незаконным, возложении обязанности по отмене приказа являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Кроме того, прокурором так же сделан правомерный вывод о том, что порядок приема детей в 1 класс образовательных организаций г.Челябинска обладает признаками нормативного правового акта, в связи с тем, данный правовой акт издан в форме приказа, что противоречит утвержденному Постановлением Администрации города Челябинска от 29 декабря 2015 года № 347-п Положения о правовых актах, принимаемых (издаваемых) в Администрации города Челябинска.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора города Челябинска в интересах неопределенного круга лиц к Комитету по делам образования города Челябинска о признании приказа незаконным, возложении обязанности по отмене приказа удовлетворить.

Признать приказ председателя Комитета по делам образования города Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ-у «О приеме в 1 класс образовательных организаций города Челябинска детей, не достигших возраста 6 лет и 6 месяцев, и детей старше 8 лет на 1 сентября текущего года» незаконным.

Обязать Комитет по делам образования города Челябинска отменить приказ от ДД.ММ.ГГГГ-у «О приеме в 1 класс образовательных организаций города Челябинска детей, не достигших возраста 6 лет и 6 месяцев, и детей старше 8 лет на 1 сентября текущего года».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Центральный районный суд г. Челябинска.

Председательствующий: п/п Ю.Н. Резниченко

Мотивированное решение составлено 22 июля 2021 года.

Копия верна.

Решение не вступило в законную силу.

Судья Центрального районного суда г. Челябинска: Ю.Н. Резниченко

Секретарь: С.А. Семенюк

2а-5831/2021

74RS0002-01-2021-005131-96

Центральный районный суд г. Челябинска