Дело №_________а-584/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
АДРЕС «11» октября 2016 года
Котовский городской суд АДРЕС в составе:
председательствующего судьи Толмачева П.С., при секретаре ФИО1, с участием представителей административного истца, общества с ограниченной ответственностью «ФИО8», ФИО2 и ФИО4, представителя административного ответчика, администрации АДРЕС, ФИО3, прокурора ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью «Белый экипаж» к администрации АДРЕС об оспаривании нормативного правового акта,
УСТАНОВИЛ:
Представитель административного истца – генеральный директор ООО «ФИО7» ФИО2, обратившись в суд с настоящим административным исковым заявлением, указал в нём, что постановлением администрации АДРЕС от ДАТА г. N №_________ были внесены изменения в Положение об организации пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок на территории АДРЕС (далее Положение), утвержденное постановлением администрации АДРЕС от ДАТА N №_________
По мнению ФИО2, указанное Положение противоречит требованиям Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты в Российской Федерации» (далее Закон N 220-ФЗ). Так, в соответствии с п. 10 ст. 39 данного Закона муниципальные органы власти обязаны в течение 180 дней привести в соответствие с требованиями настоящего Закона все нормативные акты. Между тем, администрацией АДРЕС в Положение внесены только изменения, касающиеся организации и проведения открытого конкурса на осуществление пассажирских перевозок. Остальные требования Закона N 220-ФЗ, регулирующие отношения при осуществлении данных перевозок, в Положении не учтены, что нарушает права и законные интересы перевозчиков. В частности, не указано кто изготавливает свидетельства об осуществлении перевозок, карты маршрутов, не определено, в каких случаях конкурс на право осуществления перевозок проводится, а в каких не проводится. Между тем, в соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 39 Закона N 220-ФЗ проведение конкурса на осуществление пассажирских перевозок обязательно при наличии более трех перевозчиков. Между тем, согласно Положению конкурс проводится всегда, даже если будет только один участник конкурса, что противоречит требованиям Закона N 220-ФЗ. В результате, основываясь на оспариваемом Положении, администрацией АДРЕС было вынесено постановление от ДАТА N №_________ «О проведении открытого конкурса на право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок транспортом общего пользования на территории АДРЕС» и был проведён конкурс с единственным участником, что затронуло права ООО «ФИО9».
С учётом изложенных обстоятельств ФИО2 просил суд отменить данное Положение, ввиду его несоответствия законодательству Российской Федерации.
В своих возражениях на административный иск и дополнении к ним представитель административного ответчика, администрации АДРЕС, по доверенности ФИО3 указала, что административный ответчик возражает против удовлетворения настоящих административных исковых требований, считая их необоснованными по следующим основаниям:
глава города в пределах своих полномочий издает постановления администрации города по вопросам местного значения, в том числе вопросам создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа. Руководствуясь действующими нормами, регулирующими перевозку пассажиров и багажа наземным автомобильным транспортом, было вынесено постановление администрации АДРЕС от ДАТА N №_________ «Об утверждении Положения об организации пассажирских перевозок на территории АДРЕС» (далее постановление N №_________). Данное Положение не противоречит требованиям Закона N 220-ФЗ. Настоящий Закон регулирует вопросы изготовления свидетельств об осуществлении перевозок и карт маршрутов и не содержит требований о принятии каких-либо муниципальных нормативных правовых актов, регулирующих данные вопросы. Кроме того, в данном Законе отсутствуют требования к осуществлению перевозок пассажиров по регулируемым тарифам. Также, по мнению автора возражений, являются несостоятельными доводы административного истца о том, что в Положении должны быть отражены требования статьи 39 Закона N 220-ФЗ. Кроме того, в соответствии с пунктом 9 данной статьи регулярные перевозки, частично или полностью оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, осуществляются в порядке, действовавшем до дня официального опубликования настоящего Федерального закона, в течение срока, по окончании которого в соответствии с графиком, предусмотренным документом планирования регулярных перевозок, в отношении данных перевозок должен быть заключен государственный или муниципальный контракт. Указанный срок не может превышать пять лет со дня официального опубликования Закона N220-ФЗ, то есть до ДАТА Согласно п. 3.1.2 постановления N №_________ (с изменениями, внесенными постановлением администрации АДРЕС от ДАТА N №_________) перевозчик обязан заключить с организатором перевозки договор на осуществление пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок на территории АДРЕС в порядке, установленным данным постановлением. Осуществление пассажирских перевозок на территории города без заключенного указанного договора запрещается. На основании п. 6.3 постановления N №_________ договор заключается по результатам конкурса. При таких обстоятельствах было вынесено постановление администрации АДРЕС от ДАТА N №_________ «О проведении открытого конкурса на право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок транспортом общего пользования на территории АДРЕС». Данное постановление было принято в целях исполнения требований порядка, действовавшего до дня официального опубликования Закона N 220-ФЗ, а именно, пункта 6.16 постановления N №_________, в соответствии с которым допуск к выполнению регулярных перевозок осуществляется на основе открытого конкурса.
