ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-584/16 от 16.08.2016 Каякентского районного суда (Республика Дагестан)

Адм.дело №2а-584/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 августа 2016г. с. Новокаякент

Каякентский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Гаджимурадова М.М., с участием административного истца помощника прокурора Каякентского района Гамзатова Р.Ю., административного ответчика главы МО «село Капкаякент» Амирова М.З., при секретаре Байрамбековой Н.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в селении Новокаякент административное дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора Каякентского района Макашерипова Д.М. в интересах МО «село Капкаякент» Каякентского района и неопределенного круга лиц к администрации МР «Каякентский район» и администрации МО «село Капкаякент» о признании бездействия администрации МО «село Капкаякент» Каякентского района РД в части не принятия мер по разработке паспорта безопасности территории МО «село Капкаякент» и обязать МО «село Капкаякент» разработать паспорт безопасности территории муниципального образования,

у с т а н о в и л:

И.о. прокурора Каякентского района Макашерипов Д.М. обратился в суд в интересах МО «село Капкаякент» Каякентского района и неопределенного круга лиц к администрации МР «Каякентский район» и администрации МО «село Капкаякент» о признании бездействия МО «село Капкаякент» Каякентского района РД в части не принятия мер по разработке паспорта безопасности территории МО «село Капкаякент» и обязать МО «село Капкаякент» разработать паспорт безопасности территории муниципального образования.

В судебном заседании помощник прокурора Каякентского района Гамзатов Р.Ю., требования, изложенные в административном исковом заявлении поддержал в полном объеме и суду пояснил, что проведенной прокуратурой Каякентского района РД в соответствии с приказами Генпрокуратуры РФ №362 от 19.11.2009 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремисткой деятельности» и № 339 от 22.10.2009 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму» и в рамках установлено, что в рамках указанной проверки выявлены нарушения требований законодательства о защите территории и населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также террористических проявлений, в частности установлено, что у муниципального образования «село Капкаякент» Каякентского района РД отсутствует паспорт безопасности территории муниципального образования.

Согласно пунктов 7.1, 8, 23 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения, числе других полномочий отнесено: - а) участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения; - б) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; - в) организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии с ч.3 ст. 14 и ч.2 ст. 14.1 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указанные полномочия (кроме вопросов указанных в пункте «в») могут быть отнесены и к полномочиям сельских поселений, если это предусмотрено федеральными законами и законами субъекта РФ.

Участие сельских поселений в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения предусмотрены Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Законом Республики Дагестан от 19.10.2001 N 34 (ред. от 07.12.2015) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

В соответствии ст. 11 ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и ст. 11 Закона РД "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы местного самоуправления самостоятельно: -осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в указанных ситуациях; -принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение; -осуществляют информирование населения о чрезвычайных ситуациях; -осуществляют финансирование мероприятий по предупреждению и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Согласно ст. 7 Закона РД "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" разработка и обеспечение реализации нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций относится к основным принципам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

При решении задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, а также при осуществлении мер информационной поддержки принятия решений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций устанавливаются разные уровни реагирования.

В соответствии со ст. 4.1 Закона РД "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" местный уровень реагирования устанавливается решением главы поселения при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций и органов местного самоуправления, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает территорию одного поселения.

К вопросам местного значения муниципального района, согласно ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относятся: - участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района; - организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Типовой паспорт безопасности территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования разработан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий".

Паспорт безопасности территории муниципального образования формируется в целях определения показателей степени риска чрезвычайных ситуаций, оценки возможных последствий чрезвычайных ситуаций, оценки состояния работ территориальных органов по предупреждению чрезвычайных ситуаций, разработки мероприятий по снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций, а также террористических проявлений на территории муниципального образования.

Типовой паспорт безопасности территории муниципального образования утвержден приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 25.10.2004 №484 «Об утверждении типового паспорта безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

В соответствии с п.п.2 и 4 Типового паспорта безопасности, утвержденного вышеуказанным Приказом, разработка типового паспорта безопасности территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования организуется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Согласно п.7 Типового паспорта паспорт безопасности территории муниципального образования разрабатывается в двух экземплярах.

Первый экземпляр паспорта безопасности территории муниципального образования остается в исполнительном органе власти муниципального образования.

Второй экземпляр паспорта безопасности территории муниципального образования представляется в Главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации, в состав которого входит муниципальное образование.

Бездействие администрации МО «село Капкаякент» в разработке паспорта безопасности территории муниципального образования может привести к увеличению объема негативных последствий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и террористических проявлений, следовательно, жизнь и здоровье граждан поселения будут поставлены под угрозу.

Указанные бездействия затрагивают интересы муниципального образования, поскольку ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением, государством, физическими и юридическими лицами является одним из основополагающих принципов функционирования местного самоуправления. Этот принцип призван обеспечить: 1) эффективность осуществления вопросов местного значения, отнесенных к ведению муниципальных образований; 2) учет и защиту интересов населения муниципального образования, физических и юридических лиц в деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц;

Просит удовлетворить исковые требования, признать бездействие администрации МО «село Капкаякент» Каякентского района РД в части не принятия мер по разработке паспорта безопасности территории МО «село Капкаякент» и обязать МО «село Капкаякент» разработать паспорт безопасности территории муниципального образования, в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.

Административный ответчик глава администрации МО «село Капкаякент» Амиров М.З. исковые требования признал частично, и суду пояснил, что в части бездействия администрации МО «село Капкаякент» по не принятию мер по разработке Паспорта безопасности территории МО «село Капкаякент» не признает, поскольку им приняты меры по разработке Паспорта и оно находится на стадии завершения, и представил суду недоработанный паспорт муниципального образования «село Капкаякент».