Также в возражениях и дополнении к ним указано, что на территории АДРЕС перевозка пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется на условиях предоставления пассажирам льготных категорий граждан скидки на проезд, возмещаемый за счёт средств бюджета АДРЕС. Тем самым, такая деятельность в соответствии с требованиями Закона N220-ФЗ относится к регулярным перевозкам по регулируемым тарифам. Положения данного Закона, при которых открытый конкурс на право осуществления регулярных перевозок проводится в случае, если регулярные перевозки осуществляются совместно более чем тремя юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями по данным маршрутам и такие юридические лица, индивидуальные предприниматели отказались от заключения договора простого товарищества, относятся к лицам, осуществляющим перевозки по нерегулируемым тарифам. Регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам в городе Котовске отсутствуют, тем самым, правоотношений, подпадающих под действие вышеуказанных положений Закона N 220-ФЗ, не имеется. Более того, согласно статье 42 данного Закона его нормы, регулирующие порядок проведения открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок (ст.ст. 21-24) вступили в силу с ДАТА, в связи с чем открытый конкурс на право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок транспортом общего пользования на территории АДРЕС, проведенный в октябре-ноябре ДАТА года, соответствовал действующему законодательству.
По смыслу статьи 2 Закона N 220-ФЗ администрация города не вправе дублировать в Положении нормы, являющиеся предметом регулирования настоящего Закона или принимать нормативные акты, затрагивающие какие-либо правоотношения, не предусмотренные данным Законом.
Кроме того, по мнению автора возражений, доводы о нарушении прав и законных интересов как административного истца, так и перевозчиков никак не обоснованы в административном исковом заявлении, носят абстрактный и бездоказательный характер.
В своем отзыве на данные возражения ФИО2 указал, что ООО «ФИО10» осуществляло регулярные перевозки пассажиров на территории АДРЕС на основании договора от ДАТА№_________, заключенного с администрацией АДРЕС. По окончании срока действия договора административным истцом в адрес административного ответчика было направлено обращение от ДАТА с просьбой пролонгировать договор на осуществление перевозок. В ответ на данное обращение глава администрации города сообщил, что на основании постановления N №_________ в городе будет проведен конкурс на право осуществления регулярных перевозок в соответствии с оспариваемым постановлением N №_________, с учетом изменений, внесенных постановлением N №_________. По мнению представителя истца, данные изменения были внесены после опубликования Закона N 220-ФЗ, но без учёта всех требований настоящего Закона, в связи с чем оспариваемое Положение должно быть признано недействующим. Указанные изменения установили обязанность заключения договоров на осуществление регулярных перевозок только по результатам конкурса. Тогда как Закон N 220-ФЗ предусматривает иной порядок предоставления права на осуществление перевозок по нерегулируемым тарифам при определенных условиях. Однако, в оспариваемом постановлении такой порядок не установлен и не определены виды перевозок. При этом, административный ответчик ошибочно считает, что в городе Котовске осуществляются перевозки только по регулируемым тарифам.
Впоследствии ФИО2 уточнил административные исковые требования, фактически изменив основания иска, заявив требование о признании пункта 6.14 вышеуказанного Положения не действующим, поскольку он не соответствует требованиям ст. 39 Закона N 220-ФЗ и п. 5 ст. 447 ГК РФ. Так, п. 2 ч. 4 ст. 39 Закона N 220-ФЗ предусматривает возможность осуществления регулярных перевозок по муниципальному маршруту без проведения конкурса в случае, если такие перевозки осуществляются совместно не более чем тремя юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, и такие лица отказались от заключения договора простого товарищества. Кроме того, в соответствии с п. 5 ст. 447 ГК РФ аукцион и конкурс, в которых участвовал только один участник, признаются несостоявшимися.
Постановлением администрации АДРЕС от ДАТА N №_________ внесены изменения и дополнения в постановление администрации города от ДАТА N №_________. В соответствие с Законом N 220-ФЗ приведены в соответствие определенные термины Положения и уточнены полномочия органа местного самоуправления в отношении организации регулярных перевозок.
Затем, на основании протеста прокурора АДРЕС от ДАТА на постановление N №_________ администрацией АДРЕС вынесено постановление от ДАТА N №_________ «О внесении изменения в Положение об организации пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок на территории АДРЕС», утвержденное постановлением администрации города от ДАТА N 1411. Пункт 1.1 данного положения изложен в следующей редакции:
«Настоящее Положение об организации пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок на территории АДРЕС (далее – Положение) определяет порядок и условия осуществления пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам, которые полностью или частично оплачиваются за счёт средств бюджета АДРЕС или местного бюджета (далее – пассажирские перевозки) на территории АДРЕС, осуществления качества контроля за качеством обслуживания населения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, работающими в системе пассажирских перевозок АДРЕС».
С учётом внесенных в оспариваемое Положение изменений представитель административного истца ФИО2 окончательно просил суд исключить пункт 1.1 данного Положения, как противоречащий требованиям Закона N 220-ФЗ и ущемляющий права перевозчиков, а пункт 6.14 признать не действующим, поскольку данный пункт не соответствует требованиям ст. 39 Закона N 220-ФЗ и п. 5 ст. 447 ГК РФ.
В судебном заседании представители административного истца ФИО2 и ФИО4, действующая на основании доверенности, заявленные административные исковые требования поддержали и просили удовлетворить их. Из пояснений данных представителей следует, что ООО «ФИО11» осуществляло регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам, поскольку плата за проезд была установлена самим перевозчиком ниже, чем стоимость, указанная в тарифах, установленных администрацией АДРЕС. Кроме того, перевозки, которые осуществляло ООО «ФИО12», не оплачивались за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, возмещение перевозчику недополученных доходов в связи с перевозкой граждан льготной категории производилось в соответствии с договором о возмещении расходов, связанных с предоставлением льготного проезда на общественном транспорте. Данное обстоятельство, по мнению представителей административного истца, также свидетельствует о том, что ООО «ФИО13» осуществляло регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам. Следовательно, орган местного самоуправления по окончании срока действия договора на осуществление перевозок должен был выдать административному истцу в соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 39 Закона N 220-ФЗ свидетельство об осуществлении регулярных перевозок и новую карту маршрута регулярных перевозок. Однако, администрацией АДРЕС был сделан неправильный вывод о видах перевозок и в соответствии с оспариваемым Положением в безусловном порядке проведен конкурс, что свидетельствует о несоответствии оспариваемых пунктов Положения требованиям законодательства Российской Федерации.