Представитель административного ������������������������������������������������������������������������?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�???????????????????????????????��???

Из представленной ими справки следует, что у муниципального образования «село Капкаякент» Каякентского района РД отсутствует паспорт безопасности территории муниципального образования.

Участие сельских поселений в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения предусмотрены Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Законом Республики Дагестан от 19.10.2001 N 34 (ред. от 07.12.2015) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

В соответствии ст. 11 ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и ст. 11 Закона РД "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы местного самоуправления самостоятельно: -осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в указанных ситуациях; - принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение; -осуществляют информирование населения о чрезвычайных ситуациях; -осуществляют финансирование мероприятий по предупреждению и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Изучив письменные материалы дела, заслушав объяснения прокурора и административного ответчика, суд считает необходимым удовлетворить частично исковые требования прокурора по следующим основаниям.

Согласно пунктов 7.1, 8, 23 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения, числе других полномочий отнесено: - а) участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения; - б) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; - в) организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии с ч.3 ст. 14 и ч.2 ст. 14.1 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указанные полномочия (кроме вопросов указанных в пункте «в») могут быть отнесены и к полномочиям сельских поселений, если это предусмотрено федеральными законами и законами субъекта РФ.

Доводы истца о том, что у муниципального образования «село Капкаякент» Каякентского района РД отсутствует паспорт безопасности территории муниципального образования, подтвердились материалами дела и не опровергаются самим ответчиком главой МО «село Капкаякент» Кубатовым Н.

В соответствии со ст. 4.1 Закона РД "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" местный уровень реагирования устанавливается решением главы поселения при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций и органов местного самоуправления, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает территорию одного поселения.

Данные нормы закона администрацией МО «село Капкаякент» нарушены, поскольку не приняты меры по разработке паспорта безопасности территории МО.

К вопросам местного значения муниципального района, согласно ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относятся: - участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района; - организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Типовой паспорт безопасности территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования разработан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий".

Паспорт безопасности территории муниципального образования формируется в целях определения показателей степени риска чрезвычайных ситуаций, оценки возможных последствий чрезвычайных ситуаций, оценки состояния работ территориальных органов по предупреждению чрезвычайных ситуаций, разработки мероприятий по снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций, а также террористических проявлений на территории муниципального образования.

Типовой паспорт безопасности территории муниципального образования утвержден приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 25.10.2004 №484 «Об утверждении типового паспорта безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

В соответствии с п.п.2 и 4 Типового паспорта безопасности, утвержденного вышеуказанным Приказом, разработка типового паспорта безопасности территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования организуется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Согласно п.7 Типового паспорта паспорт безопасности территории муниципального образования разрабатывается в двух экземплярах.

Первый экземпляр паспорта безопасности территории муниципального образования остается в исполнительном органе власти муниципального образования. Второй экземпляр паспорта безопасности территории муниципального образования представляется в Главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации, в состав которого входит муниципальное образование.

В судебном заседании ответчик глава МО «село Капкаякент» Амиров М.З. пояснил, что в части бездействия администрации МО «село Капкаякент» по не принятию мер по разработке Паспорта безопасности территории МО «село Капкаякент» не признает, поскольку им приняты меры по разработке Паспорта и оно находится на стадии завершения, и представил суду недоработанный паспорт муниципального образования «село Капкаякент».

Из исследованного в судебном заседании паспорта администрации МО «село Капкаякент», сельское поселение с.Капкаякент МР «Каякентский район» 2014г. следует, что он не доработан и находится на стадии завершения.

Таким образом, бездействие администрации МО «село Капкаякент» в разработке паспорта безопасности территории муниципального образования может привести к увеличению объема негативных последствий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и террористических проявлений, следовательно, жизнь и здоровье граждан поселения будут поставлены под угрозу.

Поскольку администрацией МО «село Капкаякент» приняты меры по разработке паспорта безопасности территории МО «село Капкаякент», что подтверждается представленным ответчиком, недоработанным Паспортом, то суд считает, что исковые требования в части признания бездействия администрации МО «село Капкаякент» Каякентского района РД в части не принятия мер по разработке паспорта безопасности территории МО «село Капкаякент» подлежит отказу.

Согласно 4.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно п.3 ст.35 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если того требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление и.о. прокурора Каякентского района Макашерипова Д.М. в интересах МО «село Капкаякент» Каякентского района и неопределенного круга лиц к администрации МР «Каякентский район» и администрации МО «село Капкаякент» о признании бездействия администрации МО «село Капкаякент» Каякентского района РД в части не принятия мер по разработке паспорта безопасности территории МО «село Капкаякент» и обязать МО «село Капкаякент» разработать паспорт безопасности территории муниципального образования подлежит частичному удовлетворению.

Исходя из вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.174-179 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

Административные исковые требования и.о. прокурора Каякентского района РД Макашерипова Д.М. в интересах МО «село Капкаякент» Каякентского района и неопределенного круга лиц к административным ответчикам к администрации МР «Каякентский район» и администрации МО «село Капкаякент» Каякентского района РД удовлетворить частично.

Обязать администрации муниципального образования «село Капкаякент» Каякентского района РД разработать паспорт безопасности территории муниципального образования, в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.

Исковые требования в части о признании бездействия администрации муниципального образования «село Капкаякент» Каякентского района РД, по не принятия мер по разработке паспорта безопасности территории МО «село Капкаякент» отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Верховный суд РД в течения месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через районный суд.

Судья М.М. Гаджимурадов