Представитель административного ответчика, администрации АДРЕС, по доверенности ФИО3 в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований ООО «ФИО14» по основаниям, изложенным в возражениях на административный иск. Также она пояснила, что до внесения изменений в Положение «Об организации пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок на территории АДРЕС» действовал порядок, при котором орган местного самоуправления мог заключить договор на осуществление пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок на территории города по результатам проведенного конкурса по отбору перевозчиков, обеспечивающих лучшие условия перевозки пассажиров. Введение в действие статьи 39 Закона N220-ФЗ, обязывающей заключать договоры на осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам в порядке действовавшем до дня официального опубликования настоящего Закона, и результаты мониторинга антикоррупционного законодательства повлекли необходимость исключения из вышеуказанного Положения коррупционной составляющей. В связи с этим администрацией города было вынесено постановление N №_________, которым в Положение были внесены изменения, обязывающие организатора пассажирских перевозок обязательное проведение конкурса по отбору перевозчиков. Последующие изменения Положения были связаны с приведением используемых терминов в соответствие с Законом N 220-ФЗ, уточнением полномочий органа местного самоуправления по организации регулярных пассажирских перевозок и правоотношений, на которые распространяется действие данного Положения. Таким образом, оснований считать, что оно противоречит действующему законодательству не имеется, а доводы представителей административного истца основаны на неправильном толковании данного законодательства.
Прокурор ФИО5 в судебном заседании пояснил, что прокуратурой АДРЕС проведена проверка соответствия вышеуказанного Положения действующему законодательству и внесен соответствующий протест от ДАТА, на основании которого в оспариваемый акт внесены соответствующие изменения. Положение в новой редакции действующему законодательству не противоречит, в связи с чем административный иск ООО «ФИО15» не подлежит удовлетворению.
Учитывая позиции лиц, участвующих в деле, изучив материалы настоящего административного дела, суд пришёл к выводу, что в удовлетворении административного иска ООО «ФИО16» следует отказать.
На основании ч. 4 ст. 52 Устава АДРЕС, утвержденного решением Котовского городского Совета народных депутатов АДРЕС от ДАТА N №_________, глава города в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами АДРЕС, настоящим Уставом, нормативными правовыми актами городского Совета, издает постановления администрации города по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами АДРЕС, а также распоряжения администрации города по вопросам организации работы администрации города.
В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 16 Федерального закона от ДАТА N131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа отнесены к вопросам местного значения городского округа.
С учётом указанных выше норм постановление администрации АДРЕС от ДАТА N №_________, которым утверждено оспариваемое Положение об организации пассажирских перевозок на территории АДРЕС вынесено на законных основаниях лицом, имеющим полномочия на принятие нормативных правовых актов. Форма, вид и процедура принятия данного акта соответствуют установленным требованиям. Правила введения оспариваемого нормативного правового акта в действие соблюдены, и оно размещено в соответствии с ч. 4 ст. 54 Устава АДРЕС на сайте сетевого издания «ТОПАДРЕС портал» в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.top68.ru).
Постановлениями администрации АДРЕС от ДАТА N №_________, от ДАТА N №_________ и от ДАТА N1854 в оспариваемое Положение были внесены изменения и дополнения. Данные постановления также вынесены уполномоченным лицом, их форма, вид, процедура принятия, правила введения в действия соответствуют установленным требованиям.
Согласно пункту 1.1 указанного Положения оно определяет порядок и условия осуществления пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
Суд не согласился с мнением представителей административного истца о том, что данный пункт противоречит требованиям Закона N 220-ФЗ.
В соответствии с ч. 9 ст. 39 Закона N 220-ФЗ регулярные перевозки, частично или полностью оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, осуществляются в порядке, действовавшем до дня официального опубликования настоящего Федерального закона, в течение срока, по окончании которого в соответствии с графиком, предусмотренным документом планирования регулярных перевозок, в отношении данных перевозок должен быть заключен государственный или муниципальный контракт. Указанный срок не может превышать пять лет со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.. .
ДАТА администрацией АДРЕС вынесено постановление N №_________ «Об утверждении реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок по городу АДРЕС по состоянию на ДАТА.». Согласно данному реестру в городе Котовске организованы регулярные перевозки по четырем маршрутам и указан вид перевозок на каждом из этих маршрутов – по регулируемым тарифам.
Указанное постановление введено в действие и никем не оспорено.
Таким образом, регулярные перевозки в городе Котовске законно осуществляются в порядке, установленном оспариваемым Положением.
То обстоятельство, что настоящее Положение регулирует организацию регулярных перевозок только по регулируемым тарифам обусловлено отсутствием в городе Котовске маршрутов перевозок по нерегулируемым тарифам. Данное обстоятельство не может свидетельствовать о том, что Положение противоречит требованиям Закона N 220-ФЗ.
В соответствии с п. 6.3 Положения договор на осуществление пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок на территории АДРЕС заключается по результатам конкурса, который проводится в целях отбора перевозчиков, обеспечивающих лучшие условия перевозки пассажиров и багажа.
Согласно п. 6.14 Положения договор заключается с победителем конкурса. В случае, если на участие в конкурсе подана одна заявка, то договор заключается с единственным участником конкурса. Договор заключается сроком на три года.
Установленный данными нормами порядок заключения договоров на осуществление пассажирских перевозок по маршрутам по регулируемым тарифам не противоречит ст. 39 Закона N 220-ФЗ, поскольку данные перевозки осуществляются по регулируемым тарифам. Обязательное проведение конкурса соответствует требованиям антимонопольного, антикоррупционного законодательства и законодательства о контрактной системе.
При этом суд согласился с позицией представителя административного ответчика, изложенной в одном из отзывов на административный иск ООО «ФИО17», согласно которой статья 447 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) не содержит запрета на заключение договора с единственным участником конкурса, признанного несостоявшимся по тому основанию, что в конкурсе участвовал только один участник. Размещение информации о проведении конкурса на официальном сайте администрации города в сети Интернет является публичной офертой по смыслу ст. 437 ГК РФ. При этом подача заявки на участие в торгах является акцептом оферты в соответствии со ст. 438 ГК РФ. Поскольку подача единственным заявителем заявки на участие в торгах является акцептом оферты, то организатор торгов обязан заключить договор с данным участником торгов (п. 2 ст. 432 ГК РФ).
Тем самым, оспариваемый пункт 6.14 Положения не противоречит действующему законодательству.
С учётом изложенного суд пришёл к выводу, что оспариваемыми пунктами Положения права, свободы и законные интересы не нарушены.
ООО «ФИО18» было уведомлено администрацией АДРЕС о том, что с учётом внесенных в Положение изменений от ДАТА договор на осуществление пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок на территории АДРЕС будет заключен по результатам конкурса, объявленного ДАТА Административный истец не был лишен возможности участия в данном конкурсе.
По мнению суда, доводы административного истца фактически сводятся к несогласию с решением административного ответчика определить вид маршрутов регулярных перевозок - по регулируемым тарифам. Представители административного истца полагают, что ООО «ФИО19» осуществляло перевозки по нерегулируемым тарифам, поэтому правоотношения между органом местного самоуправления и данным перевозчиком должны регулироваться нормами, устанавливающими порядок организации перевозок по нерегулируемым тарифам.
Однако, суд пришёл к выводу, что непринятие органом местного самоуправления нормативного правового акта, регулирующего порядок организации перевозок по маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам не является основанием для признания Положения не соответствующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
При таких обстоятельствах административный иск ООО «ФИО20» не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 215 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований общества с ограниченной ответственностью «ФИО21» отказать.
Настоящее решение или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления, в котором были опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд через Котовский городской суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья П.С. Толмачев
Мотивированное решение составлено ДАТА.
Судья П.С. Толмачев